Антистресс-2020. Системное управление стрессом. Бизнес, эмоции, здоровье, ценности, поведение, мышление

Игорь Вагин, 2020

Эта первая книга в России, которая дает практический системный подход к управлению стрессом. Поэтому она состоит из шести частей, охватывающих всю систему «Человек». 1. Реакция на стресс 2. Эмоции и ценности 3. Мышление 4. Поведение, коммуникации. 5. Личная эффективность 6. Здоровье. Ее автор – Игорь Вагин легендарный бизнес-тренер, коуч, врач-психиатр, врач-психотерапевт, канд. мед. наук. Уже тридцать лет тренирует людей, как управлять стрессом в кризисных ситуациях. Книга для всех тех, кто хочет повысить уровень своей адаптации к стрессу, переменам и кризису. Не просто переживать кризис, а жить полноценной жизнью, работать, развивать свой бизнес, внедрять инновации, расти как личность. Эта книга для активных людей, героев, капитанов собственной жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антистресс-2020. Системное управление стрессом. Бизнес, эмоции, здоровье, ценности, поведение, мышление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть II

Стресс и эмоциональный интеллект

Глава 1

Как работать с причинами негативных эмоций

У всего в нашей жизни есть причина,

если присмотреться по внимательней.

Наши эмоции, чувства, настроения могут быть реакцией на определенные ситуации, как самоизоляция во время пандемии, экономический и финансовый кризис в стране, проблемы с бизнесом, срыв проекта, выговор от начальства, невыполнение подчиненными заданий в срок, конфликты с коллегами или родственниками, неудачами в бизнесе, карьере, проблемы со здоровьем.

На тренингах мы с участниками досконально диагностируем причины негативных эмоций. Мой девиз такой: все, что можно исправить обычными методами: организацией своего рабочего времени, делегирование, умение принимать решения, и только потом психология.

Вроде, тренинг эмоциональный интеллект, но я даю основы тайм-менеджмента или делегирования, или принятия решений, или технологии эффективных бизнес-коммуникаций в зависимости от проблем участников тренинга.

Только после того, когда мы поняли причины и справились с ними, я использую психологический подход. Если мы не уберем причины, то ситуации будут повторяться вновь, и вновь, и вновь мы будем испытывать негативные эмоции. Нас опять будет штормить. Может образоваться порочный круг, когда сама эмоция может провоцировать ситуацию, а ситуация запускать эмоцию.

Существуют несколько причин негативных эмоций.

1. Неумение планировать свои дела, управлять временем — результат постоянный цейтнот, не успеваем сделать что-то в срок, затягиваем исполнение задач.

Эмоции: тревога, напряжение, раздражение, чувство вины, стыда, уныние.

2. Неумение управлять персоналом: поручать, делегировать, поощрять, наказывать, контролировать и наконец обучать. В результате персонал совершает ошибки, не выполняет в срок поручения, заваливает проекты.

Эмоции: раздражение, гнев, обида, тревога, уныние.

3. Неумение профессионально выстраивать коммуникацию.

Отсюда частые конфликты, срывы на переговорах, мы не можем эффективно просить и отказывать. Не можем четко объяснить суть нашего предложения, проводить совещания

Эмоции: уныние, напряжение, раздражение, гнев, тревога.

4. Неумение принимать оптимальные решения.

Мы часто принимаем ошибочные, провальные решения в силу того, что не умеем анализировать информацию, четко формулировать проблему, структурировать ее, не думаем об альтернативных вариантах, не создаем критериев оценки результата, не думаем о последствиях принимаемого решения.

Эмоции: тревога, уныние, раздражение на себя, чувство вины.

5. Нет навыка стрессоустойчивости, управления эмоциями.

Мы не управляем своими эмоциями, не контролируем их. Ведем себя слишком эмоционально, часто конфликтуем на «ровном месте».

Эмоции: чувство обиды, вины, уныния.

Понимая причины наших эмоций, мы можем в качестве профилактики этих причин, тренировать навыки управления своим временем, деловые коммуникации, принятия решений, управления персоналом и, наконец, навыки стрессоустойчивости.

Упражнение «Причины негативных эмоций»

Проанализируйте, какие причины негативных эмоций встречаются в вашей работе. Напишите план, какие компетенции вам нужно тренировать, чтобы убрать причины стресса.

В случае наличия симптомов депрессии вы можете использовать отечественное мобильное приложение АнтиДепрессия, для коррекции эмоциональных состояний.

Глава 2

Управление эмоциями

В современном мире мы вынуждены учиться управлять своими эмоциями. Навыки управления эмоциями входят в набор компетенций эффективного менеджера, руководителя.

Я уже более 30 лет провожу тренинги и коучинг по управлению эмоциями. Мой опыт и опыт моих учеников говорит, что эмоциями можно и нужно управлять.

Многие опытные руководители постепенно обучаются управлению своими эмоциями, также как и спортсмены-профессионалы, сотрудники спецслужб, артисты и телеведущие, политики, которым часто приходится выступать перед аудиторией, контролируя одни эмоции и демонстрируя другие. Конечно, далеко не все эмоции управляемы, но большинство поддаются контролю. Весь вопрос, насколько мы мотивированы на отслеживание и контроль эмоций и насколько владеем приемами управления.

Разве не полезно было бы управлять своими чувствами? По желанию вызывать приятные ощущения или избегать назревающих конфликтов (ведь чаще всего виной столкновения становятся именно эмоции)? Так можно избавиться от многих барьеров в общении, достичь высот в карьере, построить замечательную семью и…

Неудивительно, что наш разум постоянно восстает против всевластья эмоций. Да только большинство людей чаще всего прислушиваются к нему слишком поздно: «Если бы только я так не разозлился…», «Если бы я не испугался…», «Рано я радовался…» и т. п.

Эмоции — эволюционно более ранний механизм регуляции поведения, чем разум. Поэтому они и выбирают более простые пути решения проблем. Прислушиваясь к эмоциям, человек получает заряд дополнительной энергии: ведь они, в отличие от разума, напрямую связаны со многими физиологическими и биохимическими процессами в организме. Под их воздействием наше тело мобилизует все силы — чего разуму не достигнуть никакими «уговорами».

Действие эмоций можно описать так:

1. Эмоции дезорганизуют ту деятельность, в связи с которой возникли.

Страх перед препятствием полностью парализует всякое движение к цели.

2. Эмоции облегчают переход к новой форме деятельности, позволяющей решить проблему, с которой разум с ходу справиться не смог.

Если страх сменится гневом, он позволит смести преграды, которые не удалось обойти разумным способом.

Как видите, эмоции не так уж и бесполезны. Замечу, что многие фантастические антиутопии строятся на одном сюжете: утрате человечеством богатства эмоциональных переживаний, жизнь в мрачных техно-городах по выверенным логическим схемам. Сплошная Матрица.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антистресс-2020. Системное управление стрессом. Бизнес, эмоции, здоровье, ценности, поведение, мышление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я