Голография Дыхания. Семь Духов Судьбы и Четыре Смерти

Игорь Юрьевич Лютый

Перед Вами книга, выполненная в виде трактата, где автор исследует дыхание во всех возможных его ипостасях – от дыхания как системы вентиляции лёгких до дыхания как работы духа; от древних систем контроля циклов дыхания до современной «психотерапии новой волны»; от вдохновения жизни до сакрального издоха смерти.Трактат является результатом более чем 20-летней деятельности автора в сфере психологической антропологии или практической психологии дыхания культов и обрядов.

Оглавление

Трёхмерная модель дыхания

Своё рассмотрение дыхания я начал ещё в начале 90-х годов, когда стал вести тренинги по голотропному дыханию. Затем тренинги я предпочитал называть голотропное погружение, затем последовательный катарсис. В конечном итоге я остановился на названии «Дыхание — Работа Духа», вложив в это определение весь диапазон возможных изменений в руководстве тренинга, а также возможных видов тренингов и семинаров. Метод был и остаётся прежний — дыхание, в частности, глубокое, или даже глубинное (потому что, помимо глубокого, оно ещё и ритмичное, интенсивное, форсированное, но в дальнейшем эти два термина у меня будут означать одно и тоже) дыхание, а вот техники, то есть методики, используемые внутри этого метода, разные, в зависимости от развития самого метода.

Например, популярный сейчас и наиболее известный метод холотропного дыхания есть тоже разновидность метода глубокого дыхания. Другими словами, не стоит путать метод и методику, где метод есть способ восприятия мира, способ подачи терминов, способ объяснения, основанный на определённом мировоззрении и парадигме мышления. Методика же есть частная техника. Методику может давать кто угодно, даже, в определённых случаях, и обезьяна, метод же — только специалист.

Что же касается истинного звучания «голотропное» или «холотропное», то стоит понимать, что корень «голо» произошёл от греческого ὅλος и традиционно закрепился в отечественной науке, в то время как англоязычники транслируют ὅλος как holos, при двойной же транслитерации на русский ὅλος уже звучит как «холо». Таким образом, возникли и закрепились два термина, описывающие разные, хотя и родственные психологические явления, которые корректно будет употреблять в контексте описываемых этими терминами явлений.

В конечном итоге, мы пришли к семи типам дыхания, соответственно, семи типам субъективного опыта, соответственно, семи типам эмоциональных состояний и переживаний этого опыта. Но начнём по порядку, с самых первых рассмотрений работы духа.

Так, в начале своей деятельности на Группе мы рассматривали дыхание только в двух ипостасях — вдох и выдох. И дыхание внутри тренинга я давал с ориентацией на вдох, например, форсированный вдох, и ориентацией на выдох, или форсированный выдох. Так появилось «искусство вдоха» и «искусство выдоха». Позже я стал обращать внимание и на паузы между вдохом и выдохом, а также между выдохом и вдохом. В итоге появилось «искусство паузы». То есть дыхание стало условно трёх типов.

Я не зря обращаю внимание на «условность» трёх типов дыхание, поскольку нельзя делать только вдох, или только выдох, также невозможно подолгу и не дышать. Если же делать акцент только на вдохе, или только на выдохе, или на паузе, прежде всего, мысленный акцент, то можно, во-первых, увидеть и ясно различить разницу в результатах такого «фиксированного» дыхания, во-вторых, увидеть закономерности самого процесса. И такие закономерности следующие.

Три закона, на которые опирается «искусство вдоха».

— Если мысленно выделять вдох, то вдох удлиняется, становится более форсированным, причём непроизвольно. В конечном итоге, мы начинаем сознательно произвольно форсировать вдох. Выдох же при этом делается пассивно, инертно. Итак, вдох форсированный.

— Такой процесс дыхания приводит к тому, что в теле появляются новые и для большинства начинающих странные ощущения физического плана, которые и воспринимаются в большинстве случаев как ощущения болезненные. Но о самих ощущениях речь пойдёт ниже. Сейчас важно выделить следующее: дыхание становится как бы самодостаточным, то есть в таком дыхании начинает выделяться и доминировать сам процесс дыхания, когда цели отпадают, точнее, блокируются чрезмерными физическими ощущениями. Телесный опыт начинает так доминировать, что все цели просто забываются, или вытесняются физиологическим энергетическим катарсисом. В таком случае, лучше и временно «позабыть цели», то есть просто их «отпустить» хотя бы на уровне мысленной изначальной установки, которая даётся перед процессом такого дыхания. Итак, второй закон «искусства вдоха» — дыхание процессуальное.

— Третий закон «искусства вдоха» также диктуется естественным процессом дыхания, когда явно выделяется телесно-физическая компонента опыта дыхания. Тело испытывает спазмы в конечностях и в целом (или частично) находится в каталепсии, когда очень трудно пошевелить конечностями и ими сознательно управлять. Вот здесь и предлагается «не бороться» с опытом, с телом, «отпустить» весь процесс, принять, «по возможности» (поскольку начинающий нередко испытывает при таком опыте панические настроения, ему кажется, что он «таким» и останется, несмотря на то, что перед дыханием он неоднократно получал пояснения по поводу этого опыта). Третий закон «искусства вдоха» — тело неподвижное, или тело-растение. Уже перед дыханием, с положения лёжа на спине, я даю упражнение: представьте, что позвоночник лежит на полу, сросся с полом, всё тело вросло в пол и т. п. В самом же дыхании, если тело непроизвольно двигается, то не препятствовать этому. Другое дело, что движения некоторых людей становятся чрезмерно сильными, что мешает и их дыханию, и дыханию других людей (например, в силу того, что они используют ранние наработки с других тренингов по дыханию) — в таких редких случаях я притормаживаю эти движения и напоминаю начальные инструкции «искусства вдоха».

Я уверен, и неоднократно убеждался в своей правоте, что начинающему нужно сначала «продышаться на вдох», чтобы последующие более сложные и тонкие процессы шли гармонично и предсказуемо. В этом — суть метода последовательного катарсиса. Так называемой «спонтанности» дыхания нужно знать цену и меру.

Наблюдения, сделанные на группах по глубокому дыханию, позволили сделать вывод, что акцент на вдох при глубоком дыхании, процессуальность и телесная неподвижность позволяют естественно отслеживать (а иногда и усилить) ощущения в теле, которые возникают сразу с первых же минут такого глубокого дыхания. Отслеживать для того, чтобы быстрее пройти, не зацикливаясь по возможности на деталях опыта, и перейти на другие формы дыхания и соответствующие им катарсисы.

Речь идёт о начинающих так называемых «среднестатистических невротиках», то есть о людях, не отягощёнными не только психическими болезнями (здесь вообще глубокое дыхание непродуктивно), но и хроническими физиологическими и психосоматическими болезнями. Психосоматика и хронические заболевания дают другую «картину дыхания», а значит, выделяют и другие законы и закономерности всего процесса.

Три закона, определяющие «искусство выдоха».

Здесь сначала нужно уточнить, что, в отличие от «искусства вдоха», «искусство выдоха» является более тонким, в том смысле, что «искусство вдоха» «ближе к телу», чем «искусство выдоха». То есть, при акценте на выдох, опыт уже не столь явно описывается в категориях телесно-физических компонент. Если же делать катарсис «последовательным», то есть фиксировать сначала дыхание на вдохе, а уж затем (спустя несколько дней, как минимум) на выдохе, то в «искусстве выдоха» вообще телесная компонента почти нивелируется, исчезает, а если и остаются какие-то физические ощущения, то они совсем не доминируют, и скорее являются результатом совсем других процессов — не физических, а эмоциональных.

На ранних тренингах по голотропному дыханию, когда тренинг проходил в течение полутора-двух месяцев, в среднем по 2—3 занятия каждую неделю (от 4 занятий в первую неделю и до 1 занятия в последнюю неделю), первую неделю мы занимались дыханием с акцентом на вдох, а вот со второй недели уже начинали делать акцент на выдох. С конца 90-х годов количество недель и занятий тренинга в целом сократились, и в конечном итоге тренинг голотропного погружения стал проводиться от 2-х дней до одной недели. Сейчас инструкции «на вдох» или «на выдох», или «на паузу» мне приходится давать отдельно разным участникам, в зависимости от опыта дыхания, и реже, в зависимости от запроса участника или его проблемы. Хотя, такую «дискриминацию» я стараюсь явно не выделять, дабы не отвлекать умы начинающих от более сложных инструкций. Итак, законы «искусства выдоха» следующие.

— Акцент в дыхании теперь делается на выдохе. Акцент на выдохе. Это происходит хотя бы в силу того, что «дыхание на вдох» себя исчерпывает, то есть ощущения или уже не появляются, или становятся вторичными, и идут на фоне доминирующих эмоций, или же просто становятся «не интересны» дышащему, то есть не привлекают его внимания, как во время дыхательного процесса, так и после. Или то, и другое, и третье…

— Когда работаешь с эмоциями, когда эмоции вскрывают определённые пласты жизни, реально происходящие или происходившие в жизни дышащего, когда эмоция вдруг ни с того ни с чего начинает доминировать на фоне дыхания, то в таком дыхании начинаешь невольно (или вольно) думать о чём-то, или о ком-то, или о нечто, что привлекает внимание, или спонтанно всплывает в памяти. Такое дыхание уже не процессуальное, то есть это дыхание ориентировано на цель! Как и то, что эмоции человека принципиально отличаются от эмоций животных (или даже вегетативных, то есть растительных) телесных ощущений. Процесса больше нет, есть устремлённость к чему-то, или к кому-то конкретному — начинаешь дышать для чего-то, или для кого-то, а не «просто так». Здесь уже ждёшь своеобразной символической «награды» за дыхание, или хотя бы некоего «отчёта», или хотя бы какого-то понимания того, зачем, собственно, дышишь. Итак, дыхание ориентировано на цель.

Тело подвижно. Это третий закон «искусства выдоха». Под этим законом следует понимать тот факт, что при дыхании всякие сознательные телодвижения уменьшают телесные ощущения, но порождают эмоции. Ощущения как бы переходят в эмоции. Но во время первой фазы катарсиса я бы не советовал специально переводить физический катарсис в эмоциональный, и позволить физическому катарсису пройти сполна, как говорится, продышаться. Иначе застойные грубые энергии так и останутся в теле, точнее, эти энергии (зажимы, блоки и т.п.) рано или поздно высвободятся, но на это уйдёт больше времени, и весь процесс будет запутанным (подробнее об этом ниже). В итоге, телесный катарсис сам исчерпается, и на смену ему придёт «искусство выдоха».

«Искусство паузы» между вдохом и выдохом и между выдохом и вдохом тоже имеет свои законы. Более того, эти законы ещё более изощрённы в своей неявности, абстрактности, утонченности и глобальности. Также длительные паузы, то есть задержки, рассматриваются в традиционных методах дыхания (пранаяма, цигун и пр.) как очень сложные виды искусства дыхания, которые новичкам не предлагаются в силу опасности, непредсказуемости и противоречивости достигаемых результатов. Вдох проще контролировать, чем выдох, но делать различные задержки ещё более сложно. То есть, ориентироваться в деталях паузы, осознавать энергетические потоки и уметь ими управлять, видеть результаты такой практики, ведь эти результаты ещё более отсроченные, чем работа с выдохом, поэтому о них трудно судить. Но, более, того — отсроченные результаты сильнее закрепляются в физиологии: «всё, что приходит медленно — приходит напрочь» (восточная истина), что хорошо, когда эти результаты положительные. А если иначе?

Законы, определяющие «искусство паузы», это законы медитации, и они следующие.

— Умение остановиться «поперёк хаоса».

— Цель и процесс «не имеют смысла». Этот закон проще понять, если обратиться к первому пункту, дополнив его: «умение остановиться поперёк хаоса целей и процесса».

— Подвижность и неподвижность также взаимно переплетаются и дополняют друг друга, и здесь также можно дополнить первый пункт: «умение остановиться поперёк хаоса движения, не нарушая само движение, и, что более парадоксально — умение остановиться поперёк хаоса неподвижности, дополнив неподвижность такой «остановкой». Как то, что медитация бывает динамическая и статическая. Но мы уверены в том, что начинать нужно со статической медитации, рассматривая её как первый уровень «остановки поперёк хаоса». Приведу иллюстрацию только что сказанного.

Существует целое направление человеческого личного развития, которое относят к великому гуру Махариши Патанджали, жившему, как полагают, во втором веке до нашей эры. Это — Аштанга Йога, или Раджа Йога, или «царственная йога». Эта система довольно изящно разбивает человеческий жизненный путь в направлении к духовному совершенству на восемь этапов, или восемь уровней развития. Но, по сути, это восемь уровней, или восемь видов медитации. Ведь слово «медитация» имеет совсем не восточное происхождение: в переводе с латинского meditatio — размышление, обдумывание, то есть, по сути, любая умственная техника, будь то молитва, концентрация или чтение книги. Можно сказать, что «медитации» нет ни в Индии, ни в Китае — там просто исторически использовались совершенно другие понятия. Речь идёт о термине, и этот термин не восточный, а западный. Итак, восемь уровней медитации по Патанджали.

— Следование законам общества и времени, то есть выполнение законов общественной морали.

— Наличие собственной индивидуальной морали, то есть контроль врождённых животных инстинктов.

— Телесные упражнения, направленные на дальнейшую умственную и физическую релаксацию.

— Дыхательные упражнения, ещё более углубляющие уровень релаксации и утончающие восприятие в целом.

— Созерцание мыслей и содержимого всего сознания с целью высвобождения хлама сознания.

— Пересмотр и воспоминание своей жизни с целью освобождения себя от болезненных привязанностей и ненужных установок.

— Способность подняться над мыслями и содержанием своего сознания, недумание, неделание внутреннего диалога.

— Достижение совершенства, просветление.

Видно, что первые два уровня составляют некий «фундамент» развития, без которого другие уровни недостижимы. Аморальный и безнравственный человек далёк от духовных подвигов и достижений. Эти два уровня, а также третий и четвёртый уровни можно и не называть медитацией как таковой, чтобы просто не запутаться в терминах. Или просто уточнить: «дыхательная медитация», «телесно-ориентированная медитация». Вот пятый уровень — уже медитация как она есть и понимается, причём самая распространённая в совершенном мире, потому что доступна каждому психически здоровому современному человеку. Это и есть статическая медитация, например, трансцендентальная медитация, или медитации ясного света Дзогчен. Шестой уровень — это продолжение медитации-созерцания, но уже на уровне сознательной повседневной деятельности, своеобразный «вывод вовне» эффекта трансцендентальной медитации. Это уровень, когда медитация становится динамической. Вот с седьмого уровня начинается некий идеал медитации, взгляд на конечные цели всей Практики, к которому стремятся многие начинающие идти по пути медитации, и не только медитации.

Отсюда видно, как изощрённо и утончённо искусство паузы, как оно многолико и неопределённо. Эта неопределённость в многогранности и множественности того, что можно назвать «под-искусства», или «суб-искусства», то есть часть данного искусства.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Голография Дыхания. Семь Духов Судьбы и Четыре Смерти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я