Йога индийская и даосская. Биоэнергетическая система саморегуляции

Илья Львович Шейнман, 2022

Эта книга включает в себя сухую логику научного исследования, поэзию природы, любовь к миру и древнее восточное учение духовного самосовершенствования – йогу. Книга раскрывает понятия индийской и даосской йоги, от поверхностно-описательных до глубинных. Впервые предлагаются к опубликованию основы развитой Р. С. Фридманом теории биоэнергетической саморегуляции человеческого организма. Параллельное описание основ индийской и даосской йоги и их сопоставление с позиции изучения структуры био- и психоэнергетики организма делает книгу актуальной для занимающихся йогой, цигуном и биоэнергетикой. Автор книги – ученый-физик, ставший мастером йоги, применяет свои знания и строгое научное мировоззрение к изобилующей мифами и легендами психологии и религии йоги. Написанная на основе многолетнего опыта преподавания в школе Хатха, Раджа и Буддхи йоги, книга представляет значительный интерес как для уже имеющих серьезный опыт в йоге и цигуне, так и для только начинающих осваивать этих области.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Если задать кому-нибудь вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас слово"йога"?», — можно получить самые разнообразные ответы. Одни представляют себе человека, сидящего в позе лотоса, другие — спящего на гвоздях, третьи — выполняющего замысловатые физические упражнения в фитнесс-клубе. Кто-то вспомнит про Шамбалу, Рерихов, Блаватскую, кто-то — про известных"звезд" — последователей йоги, например, про Георгия Вицина, Михаила Задорнова, Мадонну.

Культура йоги постепенно проникает в жизнь нашего общества. В доперестроечные годы за занятия йогой могли сурово наказать, а сейчас йога становится все более и более популярна, новые центры йоги расцветают прямо на глазах. Популярность йоги имеет и свою обратную сторону. Развитие фитнесс-йоги, преподаваемой тренерами — бывшими спортсменами, пришедшими из гимнастики, аэробики, калланетики, пилатеса и других подобных западных физических традиций подменяет глубокое последовательное систематическое погружение ученика во внутренний мир сознания, мир йоги. В результате, начав заниматься, люди довольно быстро разочаровываются в таком направлении, а то и получают травмы, не обретая реального представления о возможной глубине и эффективности учения йоги.

Взаимодействие физического тела человека с его сознанием, их взаимное влияние являются основой практики йоги. Если привести в порядок физическое тело, отладить функционирование его физиологии, питание и образ жизни, то и мышление становится чище и эффективнее. Одним из основополагающих принципов любой духовной традиции является раскрытие и расширение сознания, выход за пределы ограничений, налагаемых личными представлениями о себе. Первым шагом на этом пути является обнаружение того, что ощущение себя не исчерпывается анатомическим строением, физиологическими реакциями, чувствами и мыслями. Развивается восприятие физического, энергетического и энергополевого пространства тела. Дальнейшие шаги ведут к осознанию, что границы энергетической оболочки тела выходят за пределы нашего видимого физического тела. Приходит понимание, что воспринимаемые раздельно, как внутренние по отношению к телу и внешние, в действительности, энергии неразрывно продолжают друг друга, составляя единую энергополевую природу мира.

Энергия циркулирует в теле по различным энергетическим каналам, накапливается в органах. Управление ее движением происходит при воздействии на нервные центры и сплетения. Различные пути движения и распределения энергии в теле приводят к формированию различных состояний ума и психики, определяют взаимодействие человека с другими людьми, с окружающей средой, с миром.

Поэтому умение чувствовать и управлять энергией является одним из ключевых моментов многих духовных практик в традициях индийской и даосской йоги, где то, что мы называем энергией, было названо прана и ци.

Управление внутренней праной тела посредством дыхания или концентрации требует особого внимания при выполнении упражнений, а при ошибках и неточностях приводит к нарушениям системы энергетической саморегуляции организма, накоплению физических и психических напряжений. Поэтому в комплексах цигуна даосской йоги дыхательные практики сочетаются с особым образом подобранными движениями тела. Правильно выполненное движение запускает соответствующий тип дыхания и формирует естественный энергетический поток.

Индийское и даосское направления йоги различным образом описывают траектории каналов и локализацию центров и чакр. Тем не менее, в глубине обе традиции отражают одну и ту же реальность — био — и психоэнергетическую структуру человеческого организма. Потому нужно полагать, что эти противоречия лишь кажущиеся и связаны с различиями в направлениях эволюционирования культур. Положения индийской и даосской йоги объединяются на основе теории биоэнергетической саморегуляции человеческого организма, важной как для ориентации начинающих осваивать методы йоги и цигуна, так и для углубления мировосприятия опытных практиков.

Путь через формирование правильного глубокого понимания к освоению методов и техник лежит в основе Джняна-йоги, йоги знания, и погружение в эту книгу само является практикой йоги. В то же время методы йоги и цигуна, если им точно следовать, будут работать, даже если читатель не станет разбираться в премудростях теории. Поэтому наиболее трудные для понимания главы можно сначала пропустить, с тем, чтобы вернуться к ним позднее, по мере возникновения вопросов и опыта в йогической практике. Когда же опыт и внутренняя сила будут накоплены, работа над своей внутренней трансформацией на основе глубокого изучения и принятия мировоззрения йоги и понимания человеческого организма неминуемо приведут ученика к обретению истинного, чистого и благостного плода.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Йога индийская и даосская. Биоэнергетическая система саморегуляции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я