ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДАЧА ЭКСКУРСИОННОГО ОБЪЕКТА
Вот ее схема:
1.Описание местности (где мы находимся)
2.Показ
3.Название
4.Рассказ
5.Логический переход к следующему объекту
6.Вывод (дается в конце темы)
Разберем эти пункты:
1.Описание местности (Где мы находимся)
В том случае, если во время экскурсии мы перемещаемся на другую улицу, площадь, проспект и т.д., стоит начать с описания этого места. Больше всего этот пункт актуален именно для автобусной обзорной экскурсии.
Например: «Мы въезжаем на современный, широкий, светлый, многополосный, окруженный высокими зданиями проспект Академика Сахарова». Для чего мы даем описание? Чтобы это понять, надо сначала ответить на вопрос: «Кто является потребителем обзорной экскурсии?» Конечно, в подавляющем большинстве это гости города. А они не обязаны знать название улиц и проспектов, по которым вы их везете. Незнание рождает растерянность, которая, в свою очередь, отрицательно сказывается на качестве восприятия информации. А вы старались, готовились! Поэтому-то и надо сориентировать экскурсантов на местности.
Едем дальше.
Если на одной улице вы даете несколько объектов, то повторять пункт №1 перед каждым не надо. Указание на название нужно только тогда, когда вы переехали на другую улицу, площадь и т. д.
2.Показ
Это описание ярко выраженных внешних признаков объекта (форма, цвет, характерные детали)
Задача показа — привлечь внимание к нужному объекту, обратить внимание на его отличительные черты.
3.Название
Дается правильное, официальное название объекта и то, под которым объект известен (например, Комсомольская площадь — Площадь трех вокзалов).
4.Рассказ
После того, как экскурсовод привлек внимание к объекту и назвал его, следует рассказ.
Внимание! Рассказ полностью подчинен теме экскурсии, нацелен на ее раскрытие. Рассказ больше показа.
Основные требования к рассказу: убедительность, доступность (не стремитесь давать сложные и малоизвестные термины, а уж если дали, объясните их), логичность, научность и простота.
5. Логический переход
Это своеобразный мостик между объектами.
Постарайтесь найти между ними что — то общее и связать в одном рассказе. Возможно, это будет сравнение по цвету и фактуре, один архитектурный стиль, имя известного человека, жизнь которого связана с этими объектами. Возможно, вы найдете другие взаимосвязи.
Выявление определенных общих признаков у объектов называется логическим переходом.
Вы уже знаете, что автобусная обзорная экскурсия (АОЭ) — многотемная. Для того, чтобы все темы были восприняты туристом как единое целое, и чтобы он мог удержать в голове те данные, которые получает во время проведения такой экскурсии, необходимо использовать логические переходы. Это обеспечит сохранение интереса к теме.
Рассмотрим вариант логического перехода в АОЭ на примере Дома Кекушева и Дома Тургенева на Остоженке.
Тема «Литературная Москва».
«И если из этого особняка в тридцатые годы прошлого столетия вылетала на метле красавица Маргарита, то отсюда, из скромного деревянного домика голубого цвета с колоннами (мы видим его в левые окна автобуса), в середине 19-го века вполне мог раздаваться звонкий лай собачки с известным именем Муму. Ведь перед нами особняк, принадлежавший Варваре Петровне Тургеневой, матушке писателя Ивана Сергеевича Тургенева. А события, описываемые в рассказе „Муму“, происходили именно здесь, в доме, ставшем теперь музеем русского писателя».
Здесь логический переход вплетен в рассказ.
Кроме логических существуют механические (формальные) переходы.
Это последовательное перечисление видимых экскурсионных объектов. Злоупотреблять такими переходами не стоит, их частое употребление снижает уровень внимания экскурсантов и, как следствие, экскурсионный рассказ воспринимается и запоминается гораздо хуже.
На практике «механика» выглядит примерно так: «А теперь обратите внимание на высокое серое здание слева… а теперь на памятник справа… и опять налево…»
Таким образом, в экскурсии нужно использовать оба вида переходов. При помощи логического вы сделаете рассказ более гармоничным, целостным. При помощи механического — более емким, сжатым, динамичным.
6. Вывод
Дается в конце каждой подтемы, если это многотемная экскурсия. В данном случае это краткий итог, заключение. В конце всей экскурсии тоже будет правильным сделать вывод. Здесь уместно упомянуть основные объекты показа, раскрытые на экскурсии темы и дать заключение, объединяющее их в одну.
Например, в конце АОЭ «Москва-столица России» объединяющим все темы заключением может быть фраза о том, что Москва — замечательный, многогранный, прекрасный город, к истории, загадкам и красотам которого мы только чуть — чуть смогли прикоснуться.
***