Держава Рюриковичей. Первая часть

Игорь Аркадьевич Родинков, 2018

В 862 году на Руси появился варяг Рюрик, который основал династию, правившую Россией почти 740 лет. Данная публикация является первой частью дилогии. Она охватывает историю России с древнейших времен до возвышения Москвы. Книга состоит из двух разделов. В первом в научно-популярной форме излагается авторский взгляд на начальную историю России. Во втором приводятся документы по данному отрезку исторического времени. Обложка оформлена автором.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Держава Рюриковичей. Первая часть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ярослав Мудрый. Особенности христианства на Руси

1. Новая усобица в Древнерусском государстве. Удельная система управления Древнерусским государством, заложенная еще Святославом Игоревичем, при князе Владимире получила большее распространение. Для того чтобы управлять обширной державой, киевскому князю надежнее было в разные уголки своих владений ставить управителями своих ближайших родственников, как правило, сыновей, чем местных бояр или киевских посадников. Благо, у князя Владимира от пяти «законных жен» было двенадцать сыновей (и, по меньшей мере, девять дочерей). Всех своих сыновей он посадил по русским городам на княжение, например, сын Владимира и Рогнеды Ярослав княжил в Новгороде, а его брат Мстислав — в Тмутаракани. Такая система правления могла хорошо работать при сильной княжеской власти. Но как только власть князя ослабевала, на Руси начинались усобицы, особенно они возрастали после смерти великого князя, когда его сыновья начинали борьбу за великокняжеский престол. Так произошло и после смерти князя Владимира.

В последние годы жизни у Владимира был конфликт с двумя его сыновьями — Святополком и Ярославом. Первый был прямым наследником киевского престола. Владимир не любил его, ведь он был не его сыном, а сыном Ярополка, чью жену он взял уже беременной. Впрочем, и Святополк не признавал Владимира. В 1013 г. Святополк княжил в Турове. Подстрекаемый немцем-епископом Рейнбергом и своим тестем, польским королем Болеславом I, он замыслил «тайно выступить» против киевского князя. Но Владимир упредил заговорщиков, схватил их и посадил в темницу. С Ярославом у Владимира возник конфликт из-за уплаты новгородцами дани в 2000 гривен, которую Ярослав отказался платить Киеву. В 1015 г. Владимир собрался идти войной на Ярослава, но заболел и 15 июля умер, прожив немногим более 50 лет. О почившем князе плакали, как о защитнике Русской земли, и бояре, и простой народ. Мощи его были положены в Десятинной церкви рядом с телом великой княгини Анны, умершей на четыре года раньше. При нашествии татар мощи Владимира были скрыты с гробом, а затем обретены под развалинами храма в 1631 году. Ныне честная глава равноапостольного князя находится в Киево-Печерской лавре, челюсть — в Успенском соборе в Москве, а кисть руки — в соборе святой Софии в Киеве.

Летопись свидетельствует, что Владимир Святославович особые надежды возлагал на своих сыновей от греческой царевны Анны Бориса и Глеба. Во всяком случае, именно старшему, Борису, он доверил свою дружину. Но едва Владимир умер, как власть в Киеве захватил Святополк, выпущенный киевлянами из тюрьмы. Княжеская дружина вместе с Борисом находилась в походе против печенегов. Ближайшие люди стали уговаривать Бориса повести дружину на Киев и взять в свои руки власть в государстве. Но Борис отказался это сделать, руководствуюсь порядком престолонаследия. Встретив отказ, войско разбрелось по домам, а сам Борис остался лишь с телохранителями. Понимая, что Святополк может его убить, он тем не менее не стал сопротивляться судьбе, а решил, подобно Христу, принести себя в жертву сложившимся обстоятельствам. Так и произошло: наемные убийцы ворвались в шатер Бориса, убили его любимого телохранителя и пронзили копьем молящегося князя.

Но оставался еще муромский князь Глеб. Святополк направил к нему гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как якобы отец его тяжело болен. Ничего не подозревавший Глеб с небольшим отрядом отправился в путь. Уже на полпути к Киеву он получил известие о смерти отца и убийстве Бориса. Глеб решил разделить судьбу своего старшего брата и пристал к берегам Днепра. Здесь и застали его люди Святополка. Они ворвались на корабль, перебили дружину Глеба, а потом по их приказу повар Глеба зарезал его ножом.

Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб (во святом крещении Роман и Давид) со временем стали символами братской любви, мучениками во славу светлых идеалов христианства. Оба они уже в XI веке были прославлены Русской Православной Церковью как благоверные князья и страстотерпцы. Они же стали первыми русскими святыми.

Летописец Нестор о Борисе и Глебе: «И соединились они телами, а сверх того и душами, пребывая у Владыки, Царя всех, в радости бесконечной, в свете неизреченном и подавая дары исцеления Русской земле… Заступники они за Русскую землю, светильники сияющие и вечно молящиеся владыке Богу о своих людях… Благословилась земля Русская кровью вашей и мощами, покоящимися в церкви, просвещаете вы церковь эту духом божественным, в ней же с мучениками, как мученики, молитесь вы за людей своих».

Святополк уничтожил еще одного из своих братьев — Святослава, который правил в древлянской земле. Тогда Святополк думал, по словам летописца: «Перебью всех братьев и приму один всю власть на Руси». Но он встретил грозного врага в лице Ярослава

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Держава Рюриковичей. Первая часть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я