Методика экскурсоведения. Для чайников

Ирина Геннадьевна Виноградова

В профессию приходят разные люди. Одни четко понимают, как будут давать материал, не боятся выступать перед аудиторией. Другие, и их большинство, открывают новую для себя сферу деятельности осторожно, «наощупь», накапливая информацию, преодолевая страх, набираясь опыта. Это пособие именно для таких новичков. Его основу составляет авторский лекционный материал курсов «Методика ведения обзорной экскурсии» и «Техника и культура речи» для начинающих экскурсоводов г. Москвы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика экскурсоведения. Для чайников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДАЧА ЭКСКУРСИОННОГО ОБЪЕКТА

Вот ее схема:

1.Описание местности (где мы находимся)

2.Показ

3.Название

4.Рассказ

5.Логический переход к следующему объекту

6.Вывод (дается в конце темы)

Разберем эти пункты:

1.Описание местности (Где мы находимся)

В том случае, если во время экскурсии мы перемещаемся на другую улицу, площадь, проспект и т.д., стоит начать с описания этого места. Больше всего этот пункт актуален именно для автобусной обзорной экскурсии.

Например: «Мы въезжаем на современный, широкий, светлый, многополосный, окруженный высокими зданиями проспект Академика Сахарова». Для чего мы даем описание? Чтобы это понять, надо сначала ответить на вопрос: «Кто является потребителем обзорной экскурсии?» Конечно, в подавляющем большинстве это гости города. А они не обязаны знать название улиц и проспектов, по которым вы их везете. Незнание рождает растерянность, которая, в свою очередь, отрицательно сказывается на качестве восприятия информации. А вы старались, готовились! Поэтому-то и надо сориентировать экскурсантов на местности.

Едем дальше.

Если на одной улице вы даете несколько объектов, то повторять пункт №1 перед каждым не надо. Указание на название нужно только тогда, когда вы переехали на другую улицу, площадь и т. д.

2.Показ

Это описание ярко выраженных внешних признаков объекта (форма, цвет, характерные детали)

Задача показа — привлечь внимание к нужному объекту, обратить внимание на его отличительные черты.

3.Название

Дается правильное, официальное название объекта и то, под которым объект известен (например, Комсомольская площадь — Площадь трех вокзалов).

4.Рассказ

После того, как экскурсовод привлек внимание к объекту и назвал его, следует рассказ.

Внимание! Рассказ полностью подчинен теме экскурсии, нацелен на ее раскрытие. Рассказ больше показа.

Основные требования к рассказу: убедительность, доступность (не стремитесь давать сложные и малоизвестные термины, а уж если дали, объясните их), логичность, научность и простота.

5. Логический переход

Это своеобразный мостик между объектами.

Постарайтесь найти между ними что — то общее и связать в одном рассказе. Возможно, это будет сравнение по цвету и фактуре, один архитектурный стиль, имя известного человека, жизнь которого связана с этими объектами. Возможно, вы найдете другие взаимосвязи.

Выявление определенных общих признаков у объектов называется логическим переходом.

Вы уже знаете, что автобусная обзорная экскурсия (АОЭ) — многотемная. Для того, чтобы все темы были восприняты туристом как единое целое, и чтобы он мог удержать в голове те данные, которые получает во время проведения такой экскурсии, необходимо использовать логические переходы. Это обеспечит сохранение интереса к теме.

Рассмотрим вариант логического перехода в АОЭ на примере Дома Кекушева и Дома Тургенева на Остоженке.

Тема «Литературная Москва».

«И если из этого особняка в тридцатые годы прошлого столетия вылетала на метле красавица Маргарита, то отсюда, из скромного деревянного домика голубого цвета с колоннами (мы видим его в левые окна автобуса), в середине 19-го века вполне мог раздаваться звонкий лай собачки с известным именем Муму. Ведь перед нами особняк, принадлежавший Варваре Петровне Тургеневой, матушке писателя Ивана Сергеевича Тургенева. А события, описываемые в рассказе „Муму“, происходили именно здесь, в доме, ставшем теперь музеем русского писателя».

Здесь логический переход вплетен в рассказ.

Кроме логических существуют механические (формальные) переходы.

Это последовательное, не связанное между собой, перечисление видимых экскурсионных объектов. Злоупотреблять такими переходами не стоит, их частое употребление снижает уровень внимания экскурсантов и, как следствие, экскурсионный рассказ воспринимается и запоминается гораздо хуже.

На практике «механика» выглядит примерно так: «А теперь обратите внимание на высокое серое здание слева… а теперь на памятник справа… и опять налево…»

6. Вывод

Дается в конце каждой подтемы, если это многотемная экскурсия. В данном случае это краткий итог, заключение. Так же вывод дается в конце всей экскурсии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика экскурсоведения. Для чайников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я