В профессию приходят разные люди. Одни четко понимают, как будут давать материал, не боятся выступать перед аудиторией. Другие, и их большинство, открывают новую для себя сферу деятельности осторожно, «наощупь», накапливая информацию, преодолевая страх, набираясь опыта. Это пособие именно для таких новичков. Его основу составляет авторский лекционный материал курсов «Методика ведения обзорной экскурсии» и «Техника и культура речи» для начинающих экскурсоводов г. Москвы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Методика экскурсоведения. Для чайников» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ
Общие признаки любой экскурсии
1.Временные рамки.
От 45 минут до суток. 45 минут (урок, академический час) — это экскурсия для самых юных туристов. «До суток», то есть день выезда и возвращения обратно — один, без ночевки.
2. Наличие экскурсантов.
То есть людей, которые хотят услышать определенную тему, заявленную в анонсе; тему, которая им интересна.
3. Наличие экскурсовода.
То есть специалиста, обладающего определенными навыками, умениями, имеющего специальное образование, подкрепленное наличием документа определенного образца (диплом, аттестация и т.д.)
4. Показ экскурсионных объектов на месте их расположения, наглядность.
Они должны удовлетворять следующим требованиям: соответствие заявленной теме, доступность, безопасность.
5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
Если этого не происходит, то можно говорить о прогулке, но не об экскурсии.
6. Наличие и раскрытие определенной темы (например, «Москва серебряного века», «Архитектура Москвы», «Москва купеческая» и т.д.).
Выбор объектов и рассказ о них подчинен теме экскурсии.
7. Активная деятельность участников (сопереживание, наблюдение, заинтересованность в вашем рассказе).
Современный экскурсовод в своей деятельности сталкивается с такими проявлениями активности, о которых некоторое время тому назад и не подозревали. Например, экскурсанты могут моментально перепроверить в интернете любой факт, любое из ваших утверждений. Ничего страшного в этом нет, ведь вы хорошо подготовились к экскурсии и уверены в источниках информации, не так ли?
Итак, если перечисленные выше признаки соблюдены, можно утверждать, что это экскурсия.
Специфические признаки экскурсий
для автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников (не меньше 3-х). Откуда такие цифры?
Давайте рассуждать логически.
Если экскурсанты сделают меньше трех выходов, будет ли интересна такая экскурсия? Конечно, нет. Ведь им хочется более детально рассмотреть самые интересные объекты, да и просто размяться не помешало бы.
Если этого не происходит, то вы можете услышать обидное: «Мы это и по телевизору могли посмотреть или по карте Москвы в интернете погулять».
Но и большое количество выходов делать не стоит. Ведь для выхода надо встать (а комплекции у всех разные), протиснуться к выходу и, конечно, понять и принять новую информацию. А экскурсант уже устал. Ему просто хочется посмотреть на новое, полюбоваться видом из окна. В результате половина группы может остаться в автобусе со скучающими или недовольными лицами.
для музейных — знакомство с материалами, экспонатами, расположенными на стендах.
для производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).
При возможности — дегустация продуктов производства или участие в процессе приготовления изделия (конфеты, хлеб, роспись новогодних игрушек и т.д.) Данный вид экскурсий очень популярен.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Методика экскурсоведения. Для чайников» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других