Баянаул – Чимкент. История откочевщика

Кайрат Есжанов

Семейная история уроженцев Баянаула Павлодарской области, которые в начале 70-х годов прошлого века совершили «откочевку» и переехали на ПМЖ из Западно-Сибирского региона на юг Казахстана, в город Чимкент (Шымкент). Перемена места жительства из родного Севера на неизведанный Юг нашей страны явилась для них чрезвычайным событием, как бегство казахов в 20-е и 30-е годы прошлого века от большевистской коллективизации-конфискации в Китай и Афганистан.В те годы их называли «откочевщиками».

Оглавление

Экологическая глава

«Берегите природу — мать вашу!»

Советский лозунг

Вследствие неблагоприятных факторов антропогенного характера — демографического роста населения поселка, потребительского его отношения к природе, массового нашествия полчищ «диких туристов» из городов и всеобщего варварского поведения на отдыхе, чистые некогда озера, как и вся природа Баянаула оказались на грани катастрофы. Кругом, куда ни глянь — кучи навоза, зола из печей, остовы сельхозтехники, проржавевшие кабины, мосты и рамы грузовиков, рессоры, диски колес, негодные аккумуляторы и изношенные автопокрышки, да другой хлам, бездумно выброшенный между скал, среди деревьев и кустарников.

В сухой летний сезон часто происходили большие пожары в степи, в горах и лесах. Пожары были самым страшным и губительным стихийным бедствием, которое ликвидировали чрезвычайными мерами с привлечением армейских частей. Году в две тысячи третьем, летом, я стал свидетелем пожара в родном Баянауле. Горела степь, горели горы и леса. После проведенного поминального обеда-ас в память предков, мы отдыхали вечером на Жасыбае в пансионате «Связист». Вершины окружающих гор по всему хребту пылали в огне. На фоне ночного небосклона огни пожара были похожи на веселую иллюминацию. Массы отдыхающих беспечно разгуливали, ели-пили в кафешках, молодежь бездумно резвилась на танцплощадках, как ни в чем ни бывало. Утром, позавтракав, мы отправились на озеро. Вдруг видим — у дороги группка людей отчаянно борется с огнем. Трое измученных парней-лесников и две молодые русские женщины в купальниках сбивают огонь с деревьев и кустарников. Я не выдержал и бросился на помощь. Выломав зеленую березовую ветку, стал сбивать пламя с большого кустарника тобылғы8. Молодые русские женщины, размахивая ветками, сердито кричали: «Мы такие же отдыхающие, как и вы! Почему никто не помогает тушить пожар?!» Свои слова они энергично перемежали ненормативной лексикой. Оказалось, что молодухи были полицейскими, приехавшими на отдых из Экибастуза. Я впервые испытал труд огнеборца при лесном пожаре. Силы наши были неравны: пламя грозило опалить, пот заливал глаза, удушливый дым бил в лицо. Провозившись с полчаса и, выбившись из сил, я позорно ретировался с поля сражения. После я спросил брата Қаиркеша, проживающего в Баянауле, как мог наш народ так преступно-равнодушно смотреть на стихийное бедствие? Он ответил просто: «Люди сказали: „Эта земля уже не наша. Пусть тушит пожар тот, то ее продал, и кто ее купил“». Я ужаснулся и спросил себя: «Если завтра нагрянет враг — кто будет защищать нашу землю?..» Так-то вот…

Слава аллаху, что в 1985 году стараниями просвещенных и здравомыслящих людей, граждан и патриотов своего края, был создан национальный природный Парк Баянауыл. Он стал первым подобным природоохранным объектом в Республике Казахстан. Благодаря деятельности администрации парка, вдохновляемой главным защитником природы — первым руководителем районного комитета экологического контроля Кузековым Мубараком Нығметұлы, был поставлен надежный заслон браконьерской охоте, бесконтрольной вырубке лесов и массовому загрязнению курортной зоны. Руководители многочисленных пансионатов, туристической базы, привыкшие безнаказанно производить выбросы сточных вод и бытового мусора прямо в чистые озера и леса Баянаула, сразу ощутили жесткую руку непреклонного защитника родной природы. Пансионаты на берегу озер Сабындыколь и Жасыбай принадлежали заводам-гигантам (Алюминиевый и Ферросплавный); администрации этих предприятий уверовали в свою безнаказанность, привыкли к потребительскому отношению к природе и высокомерно смотрели на местную районную власть Баянаула. И когда в начале курортного сезона приходила пора подписывать акт приемки в эксплуатацию пансионатов у Кузекова Мубарака, то им приходилось здорово попотеть, выполняя в авральном режиме требования к очистным сооружениям, и спешно приводить в порядок окружающую территорию, собирать и вывозить мусорные завалы.

И природа родного края облегченно вздохнула, перевела дыхание и стала понемногу возрождаться. Когда я приехал в начале 2000-х годов в родные степи, то был приятно удивлен и безмерно рад зрелищу, открывшемуся мне из окна автомашины. Вдоль дороги, в густой траве, нежась на солнышке, лениво возлежали семейства сурков, грея толстые бока. В прибрежной полосе у камыша преспокойно плавали с гоготом стаи диких гусей, уток и чомг с выводками птенцов. В небе парили белокрылые чайки, оглашая водный простор пронзительными криками. Безмятежность и покой воцарились в родных просторах Баянаула.

Родственники поведали мне, что теперь не представляется никакой возможности произвести порубку в родном лесу: «Ты только в лес с топором, а из леса на тебя — лесник с ружьем!» — С восторгом говаривали они.

Примечания

8

Таволга

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я