В потоке творчества: личность и творчество. Книга шестая

Ирина Михайловна Соловьёва

Шестая книга семитомной монографии «В потоке творчества: личность и творчество»» российского писателя-публициста Ирины Михайловны Соловьёвой, над которой она работает не один год, продолжает знакомить читателя с жизнью и творчеством поэта, музыканта и художника Терентия Травника. Писательница в живой и увлекательной форме рассказывает об основных фактах и событиях, повлиявших на формирования не только его личности, но и всего его творчества,

Оглавление

Юность: время экспериментов

С 14 до 27 — это период возрастания

собственной значимости и время экспериментов

(1978—1991) — 14 лет

Для Терентия пора юности начинается с 1978 года. Этот период обозначен им, как время экспериментов и возрастания собственной значимости, который именно у него каким-то непостижимым образом закрывает свои границы в 1991 году. Удивительно, но юность Терентия совпала, не только с рассветом, но и закатом «брежневской эпохи», а затем и сменой одного за другим руководителей страны, как по команде перейдя во все «прелести» последовавших за этим реформ.

Исторически, именно с 1978 года начался период разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений, продолжавшийся вплоть до 1986 года — времени начала перестройки, возникшей на тотальном дефиците необходимых товаров, нехваткой продовольствия, что также ускорило процессы реорганизации на всех государственных уровнях.

Ну, как здесь без бунтарства неформальной части молодёжи, в которой с середины 80-х примкнул и наш герой.

А теперь подробнее, и начнём мы с рассмотрения так называемого временного среза конца правления Брежнева вплоть до завершения президентства Горбачёва.

В СССР за короткий срок с 1982 по 1990 гг. сменяются несколько руководителей: после смерти Л. И. Брежнева, последовавшей 10 ноября 1982 года, с 12 ноября 1982 года его, на посту Генерального секретаря ЦК КПСС, сменил Юрий Владимирович Андропов, став официальным лидером Советского Союза. Далее — Константин Устинович Черненко после смерти Андропова руководил страной с 13 февраля 1984 по 10 марта 1985 года. Михаил Горбачёв после смерти Черненко стал последним Генеральным секретарём ЦК КПСС (1985—1991) и последним Председателем Прези-диума Верховного Совета СССР (1988—1989), завершив постом первого Председателя Верховного Совета СССР (1989—1990). А на III съезде народных депутатов СССР в марте 1990 года Горбачёва избирают Президентом СССР. В июне этого же года Поместный собор Русской православной церкви избирает Патриархом Московским и всея Руси Алексия II.

12 июня на I съезде народных депутатов РСФСР была принята декларация о государственном суверенитете РСФСР. В марте 1991 состоялся референдум о судьбе СССР, где большинство граждан страны высказались за сохранение обновлённого единого государства.

12 июня 1991 г. состоялось избрание Бориса Николаевича Ельцина Президентом, но теперь уже РСФСР. В ноябре того же года выйдет его Указ, запрещающий деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР, а 8 декабря того же года произойдёт подписание Б. Н. Ельциным (РСФСР), Л. М. Кравчуком (Украина), С. С. Шушкевичем (Белоруссия) Беловежского соглашения о роспуске СССР. Таким образом Горбачёв останется и без власти, и без страны.

23 декабря Россия официально займёт место СССР в Совбезе ООН, и 25 декабря М. С. Горбачёв сложит свои полномочия Президента СССР.

Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики. Советский Союз держит лидерство и в освоении космического пространства. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителей промышленности в интенсификации производства привело к тому, что все блестящие достижения научной и инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке и компьютерной техники.

Последние события этого периода в политике произойдут на рубеже перехода Терентия Травника от юности к периоду взрослости — времени, как он сам его определил, создания семьи и домостроительства, но об этом позже. А теперь — юность! Удивительно, но начало и завершение этого периода в его жизни в прямом смысле совпали с судьбоносными событиями в стране, поэтому немало нам с вами предстоит открыть и переосмыслить, а пока остановлюсь на крайне важных, во многом переломных событиях в государстве, достаточно точно уложившихся в очерченные судьбой рамки юности моего героя.

Время перестройки и гласности

За шесть лет своего правления Михаилу Горбачёву удалось разрушить образ России, как воинственной державы, готовой ради распространения идей социализма на любые действия, за что в 1990 году он был удостоен Нобелевской премии мира.

Придя к власти в 1985 году, он выдвигает концепцию ускорения экономического развития на основе Научно-технической революции (НТР). Одновременно им проведены кампании борьбы с пьянством и алкоголизмом, с нетрудовыми доходами.

С 1987 в стране начинается «перестройка». В «активе» реформ — спекуляции спиртным, самогоноварение, «сахарный бум», уничтожение ценнейших плантаций виноградников, гонения на владельцев садовых участков, выращивавших и продававших свою продукцию на рынках; полное разложение экономической системы: разбаланси-рованность народного хозяйства, инфляция, денежные эмиссии, ажиотажный спрос на товары; бесконтрольность, всеобщее пренебрежение к закону, рост преступности, и в завершении — распад огромной державы. В 1989 г. всё-таки взят курс на регулируемую рыночную экономику. В это же время, важным шагом на пути к демократизации общества становится гласность, что обусловило оживление общественно-политической жизни.

Основные тенденции в литературе и искусстве

Под давлением гласности рухнула социалистическая идеология. К сожалению, идеологическая перестройка

приобрела откровенно разрушительный характер, начиная со сноса исторических памятников до объявления изначально ошибочными всех завоеваний Октября. 70-летняя история и культура советского народа огульно представлена только как негативная. Подвержена пересмотру вся русская история, создаётся впечатление, что и здесь, говоря словами одного из героев отечественных фильмов, «орудовала банда недоучившихся двоечников».

Художественное творчество окончательно и без сожаления расстаётся с социалистическим реализмом. Примелькавшиеся штампы героев производства уступают место исследованию исторического и нравственного аспектов личности.

В российском искусстве возникает пауза. Во-первых, потому что хлынул поток серьёзных, «мощных» произведений, на фоне которых трудно стать лидером. Во-вторых, выяснилось, что творческая интеллигенция не умеет работать в условиях свободы. Привычка жить под прессом, но бороться, в условиях свободы дала сбой. Ситуация ухудшается тем, что тотальный рост цен привёл к падению тиражей книг, газет, журналов, сокращению выпуска научной литературы, учебников.

Парадоксально, но несмотря на это с января 1987 в результате политики гласности, страна переживает читательский бум в литературе. Тиражи литературно-художественных журналов, отпечатанных на низкосортной бумаге, возросли в десятки раз. Хлынула лавина, прежде всего, «возвращённой» литературы, ранее опубликованной на Западе или пролежавшей в столах до своего часа: проза М. Булгакова, Ю. Домбровского, Д. Гранина, А. Рыбакова, В. Шаламова, В. Набокова, Е. Замятина, А. Солженицына; поэзия И. Бродского, О. Мандельштама, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой.

Литература поднимает общество на новую ступень исторического мышления. На рубеже восьмидесятых-девяностых, лидирующую роль в литературном процессе заняли публицистика и критика. В работах писателей, поэтов, публицистов, критиков дискутируются самые злободневные исторические и политические проблемы (о демократии, реформах, состоянии русской культуры). Идёт крайне острая полемика о войне, о судьбе деревни, о будущем нашей молодёжи. Пожалуй, впервые, делается попытка понять умонастроение народа на разных исторических этапах, ответить на вопросы: «Почему соотечественник уничтожал соотечественника? Почему мы такие? И, вообще, какие мы?»

Документ надолго заменил вымысел даже в романе. Такие произведения получили название «невыдуманная проза». Острейшие проблемы, с которыми столкнулась наша страна, становятся главными темами литературных произведений 80-х начала 90-х годов.

В прессе появились многочисленные критические публикации. Самые заметные перемены произошли в философии, истории, экономике. Над ними перестали довлеть марксистско-ленинские догмы. Тон всему задавали историки. Ощущение шока вызвали публикации новых документальных материалов, исследований о коллективизации, индустриализации, культурной революции, красном терроре, Великой отечественной войне (В. П. Данилов «Коллективизация: как это было», Н. Г. Павленко «На первом этапе войны»).

Источниковедческую базу пополнили мемуары видных политических деятелей (Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова А. Керенского, В. Савинкова, И. Суханова, И. Церетели), представителей либеральной интеллигенции (Л. Милюкова, П. Струве), лидеров белого движения (А. Деникина, А. Врангеля). Впервые увидели свет работы Л. Н. Гумилева, создателя теории этногенеза.

И всё же, по мнению критики, литература о современности не поднялась на новый рубеж. Возможно, писателям просто было трудно соперничать с потоком «возвращённых» произведений, хотя отдельным литераторам нового поколения удалось привлечь к себе внимание.

Теперь о театре: в начале перестройки театр переживает настоящую эйфорию, ощущение праздника свободы. Интерес публики в этот период был чрезвычайно велик, о чём свидетельствовали постоянные толпы у касс и переполненные залы. Советский театр переживал одну из лучших своих эпох. Новым явлением в культурной жизни стали спектакли режиссёров Ю. П. Любимова, М. А. Захарова, Г. А. Товстоногова и многих других. На сцене Ленкома (Московского театра им. Ленинского комсомола) в 1970 появились обращённые к молодёжной аудитории мюзиклы, а в 1981 г. первая советская рок-опера «Юнона» и «Авось», что стало настоящим вызовом для советского зрителя.

В конце 1970-х начале 1980-х сформировалось полноценное альтернативное музыкальное направление, получившее название «русского рока». Рок-фестивали прошли в молодом городе физиков Черноголовке под Москвой (1978). В 1981 г. с согласия властей, стремившихся взять под контроль новое направление в музыке, был открыт Ленинградский рок-клуб. Но в 1984 последовал запрет на деятельность многих рок-коллективов, а на следующий год рок-жанр вообще был удалён из официального реестра Министерства культуры. Участники подвергались преследованиям и арестам за незаконное предпринимательство и по обвинению в тунеядстве.

В советском кино продолжались традиции фильмов о Великой Отечественной войне, но крайне плодотворно развивались и другие жанры. Новым явлением стало т.н. авторское или интеллектуальное кино. Направление было представлено кинорежиссёрами А. А. Тарковским («Андрей Рублёв», 1966—1971, «Солярис», 1972, «Зеркало», 1974, «Сталкер», 1979), А. Ю. Германом и К. Г. Муратовой, чьи ленты стали популярны и за пределами СССР.

В 1986 г. прошёл учредительный съезд Союза театральных деятелей, где были приняты решения, обеспечивающие дальнейшее развитие театрального искусства. Предполагалось открыть новые студии, ликвидировалась театральная цензура. Съезд рассмотрел вопросы, связанные с социальной защитой актёров. Однако скоро театр оказался в сложном положении, а точнее в состоянии глубокого кризиса. «Под цензурой мы были несвободны в главном — в самовыражении, — говорит Л. Е. Хейфец. — Теперь я могу выразить всё, что хочу, но это почти невозможно практически».

Гласность привела к неожиданным открытиям. Никто не подозревал, что в СССР, где коллекционирование не поощрялось, существуют частные коллекции подлинно музейной ценности. При Советском фонде культуры появляется Клуб коллекционеров. Под его эгидой прошли выставки в Москве и Ленинграде, во многих столицах за рубежом. Оказывается, у нас сохранилась традиции меценатства.

По прошествии времени можно сказать, что горбачёвская перестройка, при всей своей противоречивости, открыла новые возможности для дальнейшего развития русской культуры.

С приходом Ельцина страна входит в эпоху так называемых лихих 90-х — периода, если и не разрушившего, то основательно пошатнувшего прежние завоевания страны, верящей в единое и непоколебимое братство своего народа, по праву названной историей многочисленной советской семьёй. Но и открывается время воровства, государственных измен, мошенничества, некомпетентности и моральной деградации народа на фоне жирующих олигархов, воров в законе и просто криминальных авторитетов. Россия живёт по понятиям и растит такую же молодёжь. С начала 90-х театры, концертные залы, музеи становятся малодоступными для абсолютного большинства населения, опять же по причине дороговизны входных билетов. Стал ощущаться дефицит хороших режиссёров даже в Москве. Политические пьесы, с запретными до недавнего времени персонажами, становятся слишком поверхностными. Зрительский интерес к театру падает, часто спектакли идут при полупустых залах.

В погоне за прибылью издаются произведения, пользующиеся спросом — детективы, фантастика, эротика. Идеологизированную культуру, фактически, заменили на эрзац-культуру, что привело к росту безнравственности и началу духовной опустошённости общества. Доверие к власти, которая не исполняла собственных решений и металась от проблемы к проблеме, катастрофически падает.

В особо сложной ситуации оказалась молодёжь. Поток разоблачений, пересмотр исторического прошлого, чаще в негативную сторону, посеяли в молодых душах полную неразбериху. Материальное стало заслонять духовное. Отсюда, абсолютное безразличие к собственной истории и культуре, а фактическое предательство старшего поколения идеалов страны.

В этих условиях, примерно с 1990-го года в государстве, усиливается интерес к религии. Из-за границы хлынули секты, в том числе и тоталитарные, запрещённые в других странах. Разумным противовесом для людей, испытывающих потребность в вере, стало возрождение русских православных традиций. После долгих гонений церковь постепенно начала превращаться в полноправный государственный институт. Появляется большое количество религиозной литературы. Издаются Библия, в том числе и для детей, Библейская энциклопедия, Историческое житие святых, прославленных в Российской церкви, вплоть до местночтимых.

Прошу прощения за столь обширное отступление в сторону истории и политики, но рассуждать о формировании творческой личности без социального контекста того времени, когда оно и происходило, означало бы оставить читателя в неведении, позволив ему ошибаться в собственных домыслах. Конечно же не сказать об этом нельзя, поскольку всё ранее перечисленное оказало немалое влияние на взгляды и саму структуру личностных ценностей моего героя, в чём вы сможете вскоре убедиться. А начну я с раннего — с тех первых лет юности Игоря, когда в стране рос и креп социализм, а о какой-то там перестройке и помыслить было невозможно, потому что, куда ни глянь: всё ладилось и удавалось, по крайней мере, обыкновенный человек в этом нисколечко не сомневался.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В потоке творчества: личность и творчество. Книга шестая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я