Голография Дыхания. Семь Духов Судьбы и Четыре Смерти

Игорь Юрьевич Лютый

Перед Вами книга, выполненная в виде трактата, где автор исследует дыхание во всех возможных его ипостасях – от дыхания как системы вентиляции лёгких до дыхания как работы духа; от древних систем контроля циклов дыхания до современной «психотерапии новой волны»; от вдохновения жизни до сакрального издоха смерти.Трактат является результатом более чем 20-летней деятельности автора в сфере психологической антропологии или практической психологии дыхания культов и обрядов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Голография Дыхания. Семь Духов Судьбы и Четыре Смерти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Эксперимент в жанре академический науки

Было бы большим упущением в этой паранаучной работе не осветить своего «научного собрата», я бы даже сказал, что «брата-близнеца», потому что родились они вместе, но развиваются параллельно. В феврале 1993 года в стенах Университета Российской Академии Образования на кафедре Клинической Психологии факультета Психологии мною была защищена квалификационная работа (или попросту диплом), где я, по сути, описал трёхмерную модель дыхания. Работа называлась «Изучение эффектов глубокого дыхания у участников психологического тренинга». Очевидно, что данная работа была написана, как сказал мой научный руководитель, «в другом жанре», если сравнивать этот жанр с паранаучным трактатом. Также вполне очевидно то, что третий уровень катарсиса, или «искусство паузы» в психологическим дипломе не мог быть описан в принципе (!) ни в то время, ни сейчас (в философской работе, возможно, но не в психологический), хотя я в дипломе и намекаю на этот «гипотетический» опыт не один раз. Зато был обоснован «трёхдневный переход», и я вплотную подошёл к «девятидневному катарсису» (очевидно, в других терминах), причём мне было предложено даже заняться диссертацией на эту тему, потому что сам диплом прошёл на «отлично», а для меня, что называется, «на ура!». Но, к счастью, мы все рано или поздно выбираем и платим за свой выбор — выбор или в сторону науки, или в сторону паранауки (если бы была диссертация, то это были бы, по сути, мои «кастрированные» книги по искусству дыхания, уж извините за резкость суждения)… Судите сами хотя бы по манере изложения.

Итак, общее заключение и выводы по эксперименту — выписка из диплома, предложенная в сборник студенческих работ УРАО, а также выводы по исследованию, опубликованные в самом дипломе.

Общее заключение по эксперименту

Предположение о существовании возможной структуры и последовательного протекания опыта глубокого дыхания у участников психологического тренинга подтвердилось. Существование такового описывается в терминах телесных и эмоциональных переживаний, причем эмоциональные переживания следуют за телесными. Данную последовательность следует принимать как последовательное доминирование, но не как исключение одним опытом другого. Тем не менее, существует некий переход одного опыта в другой, и такой переход фундаментален, т.е. происходит в виде относительно быстрой замены доминанты (в течение 2-х дней) и подтверждается соответствующей корреляцией по дням.

При проведении дополнительного эксперимента, где ставилась цель — подтвердить результаты основного исследования, по сути, создавалась модель тренинга по дыханию, учитывающая все противоречия подобной психологической деятельности. Двойственность опыта глубокого дыхания обусловила и двойственность дополнительного эксперимента; две группы испытуемых, по сути, давали по половине ответа на вопрос: «Какие инструкции лучше давать участникам психологического тренинга по глубокому дыханию». Выяснилось, что одни инструкции больше подходят к одной части 10-и дневного тренинга по глубокому дыханию, при этом доказывают свою несостоятельность к другой части занятий методом «от противного»; а другие инструкции действуют наоборот. Так, телесные инструкции предположительно лучше предлагать на рубеже первых 3—4 дней, в то, время как эмоциональные после. Нами не были исследованы сроки действия эмоциональных инструкций, т.к. наши исследования ограничивались 10-ю днями, но есть предположение, что после 8—10 (а в некоторых случаях и раньше) дней опыт меняется на иной, нами не изученный. Это требует дальнейших исследований. Наличие гипотетического иного опыта дыхания качественно не нарушает изученной нами закономерности телесного и эмоционального опыта, но может существенно дополнить и определить более длительные исследования.

Некоторая «разбросанность» результатов групп, где давались установки, ориентированные только на эмоциональный или только на телесно-физический опыт по сравнению с начальным экспериментом, демонстрируют несостоятельность как исключительно телесной работы в 10-и дневных группах, так и исключительно эмоциональной работы. Таким образом, мы предлагаем «последовательный дыхательный катарсис», где инструкции на глубокое дыхание будут даваться последовательно и тренинг (включающий 5—10 дней) будет проходить соответствующими условными двумя фазами. Причем, речь может идти не только о тренинге по дыханию, а о любой психологической деятельности, включающей эмоциональную и телесную работу, поскольку нами исследовался «стандартный» набор феноменов данной сферы интересов психолога.

По нашему мнению, качественно неизученной осталась мотивационно-волевая сфера, а также область мышления. Данные незадействованные области, возможно, и определяют каким-либо образом опыт прохождения психологического тренинга (в нашем случае — по глубокому дыханию) на рубеже большего количества дней. Именно с этой точки зрения декларируемый ранее эффект полезависимости у участников подобных тренингов, нами не обнаруженный, не исключается на более поздних этапах тренинга.

Выделенная нами «условность» двух фаз, тем не менее, обращает внимание на индивидуальность любого человеческого психологического опыта так, чтобы подход специалиста-психолога не носил формализованного сухого характера. Мы надеемся, что разрабатываемая нами модель психологического тренинга внесет свой существенный вклад и в развитие современной клинической психологии.

Выводы по эксперименту

— Протекание опыта 10-и дневного психологического тренинга по глубокому дыханию можно последовательно описать в терминах телесно-физической и эмоционально-динамической составляющих.

— Такой опыт начинается с телесно-физической составляющей и заканчивается эмоционально-динамической составляющей.

— Во 2-й день наблюдается доминирование телесно-физических компонент над эмоционально-динамическими, что не проявляется столь явно в первый день. Это явление можно объяснить тем, что в 1-й день многие участники испытывают в большей степени «фоновые» переживания, — те, с которыми они пришли. Как правило, «фоновый» эмоциональный опыт может присутствовать не столько в первый день, сколько в первую половину этого дня. С точки зрения Тхостова (Тхостов А. Ш. Психология телесности. — М., 2002. — 287 с.), речь идет о так называемых «ядерных базальных конструктах», позволяющих субъекту начинать работу с незнакомым объектом интрацепции. Для субъекта эта деятельность проходит в эмоционально-оценочных координатах. Эта первичная категоризация интрацептивного ощущения объясняется тем, что субъекту важно оценить значимость пользы для себя, степень опасности и прочие субъективные примитивные (но наиболее жизненные с эволюционной точки зрения) моменты телесного восприятия. Это этап «первовидения» перцепта. Эта фаза чаще всего очень кратковременна и отсюда почти не поддается рефлексии. Далее наступает этап перехода на другую систему координат — отнесение стимула к социально одобряемому или нет. При «одобряемости» восприятие стимула идет по стандартному («объективному») пути. В случае отсутствия социальных коррелятов данного стимула, или же наличия неодобряемого отношения, повышаются пороги восприятия, и восприятие стимула может менять свою модальность самым непредсказуемым способом, в зависимости от уровня рефлексии субъекта. Все неозначенные в конечном итоге ощущения признаются сверхъестественными. Тхостов объясняет появление эмоционально-оценочной компоненты перед другими уровнями опыта в контексте существования смысла перед значением: смысл, рождаясь из самой жизни, становится доступным лишь через систему значений. Смысл эмоции — означить начало появления болезни или выздоровления.

— Переход с телесно-физической на эмоционально-динамическую компоненту носит качественный скачкообразный характер.

— Индивидуальные разбросы протекания опыта имеют место, но носят количественный характер, не изменяя тем самым принципиально сам феномен перехода.

— Качественный скачок имеет место в диапазоне 3—5 дней, что может позволить модулировать подобную психологическую групповую деятельность.

— Влияние инструкций руководителя носит количественный характер и, хотя также не меняет существенно картину глубокого дыхания, может упорядочить эту картину, сделав тем самым прохождение тренинга более эффективным. Можно смоделировать тренинг, где инструкции руководителя будут усиливать качественный переход опыта, например, сначала будут носить телесно-ориентированный характер, затем (через 3—5 дней) давать акцент на эмоции. Впрочем, именно это мы по частям и применили в дополнительных экспериментах. Данное положение особенно уместно в группах участников, имеющих проблемы невротического и психосоматического плана, а также в случае акцентированных характеров, поскольку «спонтанный» ход дыхательного тренинга для этих людей, как сообщают многие исследователи, опасен своей непредсказуемостью текущих результатов тренинга. Скорее всего, в случае такой «спонтанности», эффективность полностью определяется личностными характеристиками ведущего и зависит напрямую от его интуитивных качеств.

— На рубеже 8-10-и дней общий ход обоих типов опыта минимизируется, что можно объяснить эффектом истощения (что также не исключает доминирование иного опыта). Вообще, любая психологическая тренинговая работа, как правило, идет не больше 10 дней.

В свете вышесказанного, нам представляется необходимым и возможным обозначить рубежи будущих интересных и плодотворных исследований. Явление существования вышеуказанного перехода опыта можно принять как эмпирический факт, данность, что можно сравнить с такими явлениями, как возрастные кризисы в возрастной психологии, а также фундаментальными энергетическими уровнями в квантовой физике. Немало подобных явлений присутствует и в других науках. Из анализа вышеупомянутой литературы по нашей теме можно также предположить, что представляется очень интересным и перспективным изучение более длительных по протяженности сроков прохождения психологических интенсивных тренингов (от 10 дней до 2-х месяцев и более), где не исключено введение дополнительных необходимых переменных опыта.

Выводы по исследованию (из диплома)

— Протекание опыта 10-ти дневного психологического тренинга по глубокому дыханию можно описать в терминах телесно-физической и эмоционально-динамической составляющих.

— Такой опыт начинается с телесно-физической составляющей и заканчивается эмоционально-динамической составляющей.

— Переход с телесно-физической на эмоционально-динамическую компоненту носит качественный (не постепенный) характер.

— Индивидуальные разбросы протекания опыта имеют место, но носят количественный характер. Так, качественный скачок имеет место в диапазоне 3—5 дней, что позволяет модулировать подобную психологическую групповую деятельность в диапазоне до 10 дней.

— Влияние инструкций руководителя носит количественный характер, и, хотя также не меняет существенно картину глубокого дыхания, может упорядочить эту картину, сделав тем самым прохождение тренинга более эффективным.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Голография Дыхания. Семь Духов Судьбы и Четыре Смерти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я