Йога индийская и даосская. Биоэнергетическая система саморегуляции

Илья Львович Шейнман, 2022

Эта книга включает в себя сухую логику научного исследования, поэзию природы, любовь к миру и древнее восточное учение духовного самосовершенствования – йогу. Книга раскрывает понятия индийской и даосской йоги, от поверхностно-описательных до глубинных. Впервые предлагаются к опубликованию основы развитой Р. С. Фридманом теории биоэнергетической саморегуляции человеческого организма. Параллельное описание основ индийской и даосской йоги и их сопоставление с позиции изучения структуры био- и психоэнергетики организма делает книгу актуальной для занимающихся йогой, цигуном и биоэнергетикой. Автор книги – ученый-физик, ставший мастером йоги, применяет свои знания и строгое научное мировоззрение к изобилующей мифами и легендами психологии и религии йоги. Написанная на основе многолетнего опыта преподавания в школе Хатха, Раджа и Буддхи йоги, книга представляет значительный интерес как для уже имеющих серьезный опыт в йоге и цигуне, так и для только начинающих осваивать этих области.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Йога индийская и даосская. Биоэнергетическая система саморегуляции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА САМОРЕГУЛЯЦИИ

В восточной оздоровительной традиции биоэнергетический аспект физиологии человека описывается различными способами. В качестве биоэнергетических структур рассматриваются система каналов (меридианов) в системе китайской рефлексотерапии, «киноварные поля» или дань-тяни в даосской йоге, чакры в индуизме, система элементов в тибетской медицине. При этом различным биоэнергетическим структурам ставятся в соответствие одни и те же органы физического тела, эмоциональные реакции и общие ощущения человеческого организма, цветовые и звуковые комбинации. Так, сердцу в даосской йоге и рефлексотерапии соответствует стихия огня, тогда как в индийской традиции с ним связана чакра анахата и элемент воздуха. Желудок, поджелудочную железу и селезенку в даосской йоге связывают с элементом земли, в индийской же йоге — область манипуры, солнечного сплетения (сурья-чакры) и элемент огня. И наоборот, элементу земли в даосской йоге и тибетской медицине ставятся в соответствие органы и каналы желудка и поджелудочной железы, тогда как с элементом земли в индийской традиции связаны чакра муладхара и органы выделения. С элементом огня связывают каналы сердца, тонкого кишечника, терморегуляции, перикарда, в классической йоге это — область манипуры, солнечного сплетения.

Подобные кажущиеся несоответствия часто ставят в тупик и приводят к трудностям при взаимодействии практиков, врачей и целителей различных духовных традиций. Решение этой проблемы заключается в осознании целостности человеческого организма, биоэнергетический аспект которого представляет собой определенную систему взаимосвязанных структур, причем воздействие на их различные элементы приводит к соответствующему изменению состояния других элементов. Идея построения и законы системы биоэнергетической саморегуляции человеческого организма были подробно изучены Р. С. Фридманом и передавались им в рамках традиции школы Раджа и Буддхи йоги.

Рисунок 21. Р. С. Фридман

Связь биоэнергетических каналов и центров

…И опыт, сын ошибок трудных…

А. С. Пушкин

В качестве основных элементов системы биоэнергетической саморегуляции организма рассматриваются органы, зоны физического тела, биоэнергетические каналы и центры, расположенные вдоль позвоночника.

Каждому органу или функциональной системе организма соответствует свой энергетический канал (меридиан) с одноименным названием. Каналы связывают между собой поверхностные слои тела (кожу) и внутренние органы. Взаимодействие органов и каналов происходит по принципу цепочки обратной связи: канал наполняется энергией от органа, сам же по отношению к органу выступает в качестве управляющей системы, активизируя или тормозя его работу. Заметим, что передаваемая каналу энергия составляет лишь малую долю энергии, накопленной в органе. Однако, подобно транзистору, в котором маленький ток, втекающий в один электрод, управляет большим током, протекающим между двумя другими электродами, изменение проводимости каналов и изменение сверхслабых токов праны внутри каналов осуществляет тонкую настройку всей физиологической системы организма. Энергетическое опустошение органа приводит к опустошению канала, его активизации и проявлению связанного с ним желания.

Внешние электромагнитные поля могут наводить в резонирующем на их частоте канале токи, воздействуя на функционирование физиологической системы. Тем самым, каналы выступают в качестве дополнительной системы восприятия сверхслабых электромагнитных полей природных и биологических объектов. Способность воспринимать эти поля способствует увеличению адаптационной функции организма. Иногда такую способность называют «шестым чувством».

Система каналов, связывая органы, взаимодействует и с центральной нервной системой — узлами сплетения каналов. Расположенные вдоль позвоночника центры, представляющие собой нервные и эндокринные сплетения, являются проекциями чакр на физическое тело. Центры осуществляют энергетическую и управляющую зоной физического тела функцию. В дальнейшем мы будем использовать для обозначения центров названия соответствующих чакр. В то же время целиком отождествить нервные центры с чакрами нельзя, поскольку чакры обладают рядом психических характеристик, не свойственных напрямую функциональности центров. Чакра допускает перенос в нее сознания человека, эмоционально окрашивая и трансформируя мировосприятие.

Прежде чем будут описаны результаты сопоставления центров и каналов, попробуем сами переоткрыть их для себя. Убедиться в существовании связи каналов и центров можно, проделав следующий несложный опыт. Легонько постукивая друг о друга кончиками указательных пальцев, попробуем почувствовать, в каком участке позвоночника возникает реакция на это постукивание. Запомним или запишем для себя результат своего наблюдения и повторим его по очереди со средним, безымянным, мизинцем и большим пальцами. Можно попробовать провести и обратный опыт, концентрируясь в зоне позвоночника и наблюдая за реакцией каналов пальцев рук и ног.

Итак, результаты этого эксперимента:

— большой палец (связанный с каналом легких) вызывает реакцию в областях позвоночника на уровне основания шеи и иногда в зоне крестца,

— указательный палец (канал толстого кишечника) дает реакцию на уровнях солнечного сплетения и основания шеи,

— средний палец (канал перикарда) вызывает реакцию в позвоночнике на уровне пупка и почек,

— безымянный палец (канал трех обогревателей) вызывает реакцию в позвоночнике на уровне крестца,

— постукивание мизинцами (на мизинец выходят сразу два канала: сердца и тонкого кишечника) дает отклик в копчике и середине груди на уровне сердца.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Йога индийская и даосская. Биоэнергетическая система саморегуляции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я