Теория эмоциональной относительности. Практическое руководство для развития осознанности и эмоционального интеллекта

Инна Захарова

Теория эмоциональной относительности (ТЭО) – это навигатор с самыми последними картами человеческой души. Поставьте желаемую точку своего состояния, а он выстроит подходящий маршрут, пройдя который, вы узнаете не только себя, свои желания и ценности, но и научитесь принимать людей и вдохновляться. Маршрут построен. Запаситесь терпением, искренностью и готовностью видеть совершенно неизвестные стороны жизни, чтобы стать чувствительней и сильнее, легко справляться с вызовами современного мира.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория эмоциональной относительности. Практическое руководство для развития осознанности и эмоционального интеллекта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Потребности человека

Потребность — это состояние живого существа, выражающее зависимость от того, что составляет условия его существования. А. Маслоу в своей пирамиде описал эти потребности. Их можно разделить на три разновидности: физиологические потребности, психологические потребности, духовные потребности.

У каждого человека есть ведущая психологическая потребность. Потребность можно считать базовой, если она удовлетворяет следующим условиям:

• Ее полная неудовлетворенность ведет к заболеванию

• Ее удовлетворение излечивает заболевание

• В условиях свободного выбора человек предпочитает удовлетворение именно данной потребности

С физиологическими потребностями все понятно и очевидно. Если не удовлетворять потребности в еде, сне, пище, воздухе, воде — наше тело начинает сначала болеть, а потом и вовсе погибает. Даже неудовлетворенная потребность в сексе в конце концов приводит к вымиранию рода. За удовлетворение этих потребностей следят наши инстинкты — врожденные поведенческие сценарии. Их цель — автоматизация всех процессов, которые помогают организму выжить.

С психологическими потребностями все не так очевидно. Эмоции — это инстинкты более высокого порядка. Их цель — установить значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей.

С древних времен почти все живые существа стремились объединиться для борьбы с внешними угрозами, ведь там, где один не справится — вместе смогут: «Один в поле не воин». Отсюда возникает важная потребность человека — принадлежать, быть частью чего-то большего и, вместе с тем, появляется очень сильный страх исключения, что могло означать верную смерть.

Группа людей, объединённых одной целью — это система, границы системы определяют правила, которым должны следовать все участники группы. Соблюдение иерархии и следование правилам означает признание и уважение всей системы. За нарушением правил следует наказание, самое тяжкое — это ликвидация или исключение. Обязанности и права определяет иерархия, которая тоже является важной составляющей системы, в первую очередь родовой системы, а все остальные системы строятся по ее принципу.

Получается, что возможность принадлежать группе несет новые опасности: как выжить внутри группы, как стать ее важной частью, получить лучшие условия для существования внутри группы, занять свое место в иерархии (лучше повыше конечно, там прав больше и условия лучше, но и ответственности больше). Члены верхушки иерархии семейных систем имеют право повелевать, самостоятельно принимать решения, но и несут ответственность не только за себя, но и за всех членов своей системы.

Изучая эмоциональный интеллект, мы не можем рассматривать человека как отдельную единицу. Человек существо социальное, а эмоции являются связью со всеми, кто нас окружает. Эмоции — это всегда отношения, если есть эмоции, значит, есть отношения. Эмоции есть всегда, значит мы всегда состоим в отношениях. Даже если человека переместить в полный вакуум, он будет находиться в отношениях и будет испытывать эмоции, в первую очередь к себе самому.

Отношения с самим собой тоже имеют системный характер, каждый «Я» состоит из «мама + папа». Отношение к себе формируется на основе отношения каждого родителя к себе + партнерские отношения + родительско-детские отношение. И так в геометрической прогрессии до 7-го колена.

Итого, на нас могут влиять судьбы 254 человек нашего рода, к ним можно добавить людей, которые серьезным образом повлияли на систему (агрессоры, жертвы, благотворители крупных сумм и т.д.), потому что они тоже становятся частью системы. Неважно, когда такие события произошли, если в тот момент случившееся не было принято, сохраняется эмоциональное напряжение, которое передается на эмоциональном уровне из поколения в поколение.

Чувства — это эмоции более высокого порядка. Их цель — выделить явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Например, если предки голодали, то ты будешь сидеть на диетах или испытывать тревогу, когда в холодильнике пусто. Если в системе были брошенные дети, ты будешь иметь желание помогать детским домам, подбирать брошенных животных, рассматривать вариант усыновления детей или не захочешь иметь детей совсем. Обычно люди даже не осознают причину такого поведения: «Просто не люблю детей», а дело может быть в системном чувстве вины или даже в принадлежности. Для того, чтобы вписаться в систему, мы можем делать не только хорошие и благостные вещи, но и то, что другие осуждают. Например, подросток, который курит, чтобы быть своим в компании курящих друзей. Так девушка с легкостью может сделать аборт, если ее мама и бабушка это делали и не будет горевать, так как это уже системное правило, женщины этого рода так поступают, а она одна из них. И не важно, что бабушка делала аборт, чтобы выжить, мама, чтобы прокормить старших, внучка может это сделать уже просто потому, что «25 лет не время рожать, надо делать карьеру». Здесь нет простых причинно-следственных связей, логика в семейных системах циркулярная.

Именно для того, чтобы осознать важность эмоциональной составляющей нашей жизни и влияние наших эмоций не только на нашу жизнь, но и на наших потомков, следует рассматривать эмоции с системной точки зрения. В последующих главах мы рассмотрим системные законы и чувства, которые следят за их исполнением. Итак, какие есть психологические потребности и что к ним относится:

Безопасность — отсутствие тревоги по поводу будущего, баланс стабильность/изменения, достаточное количество ресурсов для выживания, поддержка, внутреннее руководство, вера.

Любовь — принятие, внимание, связь, единение, принадлежность.

Уважение — охрана и расширение границ влияния, значимость, самостоятельность, автономность, правила, порядок.

Получается, что психологическая удовлетворенность — это наличие своего места в системе большего масштаба, где тебя поддерживают и уважают границы твоих сфер влияния, которые постоянно расширяются с взрослением. Это и есть счастье.

Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать сам себя. Общий закон здесь прост: «Положительное отношение к себе и удовлетворенные потребности — основа психологического здоровья».

Что важно запомнить:

1. Удовлетворение базовых потребностей — это условия выживания.

2. Различают потребности физические, психологические и духовные.

3. Инстинкты, эмоции, чувства возникли в процессе эволюции для автоматизации удовлетворения потребностей, то есть условий выживания.

4. Чувства следят за исполнением системных семейных законов.

5. Чувства в настоящем моменте — это связь с прошлым и отношение к будущему.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория эмоциональной относительности. Практическое руководство для развития осознанности и эмоционального интеллекта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я