Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада

С. Н. Николаева, 2010

В пособии представлена система экологического воспитания детей младшей группы детского сада (2-4 года): конспекты занятий, наблюдения, прогулки, экскурсии, игры. Методику рекомендуется использовать в комплекте с экологической тетрадью, содержащей занимательные задания, выполняя которые, дети легко усвоят учебный материал. Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам и преподавателям педколледжей, а также родителям, заинтересованным в приобщении детей к природе.

Оглавление

Из серии: Экологическое воспитание в детском саду

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Малыши 2—3 лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени — им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова — это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними — только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания малышей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

• мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния малышей, их переживаний, вызванных прежде всего отрывом от семьи;

• медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;

• подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

• частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

• использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;

• осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;

• частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

В данном пособии представлена система работы по экологическому воспитанию детей 2—4 лет в условиях дошкольного учреждения по программе «Юный эколог»[1]. Вместе с пособиями, содержащими систему работы с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп (см. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада; Система работы в средней группе детского сада; Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010), материал составляет единую систему эколого-педагогической работы в ДОУ, которая обеспечивает к 7—8 годам становление у детей первоначальной экологической культуры. Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы — растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры — это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте 2—3 лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства — форму цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной со взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Предлагаемая технология экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста построена на использовании персонажей широко известных русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно-игрушечные» представления о природе, домашних и диких животных. Как раз наоборот: задача сказочных героев — вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен четко различать, где сказка, а где правда, и правильно отражать это в речи — не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами, когда речь идет о природе.

Важное место в технологии занимает игра — несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.

Материал распределен по месяцам и неделям. В основном он предназначен для второй младшей группы, а на ясельный возраст несколько корректируется — даются рекомендации по его упрощению или изменению. Используя предлагаемую методику в первой или второй младшей группе, воспитатель должен ориентироваться на состав детей — степень их развитости, адаптации к дошкольному учреждению, семейный и другой опыт. Воспитатель по своему усмотрению может упростить или усложнить материал, немного «передвинуть» его во времени, то есть приспособить к конкретным условиям своей группы, природного окружения и особенностям состава детей.

Оглавление

Из серии: Экологическое воспитание в детском саду

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

См.: Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я