Шри Кундалини-шакти – змеиная сила

Йадатор Суббарая Шарма, 1992

Данная книга представляет шактистские философию, систему символизма и йогические практики, используемые в некоторых линиях адвайта-веданты. Мы привыкли ассоциировать шактизм – особенно кундалини-шакти, чакры и нади – с тантрой, натхами, хатхайогой и т. п. относительно поздними направлениями индуизма, но, как убедительно показывает автор настоящей книги, и шактизм в целом, и понятие кундалини-шакти, и даже йогические практики её пробуждения представлены уже в Ведах и их философских приложениях – упанишадах и араньяках. В частности, и шактизм адвайта-веданты отнюдь не ограничивается Саундарья-лахари Шанкары. Настоящая книга претендует на описание этой древней ведической системы, включая различные йогические техники – асаны, бандхи, мудры, пранаямы и, наконец, медитацию. В подтверждение своих слов автор цитирует многочисленные источники, прежде всего упанишады и сочинения Шанкарачарьи. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Глава 2

Вселенское существование

Сравнение шести чакр человеческого тела и шести главных центров Вселенной

Яджур-веда61

Вышеприведенная диаграмма хам-са62 (см. диаграмму 1) передаёт суть Вселенной, раскрываемую в её существовании. Слог ха63 эквивалентен Шиве, слог са64 — Шакти. Анусвара или бинду (в форме яйца), касающаяся ха и са, символизирует Вселенную. Вселенная была бинду (мельчайший квант энергии) в слоге ом (Высшей Сущности) в качестве силы-семени Вселенной. Ха — Шива (Ишвара) вверху диаграммы рассматривается как мужское. Са — Шакти (Ишвари) внизу рассматривается как женское. Имеющая форму яйца Вселенная находится в равновесии между Ишварой и Ишвари. Вселенная несёт энергию, содержащуюся в ха и са. Притяжение вверх со стороны ха и притяжение вниз со стороны са, означающее притяжение мужским принципом женского и притяжение женским — мужского, приводит к производству потомства.

Как родители заботятся о своих детях, так и Шива с Шакти поддерживают созданную ими Вселенную и защищают её, пока она существует, своим взаимным притяжением. Притяжение вверх со стороны ха и притяжение вниз со стороны са, складываясь друг с другом, поддерживают движение Солнца, Луны, планет, звёзд и Земли по их орбитам.

Следующие цитаты подтверждают сказанное выше.

Тришати-бхашья 65 Шри Шанкарачарьи66:

Ха представляет Ишвару Чайтанью.

Упанишады гласят:

Ха Шиваха.

Нрисимха-тапани-упанишада67 и Пашупата-упанишада68:

Хамса сам — Высшее. Нет никакой разницы между ом и хамса.

Также Шри Шанкарачарья говорит в Тришати-бхашья:

Бинду есть Вселенная, содержащая все энергии.

Сита-упанишада69 учит:

«Са представляет Ишвари-шакти, Змею.» Са или Ишваришакти идентична Кундалини-шакти (Змеиной Силе)70.

Диаграмма 2: Треугольная сила звёзд (мула-трикона-шакти) поддерживает Вселенную. Надпись в центре: Созвездия Вселенной. Надписи по кругу — санскритские и европейские названия 12 созвездий солнечного зодиака, которые Солнце (при наблюдении с Земли) обходит в течение суток и в течение года (при наблюдении в фиксированное время суток) — раши (санскр. रश rāśi — буквально «куча», «множество»), образующие раши-чакру (санскр. रशचकrāśicakra — «колесо раши», «круг солнечного зодиака»):

1. Меша (санскр. मष meṣa — «баран») — Овен.

2. Вришабха (санскр. वषभ vṛṣabha — «бык») — Телец.

3. Митхуна (санскр. मिथुन mithuna — «близнецы», «пара») — Близнецы.

4. Карка (санскр. कर्क karka — «краб») — Рак.

5. Симха (санскр. सिंह siṃha — «лев») — Лев.

6. Канья (санскр. कन्या kanyā — «дева») — Дева.

7. Тула (санскр. तुल tula или तुत tulā — «весы») — Весы.

8. Вришчика (санскр. वृश्चिक vṛścika — «скорпион») — Скорпион.

9. Дхану (санскр. धनु dhanu — «лук») — Стрелец.

10. Макара (санскр. मकर makara — «Макара» — морское чудовище с головой козы и рыбьим хвостом, иногда смешиваемое с крокодилом, акулой или дельфином) — Козерог.

11. Кумбха (санскр. कुम्भ kumbha — «кувшин») — Водолей.

12. Мина (санскр. मीन mīna — «рыба») — Рыбы.

Внешняя окружность космоса состоит из двенадцати созвездий, которые распределены между Солнцем, Луной, Марсом, Меркурием, Юпитером, Венерой и Сатурном. Основаниями этих созвездий служат 27 звёзд, начиная с Ашвини71.

Выше дана диаграмма, показывающая эти звёзды, поддерживающие Вселенную своей треугольной силой (мула-триконашакти)72 (см. диаграмму 2). Планеты движутся по орбитам этих звёзд и соответствуют Сапта-Матрика73 (Семи Матерям, а именно: Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Индрани, Чамунда) как частям Пара-шакти. Эти планеты, будучи божественного происхождения, представляют собой чистую саттву; Раху74 и Кету75 (лунные узлы) образованы раджасом и тамасом, имея, таким образом, демоническое происхождение. Планеты движутся через созвездия по часовой стрелке, лунные узлы — против76. Эти движения производят гравитационные силы, определяющие пути планет. Гравитация — результат направленного вверх притяжения со стороны слога ха, направленного вниз притяжения со стороны слога са и движений планет, вращающихся по или против часовой стрелки. Это удерживает мир в устойчивом движении, так что ни что не может развалить его до окончательно растворения.

Мнение некоторых современных людей, что Солнце находится в центре мира и неподвижно, не выдерживает критики. В действительности Солнце также много движется, и проходя по 12 зодиакальным созвездиям, получает 12 разных имён, а именно:

Митра, Рави, Сурья, Бхану, Кхага, Пуша, Хираньягарбха, Маричи, Адитья, Савитар, Арка, Бхаскара.

Они называются Двенадцатью Адитьями77 и указывают на характерные особенности каждого из зодиакальных созвездий. Так же и Луна путешествует по 27 звёздам78 небесного свода, получая их имена. Остальные планеты также проходят по этим звёздам, хотя и не изменяя своих названий. Поскольку только Луна получает имена этих звёзд, её79 называют их царём (или мужем)80. Солнце, Луна и звёзды — не инертные мёртвые тела, а полные жизни существа. Всё сказанное подтверждается авторитетом Вед, так что нет никакого сомнения, что такая картина допустима.81 Перейдём теперь к рассмотрению собственно космических центров и центров человека.

Упанишада гласит:

Brahmandanchaiva Pindandam

Всё, что содержится в макрокосме, содержится и в человеческом теле (микрокосме).

Поэтому будем давать очерк как того, так и другого, отмечая кардинальные точки для сравнения. В макрокосме действуют шесть факторов, и седьмой формирует Высшее. То же самое в человеческом теле: имеются шесть основных центров (шат-чакра) 82 и седьмой (сахасрара) — высший 83.

Всё существенное о шести центрах макрокосма и микрокосма объясняется ниже; из их сравнения мы сможем получить более ценную информацию, чем из рассмотрения каждого в отдельности.

1. Семь Матерей

Высшая сила, Пара-шакти, разделяется на семь т. н. Материнских Сил или Сил-Матерей84, а именно: Брахми85, Махешвари86, Каумари84, Вайшнави88, Варахи89, Индрани90 и Чамунда91, пронизывая Вселенную и манифестируя себя во всех тех формах, которые здесь описываются. Следующий текст из Тайттирия-шрути92 подтверждает вселенский масштаб семи Материнских Сил:

Пара-шакти, Высшая Сущность, разделяется на семь СилМатерей и в форме семи сил пронизывает всю Вселенную.

Итак, мы назвали имена Семи Матерей. Теперь перейдём к их проявлениям во Вселенной.

2. Панча-бхута (пять элементов)

Первичный источник происхождения пяти элементов — Высшее (Пара-Брахма), создаваемый силой Брахми, вторичный — Ишвара и Ишвари, производимые Махешвари. Акаша93 (эфир, пространство) — проявление Каумари, вайю 94 (воздух, ветер) — Вайшнави, агни 95 (огонь), апа 96 (вода) и притхви 97 (земля) — Варахи, Индрани и Чамунды соответственно. Аналогично, в человеческом теле есть Высшее, Ишвара и пять элементов.

3. Шесть чакр или лотосов

Пяти элементам в человеческом теле соответствуют шесть чакр и сушумна-нади 98 в спинном мозгу. Лотос сахасрары — обитель Ишвары и Ишвари, пребывающих в блаженном состоянии кала 99 (состояние чистой энергии). Вишуддха-чакра является центром акаши (элемента пространства), анахата — вайю (элемента воздуха), манипура — агни (элемента огня), свадхиштхана — апа (элемента воды), муладхара — притхви (элемента земли). Сущность шестёрки чакр проявляется также во всей Вселенной. Не следует думать, что чакры и сушумнанади — часть грубого физического тела. Упанишада авторитетно заявляет:

Все чакры и сушумна-нади существуют в форме энергии в тонком теле.

4. Области действия Семи Материнских Сил

Брахми — высшая сила и пронизывает всё в бесконечном пространстве. В человеческом теле месту этой высшей силы соответствует сахасрара, расположенная в головном мозгу.

Отсюда Брахми распространяется повсюду до муладхарачакры включительно. Она всё пронизывает и управляет всеми чакрами.

Махешвари тоже является частью высшей силы. Она разворачивается из высшей силы, когда та распространяется до муладхары и возвращается в аджню и здесь задерживается.

Область действия Махешвари распространяется на все чакры, начиная с аджни, т. е. на все чакры, кроме сахасрары.

Каумари тоже представляет собой высшую силу. Это та часть высшей силы, которая распространилась из сахасрары на все чакры, включая муладхару, повернула обратно и дошла до вишуддха-чакры. Её юрисдикция простирается от вишуддхи, где она имеет свой центр, на все нижележащие чакры, но не захватывает находящихся выше — сахасрары и аджни.

Вайшнави — всё та же высшая сила — та её часть, которая развернулась из сахасрары до муладхары и отхлынула в обратном направлении до анахата-чакры. Её область — от анахаты до муладхары включительно, чакры же выше анахаты ей не подчиняется.

Высшей силой является и Варахи. Это часть высшей силы, распространившейся на все чакры из сахасрары, и затем поднявшейся обратно до манипуры. Аналогично остальным Материнским Силам, Варахи-шакти управляет манипурой и всем, что находится ниже, но не имеет власти над областью выше своего обиталища.

Индрани тоже представляет собой не что иное, как высшую силу. Выйдя из тысячелепесткового лотоса, она распространилась на все ниже расположенные чакры, а обратно дошла лишь до свадхиштхана-чакры. Соответственно, она действует в области двух нижних чакр — свадхиштханы и муладхары.

Наконец, Чамунда есть также часть исходной высшей силы.

Это та высшая сила, которая, распространившись из сахасрары до муладхара-чакры, там и остановилась, не поднимаясь обратно. В её юрисдикции находится одна лишь эта чакра.

Действие каждой из Сил-Матерей, кроме Брахми, ограничено определённой областью для возможности существования Вселенной и живых существ. Только при последнем растворении все семь сил движутся вверх, возвращаясь к Высшему.

Поскольку все семь Материнских Сил действуют только в самой нижней чакре — муладхаре, Шри Чамундешвари100 — это вират-сварупа 101.

5. Семь миров

Бхуху, бхуваха, суваха, махаха, джанаха, тапаха, сатьям102 — семь вьяхрити в Ведах 103. Бхуху соответствует элементу земли, бхуваха — элементу воды, суваха — элементу огня, махаха — элементу воздуха, джанаха — элементу эфира (акаша), тапаха — кала104 (энергии), сатьям — Высшему.

Бху-лока — это мир земли, Бхувар-лока — мир воды, Сварлока — мир тепла, Махар-лока — мир воздуха, Джана-лока — мир эфира, обитель дэвов (богов), Тапо-лока — мир кала (энергии), обитель Ишвары и Ишвари. Сатья-лока представляет собой бесконечное пространство Высшего.

У Бхуху пять лиц, что символизирует наличие у Материнской Силы в форме земли пяти аспектов. Земля включает в себя все пять первоэлементов: собственно землю, воду, тепло (огонь), ветер (воздух) и пространство (эфир). Бхуваха — вода — имеет четыре лица, что означает наличие в ней четырех первоэлементов: собственно воды, огня, воздуха и эфира.

Суваха, соответствующая огню, трёхлика: собственно огонь, воздух и эфир. Махаха — элемент воздуха — имеет ещё на одно лицо меньше: собственно воздух и эфир. Наконец, Джанаха обладает всего одним лицом-аспектом: эфир является простейшим первоэлементом, составляющим остальные четыре, но состоящим лишь из себя самого. Тапаха, представляющая кала, т. е. энергию, имеет шесть лиц: аспект собственно энергии плюс аспекты пяти первоэлементов.

Сатьям, означающий Высшее, проявляет все лица всех остальных вьяхрити, включая в себя все возможные аспекты.

6. Санскритские буквы, соответствующие лепесткам семи лотосов-чакр 105 и соответствие чакр музыкальным нотам 106

Сахасрара (высший центр) имеет бесконечное число лепестков. Этому лотосу соответствует нота шаджа (Sa)107, которая представляет Высшее в традиционной индийской музыкальной гамме.

Аджна-чакра имеет два лепестка, соответствующих санскритским буквам ха и кша108. Из семи нот октавы с ней соотносится нота ришабха (Ri)109.

У вишуддха-чакры шестнадцать лепестков, находящихся в соответствии с шестнадцатью буквами: короткая a, долгая а, короткая и, долгая и, короткая у, долгая у, короткая гласная ри, долгая гласная ри, короткая гласная лри, долгая гласная лри, е, аи, о, ау, ам и ах110. Нота, соответствующая вишуддхе — гандхара (Ga)111.

Лотос анахаты имеет двенадцать лепестков, связанных с санскритскими буквами ка, кха, га, гха, нга, ча, чха, джа, джха, нья, церебральная та и церебральная тха112; ему отвечает нота мадхьяма (Ma)113.

В лотосе манипура-чакры — десять лепестков, представляющих десять букв санскритского алфавита: церебральная да, церебральная дха, церебральная на, та, тха, да, дха, на, па и пха114. Чакре соответствует нота панчама (Pa)115.

Шесть лепестков свадхиштхана-чакры соответствуют буквам ба, бха, ма, йа, ра и ла116, нота свадхиштханы — дхайвата (Dh)117.

Муладхара-чакра — с четырьмя лепестками, буквы которых — ва, ща, ша и са118. Соответствующая нота — нишада (Ni)119.

Пятьдесят букв санскритского алфавита, распределённые между шестью чакрами, отражают силу каждой из них. Человек много говорит, и говорит на разных языках. Прежде чем какой бы то ни было звук будет произнесён, присущая ему энергия генерируется в сушумна-нади. Без этой энергии никогда не смогла бы прозвучать никакая речь и никакая музыка.

Энергии, выраженные в музыкальных звуках и буквах алфавита, которые мы описали выше, присущи человеческому телу. Те же энергии существуют в макрокосме (Вселенной), где они так же распределены по шести центрам (см. диаграмму 1), как и в микрокосме (человеке). У Вселенной нет органов чувств и действия, как нет и человеческой речи, но энергии музыкальных нот и букв алфавита в шести центрах Вселенной имеются. Эти энергии суть проявления Пара-шакти или семи Сил-Матерей, аналогично соответствующим энергиям в шести чакрах человека. Все эти энергии содержатся в слоге ом, происходят из него при творении и возвращаются в него при растворении. Вселенная создаётся и разрушается музыкой и танцем божественного ом. Немой не может говорить, но алфавит энергий, выражаемых в речи, сохраняется в шести чакрах его тела и обеспечивает возможность существования этого тела. Аналогично, хотя Вселенная не говорит на человеческом языке, энергии букв в ней существуют и обеспечивают её жизнь.

7. Разложение ом-кары120, стадий творения и стадий цикла существования по четырём центрам тела

1) Ом-кара (Высшее) — центр сахасрара,

ма-кара121 — аджна-чакра,

у-кара122 — анахата-чакра,

а-кара123 — муладхара-чакра.

2) Звук слога ом в центре сахасрара — стадия калатита 124, з

вук слога ом в аджна-чакре — стадия кала 125,

звук слога ом в анахата-чакре — стадия нада 126,

звук слога ом в муладхара-чакре — стадия бинду 127.

3) Божество центра сахасрара — Пара-Брахман,

божество аджна-чакры — Рудра128

(рудра-грантхи129, лайя 130),

божество анахата-чакры — Вишну131

(вишну-грантхи132, стхити133),

божество муладхара-чакры — Чатур-мукха134

(брахма-грантхи135, сришти136).

Эти пункты применимы как к человеческому телу, так и к Вселенной.

8. Три типа огня137

Сахасрара-центр — чит 138, или сваямпракаша 139,

аджна-чакра — ахавания-агни 140,

анахата-чакра — дакшина-агни 141,

муладхара-чакра — гархапатья-агни 142.

Аналогично предыдущему, все эти огни существуют как в человеческом теле, так и во Вселенной.

9. Планеты и названия дней недели

Семь Сил-Матерей — Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Индрани и Чамунда — проявляются также как семь планет 143 — Рави 144 (Солнце), Чандра 145 (Луна), Мангала146 (Марс), Будха147 (Меркурий), Гуру148 (Юпитер), Шукра149 (Венера) и Шани 150 (Сатурн) соответственно — чтобы действовать во Вселенной под руководством Ишвары и Ишвари. Каждой из этих планет соответствует один из семи дней недели, которые, таким образом, также представляют семь Материнских Сил. В санскрите и современных индийских языках дни недели названы по их планетам 151: бхану-вара 152 (воскресенье), сома-вара153 (понедельник), мангала-вара154 (вторник), будхавара155 (среда), гуру-вара156 (четверг), шукра-вара157 (пятница), шани-вара158 (суббота).

10. Панча-коша (пять оболочек) 159

Сахасрара-лотос — Пара-Брахман — без оболочки;

аджна-чакра — ананда-майя-коша 160 (оболочка блаженства)

и виджняна-майя-коша161 (оболочка знания);

вишуддха-чакра — мано-майя-коша 162 (оболочка двойственности);

анахата — и манипура-чакры — прана-майя-коша 163 (оболочка воздуха и тепла);

свадхиштхана — и муладхара-чакры — анна-майя-коша 164 (оболочка воды и земли).

Эти коши не являются универсальной принадлежностью микрокосма вообще, они есть только у живых существ для обеспечения их мирской активности, обусловленной авидьей165. Ишвара свободен от них, поскольку представляет собой лишь Шакти (зрителя в театре жизни).

11. Специализация шакти

1) Якини166

Смысл слова «яка», согласно нигханту 167 — Вани, Пурушоттама168, Санкаршана169. Все эти имена принадлежат Шри Деви в форме Пара-Брахмана. Вани — это Сарасвати170 или Брахми, божество, председательствующее в тысячелепестковом лотосе, первая из Семи Матерей. Таков смысл этого имени Божественной Матери Пара-шакти.

2) Хакини171

Слово «хакини» означает «покидать», «оставлять». Аджначакра — главный центр виджняна-майя-коши, оставляющей все внешние взаимодействия. Это местонахождение Ишвари — энергии, которая идёт следующей после Парабрахмана. Хакини также означает движение. Это показывает, что источник всех взаимодействий лежит в виджняна-майя-коше. Другими словами, творение начинается из местонахождения Ишвари в форме аджна-чакры, которая называется так 172 потому, что является источником всех команд, командным пунктом. Она показывает величие силы знания и путь знания, идущий от аджна-чакры к сахасраре или Пара-Брахма-таттве173. Буквальный смысл слова «хакини», согласно нигханту — «Шива», «сварга174«, «дхарана175«, «уничтожающий грехи» и «Луна».

Руководящее божество аджна-чакры — Махешвари, вторая из Семи Матерей. Таким образом, имя Хакини означает богиню в форме Махешвари, правящую в аджна-чакре.

3) Дакини176

Как утверждает Брахма-вайварта-пурана177, слово «дакини» означает идущую по кривому пути и вызывающую страх. Вишуддха-чакра воплощает акаша-таттву 178 (элемент эфира), находящуюся за пределами органов чувств и пран, и способную разрушить авидью, которая всегда опирается на органы чувств.

Правящее божество чакры — Каумари, которая также является разрушительницей всего низменного. Эта юная шакти — предводительница всех шакти, уничтожающих врагов, так же как Господь Субрахманья — военачальник армии богов 179.

4) Ракини180

«Ракини» означает «дающая счастье». Анахата-чакра — местонахождение вайю-таттвы 181 и центр прана-майя-коши. Это имя означает, что эта Божественная Мать дарует жизненную силу и физическую мощь. Она также даёт и духовное блаженство, ибо прана в конечном счёте эволюционирует до пранавы182. Медитация на ом-кару ведёт к спасению. Правящее божество анахата-чакры — Шри Вайшнави. Она, таким образом, является подательницей блаженства как физического, так и духовного.

5) Лакини183

«Лаки» значит «адсорбировать», «впитывать». Манипура-чакра — вместилище агни-таттвы 184 (элемента огня) и, следовательно, даёт телесный комфорт и свет. Кроме того, в ходе медитации она «впитывает» тьму, даёт ощущение света и вызывает падение капель нектара185. Правящее божество манипуры — Варахи, убивающая тьму и дающая духовную стабильность. Таким образом, эта Божественная Мать дарует своим преданным ананду 186.

6) Какини187

Слово «каки» имеет много значений. Оно может означать, в частности, жизнь, Пара-Брахмана, произнесение собственного имени, защиту других, вечное, долгоживущее, свободное от болезней и т. д. Шри Кундалини Шакти живёт как раз под свадхиштхана-чакрой, которая является её собственной188.

В теле человека имеется 72 000 нади и кундалини является хозяйкой их всех. Это та таттва, в которой каждый «произносит собственное имя». Это место, которое является источником всех звуков, называется бинду-питха 189, что подтверждается авторитетом священных писаний. Шри Кундалини свободна от любых препятствий; она никогда не рождается и не умирает. Она является одновременно и дживатмой 190, и параматмой 191. Кроме свадхиштханы, кундалини-шакти имеет отношение также к муладхаре. В муладхара-чакре она в форме Индрани защищает всё сущее во Вселенной.

7) Шакини192

Слово «шакини» означает «быть вместе со змеёй»: Шри Кундалини в муладхара-чакре имеет форму ярко сияющей змеи. Даже шрути называют её «нагарупа»193. Согласно нигханту, слово «шака» может обозначать Вишну, Ишвару, Сурью194 и змею. Таким образом, Шри Кундалини, которая есть не что иное, как Пара-шакти, принимает форму змеи. Аналогично, мир поддерживает центростремительная сила, создаваемая Ади-Шешей195 в форме змея, сжимающего Вселенную железной хваткой. Таким же образом Божественная Мать Шри Кундалини действует в человеческом теле (когда оно создаётся), между муладхара-чакрой и свадхиштхана-чакрой, обеспечивая всевозможные присущие ему виды деятельности.

Кроме того, Шри Чамундешвари является правящим божеством муладхара-чакры и собственной формой (вират-сварупа) Шри Деви. Шри Кундалини создаёт тело и поддерживает его, существуя в муладхаре в сравнительной форме. Она благоприятствует реализации, рассеивая всякое невежество. Таким образом, именно Шри Кундалини является Божественной Матерью в форме Шакини.

Почти всё, изложенное здесь, согласуется со Шри-Лалитасахасра-нама196 махариши Вьясы197 в Брахманда-пуране198.

Приводимая цитата из шлоки 35 Саундарья-лахари199 Шри Шанкарачарьи, также подтверждает все наши объяснения о Семи Матерях:

О, Высшая Пара-шакти, Ты — энергия (кала).

Ты — пространство, Ты — воздух, Ты — огонь, Ты — вода,

Ты — земля. Когда Ты — всё это, Ты — Вселенная.

Нет ничего иного, кроме Тебя. Ты поддерживаешь

Вселенную, поэтому Ты — также Кундалини-шакти.

Хотя Ты проявляешься как Вселенная, это не мешает Тебе пребывать в Твоей собственной форме высшего сознания и блаженства.200

Семь Материнских Сил управляют энергиями пяти элементов. Им поклоняются как манифестации Пара-шакти. Позвольте нам процитировать молитву махариши Маркандеи201:

В начале творения Пара-шакти возникает из Высшего как первая буква — a 202. В процессе творения нет никакого растворения, а в процессе растворения — никакого творения. Парашакти, беря на себя контроль над творением и существованием мира, принимает форму ах (а с висаргой) 203. Беря на себя управление растворением мира, она принимает форму ам (а с анусварой) 204. Так Пара-шакти принимает две формы без разделения надвое.

Пара-шакти — выше семи Сил-Матерей, имеющих ограниченную власть над пятью элементами. Более подробно это разъясняется в главе о растворении205. Это утверждение подтверждается Бхагавад-гитой (VII: 4, 5):

Кроме восьми пракрити 206 — земли, воды, огня, воздуха, манаса, буддхи, ахамкары, есть ещё одна, высшая, которая есть жизненная энергия, прочно держащая Вселенную.

Что это за высшая пракрити, о которой здесь идёт речь Эта могучая сила, твёрдо держащая Вселенную в течение всего существования последней, — не что иное, как Шри Кундалини (Ишвари), шакти Ади-Шеши.

Следующая цитата из упанишад подкрепляет приведённое выше утверждение Бхагавад-гиты о могучей силе Кундалини-шакти, которая держит Вселенную в своих крепких объятиях:

Шри Лалита Трипура Сундари207, известная также под именем Парамешвари208 (Высшая) и Махакундалини-деви209, занимает царство огня, другими словами, принимает форму силы чит210. Затем она принимает на себя работу агни (огня) — работу создания и поддержания во всей Вселенной. Деви с её треугольной силой (трикона-шакти211) — единственный инструмент творения. Эта мощная сила представлена слогом ах212.

Почему она называется Нага-матой 213 Когда высшая сила, Пара-шакти развёртывается как ах, она распространяет более тонкие вибрации «ах, аха, ха, ха,», похожие на звуки разворачивающейся змеи, пока не заполнится вся Вселенная. Вот почему её называют Нага-матой.

Почему она называется Кундалини «Кундалини» значит «змея, свившаяся кольцами». Пара-шакти похожа на змею, свившуюся кольцами, потому что, несомненно, нелегко нести и поддерживать бремя Вселенной.

Почему она называется Сандхья-деви 214, будет объяснено ниже.

Пара-шакти в её трансцендентальной форме шуддха-саттва-прадхана-майя (Ишвари) присутствует в виде ахам 215 во Вселенной и в живых существах, включая человека. Ахам состоит из слогов ах 216 и ам 217, которые обозначают Пара-шакти. Кундалини-шакти — тоже форма ахам. Без Кундалини один ам не может существовать. Соединяясь с Кундалини, ам даёт Высшее. Ахам означает знание я, и это божественное знание включает в себя как джняну 218, так и крийю 219.

Каждый говорит «я», но никто не знает, что представляет собой чистое «я». Хотя чистое «я» не связано с телом, оно, тем не менее, находится в теле. В силу иллюзии люди думают, что «я» привязано к телу и даже что «я» — это и есть само тело. Эта иллюзия может исчезнуть лишь на последней стадии процесса освобождения. Пара-шакти Кундалини в форме чистого «я» присутствует во всех живых существах в течение всего их существования. Упанишады говорят, что Пара-Брахман присутствует в форме ахам во всех живых существах.

Так что Кшетраджня 220, о которой говорится в Бхагавад-гите, есть не что иное, как Кундалини-шакти. Об этом говорит Шри Шанкарачарья в своём комментарии к шлоке 5 главы VII Бхагавад-гиты.

Вселенная, будучи однажды созданной, существует весьма долго, но в конце концов уничтожается, согласно воле Ишвары. Идут часы, дни, месяцы, годы, юги, кальпы, дни и ночи четырёхликого Брахмы. Пока мир существует, Ишвара передаёт власть над ним девяти планетам 221, которые поддерживают порядок и ведут дела.

В слове гочара 222 «го» значит в широком смысле «Вселенная», а «чара» — «движение». В целом, гочара — это астрономический термин, обозначающий движение планет по двенадцати зодиакальным созвездиям. При движении планет Солнце светит миру днём, Луна и звёзды — ночью. Шесть сезонов 223 — васанта 224, гришма 225, варша 226, шарат 227, хеманта 228 и шишира 229 — циклически сменяют друг друга. Иногда они бывают мягкими, иногда суровыми. Когда стоит хорошая погода, живые существа счастливы. Когда на мир обрушиваются жестокие стихийные бедствия, живые существа страдают и гибнут. И так будет продолжаться во Вселенной до её растворения.

Все живые существа, включая человека, в течение всей своей жизни действуют, связанные авидьей (обусловленной раджасом и тамасом) до тех пор, пока не освободятся из этого рабства. Вопросы освобождения и растворения будут рассмотрены в следующей главе, посвящённой раджа-йоге230.

Диаграмма 3: Семь центров человеческого тела (символом которых является божественная флейта Шри Кришны)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я