Держава Рюриковичей. Первая часть

Игорь Аркадьевич Родинков, 2018

В 862 году на Руси появился варяг Рюрик, который основал династию, правившую Россией почти 740 лет. Данная публикация является первой частью дилогии. Она охватывает историю России с древнейших времен до возвышения Москвы. Книга состоит из двух разделов. В первом в научно-популярной форме излагается авторский взгляд на начальную историю России. Во втором приводятся документы по данному отрезку исторического времени. Обложка оформлена автором.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Держава Рюриковичей. Первая часть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

«Откуда пошла Русская земля»

Свою «Повесть временных лет» летописец Нестор начинает такими словами: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». Русская земля возникла в соединении трех начал — рождения русского народа, образования Древнерусского государства и Крещения Руси.

1. Этническая основа русского народа. Влияние природы страны на характер и историю народа. Этническую основу русского народа составили племена восточных славян, заселивших в VII-VIII веке территорию Восточно-Европейской равнины. Древний летописец Нестор в своей «Повести временных лет» дает нам название этих восточнославянских племен. Около Киева, на правом берегу Днепра, жили поляне, около полян, в лесах по берегам Припяти, — древляне, к западу от полян и древлян жили бужане, или волыняне, и белые хорваты. Между Припятью и Двиной жили дреговичи, по берегам Двины осели полочане, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине — кривичи, вокруг озера Ильмень поселились ильменские славяне. На берегах реки Сожи жил радимичи, по реке Оке — вятичи, на юге, по реке Десне и по рекам Сейму и Суле, жили северяне, по Днепру и Пруту (вплоть до устья Днепра и северного побережья Черного моря) — уличи и тиверцы. Все эти славянские племена — древние предки русского, украинского (малорусского) и белорусского народов.

Самым первым и самым развитым восточнославянским племенем были поляне, которые жили на границе со степью (полем), почему и получили название полян. Легенда гласит, что на Днепре поселились три брата: Кий, Щек и Хорив, и была у них сестра Лыбедь. Каждый из них жил со своим родом на горах, которые потом были названы их именами. И возвели они город, и назвали его в честь старшего брата Киевом. В VIII века у восточных славян, помимо Киева, были еще города — Новгород у ильменских славян, Полоцк в земле полочан, Чернигов у северян и Смоленск в земле кривичей.

Последними восточнославянскими племенами, которые заселили Восточно-Европейскую равнину, были радимичи и вятичи. Пришли они на берега рек Сожи и Оки в VIII веке с берегов реки Вислы. Как повествует летописец Нестор: «Радимичи и вятичи от ляхов. Было у ляхов два брата: Радим и другой Вятко. Пришел и поселился Радим на Соже, и от него назвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него назвались вятичи».

Колонизуя Восточную Европу, славяне на севере и в бассейне Оки селились в землях, занятых финскими и балтийскими племенами: чудь, корела, весь, меря, мурома и голядь. Славяне были сильнее, красивее и мужественнее окружающих их племен, поэтому они стали здесь хозяевами. Но славяне не уничтожали местное население, а селились около их поселков и жили мирно. Потом, когда появилась соседская община, славяне с финнами и балтами смешались в один народ. Так началось складывание великорусской нации. На её антропологический тип и говор большое влияние оказали финские племена. Как писал известный русский историк В.О. Ключевский: «Наша великорусская физиономия не совсем точно воспроизводит общеславянские черты. Другие славяне, признавая в ней эти черты, однако, примечают и некоторую стороннюю примесь, а именно: скуластость великоросса, преобладание смуглого цвета лица и волос, особенно типичный великорусский нос, покоящийся на широком основании».

Таким образом, русский этнос начал складываться из хозяйственно-территориального союза восточнославянских племен с присоединением к нему некоторых финских и балтийских племен. Завершением этого процесса стало создание единого государства и установление единой религии. На эти факторы в истории России оказали влияние наши северные и южные соседи.

Но прежде чем говорить об образовании Древнерусского государства и установлении христианской веры на Русской земле, рассмотрим такой фактор, как влияние природы страны на национальный характер и историю народа.

Национальный характер и история народа складываются под влиянием человеческого духа и внешней, или физической, природы. Человеческий дух или дух народа формируется под религиозным влиянием. Для русского народа это было его языческое прошлое и христианское настоящее. Об этой составляющей характера русского народа и его истории мы поговорим позже. Сейчас остановимся на природном факторе.

Национальное становление русского народа происходило на территории так называемой Восточно-Европейской, или Русской, равнины. Еще эту территорию можно назвать Восточной Европой или Европейской Россией. Это огромная равнинная территория, на севере ограниченная морями Северного Ледовитого океана, на западе — Карпатскими горами, на востоке — Уральскими, на юге — Кавказскими горами. Обширность и равнинность территории были первыми факторами, повлиявшими на характер и историю русского народа. Отсюда можно вывести такие черты характера русского человека, как широта души, щедрость, спокойность и уравновешенность натуры.

Второй природный фактор России — это её климат. Восточно-Европейскую равнину можно разделить на четыре климатических пояса: арктический (выше полярного круга), северный, или холодный (зона тундры), средний, или умеренный, охватывающий срединную полосу русской равнины (зона лесов), и южный, теплый, или степной. В то время арктический пояс был еще не заселен, северный был заселен крайне редко, значит, русский народ формировался в умеренном и южном климатических поясах или в северной и степной Руси.

Северная Русь — это сплошные лесные массивы: на Крайнем Севере — хвойные, в средней полосе — смешанные, а в лесостепной полосе — широколиственные леса. Среди них пробивали себе дороги истоки великих рек с многочисленными притоками. Почва здесь была тяжела для сохи и плуга земледельца, а также скупа на урожай. Территория лесной Руси была подвержена действию трех циклонических ветров: с Арктики, с Атлантики и с южных морей (Черного и Средиземного), поэтому климат, более суровый на севере и востоке, был менее суров на западе и юге. Климат здесь характеризовался не особенно суровой, но продолжительной зимой и умеренно теплым, иногда засушливым летом. Весна — поздняя, с частым возвратом холодов, а осень прохладная и дождливая. Все это определило более позднее освоение и малолюдность огромных лесных массивов северной Руси.

Иную картину представляла Причерноморская, или степная, Русь. Низовье трех великих рек: Днепра (Борисфена), Дона (Танаиса) и Волги (Ра, а потом Итиля) — это бескрайние степные просторы. Широкие лощины, в которых ютились лесные массивы, богатая луговая растительность, черноземные почвы, более мягкая, чем в лесной полосе зима, и жаркое лето — все это создавало благоприятные условия для развития земледелия и скотоводства. Поэтому люди появились здесь значительно раньше, чем на севере Восточно-Европейской равнины. Однако кочевники, проносившиеся с востока на запад, постоянные войны и набеги не давали возможности осесть здесь земледельческим племенам. Кочевники-скотоводы на долгие века оставались в этих местах хозяевами. Много воды утекло с тех пор, пока плуг северного землепашца и казака распахал эти плодородные земли. Исключение составляло лишь среднее Приднепровье, вклинившееся в зону владычества кочевых народов, где начиная с VIII века сосредоточилась основная масса славянского населения.

Суровость климата и постоянная борьба с кочевниками выработали в русском человеке упорство, выносливость, воинственность и способность преодолевать любые лишения и опасности.

Географы относили Россию к Европе, но многие историки считали ее Азией. В этом был парадокс ее исторического развития. Как писал В.О. Ключевский: «Исторически Россия, конечно, не Азия, но географически она не совсем Европа. Это переходная страна, посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала её с Европой, но природа положила на нее особенности и влияния, которые всегда влекли её к Азии или в нее влекли Азию».

2. Начало образования Древнерусского государства. «Призвание варягов». Вначале образовались государства у южных и западных славян. Так, в 681 году на землях южных славян образовалось Первое Болгарское государство во главе с династией кочевников-болгар. В VIII-IX вв. на землях западных славян в долине реки Моравы образовалась Великоморавская держава, появились первые Сербские княжества и Хорватское государство. Наконец, во второй половине IX века образовалось Древнерусское государство.

Прежде чем начать повествование об образовании Древнерусского государства, нужно дать определение государства и выяснить, каковы этапы становления первых государств в истории народов.

Государство — это аппарат управления народом с помощью верховной власти и законов. Каждое государство вытекало из родоплеменного управления. Его существование предполагало существование централизованной власти (княжеской, королевской или царской), аппарата управления народом (чиновников, войска, судей и т.д.), а также наличие законов. Для содержания государства на подвластное население власти налагали налог (дань). Каждое государство выполняло две функции: поддержания порядка и законности внутри страны и защиты своей территории от внешних врагов. Первые государства проходили три этапа своего становления: усиление власти военных вождей, появление союза племен и образование централизованной власти.

Вначале происходило усиление власти военных вождей (князей) внутри племен. Вожди уже больше не выбирались народным собранием племени, они передавали свою власть по наследству сыновьям. Кроме того, помимо народного ополчения, вожди создали постоянное войско — дружину. Дружина подчинялась только вождю. Такая форма правления получила название военной демократии.

Угроза нападения от внешних врагов вынуждала ряд племен объединяться в союзы племен. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой образования более прочных объединений — государств. Так на территории, где формировался русский народ, к середине IX века образовалось три политических центра, или союза племен. Первый политический центр был в бассейне реки Оки и верховьях Волги (славяно-финский союз против хазар). Второй центр — это Приднепровье, вокруг племени полян, где политическим центром был Киев. Целью этого союза была борьба с хазарами и контроль над водным торговым путем «из варяг в греки». И наконец, политический центр вокруг Новгорода, который объединил северных славян и финнов в борьбе с набегами варягов, а также с целью контроля торгового пути из Балтийского моря в Черное море.

Объединение политических центров восточного славянства и начало образования Древнерусского государства связано с событием, которое русские летописцы назвали «призванием варягов». Об этом событии мы узнаем у летописца Нестора в его «Повести временных лет».

Собственно летописец Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, живший в конце XI — начале XII веков, мог описывать только современные ему события: летопись прерывается на 1110 году. Значит, он пользовался какими-то другими первоначальными летописными источниками и его летопись была ничем иным, как летописным сводом. Так как не сохранилось других русских летописей, то его летопись получила название Начальной летописи, или Летописи Нестора (память его Русская Православная Церковь отмечает 27 октября, или 9 ноября по новому стилю). В свою очередь его Начальная летопись была включена в более поздние летописные своды. В наиболее древнем составе она содержится в Лаврентьевском и Ипатьевском списках. Начальная летопись состоит из трех частей: «Повести временных лет», «Сказания о крещении Руси при Владимире» и Киево-Печерской летописи. Основной частью Начальной летописи является «Повесть временных лет» Начинаясь с библейского повествования о рассеянии народов после потопа, она рассказывает об истории славянского расселения. Собственно описание русской истории по годам начинается с события «призвания варягов». Заканчивается ее повествование 1054 годом.

Хронологическое описание событий русской истории летописец Нестор начинает с 6360 года от сотворения мира, или с 852 года от Рождества Христова. В этот год некие русы совершили поход на Царьград при царе Михаиле. Далее первый русский летописец переносит свое повествование на север. В 859 году ильменские словене и ряд соседних им племен изгнали со своей земли варягов, которым они платили дань. Но после этого у них не стало порядка, и начались раздоры. В 862 году по совету новгородского старейшины Гостомысла пять племен — два славянских (ильменские словене и кривичи) и три финских (чудь, весь и меря) направили послов к варягам, к племени русь с просьбой прийти к ним и стать у них князьями. Послы сказали: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: приходите княжить и владеть нами». И вот из Южной Прибалтики (предположительно с острова Рюген или Сааремаа) к ним на княжение приходят три брата из варягов-русов — Рюрик, Синеус и Трувор — вместе с родами своими. Рюрик стал княжить в Ладоге, а потом в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Изборске. С призвания князей-варягов, т. е. с 862 года начинается история государства Российского. Так как эти князья были из племени русь, то от них и земля наша прозвалась Русью.

Существует несколько исторических источников, повествующих об этом событии. Приведем свидетельства из двух:наиболее раннего источника «Повести временных лет» (XI в.) и более позднего исторического источника — «Сказания о князьях Владимирских» (начало XVI в.).

Из «Повести временных лет» о призвании варягов: «В лето 6370. Изгнавша варягов за море, и не даша им дани, и почаша сами с собой володети. И не было в них правды, и встал род на род, и быша в них усобица, и воевати почаша сами с собой. И реша сами себе: «Поищем себе князя, иже бы володел нами и судил по праву». И поидоши за море к варягам, к руси. Сице бо зваху те варяги русь, яко другие зовутся свеи (шведы), другие урмане (норвежцы), англяне (датчане), другие гете (готы), тако и си. Реша руси чудь, словене, и кривичи, и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володети нами». И избраша три брата с роды своими, пояша по себе всю русь, и придоша; старший Рюрик, сяде Новгороде, а другий Синеус, на Беле озере, а третий Изборск, Трувор. И от тех варяг прозвася Русская земля…»

Из «Сказания о князьях Владимирских»: «Август, кесарь Римский… Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в город Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающие в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешнего времени зовется это место Прусской землей. И вот в то время некий воевода Новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О, мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую землю и нашли там некого князя по имени Рюрик, который был из Римского рода Августа-Царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был имени Трувор, а второй — Синеус, а третий — племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рюрик».

Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. Рюрик принял власть над всей северной Русью, а также присоединил к ней еще города: Полоцк, Муром и Ростов. В каждом городе он поставил править своих воевод-дружинников для суда и сбора дани. Так на севере Восточной Европы на смену родоплеменному управлению с постоянной кровной враждой и усобицами пришло начальное государственное управление в форме военной демократии. В 879 году умер Рюрик (день его преставления отмечается 8 марта по новому стилю), передав княжение своему родичу Олегу и отдав ему на руки своего сына Игоря, ибо тот еще был очень мал.

В эти же времена власть варягов-русов распространилась и на Киев. Вот как об этом повествует первый летописец. Двое воевод Рюрика Аскольд и Дир, не получившие в управление городов, со своими дружинами отпросились у него пойти походом на Царьград. Когда они плыли по Днепру, то увидели городок и спросили у его жителей, кому он принадлежит. Жители ответили им, что этот город основали три брата Кий, Щек и Хорив, которые владели им, но они давно умерли, а жители Киева и вообще поляне подчинены хазарам и платят им дань. Аскольд и Дир заняли Киев и освободили полян от дани хазарам. Отсюда в 866 году они предприняли поход на Царьград, но их войско было разбито внезапно поднявшейся бурей. Летопись повествует о чудесном спасении Константинополя посредством заступничества Пресвятой Богородицы. После этого Аскольд и Дир и многие их воины приняли крещение от греческих проповедников.

В связи с этими событиями возникает два вопроса: кто такие варяги-русы и каково значение варяжского этнического элемента в образовании Древнерусского государства, а также в формировании русского народа?

3. Происхождение Руси, критика норманнской теории. Уже в VIII и IX веках византийские и арабские авторы, передавая известия о торговле восточных славян, называли их русскими славянами, а купцов — русскими купцами. И это не удивительно, ведь торговали тогда не славяне, а в основном варяги-русы. Но среди самих восточных славян в VIII веке о руси еще совсем не было слышно, а в IX и X вв. русь среди восточных славян не считались славянами и отличались от них как пришлый и господствующий класс среди подвластного им населения. Лишь начиная с XI века территория, на которой жили восточные славяне и часть финно-угорских племен, стала называться Русской землею или Русью, а жителей этой территории, но еще не окончательно, стали называть русскими.

Так кто такие русы и откуда они взялись? До сих пор среди историков нет окончательной ясности по этому вопросу. Существует, по крайней мере, три версии происхождения русов.

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, кто такие были варяги. Для восточных славян варяги — это те же, кто для Западной Европы были норманнами, что в переводе с немецкого означает «северные люди». В русском языке варяг — разносчик, мелочный торговец, а слово варяжить означает заниматься мелочным торгом, чем, собственно, они и занимались на славянской земле. Отсюда можно сделать вывод: варяги — это собирательное название западных народов Прибалтийского региона, в том числе и скандинавов. Напомним, что Нестор к варягам относил шведов (свеи), норвежцев (урмане), датчан (англы) — это собственно скандинавские народы, а также готов и русь.

Теперь постараемся разобраться, кто такие были русы. Итак, по одной версии на границе степи и лесной зоны по берегам реки Рось (приток Днепра) жило славянское племя рось, или русь, оно возглавляло союз приднепровских славян, называемых полянами. По их имени стали росами называть всех полян, а затем всех восточных славян. Эта версия появилась в конце X века и принадлежала одному из киевских летописцев.

Согласно другой версии, которую выдвинул летописец Нестор, слово «русь» пошло от варягов. Когда новгородцы призвали на княжение Рюрика с братьями, он пришел со всем своим родом, который назывался русью. Когда потомки Рюрика стали киевскими князьями, то всех восточных славян стали называть русью.

По третьей версии, которую предлагал еще автор «Слова о полку Игореве», происхождение русов связано с Северным Причерноморьем и бассейном Дона. Еще готский историк Иордан указывал, что в VI веке в Северном Причерноморье обитало аланское племя роксоланов, или русов-аланов, а византийские авторы Черное море часто называли Русским морем. В VIII — начале IX века это племя на территории Среднего Приднепровья и Подонья создало свое государство — Русский каганат, куда входили и восточные славяне Приднепровья. Вспомните, что в «Повести временных лет» Нестор свою хронологию начинает с похода неких русов на Византию (852 г.). Впоследствии Русский каганат был разгромлен новыми кочевниками мадьярами (венграми).

Возможно, что существование в IX веке Балтийской и Черноморской Руси явилось следствием миграции одного и того же народа.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что происхождение слова «русь» еще далеко не выяснено. Но можно сделать и несколько утвердительных выводов. Во-первых, славяне и русы вплоть до X века были различными народами. Славяне были мирными земледельцами, у которых существовала территориальная (соседская) община и которые сами выбирали главу своего плененного союза. Русы — отличные торговцы и воины, у которых была кровнородственная община со строгой иерархией, подчинением «младших» «старшим». Во-вторых, в X веке русы влились в этнический массив славяно-финского населения, став социальной верхушкой образовывающегося государства, они получили главенство над славянами, отсюда и пошло название Русская земля, или Русь. В-третьих, в образовавшемся Древнерусском государстве — Киевской Руси — варяги-русы из племени превратились в сословие, образовав два социальных класса: княжескую дружину и городское купечество.

В эпоху петровских преобразований, когда на русскую политическую и культурную почву проник иностранный элемент, в основном, немецкого и голландского происхождения, в научной среде возникла так называемая норманнская теория. Авторами ее были историки Российской академии наук немецкого происхождения Шлессер, Миллер и др. Основываясь на сообщениях летописи о «призвании варягов», они утверждали, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры. Сами же восточные славяне не способны были создать государственную стабильность, что говорило об их отсталости, исторической обреченности и т. д. Эта теория нередко использовалась на Западе в периоды обострения противостояния нашей Родины с ее западными соседями.

Против норманнской теории решительно выступили русские ученые во главе с Ломоносовым. Наши историки убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до «призвания варягов», кроме того, в хозяйственном и культурном отношении Русская земля (точнее Восточная Европа) опережала не только скандинавские народы, но и многие народы Западной Европы. Недаром сами варяги называли Русь «градарикой» — страной городов, потому что сами варяги городов не знали. В Восточной Европе до Рюрика было 10 славянских городов (Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяславль, Изборск, Ладога, Любеч и Искоростень) и 3 финских города (Ростов, Белоозеро и Муром). Славянские города в то время были не столько центрами племенных союзов, сколько торговыми или военно-сторожевыми пунктами. Наконец, можно установить тот факт, что русы не были скандинавами. Этот народ, хотя не был славянского происхождения, но относился к восточной группе индоевропейских народов.

В русской исторической науке 862 год, год призвания на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора, принято было считать годом начала русской государственности. А днем начала Русского государства считалось 8 (21) сентября — праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В 1862 году, когда торжественно отмечалось Тысячелетие нашего Отечества, в Новгороде был открыт памятник Тысячелетию Руси (скульптор М. Микешин).

Первые киевские князья

1. Олег и Игорь. После Рюрика сынъ его Игорь остался малолетнимъ, а потому править княжествомъ сталъ родственникъ Рюрика — Олегъ, который является уже достовернымъ лицомъ въ русской исторіи.

Олегъ былъ очень воинственный князь. Онъ покорилъ подъ свою власть все племена, жившія по Днепру, такъ какъ хотелъ забрать въ свои руки весь водный путь «изъ варягъ въ греки». Аскольдъ и Диръ, княжившіе въ Кіеве, были имъ убиты, и городъ этотъ Олегъ сделалъ своею столицей: «да будетъ Кіевъ матерью городовъ русскихъ», сказалъ онъ. Такимъ образомъ Олегъ сталъ первымъ княземъ кіевскимъ (882 г.). Отсюда онъ предпринималъ походы на соседнія племена и покорилъ древлянъ, северянъ и др. Особенно прославился Олегъ своимъ походомъ на Царьградъ. Для этого похода собралъ онъ огромное войско — до 2000 лодокъ. Сначала по Днепру онъ спустился къ Черному морю, а потомъ вдоль морского берега поплылъ къ столице Греціи. Когда онъ прибылъ туда, греки закрыли входъ въ гавань цепями и затворились въ городе. Олегъ велелъ вытащить лодки на берегъ и сталъ опустошать городскія окрестности: русскіе разоряли дома, жгли церкви, перебили множество народа. Видя все это, греки испугались и выслали сказать Олегу: «возьми дань, какую хочешь, только не губи города». Олегъ согласился, взялъ съ грековъ большую дань и заключилъ съ ними торговый договоръ, по которому русскимъ купцамъ въ Царьграде предоставлялись различныя льготы; напримеръ, они могли торговать, не платя пошлины. Передъ возвращеніемъ домой, въ знакъ победы надъ греками, Олегъ прибилъ свой щитъ на главныхъ воротахъ Царьграда. Все дивились необычайной удаче походовъ Олега, объясняя это его умомъ и хитростью, и прозвали его за это «вещимъ», т. е. мудрымъ (907 г.).

Черезъ несколько летъ после похода на Царьградъ Олегъ умеръ. О смерти его существуетъ такое преданіе. Одинъ кудесникъ предсказалъ Олегу, что онъ умретъ отъ своего любимаго коня. Услышавъ это, Олегъ велелъ увести коня подальше и никогда на него не садился. Прошло четыре года. Разъ какъ-то онъ вспомнилъ про коня и узналъ, что конь давно издохъ. Тогда онъ пожелалъ видеть хоть кости коня, своего бывшаго любимца. Пріехавъ на то место, где оне лежали, обмытыя дождями и полузаросшія травой, Олегъ слезъ съ лошади и, наступивъ ногой на черепъ коня, съ усмешкой сказалъ: «ужъ не отъ этой ли кости придется мне умереть!» Въ это время изъ черепа выползла змея и ужалила Олега въ ногу. Отъ этого Олегъ и умеръ.

После Олега княземъ сталъ Игорь. При немъ на Русскую землю обрушились новые враги — печенеги, которые около этого времени появились изъ Азіи и заняли южнорусскія степи, между Дономъ и Днестромъ. На быстрыхъ коняхъ, вооруженные копьями и стрелами, печенеги врасплохъ нападали на Русскую землю, грабили и опустошали ее. Игорю несколько разъ приходилось ходить противъ этихъ кочевниковъ.

По примеру Олега, Игорь ходилъ войной на Царьградъ, такъ какъ греки перестали соблюдать договоръ, заключенный ими съ Олегомъ. Первый походъ былъ неудаченъ, но после второго Игорь опять добился для русскихъ купцовъ разныхъ льготъ и получилъ съ грековъ большую дань.

Походы свои русскіе князья совершали обыкновенно летомъ, а зимой объезжали подвластныя имъ племена, чинили судъ и расправу у нихъ и собирали съ нихъ дань. Обычай этотъ назывался «полюдьемъ». Подъ старость Игорь самъ пересталъ ходить за сборомъ дани, а поручалъ его своимъ старшимъ дружинникамъ, которые при этомъ наживались. Остальной дружине это не особенно нравилось, и она разъ убедила самого Игоря отправиться на «полюдье». Но это путешествіе было для Игоря гибельно: древляне, озлобленные темъ, что Игорь хотелъ взять съ нихъ двойную дань, убили его (945 г.) (К.И. Добрынин «Элементарный курс Русской истории»).

Летописец Нестор о походе Олега на Киев: «В год 6390 (882) выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и поселил в нем своих мужей, оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам отправился с ними вместе с младенцем. И подплыли к Угорской горе, спрятав там своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что де «мы купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода, — а когда вынесли Игоря, добавил: — Вот он, сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли.

И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Да будет матерью городов русских». И были у него варяги и славяне, и прочие, прозывавшиеся русью».

Летописец Нестор о смерти Игоря: «В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь — пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадился волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит» — и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало».

2. Ольга и Святослав. Со смертью Игоря Кіевское княжество оказалось въ большой опасности: сынъ Игоря — Святославъ — былъ еще ребенокъ, между темъ Кіеву угрожали съ юга печенеги, а древляне, убившіе Игоря, возстали. За малолетствомъ Святослава, Русской землей стала править мать его — Ольга, женщина умная и решительная. Она усмирила возставшія племена (при чемъ жестоко отомстила, по языческимъ обычаямъ, древлянамъ за смерть мужа) и сама объехала все подчиненныя ей области, устанавливая точный размеръ даней и податей (К.И. Добрынин «Элементарный курс Русской истории»).

Здесь следует уточнить, как в Киевской Руси шел процесс сбора дани («полюдья»). Он начинался глубокой осенью и заканчивался ранней весной. Вначале путь шел через земли древлян (через их главный город Искоростень). Затем княжеский караван направлялся на север к городу Любечу на Днепре и оттуда попадал в землю дреговичей, здесь же неподалеку жили и радимичи. В верхнем течении Днепра княжеский объезд вступал в землю кривичей и достигал их главного города Смоленска. Далее путь шел по зимней Десне на северские земли, а затем через Чернигов киевский князь возвращался назад в Киев. Весь путь, таким образом, составлял 1200–1500 км. Дань брали, в основном, мехом, медом, воском и льном. Кроме этого, в состав дани входили продукты питания, даже одежда. Дань не была фиксированной, поэтому полюдье нередко сопровождалось насилием над жителями. Примером этого может служить трагическая смерть князя Игоря.

Одной из заслуг княгини Ольги было то, что она отменила «полюдье» и заменила его «повозом». Теперь все подвластные Киеву племена обязаны были свозить дань в одно место, которое называлось погостом. Ольга установила для них точный размер дани и тем самым положила начало организованной системе налогообложения на Русской земле.

Еще при жизни Ольги Святославъ вступилъ въ управленіе страной. Но спокойной жизни онъ не выносилъ: онъ болыше всего любилъ войну и почти всю жизнь провелъ въ походахъ, иногда очень отдаленныхъ отъ Кіева. Онъ жилъ, какъ простой воинъ, спалъ подъ открытымъ небомъ, подложивъ подъ голову седло, а подъ себя подостлавъ войлокъ; въ походахъ не возилъ съ собой ни возовъ, ни котловъ и не варилъ мяса, а, изрезавъ конину или говядину мелкими ломтиками, пекъ ихъ на угольяхъ и такъ елъ. Во время войны не прибегалъ онъ къ хитростямъ и не любил нападать врасплохъ, а, собираясь на кого-нибудь войной, предупреждал: «Иду на васъ» (К.И. Добрынин «Элементарный курс Русской истории).

О военных походах князя Святослава стоит рассказать особо. В отличие от князей Олега и Игоря, Святослав ходил в походы не с многочисленным ополчением со всех земель Киевского государства, а брал с собой только профессиональных воинов — дружину. Княжеская дружина состояла из киевской дружины (старшей и младшей) и дружин местных князей. В походах князя Святослава участвовало примерно 10–20 тысяч воинов-дружинников и наемные отряды.

В 964–965 гг. Святослав совершил так называемый Волжский поход. На этот поход его благословила мать, княгиня Ольга. Главной целью этого похода явилось сокрушение старинного врага Руси — Хазарии. Сначала Святослав присоединил к своим владениям земли вятичей и покорил Волжскую Булгарию — союзника Хазарского каганата. Затем русская рать спустилась вниз по Волге и подошла к границам Хазарии. Удар с севера был стремительным и неожиданным. «В год 965, — пишет летописец, — пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и столицу их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов (нынешних осетин и черкесов)». Хазария была окончательно разорена, города и деревни сожжены, население уведено в плен. В Хазарии Святослав оставил русские гарнизоны и построил русские крепости Саркел на Дону и Тмутаракань на Таманском полуострове.

Разгром Святославом Хазарского каганата имел огромное историческое значение. С прекращением существования Хазарского каганата разбежалась и еврейская община, которая контролировала это многонациональное государство, а также исчезли далеко идущие цели его иудейского талмудического руководства, связанные с подчинением своему влиянию Древнерусского государства и борьбой против православной Византии с помощью славян. Таким образом, благодаря деятельности князя-язычника Святослава и его матери христианки Ольги не состоялось государственно-державное возрождение «избранного народа» после поражения, нанесенного евреям римскими легионерами. Вековая мечта еврейства о мировом господстве вновь не осуществилась.

В 967 г. Святослав совершил свой Дунайский поход. На этот раз князь выступил союзником византийского императора против болгарского царя. Русскую рать поддержали венгерские отряды. Болгарского царя поддержали отряды хазар, ясов и касогов. У Святослава было 60-тысячное войско. В устье реки Дунай он разгромил 30-тысячную болгарскую армию. Болгары были вынуждены заключить мир, по которому нижнее течение Дуная с сильной крепостью Переяславец отошло к Руси. Вот здесь-то и выяснились истинные планы Святослава. Он переносит сюда свою резиденцию и, согласно летописи, заявляет: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии — серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Но этому плану Святослава воспротивилась Византия. Византийский император подговорил печенегов, и те, в отсутствие князя, пошли на Киев. Киевляне послали к Святославу гонцов с просьбой о помощи. Тот вернулся и разбил кочевников. Задержавшись в Киеве на похоронах матери, он поручил своему старшему сыну Ярополку княжить в Киеве. Среднего сына Олега отправил управлять древлянской землей, а младшего сына Владимира послал с его дядей, известным воеводой Добрыней, управлять Новгородом. Сам же Святослав отправился в свой последний поход. На этот раз воевать пришлось с Византией.

Так началась русско-византийская война 969-971 гг. Святослав с 10-тысячной дружиной перешел Дунай. Укрепившись в Болгарии и пополнив свою армию местным населением, а также отрядами печенегов и венгров, Святослав в 970 г. двинулся во главе созданной им 30-тысячной армии на Константинополь. В пригороде Константинополя, Адрианополе, произошла битва 30-тысячного союзного войска Святослава и 100-тысячного византийского войска императора Цимисхия. Битва окончилась вничью, и Святослав, получив дань, ушел в Болгарию. Весной 971 г. Цимисхий, нарушив договор, перешел Балканы и напал на русский гарнизон Переслава, разбив его, он осадил Доростол, где находился Святослав с 20-тысячным войском (по другим сведениям — 10-тысячным). Вот что об обороне Доростола говорит летопись: «И сказал им Святослав: «Нас двадцать тысяч», и прибавил десять тысяч: ибо было русских всего десять тысяч. И выставили греки против Святослава сто тысяч и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их — сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской; но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не принимают позора. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, и я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали».

Но, не получая из Русской земли помощи, Святослав понимал, что ему не устоять против сильного неприятеля. Он решил оставить Болгарию и уйти в Киев. Заключив мир и получив от византийского императора выкуп, в 972 году Святослав пошел со своим войском в Киев. Когда он шел домой, печенеги, извещенные болгарами, подстерегли его около Днепровских порогов и напали на него. Сам Святослав и вся его дружина пали в этом сражении, до Киева добрались только несколько человек, которые и принесли весть о гибели князя. А из черепа князя печенежский хан Куря, по старому степному обычаю, сделал чашу, оковал её золотом и пил из нее на пирах, чтобы воспринять из нее «великую воинскую мудрость и доблесть погибшего полководца».

Походы Святослава не привели к созданию восточнославянской державы от Волги до Дуная. Но его блестящие победы и походы принесли первые плоды в копилку славы русского оружия. Недаром Святослава называли Александром Македонским Восточной Европы.

3. Организация Древнерусского государства. С объединением севера и юга, Новгорода и Киева завершился процесс образования Древнерусского государства, в дальнейшем шло лишь его расширение. Древнерусское государство было организовано по принципу военной демократии с элементами централизованной власти. Князья теперь передавали власть по наследству своим родичам. Рядом с князем выделяются воеводы, являющиеся военными предводителями. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения и становится группой воинов, лично преданных князю. Это так называемые «отроки». Их профессией становится война. Они жили за счет военной добычи и сбора дани.

Князья, воеводы и дружинники становятся особой, привилегированной частью общества. В Древнерусском государстве эта часть общества, в основном, имела варяжское происхождение. Со временем обособляется от своих сородичей племенная знать: местные князья, старейшины сильных патриархальных семей. Позже на Руси племенная знать будет называться боярством.

Но по традиции еще собирается вече, племенное собрание, где решались основные вопросы жизни племен, хотя состав племени перестает быть однородным. Основную часть племени составляли «люди», «людины», что означает «свободный человек», или «смерд», что означает «добрый человек». Но среди «людей», «смердов» стали выделяться так называемые «вои», которые имели право и обязанность участвовать в войне и в вече.

Главы больших патриархальных семей назывались «мужи». Женщины, дети, другие члены семьи («челядь») подчинялись «мужам». Уже в это время в семьях появился слой людей, находившихся в услужении — «слуги». На нижних ступенях общества находились «сироты», «холопы», которые не имели семейных связей, а также совсем бедная часть соседской общины. В самом низу социальной лестницы находились «рабы», занимавшиеся принудительным трудом. В их число, как правило, попадали пленные иноплеменники. Но, как отмечали византийские авторы, славяне по истечении определенного срока отпускали их на волю, и они оставались жить в составе племени.

Главной особенностью Древнерусского государства было то, что это был, скорее, союз племен, чем подлинное государство, его единство скреплялось силой княжеской администрации. Не было еще единства веры и прочных экономических связей.

В.О. Ключевский о характере Древнерусского государства: «Разноплеменное население, занимавшее всю эту территорию, вошло в состав великого Киевского, или Русского, государства. Но это Русское государство еще не было государством русского народа, потому что еще не существовало самого этого народа: к половине XI в. были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим и трудным процессом выработается русская народность. Все эти разноплеменные элементы пока были соединены чисто механически; связь нравственная, христианство, распространялась медленно и не успела еще захватить даже славянские племена Русской земли: так, вятичи не были христианами еще в начале XII в. Главной механической связью части населения Русской земли была княжеская администрация с ее посадниками, данями и пошлинами. Во главе этой администрации стоял великий князь киевский».

4. Русско-византийские войны и военная организация Киевской Руси. Русско-византийские войны, помимо романтического ореола — поиска «славы для себя и князя», имели вполне практический характер. Как правило, целью большинства этих войн была защита восточными славянами своих торговых интересов и стремление Киевской Руси добиться полного контроля над знаменитым путем «из варяг в греки».

Византийская империя представляла собой одно из самых могущественных государств раннего средневековья. Своей поразительной долговечностью она во многом была обязана собственной армии, которая в то время была наиболее эффективной военной силой в мире. Несмотря на постоянный натиск с запада, востока и севера воинственных соседей, Византия, опираясь на систему крепостей и укреплений и на силу своей армии, демонстрировала яркий пример жизнестойкости. Ее армия обладала высокой степенью организации и дисциплины, совершенным вооружением и богатейшими военными традициями. Регулярная армия Византии пополнялась за счет рекрутских наборов. Для местной обороны использовались и силы ополчения. Общая численность византийских вооруженных сил к X веку составляла 120-150 тыс. человек (примерно поровну кавалерии и пехоты). К тому времени Византия была одним из самых процветающих европейских государств, и ее военная стратегия имела в основном оборонительный характер, преследуя цель сохранить процветание страны, ее земли и богатые ресурсы.

А какими военными силами и военной организацией обладало Киевское государство?

Основой вооруженных сил Древнерусского государства являлась княжеская дружина. Это были профессиональные воины, закаленные в боях и походах, которые жили в княжеской резиденции или замке за счет княжеской казны. Дружинников называли отроками. Это было конное войско, которое первоначально состояло из варягов, жителей Скандинавии, вместе с первыми Рюриковичами, пришедшими на русскую землю. Со временем славянский элемент стал преобладать в княжеской дружине. Дружина киевского князя делилась на «малую дружину», которая подчинялась лично князю, и «большую дружину», которой командовал воевода. При Олеге, Игоре и Святославе был известный воевода Свенельд. Средствами существования князя, воеводы и дружинников был сбор дани с подвластных племен и военные походы.

Но для дальних военных походов одной дружины было мало. Поэтому собиралось от каждого племени ополчение, или «вои», как их тогда называли, т.е. мужчины, имеющие право носить оружие и участвующие в народном собрании. На призыв киевского князя каждый племенной князь обязан был явиться со своими «воями», как правило, это были пехотинцы.

Третью часть киевского войска составляли союзники и наемники. Наемниками были, как правило, варяги, а союзниками — соседние кочевые народы: мадьяры (венгры), печенеги, тороки и т.д.

По различным подсчетам, киевские князья могли набирать в поход до 80-100 тыс. воинов. Пехота на ладьях плыла по рекам, а конница шла по берегу.

Вооруженные силы Древней Руси не имели столь совершенной военной организации и столь богатых воинских традиций, как у Византии, но обладали крепкой дисциплиной, отработанной структурой построения войска и мобильностью. Славянские воины отличались высоким боевым духом и выносливостью. Большую роль в войне играл руководитель войска — князь, который мог личным примером увлечь на подвиг свое войско.

Начало обретения веры

Еще известный русский историк Василий Осипович Ключевский писал, что образование русского народа и становление подлинного государства стало возможным только благодаря появлению единой веры. Для русского народа такой верой стало христианство. Обретение веры на Русской земле началось еще задолго до Крещения Руси князем Владимиром.

1. Появление ростков христианства в пределах России до образования Древнерусского государства. Христианство не было новым явлением для Русской земли в то время, когда князь Владимир крестил Русь. По летописному преданию, зафиксированному в «Повести временных лет», первую христианскую проповедь в землях будущей Киевской Руси произнес сам апостол Андрей Первозванный, первый из учеников Иисуса Христа. В летописи рассказывается, что апостол Андрей, направляясь из Крыма в Рим и проповедуя учение Христово, приплыл по Днепру к тем горам, где впоследствии встанет Киев. Он благословил эти горы и поставил крест со словами: «Видите ли горы эти? Так на этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». Затем апостол Андрей дошел до Новгорода и уже потом, через варяжские земли, добрался до Рима. Но после этого события долго еще не было никаких признаков появления христианства по всему пространству будущей Русской земли, за исключением только самых южных ее пределов, где находились старинные греческие колонии. Так, в III веке в устье Дуная была образована Скифская, или Томитанская епархия. В Крыму христиане были еще в дни святого Климента, папы Римского, который был сослан сюда из Рима в 94 году. В IV веке упоминаются здесь Херсонская и Босфорская епархии, а в VII и VIII вв. Сурожская и Фульфская епархии. В IV веке была епархия и у остготов, живших между Доном и Днестром. Из этих мест семена христианства, конечно, могли заноситься и на славянские земли, но настоящая миссионерская деятельность началась только в середине IX века, когда Болгария, Моравия и Паннония услышали евангельскую проповедь просветителей и первоучителей славянских, Кирилла и Мефодия, которые изобрели славянские письмена и перевели на славянскую речь Священное Писание и богослужебные книги. Об их деятельности стоит рассказать подробнее.

Изобретателями славянской грамоты и переводчиками священныхъ книгъ на славянскій языкъ были свв. братья Кириллъ (Константинъ) и Мефодій. Они были сыновья греческаго вельможи и родились въ Солуни (Фессалоникахъ), где служилъ ихъ отецъ. Такъ какъ около Солуни было много славянскихъ поселеній, то оба брата съ детства освоили славянскій языкъ и свободно на немъ говорили. Старшій братъ Мефодій, выросши, поступилъ въ военную службу, былъ правителемъ одной области, населенной наполовину греками, наполовину славянами, но затемъ оставилъ міръ и постригся въ монахи.

Кириллъ съ детства отличался блестящими способностями, былъ взятъ въ Царьградъ, где и воспитывался вместе съ молодымъ императоромъ Михаиломъ III. (Ихъ учитель былъ Фотій, впоследствіи знаменитый византійскій патріархъ.) По окончаніи образованія Кириллъ принялъ санъ священника, по потомъ вскоре, подобно Мефодію, ушелъ въ монастырь.

Около 858 года въ Константинополь прибыло посольство изъ Хозарской земли (лежавшей между Дономъ и Волгой) съ просьбой — прислать знающихъ людей для споровъ о вере съ іудеями и магометанами. Имп. Михаилъ и патріархъ Фотій решили отправить къ хозарамъ Кирилла и Мефодія. Хозарскій ханъ принялъ братъевъ — проповедниковъ очень дружелюбно и (хотя самъ не принялъ христіанства) позволилъ имъ свободно проповедывать въ своемъ государстве. Братья пробыли въ Хозарской земле довольно долго и много народу обратили въ православную веру. (Между прочимъ, въ г. Корсуни они открыли мощи священномученика папы Климента римскаго, сосланнаго сюда при одномъ изъ римскихъ императоровъ.)

Вскоре по возвращеніи (862 г.) Кириллъ и Мефодій были отправлены въ Моравію.

Кроме русскихъ славянъ, въ Европе жили еще славяне южные, жившіе по нижнему Дунаю и на Балканскомъ полуострове, и славяне западные — поляки, чехи, моравы, славяне полабскіе и др., которые занимали почти половину Зап. Европы до р. Эльбы (Лабы). Въ одно изъ западно-славянскихъ княжествъ, въ Моравское (где теперь Чехія), христіанство уже проникло. Тамъ много летъ уже проповедывали, съ благословенія римскаго папы, немецкіе проповедники. Но богослужебныя и священныя книги, принесенныя ими въ Моравію, были написаны на латинскомъ языке, непонятномъ для местныхъ жителей; на этомъ же языке совершалось богослуженіе. Населенію Моравіи это не нравилось, и нередко случалось, что церкви немецкихъ проповедниковъ стояли пустыми, такъ какъ ихъ никто не посещалъ; а иногда случалось и такъ, что моравскіе славяне, уже обращенные въ христіанство немецкими проповедниками, отрекались отъ новой веры и опять обращались въ язычество.

Видя это, моравскій князь обратился къ византійскому императору, который считался главнымъ покровителемъ православной веры, съ просьбой — прислать къ нему въ Моравію такого человека, который сумелъ бы толковать слово Божіе населенію Моравіи на языке, для него понятномъ. Имп. Михаилъ, въ ответъ на эту просьбу, и отправилъ туда братьевъ Кирилла и Мефодія.

По дороге къ новому месту своей проповеди братья остановились на некоторое время въ Болгаріи, черезъ которую имъ пришлось проезжать. Болгары передъ этимъ были язычниками, но какъ разъ въ царствованіе имп. Михаила приняли христіанство отъ Византіи, т. е. съ греческими священниками и книгами на греческомъ языке. Чтобы христіанство сильнее распространялось среди болгаръ, Кириллъ и Мефодій теперь изобрели славянскую азбуку, а потомъ перевели на славянскій языкъ самыя необходимыя книги богослужебныя и священныя. Такъ какъ печататъ тогда еще не умели, то эти книги переписывались и расходились по всей Болгаріи, а вследствіе этого и христіанство быстро распространилось по всей Болгаріи.

Съ этими книгами Кириллъ и Мефодій прибыли въ Моравскую землю и сразу же стали служить въ церквахъ на славянскомъ языке и говорить проповеди также на языке славянскомъ.

Трудно даже представить себе радость и изумленіе моравскаго населенія, когда оно услышало богослуженіе на языке, для него понятномъ (тогда все славянскіе языки были более похожи одинъ на другой, чемъ въ настоящее время), и получило возможностъ читать на своемъ языке Священное Писаніе. Не удивительно, что жители Моравіи массами стали переходить къ Кириллу и Мефодію. Тогда немецкіе проповедники, весьма недовольные успехомъ проповеди братьевъ и темъ, что сами они остались почти безъ учениковъ, стали жаловаться на Кирилла и Мефодія римскому папе, который считался главнымъ духовнымъ лицомъ въ Зап. Европе. (Тогда т. н. разделенія церквей еще не было.) Они даже говорили, что Кириллъ и Мефодій не имеютъ права проповедывать христіанство на славянскомъ языке, такъ какъ учить народъ можно будто бы только на латинскомъ, греческомъ и еврейскомъ языкахъ — по той причине, что только на этихъ языкахъ была сделана надпись на кресте Спасителя — I. Н. Ц. I. По жалобамъ проповедниковъ, Кириллъ и Мефодій были вызваны въ Римъ. Они нисколько не побоялись отправиться туда, такъ какъ были уверены въ правоте своего дела. И, действительно, разсмотревъ ихъ переводъ Священнаго Писанія и выслушавъ ихъ объясненія, папа римскій разрешилъ имъ проповедывать и совершать богослуженіе на славянскомъ языке. Но въ Моравію вернулся одинъ Мефодій: Кириллъ остался въ Риме въ одномъ изъ монастырей и тамъ скоро после этого умеръ (869 г.). Мефодій одинъ продолжалъ въ Моравіи начатое имъ дело и закончилъ переводъ всего Священнаго Писанія на славянскій языкъ.

Но враги Мефодія не успокоились. Не добившись ничего у папы, они стали всячески наговаривать на Мефодія тогдашнему германскому императору и добились того, что Мефодій былъ даже подвергнутъ тесному заключенію, въ которомъ пробылъ больше 2-хъ летъ. Но ему и тутъ удалось оправдаться: онъ былъ возстановленъ въ своихъ правахъ, назначенъ епископомъ Паннонскимъ (Чехіи и нын. Венгріи) и скончался въ глубокой старости (885г.).

После его смерти католическое духовенство добилось все-таки своего: все ученики Кирилла и Мефодія стали подвергаться всевозможнымъ притесненіямъ, такъ что вынуждены были удалиться изъ Моравіи. Они ушли въ Болгарiю, а въ Моравіи снова установилось богослуженіе и чтеніе Священнаго Писанія на латинскомъ языке. Но труды Кирилла и Мефодія не пропали даромъ. Въ Болгаріи христіанство, благодаря ихъ переводу Св. Писанiя на славянскій языкъ, утвердилось прочно и даже стало проникать оттуда (задолго еще до Владиміра) въ русскую землю. Въ виду этого Кириллъ и Мефодій названы были первоучителями славянъ. Православная Церковь причислила ихъ къ лику святыхъ. (Память ихъ празднуется 11-го мая) (К.И. Добрынин «Элементарный курс Русской истории»).

2. Крещение Аскольда и Дира. Крещение великой княгини Ольги. В истории Русской Православной Церкви считается, что было три Крещения Руси: Аскольдово, Ольгино и Владимирово. Киевские князья Аскольд и Дир были первыми, кто подпал под влияние православной Греции и подготовил путь православию в Россию. Это событие произошло не иначе как по воле Божией. Вот как это было.

В 864 году изъ Кіева на 200 лодкахъ, съ большимъ количествомъ воиновъ, Аскольдъ и Диръ отправились громить Царьградъ. Трепетъ объялъ жителей столицы, когда Аскольдъ и Диръ приблизились и осадили Царьградъ съ моря; какъ нарочно, царь греческій со всемъ войскомъ ушелъ воевать въ Малую Азію и городъ защищать было совершенно некому. Въ такой беде, не надеясь отразить «руссовъ» силой, греки прибегли къ помощи Божіей. Все греческое населеніе целую ночь съ жаромъ молилось, а на утро отправилось крестнымъ ходомъ къ морю, на которомъ виднелись русскіе корабли, и тамъ съ молитвами была погружена въ море чудотворная одежда Божіей Матери, съ давнихъ поръ хранившаяся въ одномъ изъ соборовъ Царьграда. Едва только она коснулась воды, какъ море, до техъ поръ тихое и спокойное, взволновалось страшной бурей. Русскія суда были развеяны ветромъ, опрокинуты или выброшены на берегъ. Весьма немного изъ русскихъ избежали гибели и возвратились въ Кіевъ. (Скоро после похода Аскольдъ и Диръ приняли христіанство отъ посланнаго къ нимъ греческаго епископа.) Греки же въ память заступничества Царицы Небесной сложили Ей благодарственную песнь, которая до настоящаго времени поется у насъ въ конце всенощной: «Взбранной Воеводе победительная» (К.И. Добрынин «Элементарный курс Русской истории»).

Как известно, князь Олег обманом убил князей Аскольда и Дира, когда с малолетним Игорем и своей новгородской дружиной в 882 году приплыл по Днепру к Киеву с целью овладеть им. Как повествует «Повесть временных лет»: «Олег спрятал одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся ребенка Игоря. И послал сказать Аскольду и Диру: «Мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили воины из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода, — а когда вынесли Игоря, добавил: — Вот он, сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, и отнесли на гору, погребли их». Место в Киеве, где погребли Аскольда и Дира, первых русских христиан, до сих пор называется Аскольдовой могилой. Киевские христиане после на этом месте возвели церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Это была первая христианская церковь в Киеве. Новые киевские князья, Олег и Игорь, не преследовали христиан, и в их дружинах было много христианских воинов. Для них в Киеве была построена еще одна церковь в честь святого Ильи Пророка. Так по договору Игоря с греками от 944 года Русь уже разделяется на крещеную и некрещеную; первая клялась в соблюдении договора при киевской церкви святого Илии.

Вдова князя Игоря, Ольга, «мудрейшая из всех людей», как ее называет летописец, на склоне своих лет сама пожелала креститься. Для этого в 957 году, имея уже 67 лет отроду, она поехала в Царьград, будучи, по всей вероятности, еще раньше оглашена евангельским учением от православных пастырей Киева. Крещение ее совершено было патриархом Константинопольским Полиевктом, восприемником же был император Константин Багрянородный. Вместе с княгиней в Царьграде были ее племянник, многие знатные женщины, служанки, послы, гости, переводчики; многие из них тоже крестились. По возвращении в Киев Ольга, в святом крещении Елена, до самой кончины своей в 969 году сияла благочестивой жизнью, «аки луна в нощи», среди язычников.

Ольга хотела обратить и сына своего Святослава въ истинную веру. Но суровому, воинственному Святославу не по душе было христіанское ученіе. Ольга молилась за сына, говоря: «да будетъ воля Божія! Если Богъ хочетъ помиловать родъ мой и землю русскую, то обратитъ ихъ къ Себе, какъ обратилъ меня». И желаніе Ольги сбылось скоро. Потому древній летописецъ назвалъ ее «зарей христіанства» въ Россіи, а Церковь причислила ее къ лику святыхъ (К.И. Добрынин «Элементарный курс Русской истории»). Память о ней празднуется 11 (24) июля.

И, действительно, Ольге удалось воспитать в новой вере своих внуков — Ярополка и Олега. Что касается их младшего брата, Владимира, то он был еще ребенком, когда умерла Ольга, и меньше своих братьев оказался под влиянием своей бабки. Потом он еще в детстве был увезен в Новгород, где христианство было меньше известно, чем в Киеве, и вырос там под влиянием старой веры. Но тем не менее именно Владимиру выпало на долю сделать решительный шаг в сторону христианства.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Держава Рюриковичей. Первая часть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я