Держава Рюриковичей. Первая часть

Игорь Аркадьевич Родинков, 2018

В 862 году на Руси появился варяг Рюрик, который основал династию, правившую Россией почти 740 лет. Данная публикация является первой частью дилогии. Она охватывает историю России с древнейших времен до возвышения Москвы. Книга состоит из двух разделов. В первом в научно-популярной форме излагается авторский взгляд на начальную историю России. Во втором приводятся документы по данному отрезку исторического времени. Обложка оформлена автором.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Держава Рюриковичей. Первая часть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Основная часть

Введение. Природа и население Восточной Европы

1. Природа Восточной Европы. Европейскій материкъ по природе своей разделяется на две части — западную и восточную. Западная состоитъ какъ бы изъ отдельныхъ полуострововъ, около которыхъ море образовало множество большихъ и малыхъ заливовъ. Вдоль и поперекъ по Западной Европе проходятъ горные хребты, которые делятъ ее на отдельныя области, расположенныя по долинамъ между горами и по равнинамъ большихъ рекъ. Эти равнины и долины, защищенныя горами отъ северныхъ холодныхъ ветровъ, притомъ хорошо орошенны, и въ настоящее время цветутъ богатой растительностью. Населенію этихъ странъ не приходилось вести борьбы за существованіе, и не удивительно, что въ Западной Европе рано сложилось несколько государствъ, появились большіе торговые города, развились промышленность и торговля, явилось и просвещеніе.

Восточная половина Европы представляетъ иную картину. Вся эта страна составляетъ одну огромную равнину, раскинувшуюся отъ Ледовитаго океана и Балтійскаго моря до Чернаго моря и Каспійскаго и отъ Уральскихъ горъ до Карпатъ. Можно сказать, что самой природой русская равнина была какъ бы предназначена къ тому, чтобы на ней рано или поздно сложилось одно сильное большое государство. Только кое-где эта равнина приподымается и на ней образуются горы, напримеръ, Валдайская или Среднерусская возвышенности и др.; но эти горы по небольшой высоте своей не могутъ разделять русскую равнину такъ, какъ делятъ горы Западную Европу, не могутъ, съ другой стороны, защищать русскую равнину отъ холоднаго севернаго ветра, который, не встречая на пути своемъ никакихъ преградъ, господствует надъ большей половиной Восточной Европы. Много поэтому пришлось положить труда первымъ обитателямъ русской равнины на оборону отъ холода и отъ врага внешняго, а также и на то, какъ на скудной почве получше устроіть свою жизнь, пока, наконецъ, тамъ сложилось одно большое государство.

По природе Восточную Европу можно разделить на несколько полосъ. На крайнемъ севере тянется полоса тундръ, болотъ, которыя только въ средине короткаго лета оттаиваютъ на несколько вершковъ, а большую часть года представляютъ унылую равнину, занесенную снегомъ. Вследствіе сильныхъ холодовъ въ этомъ краю деревья расти не могутъ.

Южнее идетъ полоса лесовъ. Много лесовъ по Волге и Оке и сейчасъ, но тысячу и больше летъ тому назадъ ихъ было неизмеримо больше. Села и города среди нихъ казались редкими островками. Наиболее густо заселенная въ настоящее время местность между Волгой и Окой въ те отдаленныя времена была покрыта густыми лесами, которые тянулись на сотни верстъ, изредка перемежаясь озерами и болотами или открытыми местами, удобными для поселенія.

За Окой, къ югу, начинались степи. Эти степи, весной покрывавшіяся густыми травами, лишь кое-где, въ долинахъ рекъ или по пригоркамъ, уступавшими место леснымъ островамъ и рощамъ, въ теченіе ряда вековъ благопріятствовали жизни только кочевого населенія, находившаго тамъ обильный кормъ для своихъ табуновъ лошадей и стадъ рогатаго скота. Только въ некоторыхъ местахъ, богатыхъ черноземомъ, съ незапамятныхъ временъ развилось земледеліе (К.И. Добрынин «Элементарный курс Русской истории»).

2. О некоторых вопросах первобытной истории и происхождения человека. В древности на территории Восточной Европы обитали первобытные люди (древнейшие и древние люди), потом здесь появился человек современного типа, или «человек разумный», как его называют ученые. Древний период человеческой истории принято называть первобытной историей, она, в зависимости от того, какими орудиями труда пользовались люди, разделяется на археологические периоды: каменный век, медный век, бронзовый век и, наконец, железный век. Каменный век состоял из нескольких периодов: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век).

В старых учебниках по истории нет хронологической датировки истории первобытного общества, а во многих современных учебниках предпочтение отдается эволюционному взгляду на историю происхождения человечества. Поэтому прежде чем приступить к изложению материала данного раздела, необходимо пролить свет на то, как люди смотрят на историю появления человека на Земле.

В Библии сказано, что Вселенная, Земля и все, что на ней, включая человека, сотворено Творцом (Богом) в шесть дней (периодов). Долгое время люди придерживались той точки зрения, что мир и человек были сотворены Богом. Однако по мере отхода общества от веры начиная с середины XIX века стала набирать силу новая точка зрения — гипотеза эволюции. Согласно гипотезе эволюции, вся жизнь появилась на Земле случайно, сама по себе, в процессе исторического саморазвития материи.

Считается, что человек может познавать окружающий его мир через Божественное откровение, т. е. читая и постигая Священное Писание, и через науку (естественное откровение). Причем одно не противоречит другому, а только дополняет его.

Строением и созданием Вселенной занимается наука астрономия, развитием Земли — наука геология, развитием растительного и животного мира — палеонтология. Происхождением человека на Земле занимается наука антропология, которая, извлекая из земли человеческие останки и сопутствующие им предметы, определяет возраст и образ жизни первобытных людей.

Согласно учению о сотворения человека, он был сотворен Богом «по образу и подобию своему». Священное Писание, или Библия, говорит, что после сотворения Неба Бог приступил к сотворению Земли. Вначале он сотворил Землю как планету, потом животных и завершил свое творение созданием человека. Человек стал венцом Божьего творения и хозяином на Земле.

В середине XIX века английский биолог Ч. Дарвин выдвинул гипотезу об эволюции растительного и животного мира, и, согласно его учению, человек произошел от обезьяны в результате медленного превращения ее в человека. Другой ученый, Ф. Энгельс, добавил, что важную роль в превращении обезьяны в человека сыграл труд. Эта точка зрения на происхождение человека получила название эволюционной, или биологической.

Соответственно этому ученые, придерживающиеся эволюционного учения, считают, что Земля как планета появилась 4,5 млрд. лет назад, и, соответственно, развитие на ней растительного и животного царства исчисляется сотнями миллионов лет, а человек появился на ней около 1 млн. лет назад. Ученые же, придерживающиеся версии о Божественном плане сотворения мира, считают, что возраст Земли — около 15 тыс. лет. В соответствии с этим развитие жизни на ней имеет гораздо более ограниченный временной характер, а «человек разумный» появился не более как 8 тыс. лет назад. Ученые, придерживающиеся эволюционного учения, для датировки геологических пород и останков животного и растительного происхождения используют так называемые радиоактивные методы (радиоуглеродный и некоторые другие методы), которые появились только в середине XX века и лишь вписались в сформировавшуюся систему, основанную на гипотезе эволюции. Однако факты, которые накопила в последнее время наука, ставят под сомнение общепринятое исчисление геологических эпох, в том числе возраст человека. Последние данные палеонтологии и антропологии обнаруживают поразительно много общего с основными положениями Библии.

В настоящее время получила распространение теория так называемой направленной эволюции. Согласно этой теории, творение в собственном смысле было только при создании первых начатков животно-органической жизни, а затем происходил образовательный процесс, где существовала возможность развития одного вида из другого. Другими словами, происходила определенная эволюция в творении мира, где главным творцом ее был Бог, а соавторами его творения вначале были вода и земля, а потом — сам человек. В Библии не раз говорится: «да произрастит земля зелень», или «да произведет вода пресмыкающихся, душу живую», или «да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их». С появлением же на Земле человека он стал соавтором Божьего творческого процесса. Таким образом, теория эволюции Ч. Дарвина имеет смысл, если она, как выражался он сам, имеет начало у «Престола Всевышнего».

Начиная с конца XIX столетия, учеными были приложены большие усилия в поисках переходных форм от обезьяны к человеку, так называемого недостающего звена. В результате множества находок эволюционисты выделили четыре стадии антропогенеза (становления человека): 1) древесные обезьяны (предполагаемый возраст 15–5 млн. лет); 2) первые гоминиды 1 или человекоподобные обезьяны (от 5 млн. до 750 тыс. лет); 3) древнейшие люди (от 1 млн. до 140 тыс. лет); 4) древние люди (от 400 до 30 тыс. лет); 5) первые современные люди (от 40 до 30 тыс. лет).

Но найти четкого связывающего звена перехода обезьяны в человека так и не удалось. Обезьяны всегда были обезьянами, люди — людьми. Человек не произошел от животного, а появился на Земле сразу, в своем законченном человеческом облике. Более того, древнейшие и древние люди еще не были в полном смысле людьми, поэтому они и не сохранились на Земле. Об их существовании мы можем узнавать только по их останкам. Но, помимо археологии и антропологии, косвенные данные о том, что до всемирного потопа, наряду с современными людьми, жили и первобытные люди, дает нам Библия. «В то время [имеется в виду допотопное время] были на земле исполины… Это сильные, издревле славные люди» (Бытие, гл. 6, ст. 4). Однако подлинным хозяином Земли стал лишь современный человек, или «человек разумный», как его называют в науке, по Библии им был Адам. Согласно Библии, первые (современные) люди, Адам и Ева, вначале жили в особом месте — раю, где они питались дарами природы и имели прямое общение с Богом. В результате грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая, и от их потомков пошло все современное человечество. Но во время потопа, который Бог послал на человечество за приверженность к греху2, погибли все люди, кроме потомков Адама в лице праведного Ноя и его семьи (всего 8 человек). От них потом пошло нарождение на Земле нового — послепотопного — человечества.

Считается, что человек отличается от обезьяны тремя качествами: прямохождением, развитой рукой, способной делать орудия труда, и членораздельной речью. Однако антропологическая наука не дает ответа на вопрос, в чем же самое главное отличие человека от животных. Несомненно, главное отличие человека от животных следует искать в его духовности — в том даре, которым наделил Творец человека при его создании. А этот дар заключается в «дыхании жизни» (Быт. 2, 7), сделавшим человека свободным, разумным и бессмертным, по образу и подобия Божию.

3. Древнее население Восточной Европы. На территории Восточной Европы есть следы проживания древнейших людей. Они сильно отличались от людей нашего времени и были больше похожи на крупных обезьян. Лбы у них были низкие и покатые. Мозг был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. При ходьбе люди сильно наклонялись вперед. Пальцы рук у них были неловкие; люди могли выполнять своими руками только самую простую работу: рыть землю, хватать, ударять. Помимо прямохождения и способности руками делать самую простую работу, в том числе простейшие орудия труда, древнейшие люди издавали лишь немногие отрывистые звуки. Этими звуками они выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Древнейшие люди жили небольшими коллективами. Это были непостоянные общности людей без определенной организации, родственных понятий и семейных связей. В таких коллективах люди трудились сообща. Они бродили в поисках пищи — собирали плоды, выкапывали съедобные корни, охотились на отдельных животных. Все имущество было общим, частной собственности не было. Стоянок древнейших людей на территории Восточной Европы очень мало, но они есть в сопредельных территориях: Закавказье, Средней Азии, Сибири.

По старым геологическим данным, 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Началось первое великое оледенение. С севера стал постепенно наползать огромнейший ледник. В Западной Европе ледник спустился южнее современного Берлина, а в Восточной Европе достиг городов Днепропетровска и Волгограда. В нашей стране ледник сполз двумя огромными частями по долинам рек Днепра и Дона, покрыв все пространство к северу льдом толщиной иногда до двух-трех километров. Вдоль кромки ледника простиралась бескрайняя тундра, а южнее — в Причерноморье, Крыму и на Кавказе — холодные степи. Не стало теплолюбивых растений, многие животные вымерли или ушли на юг. Их сменили северные олени, песцы, пещерные медведи и громадные мамонты.

Для людей настало время тяжелых испытаний. В это время на Земле обитали древние люди, или неандертальцы, как их назвали археологи3. Древним людям, чтобы выжить, надо было напрягать все свои силы в борьбе с суровой природой. У неандертальцев были лучшие, чем у древнейших людей, каменные орудия труда; появились изделия из кости — шилья, иглы, гарпуны, люди стали использовать также изделия из дерева — дубины, копья, рогатины. Обрабатывая дерево, древние люди узнали, что трением одного сухого дерева о другое можно разжечь огонь. Огонь очень помог людям выжить в условиях холода, кроме того, они стали использовать шкуры убитых на охоте животных. Главными занятиями древних людей были охота и рыболовство. Мясо и рыба были основной пищей древних людей. Охотились они не только на отдельных животных, но и на целые стада оленей, быков, лошадей и мамонтов. Такая охота называлась загонной.

Неандертальцы внешне вполне напоминали современных людей, имели развитую руку, способную делать уже сложные орудия труда. Черепная коробка у них была более развитой, чем у древнейших людей, мозг приближался по объему к «человеку разумному», но неандертальцы еще не обладали вполне развитой членораздельной речью, хотя имели абстрактное мышление4, о чем говорит наличие у них обряда захоронения предков. Жили они тогда в основном в пещерах, но иногда строили небольшие поселения из землянок и хижин. Стоянки неандертальцев обнаружены на юге России, на Украине и в Крыму. Среди них самая известная пещера Киик-Каба в Крыму.

Шли тысячелетия. На Земле смягчился климат, стало значительно теплее, ледник отступил на север. Вслед за отступающим ледником на север стали продвигаться люди. Люди научились лучше обрабатывать камень. Каменные орудия труда стали более совершенными и разнообразными. Широкое распространение получили орудия из кости — иглы и гарпуны. Появились новые орудия для охоты — копье и лук со стрелами. С помощью лука охотник мог поражать животных на десятки шагов. Загонная охота теперь превратилась в индивидуальную.

Согласно эволюционной шкале антропогенеза, примерно 30-40 тысяч лет назад на Земле появились люди современного типа, или «человек разумный». Археологи называли их кроманьонцы (по месту первой находки в пещере Кро-Маньон во Франции) и гримальдийцы (по месту первой находки в гроте Гримальди в Италии). Людей этого типа археологи находили в Африке, в Палестине, на юге России и в других местах. Это были люди высокого роста, с прямой походкой, прямым лбом, но главное — они обладали членораздельной речью.

Усовершенствование орудий труда и развитие самого человека вызвали изменения и в общественном устройстве людей. Примерно 30 — 40 тысяч лет назад возникли и окончательно сформировались родовые общины. Каждая родовая община представляла собой большой коллектив родственников, ведущих общее хозяйство. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.

Первыми родовыми общинами были общины охотников и собирателей. Найдено несколько сот стоянок родовых общин охотников и собирателей на территории Восточной Европы. Из них наиболее значительными были стоянка Костёнки на Дону, в районе Воронежа, и недавно открытая стоянка Сунгирь под Владимиром. Здесь, по данным, предоставленными археологами, 25–30 тысяч лет назад совсем недалеко от ледника в условиях сурового климата жили первобытные охотники и рыболовы. Это была самая северная стоянка человека современного типа.

Со временем стали появляться родовые общины земледельцев и скотоводов. В эпоху мезолита (среднекаменного) века и неолита (нового каменного) века отчетливо проявлялась неравномерность социально-экономического развития севера и юга Восточной Европы. На севере жили племена охотников и рыболовов, на юге — племена земледельцев и скотоводов. Самое раннее земледельческое поселение было обнаружено археологами около села Триполье, южнее Киева. Здесь с IV по III тысячелетие до Р. Х. жили древние земледельцы. Трипольцы вели оседлое земледельческое хозяйство, выросшее из собирательства. Они жили в больших, обмазанных глиной домах, представлявших собой жилища родовой общины. Поселки людей трипольской культуры насчитывали десятки домов, расположенных по кругу. Сеяли они пшеницу, ячмень, просо, разводили коров, овец, свиней. Землю обрабатывали мотыгой, урожай снимали каменными серпами, зерно растирали на каменных зернотерках.

4. Скифская эпоха. Первыя более или менее определенныя известія о Восточной Европе, и то, главнымъ образомъ, о южной части ея, находимъ мы у греческаго историка Геродота („отца исторіи"), который самъ былъ въ южной Россіи въ V-мъ веке до Р. X. и описалъ ее подъ именемъ „Скифіи".

Климатъ Скифіи, по словамъ Геродота, очень суровый: зима продолжается 8 месяцевъ, да и остальное время довольно прохладно. Зимой даже море замерзаетъ (подразумевается, у береговъ). Холодъ бываетъ такой, что если пролить воды на землю, то грязи не бываетъ; наоборотъ, отъ разложеннаго огня на земле получается грязь. Зимой не бываетъ ни грома, ни дождя, а если случится зимой громъ, то это считаютъ за большую диковину.

Что касается жителей этой страны, то Геродотъ больше всего разсказываетъ о скифахъ-кочевникахъ, или такъ называемых царскихъ скифахъ. У скифовъ-кочевниковъ, по словамъ Геродота, не было ни городовъ, ни селъ, ни домовъ: скифы проводили всю жизнь, переходя съ места на место. Главное богатство скифа — скотъ, особенно лошади. Питались они почти исключительно кониной; ихъ любимый напитокъ — лошадиное молоко. Для доенія кобылицъ скифы держали особыхъ рабовъ, которымъ выкалывали глаза, чтобы они не могли убежать. Единственное жилище скифа — войлочный шатеръ. При перекочевке этотъ шатеръ быстро разбирался и укладывался на телегу, где помещались также жены и дети скифа, а самъ онъ проводилъ все время на коне.

Поклонялись скифы, по словамъ Геродота, многимъ богамъ — небу, солнцу, луне и др. Храмовъ, жертвенниковъ и идоловъ они не ставили; только одному богу войны устраивали жертвенникъ. Волховъ, гадателей у скифовъ было великое множество. Но ихъ положеніе было не всегда выгодно. Если ихъ предсказанія не оправдывались, то ихъ клали связанными на телегу, нагруженную хворостомъ, зажигали этотъ хворостъ и пускали воловъ, запряженныхъ въ телегу, по степи. Въ жертву своимъ богамъ скифы приносили воловъ, коровъ, лошадей и другихъ животныхъ. Богу войны жертвы приносились иначе. Устраивали изъ хвороста огромный курганъ, на верху его ставили старинный железный мечъ, которому и приносили жертвы въ большемъ количестве, чемъ другимъ богамъ. Когда брали въ пленъ непріятелей, то отъ каждой сотни приносили одного въ жертву.

Скифы вообще были очень кровожадны. На войне скифъ пилъ кровь перваго убитаго имъ врага. Головы убитыхъ непріятелей скифы относили къ царю, чтобы иметь право участвовать при разделе добычи; кто не приносилъ головы, тотъ ничего и не получалъ. Кожа съ непріятельскаго черепа искусно снималась и привешивалась къ узде коня; и у кого было больше такихъ знаковъ победы, тотъ считался храбрее всехъ. Изъ череповъ знатнейшихъ непріятелей скифы делали себе чаши, изъ которыхъ и пили вино на большихъ празднествахъ. Пили они вина очень много и притомъ не смешаннаго съ водой, какъ делали греки, а чистаго, что считалось у грековъ признакомъ грубости и варварства.

Своихъ царей скифы погребали съ большими почестями и особеннымъ образомъ. Тело умершаго они бальзамировали, клали на колесницу и обвозили покойника по всемъ его бывшимъ владеніямъ. Печаль ихъ выражалась темъ, что они наносили себе раны на лице, урезывали уши и стригли волосы. Чемъ дальше везли погребальную колесницу, темъ больше и больше народу присоединялось къ печальному шествію. Когда привозили тело царя на царское кладбище (у Днепровскихъ пороговъ, какъ предполагаютъ некоторые изъ нынешнихъ ученыхъ), то выкапывали большую четырехугольную яму, а въ ней отдельныя пещеры. Въ одной погребали царя, а въ остальныхъ — одну изъ царскихъ женъ и самыхъ близкихъ слугъ, предварительно задушивъ ихъ. Съ ними клали царскую утварь, оружіе и различныя украшенія, большею частью золотыя. Потомъ все собравшіеся на погребеніе наперерывъ засыпали могилу землей, стараясь сделать насыпь какъ можно больше; такимъ образомъ сооружали иногда громаднейший курганъ саженъ въ 10 вышины, шаговъ 500 въ окружности. Черезъ годъ справлялись поминки: снова убивали лучшихъ изъ уцелевшихъ слугъ умершаго царя, убивали и лучшихъ коней его (техъ и другихъ иногда до 50) и мертвыхъ всадниковъ на мертвыхъ коняхъ ставили на кольяхъ вокругъ кургана.

Къ разсказамъ Геродота о скифахъ ученые долго относились очень недоверчиво. Но когда стали раскапывать курганы, то разсказы Геродота подтвердились почти вполне.

Несмотря на то, что сокровища многихъ скифскихъ могилъ оказались расхищенными неизвестно когда и неизвестно кемъ, при раскопкахъ кургановъ было найдено огромное количество скифскихъ древностей: напр., при раскопке Чертомлыцкаго кургана было найдено около 2500 предметовъ, драгоценныхъ для науки. Особенно важное значеніе имеютъ две вазы — одна золотая, найденная близъ Керчи, другая — серебрянная, открытая близъ Никополя (недалеко отъ Днепровскихъ пороговъ).

Хотя оба эти сосуда греческаго изделія, но они сделаны сообразно вкусамъ и нравамъ скифовъ, а потому даютъ понятіе о вооруженіи и одежде ихъ. Скифская одежда была приспособлена для верховой езды: короткій кафтанъ запахивался пола на полу и туго подпоясывался ремнемъ, украшеннымъ пластинками и пуговицами. Кафтаны были теплые и холодные: первые делались на меху и обшивались мехомъ по краямъ. Обувь состояла изъ короткихъ сапоговъ, которые у щиколотки перевязывались ремнемъ. У богатыхъ скифовъ и у царей кафтаны и шаровары украшались золотыми пуговицами и бляшками разныхъ размеровъ и рисунковъ. Скифы носили бороды и длинные волосы, зачесывая ихъ назадъ. Сверху одевался башлыкъ, который также украшался пуговицами и бляшками. Вожди на голове носили ленточную золотую перевязь, а на шее ожерелье, иногда до полуфунта весомъ. Въ женскихъ могилахъ найдено множество всевозможныхъ украшеній.

Главнымъ оружіемъ скифовъ были лукъ и стрелы; кроме того, употреблялись копья и короткіе мечи. Своего коня скифъ украшалъ, какъ только могъ: седло, уздечка, даже шея коня украшались цепочками и колокольчиками (К.И. Добрынин «Элементарный курс Русской истории»).

Неотъемлемой частью образа жизни скифов была война. Сражались они конные и пешие, особенно славились скифские стрелки. На войне они отличались храбростью и жестокостью. Скифы в основном вели наступательные войны. Скифские набеги разрушили такое сильное государство в Закавказье, как Урарту, в Европе они доходили до Берлина. Многие восточные цари старались нанять в свои войска скифских всадников. Так, нововавилонский царь Набуполосар II нанял скифов для борьбы с Ассирийской державой. В ходе этой войны, в 597 г. до Р. Х., скифы участвовали в штурме Иерусалима и даже побывали в Египте. После разгрома Ассирии скифы оставались в Передней Азии, представляя угрозу для местных царей. Существует легенда, что мидийский царь Киоксар напоил вином и убил скифских вождей и таким обманом заставил скифов уйти из Передней Азии назад, в Северное Причерноморье.

Однако скифы могли вести не только наступательные, но и оборонительные войны. В 513 г. до Р. Х. скифы выдержали поход многочисленного персидского войска Дария I. Они увлекли персидские войска в глубь страны, засыпая на своем пути колодцы и источники, истребляя всякое произрастание. Утомленные бесплодной погоней, теряя воинов в мелких стычках со скифскими всадниками, томимые голодом и жаждой персидские войска вынуждены были покинуть пределы Скифии.

В связи с походом Дария I в Скифию Геродот оставил нам такое предание, говорящее о почитании скифами предков. Утомленный бесплодной погоней скифов Дарий послал сказать скифскому царю: «Странный человек! Зачем ты бежишь все дальше и дальше? Если чувствуешь себя в силах сопротивляться мне, то стой и бейся, если же нет, то остановись, поднеси своему повелителю в дар землю и воду и вступи с ним в разговор». На это скиф отвечал: «Никогда еще ни перед одним человеком не бегал я из страха, не побегу и пред тобою; что я делаю теперь, то привык делать и во время мира, а почему не бьюсь с тобою, тому вот причины: у нас нет ни городов, ни хлебных полей, и потому нам нечего биться с вами из страха, что все их завоюете или истребите. Но у нас есть отцовские могилы, попробуйте их разорить, тогда узнаете, будем мы биться или нет».

В IV веке до Р. Х. скифскому царю Атею удалось объединить значительную часть скифских племен в борьбе против войск Александра Македонского. Скифское государство располагалось в Крыму и Северной Таврии. Столицей скифских царей стал город Неаполь Скифский, расположенный в окрестностях Симферополя.

Скифское господство в Северном Причерноморье было прервано во II веке до Р. Х. вторжением новых кочевников с востока. Сюда из-за Каспийского моря пришли родственные скифам племена сарматов.

Многие ученые считают скифов предками славян и многие черты характера, свойственные скифам, находят в славянах. Вот только жестокость и кровожадность скифов мало передалась славянам. О нравах и обычаях скифов писали многие историки.

Из книги Александра Нечволодова «Сказание о Русской земле»: «В этих нравах и обычаях нас, конечно, больше всего поражает необыкновенная кровожадность и жестокость наших предков. Сдирание кожи с трупов врагов, обделка черепов родственников, с которыми поссорились, в чаши для вина, наконец, удушение стольких преданных слуг на могиле вождей — все это не может не поражать нас. Но надо всегда помнить время, в которое жили наши предки, надо помнить, что это было за несколько столетий до рождества Иисуса Христа, который явился именно чтобы спасти этот жестокий языческий мир, погрязший в потоках крови, и просветить его своей проповедью любви к ближнему. В описываемое же время никто о возможности подобной любви к ближнему даже и не подозревал; к тому же, если прародители наши и были жестоки к своим врагам, то только потому, что они знали, что и с ними, в случае беды, эти враги поступят точно так же, если еще не хуже. Надо не забывать, что все войны велись тогда с беспощадной жестокостью».

Славяне и их соседи

1. Происхождение славян. Главный народ, который жил в Восточной Европе, назывался славянами.

Откуда пошли славяне, каково их происхождение? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся с такими понятиями, как народ, или этнос, род, семья, а также узнаем о том, как люди изучают свою историю.

Этнос в переводе с греческого языка означает народ, племя. В истории под этносом понимается историческая общность людей, обладающая определенной территорией, общим языком, обычаями, ведущая совместное хозяйство и имеющая общее управление. К типам этносов относятся племя, народ и нация. По сходству языков народы объединяются в языковые семьи или группы. По своим физиологическим признакам народы объединяются в расы. Ученые сейчас насчитывают всего четыре расы (красная раса — это индейцы Америки, черная раса, или негроиды, желтая раса, или монголоиды, и белая раса, или европеоиды), в то время как народов на земле более 2 тысяч.

В древние времена основной этнической единицей было племя. Оно имело общую территорию, совместное управление, язык и обычаи. Племена, в свою очередь состояли, из родов — коллективов кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка и носящих родовое имя. Роды состояли из малых групп, которые были связаны узами брака или кровным родством. Эти малые группы назывались семьями. Семьи были связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью друг за друга.

Род жил в своем поселке и имел свою территорию обитания. Объединенные территории таких родовых общин составляли территорию племени. Во главе родовых общин стояли старейшины. Это были наиболее опытные и уважаемые мужчины. Во главе племени находился совет старейшин. В случае войны племя на общем собрании взрослых мужчин, которое у славян называлось вече (от слова «вещать» — говорить со знанием дела), выбирало себе военного предводителя, который у славян назывался князь. Иногда для борьбы с сильным противником племена образовывали военный союз, который возглавлял один (главный) князь. Если это временное объединение племен сохранялось долго и князь больше не выбирался на вече, а передавал свою власть по наследству, то такая общность людей уже составляла новую форму организации, получившую название государства.

Есть два основных источника, по которым ученые могут узнать о жизни людей в прошлом, — это письменные и вещественные памятники истории. Наиболее авторитетными письменными источниками являются Священное Писание, или Библия, и летописи. Летопись — это описание событий по годам. Первым известным русским летописцем считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Начальная русская летопись, написанная Нестором, называлась «Повесть временных лет». До того времени, когда не было у славян своих летописцев, об их истории мы узнаем от византийских, готских и арабских авторов. Иногда о глубокой древности мы можем узнать только по археологическим раскопкам.

Согласно Библии, все современное человечество произошло от Адама: «От одной крови он [Бог] произвел весь род человеческий» (Деян. 17, 26). После потопа весь человеческий род произошел от трех сынов Ноя: Сима, Хама и Иафета. Летописец Нестор славян относит к потомкам Иафета, которому Бог дал во владение «полунощные страны и западные». В Библии про потомков Иафета сказано, что «распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9, 27).

От колена Иафета произошли индоевропейская, уральская и другие языковые семьи. Индоевропейцы, или арийцы, по языковому признаку делятся на три группы: 1) восточная группа языков и народов (индийцы, иранцы, армяне, таджики); 2) западноевропейская группа (англичане, германцы, французы, итальянцы, греки и т.д.); 3) славянская группа (восточные, западные и южные славяне).

Под своим именем славяне стали известны в письменных источниках только с VI века нашей эры. Это дало повод некоторым исследователям объявить славян «молодым народом», т.е. сформировавшимся намного позже других индоевропейских народов. Но тогда возникает вопрос, каким образом «молодой народ» уже в VI веке обнаружен сразу на огромной территории Восточной, Юго-Восточной и Северной Европы. К тому же лингвистические исследования установили, что славянский язык сохранил самые архаические черты некогда общего индоевропейского языка. Поэтому исторические корни славянства надо искать в истории гораздо глубже.

Анализ письменных и археологических источников дает примерно такую картину происхождения славян: арийцы — скифы — сколоты, или «скифы пахари» — славяне (венеды, склавены, анты). Если проследить происхождение славян в такой последовательности, то получается примерно такая картина.

Когда-то наши общие европейские предки (арийцы) жили на определенной территории. Последней территорией их общего обитания было так называемое Семиречье (верховья рек Амударьи и Сырдарьи). Язык, на котором говорили древние арии, назывался санскрит, он явился основой многих европейских языков. Основным занятием арийцев было земледелие, но занимались они и скотоводством. Особый интерес представляет религия древних арийцев. Она называлась ведийской религией, по названию священной книги — Веды. «Веды» в переводе с санскрита означает «знание». Ведийская религия, как и все остальные религии того времени, была языческой. У арийцев, как у всех народов древнего мира, было множество богов, но главной особенностью их религии была вера в переселение душ. Арийцы верили, что человек после смерти родится вновь, т. е. его бессмертная душа вселится в новое тело. Поэтому погребальный культ арийцев сопровождался сожжением трупа умершего, для того чтобы душа быстрее ушла на небо, а потом опять воплотилась в тело новорожденного младенца. У арийцев не было жрецов или других особых служителей религиозного культа, религиозные культы справляли старейшины рода. Были у них святые места, или капища, где какое-нибудь племя или род справляли свои религиозные культы. Был у них и культовый город — Аркаим, недавно найденный археологами на Южном Урале в районе Челябинска. Он предположительно возник за 2 тыс. лет до Рождества Христова.

Из Семиречья во II и I тысячелетиях до Р. Х. арийцы широко расселились по земле и тремя потоками разошлись на восток, юг и запад. Первая волна переселенцев ушла в Индию (изучите историю древней Индии), потом часть арийцев ушла в Иран (вспомните образование Персидской державы), наконец, арийские племена расселились по всей Европе, и от них произошли все современные европейские народы.

Из книги Александра Нечволодова «Сказание о Русской земле»: «Одно из колен племени Иафета5 поселилось в верховьях рек Амударьи и Сырдарьи6, находящихся ныне в пределах Российской империи — в Туркестанском крае. Здесь колено это дало начало как многим племенам Малой Азии, Персии и Индии, так и всем славным и знаменитым народам, населяющим Европу: грекам, римлянам, испанцам, французам, англичанам, немцам, шведам, литовцам и прочим, а также всем славянским племенам: русским, полякам, болгарам, сербам и всем остальным. Первоначально все наши предки, жившие в верховьях Амударьи и Сырдарьи, носили название Ариев… «Арии» в древнем языке, которым они говорили, означало «почтенные», «превосходные». Действительно, Арии выделялись из всех остальных обитателей Земли того времени как своею силою, ростом, стройностью и красотою, так и особенно благородством своих душевных качеств… Так жили славные Арии на своей первоначальной родине… По мере того как увеличивалось население Ариев и умножались их роды и племена, происходило и постепенное расселение их с родных мест в разные стороны. Как народ земледельческий, Арии при своем расселении продвигались вперед постепенно: прибыв в какую-либо местность, они засевали поля, и только собрав жатву, продвигались дальше вперед, причем, придя на новое место, опять оставались на нем до сбора урожая. Встречаясь на новых местах с их обитателями, Арии, если те не покорялись им добровольно, вступали с ними в жестокие бои, или истребляли их совершенно, или обращали в своих рабов и данников, при этом впоследствии они постепенно сливались с покоренными туземцами путем браков».

Одним из последних исходов арийцев из Семиречья был скифский. Где-то в VII веке до Р. Х. скифы обогнули с севера Каспийское море и вышли в Северное Причерноморье. Новые пришельцы изгнали из этого района воинственные племена киммерийцев и заселили их бескрайние южные степи. Потом на смену скифскому господству в Северном Причерноморье пришло сарматское господство.

Геродот, подробно описывая жизнь и обычаи скифов-кочевников, заметил, что к западу от Днепра и от скифов-кочевников жили «скифы-пахари», или скифы земледельцы. Он считал их другим племенем и называл сколотами. Многие ученые полагают, что «скифы-пахари», или сколоты, были предками славян (праславянами). Где-то в I веке до Р. Х. праславяне, теснимые кочевниками-сарматами, ушли из Приднепровья и переселились на Дунай, но и оттуда во II веке по Р. Х. они были изгнаны войсками римского императора Траяна. Новой родиной для них стали Карпаты и бассейн реки Вислы. Причем, придя в Центральную Европу, они изгнали оттуда германское племя готов, которое ушло на юг и поселилось на берегах Черного моря от Дона до Дуная. Затем готы разделились на вестготов (западных готов) и остготов (восточных готов).

Летописец Нестор о переселении праславян (славян) в Центральную Европу: «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская… Когда волохи [римляне] напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле».

К VI веку славяне практически заняли обширную территорию в Восточной Европе от берегов Балтийского до берегов Черного моря. Так, в сочинении готского историка Иордана «О происхождении и деяниях готов», в котором описывается история племени готов начиная с IV века, он описал и другие, соседние с готами племена, в том числе и славян. По его сведениям, славяне в тот период были известны под тремя разными именами: венеды, склавены и анты. Венеды жили у берегов Балтийского моря, склавены занимали земли в районе Карпат, а анты жили в бассейне реки Днепр, ближе к берегам Черного моря.

Иордан рассказывает о войне готов с антами, а затем — о победе гуннов над готами, которые увлекли остготов и часть славян в свое переселенческое движение на запад. Эти события происходили в IV веке. В VI веке на земли славян в районе Карпат обрушились новые кочевники с востока авары, или обры, как их называли славяне. Аварское иго особенно было тяжелым для славян. В результате этого славяне покинули Карпаты и переселились на Балканский полуостров и на Восточно-Европейскую, или Русскую, равнину. Аварское нашествие окончательно разделило славянский мир на три ветви: южных славян, из которых затем образовались болгарский, сербский, хорватский и словенский народы, западных славян, из которых затем образовались польский, чешский и словацкий народы, и на восточных славян (русских, украинцев и белорусов).

Летописец Нестор об аварах (обрах): «Те же обры воевали со славянами и покорили дулебов, тоже славян, и притесняли женщин дулебских: собираясь ехать, обрин не давал запрягать ни коня, ни вола, а приказывал заложить в телегу 3, 4, 5 женщин, и они везли его; так мучили они дулебов. Были обры телом велики и умом горды, и истребил их Бог, перемерли все, не осталось ни единого обрина, и есть поговорка на Руси до сего дня: погибша аки обре».

Начиная с VI века южные и днепровские славяне почти ежегодно летом совершали военные походы на территорию соседней Византийской империи. Конными и пешими отрядами они дорогами и тропами проникали на Балканский полуостров, на быстроходных ладьях спускались по рекам в Черное море. Славянские военные отряды не только осаждали приграничные крепости, их морские флотилии осаждали даже Константинополь. Во время войн с Византией славяне познакомились с военной техникой византийцев и научились владеть их оружием лучше самих византийцев. Византийские императоры предпочитали откупаться от славян данью, а в свое войско набирать наемников из славян. Результатом победоносных походов славян на Византию было заселение опустевших византийских земель на Балканском полуострове славянскими общинами.

Византийские историки оставили нам много сведений о жизни и обычаях славян. Одним из таких историков был Прокопий Кесарийский, живший в VI веке от Рождества Христова. Он делил их на славян (с этого времени и вошло в употребление такое название), подразумевая под этим именем южных славян, и антов (восточных или днепровских славян).

Прокопий Кесарийский о славянах и антах: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим… Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, и одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

2. Образ жизни и обычаи славян. Греческий историк Геродот, описывая жизнь народов древности, оставил нам очень важную и емкую фразу: «Образ жизни этих народов указывает им природа страны». Территория, на которой расселились славяне в VI-VIII веках, большей частью, кроме южной и самой северной, была покрыта лесами. Леса были такие дремучие, что и дорог в них не прокладывали, а средствами сообщения были реки. Около них и селились славяне. В лесах водилось много всяческих зверей: медведей, волков, лисиц, зайцев, кабанов, лосей, косуль, куниц, встречались буйволы и олени. Также много было различных птиц, бобров и соболей, шкурки которых особенно ценились. Реки и озера изобиловали рыбой. Соответственно этому охота и рыболовство были неотъемлемой частью хозяйства славян. Ещё славяне занимались бортничеством, т.е. собиранием меда диких пчел. Но все же главным занятием славян было земледелие, которое они принесли на новые земли со своей степной прародины. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Скотоводство было для них подспорьем в сельском хозяйстве. Славяне разводили коров, лошадей и овец. Особенно ценили они ремесленников, которые могли изготовлять орудия труда и оружие (кузнецы), лепить и обжигать посуду из глины (гончары), ткать ткань изо льна (ткачи), рубить из дерева избы, лодки (плотники) и т.д.

Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба «жито» произошло от славянского слова «жить». Но нелегко было возделывать землю, особенно в лесной полосе, ее надо было сначала отвоевать у леса. На выбранном участке славяне железными топорами рубили («подсекали») деревья и кустарники. Целое лето сохли деревья, на следующий год сушняк поджигали. Тяжелой бороной-суковаткой боронили поле, зола, смешиваясь с верхним слоем земли, удобряла его. И тогда сеяли зерно. Такой способ земледелия назывался подсечным. После нескольких урожаев земля истощалась. Тогда расчищали от леса и засевали новый участок земли, а старое поле на многие годы забрасывали. Подсечное земледелие требовало огромной затраты труда. Многочисленный коллектив родичей с трудом справлялся с обработкой небольшого участка земли.

Те славянские племена, которые жили в степной или лесостепной полосе, продолжали развивать пашенное земледелие. На черноземном юге землю пахали чаще всего плугом с железным лемехом, а в лесистых местах — сохой с железным сошником. Лемех подрезал при пахоте более глубокий и широкий пласт земли, чем сошник. Это помогало лучше обрабатывать землю. Урожая становилось больше.

Славяне не были торговым народом, поэтому все, что они производили внутри своей общины, обменивали между собой или с соседними общинами, реже — с другими племенами и народами. Такой вид хозяйствования назывался натуральным хозяйством.

Славяне жили в небольших поселениях (селищах или городищах), которые строились на удобных местах у рек. Если поселение обносилось деревянным частоколом, т.е. огораживалось для защиты от внешних врагов, то оно называлось городищем. Крупные славянские поселения, огороженные крепостными укреплениями, назывались городами. Жители поселялись в наземных деревянных жилищах, которые назывались избы. Внутри избы находилась печь, которая топилась по-черному.

Вначале славяне жили коллективом родственников родовой общиной, но в VI–VIII веках родовые связи ослабли. С усовершенствованием орудий труда и использованием тягловой силы лошадей или волов сравнительно небольшая семья могла вспахать и засеять отдельный участок земли, а затем собрать урожай. Семьи стали селиться отдельно и самостоятельно распахивать новые участки земли. Рядом оседали выходцы из других родов. Община продолжала существовать, она стала теперь объединять не только родственников, но и соседей. Подобно тому, как это было у древних германцев, у славян вместо родовой общины возникла соседская община.

У каждой семьи был теперь в пользовании свой пахотный участок земли. Каждой семье принадлежали орудия труда и собранный урожай. Это была их частная собственность. Однако лесом, лугом, рекой соседи пользовались сообща. В соседской общине имущественное положение отдельных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли попадали в руки старейшин и военных вождей. Они же захватывали большую часть добычи во время военных походов. Так вместе с частной собственностью возникло и имущественное неравенство.

Родовой строй постепенно распадался. На севере он задержался дольше, на юге, где урожаи были богаче и имущественное неравенство росло быстрее, он исчез раньше. У славян усилилась власть военных вождей (князей) и их военных слуг (дружинников). Распад родового строя и усиление княжеской власти явились прелюдией появления у славянских племен государств.

Славяне были свободолюбивым племенем. Они также были искусными воинами и могли постоять за себя. Не отказывались и от военных походов ради военной добычи и завоевания новых земель. О военных качествах славян, их военной тактике можно узнать из тех же византийских источников.

Маврикий Стратег о воинских качествах славян: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе: их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в лесниках, на обрывах; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями и днем, и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей…

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые с места на место. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом…

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показаться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша помериться с силами неприятеля в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными, придумываемыми ими способами с целью заманить противника…»

Если славянамъ случалось взять врага въ пленъ, то, приведя его въ домъ, они обращались съ пленникомъ ласково. Случалось, что, по прошествіи известнаго срока, они даже отпускали его на волю. Вообще свирепые и страшные на войне они были совсемъ другими въ мирное время у себя дома. Ихъ простодушіе и честность бросались въ глаза иноземнымъ наблюдателямъ: «честность ихъ такова, что имъ неизвестны совершенно воровство и обманъ: у нихъ не видно ни замковъ, ни ключей; свои ящики и сундуки они оставляютъ незапертыми». Въ особенности много говорятъ иностранцы о гостепріимстве славянъ.

«Они радушны къ пришельцамъ и дружелюбно провожаютъ ихъ изъ места въ место, куда имъ нужно; если по небрежности хозяина приключится гостю вредъ, соседи ополчаются противъ такого хозина, считая за несчастіе обиду иностранца». Другой очевидецъ сообщаетъ: «Нетъ народа приветливее славянъ своимъ гостепріимствомъ. Въ приглашеніи гостя они какъ бы соперничаютъ другъ съ другомъ, такъ что никогда страннику не приходится искать себе крова. Если же случится, что кто-нибудь отвергнетъ странника и не приметъ его, то считаютъ деломъ правымъ сжечь домъ и имущество того хозяина, и все единогласно называютъ его безчестнымъ, подлымъ и стоящимъ всякаго поруганія; не считается даже стыдомъ украсть у соседа, чтобы угостить гостя».

Не всегда, впрочемъ, славяне являются такими миролюбивыми. Дурнымъ обычаемъ у нихъ былъ обычай родовой, кровавой мести. Если кому-нибудь изъ славянъ наносилась обида, то самъ обиженный или его родичи должны были непременно мстить обидчику или его родне. Въ случае убійства не только убійца, но и весь его родъ могъ ждать гибели отъ детей убитаго или отъ родственниковъ его; не отомстить жестоко за обиду считалось позорнымъ. Такого суда, которому повиновались бы разные роды; не было, и потому приходилось самому обиженному чинить судъ и расправу надъ обидчикомъ, если онъ принадлежалъ къ другому роду. Немудрено, что у славянъ отдельные роды часто подолгу враждовали между собой.

Эта постоянная вражда славянскихъ племенъ между собой была для нихъ несчастьемъ. Уже древніе писатели говорили о славянахъ: „между ними постоянные раздоры; ни въ чемъ они не могутъ согласиться между собой; все питаютъ другъ къ другу вражду и никто не хочетъ повиноваться другому; а не будь они во вражде, вследствіе своего разделенія на многочисленные роды и племена, ни одинъ народъ въ міре не могъ бы померяться съ ними силами". Другой писатель говоритъ: „такъ какъ славяне делятся на множество племенъ и они между собой не согласны, то можно сначала убежденіями или подарками привлечь на свою сторону однихъ, потомъ напасть на остальныхъ» (К.И. Добрынин «Элементарный курс Русской истории»).

3. Языческая вера славян. Наши предки славяне хорошо понимали, что земная жизнь носит временный характер, что все, что они имеют на земле: урожай, рыбу, мед, дома, детей — дается им как бы в дар от высших сил или богов. Они еще не могли знать о существовании единого верховного Бога — Творца неба и земли, поэтому обожествляли природу: реку, солнце, небо, лес и т. д., их они считали божествами или духами. Такая вера во многих богов и обожествление явлений природы получила название язычества.

Славяне, как и все народы древности, делили весь мир на два мира: видимый и невидимый (сверхъестественный). Сверхъестественный мир славян был наполнен душами умерших предков, духами природы и богами. В славянском язычестве можно насчитать несколько десятков богов. Среди верховных богов были известны Род, Сварог, Перун, Велес, Даждьбог.

Бог Род (обратите внимание, как распространился этот корень в русском языке) считался у славян как бы родоначальником всего сущего, отцом всех богов, создателем Вселенной, он также был божеством общей судьбы (отсюда выражение «на роду написано»).

Многие византийские и другие писатели, в частности Прокопий Кесарийский, писали о том, что верховным божеством славяне считали Сварога — бога неба, вроде Варуны у индусов или Урана у греков. Сварожичами, сыновьями Сварога считались боги Перун, Велес и Даждьбог. Перун был бог-громовержец, бог войны. Велес — бог мудрости, проводник в загробный мир, позже он станет богом — покровителем скотоводства. Даждьбог был богом солнца. Славяне особо почитали этих трех богов, в году им были посвящены особые праздничные дни. День Велеса отмечался 24 февраля (по православному календарю день св. Власия). День Даждбога — 6 мая (по православному календарю день Георгия Победоносца). День Перуна — 2 августа (по православному календарю день Ильи Пророка).

Множество богов были у славян покровителями природных стихий и людей, например, Ярило — бог весны, Семарг — бог огня, Стрибог — бог вихря, урагана, Макошь — богиня человеческой судьбы, Хорс — божество зимнего солнца, иначе называемого Карачуном, Марена — богиня зимы и смерти. Помимо богов, множество духов населяло природу: лешие — покровители лесов, водяные — покровители рек и озер, домовые — охранители домов, полудницы — духи полей и т.д. Славяне считали, что есть и злые духи-демоны — Дый, Вый, Кащей, а также множество злых духов рангом пониже: упыри, кикиморы, злыдни и т.д.

Славяне почитали предков как своих покровителей и поклонялись силам видимой природы. У них сформировалось два основных культа: культ предков и культ природы. Культ природы отразился на разработке годового обрядового цикла, который носил мифологический и природно-земледельческий характер. Год у славян начинался в день весеннего равноденствия (21 марта). В эти весенние дни славяне праздновали проводы зимы и встречу весны. На Масленичной неделе с 15 по 20 марта они провожали зиму — сейчас празднуется накануне Великого поста. В эти дни наши предки сжигали чучело зимы (символ богини Марены — богини зимы и смерти), поедали блины (символ Солнца), устраивали народные гуляния, ходили друг к другу в гости. Затем шли три праздничных дня встречи весны, когда наши предки кормили птиц, водили хороводы, заключали брачные союзы, ходили на могилы своих родителей и предков (праздник Радуница). На их могилах они устраивали тризны (поминки) и катали яйца (яйцо было символом бессмертия). 1 и 2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома. Этот праздник получил название Красная горка.

Кроме этих весенних праздников, у славян было еще три праздничных цикла, которые были связаны с годовым оборотом Солнца. В дни летнего солнцестояния праздновалась русальная неделя (Сёмик), день Ивана Купалы (24 июня) — сейчас православные в этот день отмечают Рождество Иоанна Крестителя, по старому стилю, и Ярилин день (25 июня). Особенно радостным был у славян день Ивана Купалы, в этот день гадали на венках, брошенных в воду, водили хороводы, пели песни, прыгали через костры. В день осеннего равноденствия, 21 сентября отмечался праздник Овсень (отсюда слово «осень»). Это был праздник сбора урожая, окончания жатвы. Четвертый солнечный праздник приходился на день зимнего солнцестояния. С 22 декабря шли праздники в честь Коляды (Колядки): люди ряженными ходили друг к другу в гости, славили Коляду и просили угощения.

Въ декабре месяце (около нашего Рождества) у славянъ былъ праздникъ Коляды, или рожденія краснаго солнца. Въ честь рождающагося солнца славяне приносили жертвы при пеніи песенъ, посвященныхъ божеству солнца. Въ этотъ же праздникъ совершались различныя гаданія, посредствомъ которыхъ славяне старались узнать о будущей судьбе: гадали посредствомъ куръ, кольца, зажженной лучины и т. д. (Эти гаданія во многихъ местахъ Россіи уцелели до сихъ поръ).

Когда ранней весной снегъ начиналъ таять и показывалась на пригоркахъ первая травка, славяне весело встречали весну съ ея непременными признаками — первымъ громомъ, первымъ дождемъ — и въ честь ея было несколько праздниковъ. Встреча весны состояла въ пеніи весеннихъ песенъ, купаньи и въ то же время сопровождалась проводами зимы, которую подъ видомъ соломеннаго чучела топили въ воде или сожигали. И до сихъ поръ еще во многихъ местахъ встречаютъ весну песней: „весна, весна красная, приди, весна, съ радостью, съ великой милостью, со льномъ высокимъ, съ корнемъ глубокимъ, съ хлебами обильными". А при первомъ дождике поютъ: „дождикъ, дождикъ, припусти; поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкинъ ленъ поливай ведромъ. Дождь, дождь, припусти поскорей, посильней, насъ, ребятъ, обогрей". Когда на возвышенностяхъ, подъ действіемъ горячихъ лучей весенняго солнца, стаивалъ снегъ, славяне праздновали „Красную горку". Они пели песни въ честь воды, молились о дожде, о плодотвореніи земли и зажигали огни въ честь солнца. Хороводными песнями и играми они намекали на предстоящія сельскія земледельческія работы. Въ то же время на этихъ играхъ молодежь знакомилась между собой. После игръ ходили на могилы и приносили туда кушанье покойникамъ (радуница), воспевали достоинства умершихъ, а затемъ устраивали въ память ихъ тризну (поминки).

После праздника Красной горки шли полевыя работы, после которыхъ, по вечерамъ, устраивались игры у воды. По окончаніи первыхъ полевыхъ работъ, при наступленіи более теплыхъ дней, устраивался праздникъ Семикъ (теперь въ четвергъ на 7-й неделе после Пасхи). Молодежь, съ венками на головахъ, съ ветками въ рукахъ, собиралась на берегу озера или реки и гадала посредствомъ венковъ, бросаемыхъ въ воду, о будущности. Въ то же время на могилахъ совершали тризну.

Последнимъ летнимъ праздникомъ былъ праздникъ Купалы (теперь 24-го іюня). Въ это время стоятъ самые длинные и самые жаркіе дни; около этой поры особенно заметенъ ростъ травъ и хлебовъ. Славяне думали, что эту производительную силу земля получаетъ чудеснымъ образомъ въ ночь на Купалу. Поэтому накануне Купалы они зажигали костры при помощи огня, добытаго посредствомъ тренія, а затемъ молодежь попарно, взявшись за руки, прыгала черезъ эти костры. (Некоторые думаютъ, что въ этомъ первоначально и заключался у древнихъ славян, брачный обрядъ, такъ какъ свадьбы устраивались преимущественно около этого времени). По верованію славянъ, травы въ эту ночь получали особую чудодейственную силу, и это заставляло славянъ собирать эти травы, напр. папоротникъ, который будто бы распускался только въ эту ночь. Какъ бы в ознаменованіе того, что съ праздника Купалы солнце пойдетъ на убыль къ зиме, что дни будутъ короче, славяне скатывали съ горы зажженое колесо. Первым осеннимъ праздникомъ былъ Перуновъ праздникъ (ныне Ильинъ, день) — праздникъ бога-громовника, который въ этотъ день производилъ какъ бы на прощанье страшные раскаты грома. (И до сихъ поръ въ русскомъ народъ держится поверье, что 20-го іюля непременно должна быть гроза). Затемъ начиналась жатва, которая также сопровождалась играми на открытомъ воздухе (въ честь бога Велеса). Съ окончаніемъ полевыхъ работъ славяне собирались уже въ домахъ, а не на открытомъ воздухе. И до новой Коляды у нихъ не заметно никакихъ праздниковъ (К.И. Добрынин «Элементарный курс Русской истории»).

Среди обрядов славян главными были обряды жертвоприношения, погребения и бракосочетания. Славяне считали, что богов надо задобрить, принести им жертву. В нашей речи долго оставались следы старинных обычаев: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи», — приговаривают иногда во время дождя. Это древнее обещание жертвы дождю, чтобы он шел сильнее. Отличительной чертой славянского язычества было отсутствие человеческих жертв, в жертву приносились плоды своего труда или животных.

Славяне думали, что после смерти люди переселяются в какой-то другой мир и там продолжают жить. Они почитали умерших предков-родоначальников. Такой предок назывался «чур» или «щур». И сейчас дети в играх иногда говорят: «Чур меня!» Это значило в древности «храни меня, предок». Как и их предки, арийцы, славяне считали, что после смерти душу надо скорее освободить от тела, поэтому покойников сжигали. Причем у степных племен обряд погребения напоминал скифский, т.е. тело сжигали и насыпали большой курган. У племен лесной полосы тело сжигали, а пепел собирали в сосуды, затем этот сосуд ставили на перекрестке дорог, иногда пепел закапывали в землю. По покойникам устраивались тризны (поминки). Тризны проводились на 3-й, 9-й и 40-й день. По древним поверьям, на 3-й день душа покидает мертвое тело, на 9-й день покидает Землю, на 40-й день вступает в Сваргу (Небесное Царство). Похоронные обряды знатных славян часто сопровождались убийством его жены, слуг, скота. Причем убийства людей могли быть только добровольными, когда они соглашались последовать в загробный мир вместе со своим господином. Все эти жертвы вместе с имуществом умершего знатного человека клались на огромный погребальный костер и поджигались.

В языческое время у славян не было обряда сватовства. Молодые девушки и юноши знакомились на специальных игрищах, где юноши умыкали, или попросту крали, понравившихся им девушек. Невесты переходили жить в род жениха, а родители жениха обязаны были за потерю работника заплатить родителям невесты выкуп (вено). Если не было выкупа, то в силу вступал обряд кровной мести. Кровная месть полагалась также за убийство, когда родственники убитого могли мстить убийце и его родственникам. По мнению иностранных хронографов, женщина у славян пользовалась значительной долей независимости и уважения.

У славян не существовало храмов. Многие обряды они совершали около деревянных изображений богов (идолов). Славяне верили, что есть люди, умеющие угадывать волю богов; таких людей они называли волхвами, или колдунами. Им приписывалось знание особых «заговоров», посредством которых они будто бы могли подчинять себе силы природы, лечить болезни, превращаться в зверей (оборотни) и делать другие чудесные превращения.

В целом по своему богослужебному развитию славяно-русская религия стояла на переходной стадии от родового культа к общенародному. Последний был развит очень слабо, так как славянские роды жили между собой еще раздельно.

В богословии существует мнение, что, хотя дохристианские представления о мире и были безблагодатными, некоторые из них все же таили в себе как бы предчувствие Спасителя, поэтому Православная Церковь их приняла. Впоследствии многие языческие праздники и обряды причудливым видом переплелись с христианскими (православными) традициями, составив своеобразный русский обрядово-праздничный цикл.

4. Соседи славян. На севере и востоке от славянского мира, а точнее, от территории проживания восточных славян жили финские племена. Славяне и финны были два народа, которые жили на территории нынешней России. Вот названия этих финских племен: чудь, нарова, ижора, ямь, корела, весь, пермь, меря, мурома, черемиса, мордва. Финны были малорослыми и миролюбивыми людьми. Основным их занятием были охота и рыболовство, земледелие и ремесло находились у них в зачаточном состоянии. Финны пришли и поселились на Восточно-Европейской равнине гораздо раньше славян. О них еще писали Геродот и римский историк Тацит. Германский историк Иордан называл финнов самым кротким племенем из всех обитателей европейского севера. Само слово «финн» на немецком языке означало «житель болотной, влажной низменности». Финны, как и славяне, были язычниками, но имена их богов неизвестны. Известен лишь тот факт, что во время ростовского восстания против принятия христианства в 1071 году финские волхвы изложили некому Яну свое учение о двух богах — небесном и подземном, о создании тела дьяволом, а души Богом. У финнов были свои города, самыми старинными были Ростов, Муром, Белоозеро, Ладога.

Кроме славян и финнов, на Восточно-Европейской равнине обитали балтийские племена. Почти все они жили на южных берегах Балтийского моря. Непосредственно с восточными славянами граничили такие племена, как литва, ятвяги, корсь, жмудь, ливь, летьгола. С поляками соседствовало племя пруссов. Одно балтийское племя голядь жило в Приокском бассейне в окружении финских и славянских племен. Балтийские племена, как и финские, занимались рыболовством и охотой, земледелие и скотоводство у них были развиты слабо. Большим подспорьем в их хозяйства была добыча балтийского янтаря и торговля им.

На севере Европы, на северных берегах Балтийского моря, в холодной Скандинавии, там, где сейчас расположены Дания, Норвегия и Швеция, жил храбрый народ, который славяне называли варягами, а европейские народы — норманнами. Варяги (норманны) приобрели славу знаменитых воинов и торговцев. Земля у них не была хлебородная, обрабатывать ее было тяжело, а море было близко. Норманны с давних пор привыкли плавать по морю и грабить кого на море, а кого и на берегу. Их ладьи с драконьими головами наводили ужас на население Англии, Франции, Италии и Германии. Дружины норманнов — викинги, возглавляемые их вождями (конунгами) брали штурмом не только Париж, который был тогда захудалым городишком, но и даже бывшую первую столицу мира — Рим. В Западной Европе они основали даже свои государства — герцогство Нормандию и Сицилийское королевство. В XI веке герцог Нормандии Вильгельм Завоеватель даже стал королем Англии. Норманны наводили такой страх на Европу, что даже в церквях была особая молитва, где вместо слов «избави нас от лукавого» было поставлено: «от ярости норманнов избави нас, Господи».

Каждый норманн был отличным воином, но среди них были и особые воины, их называли берсерками. Одурманенные наркотическими веществами и вооруженные двумя мечами, они врубались в ряды противника и наносили ему невосполнимый урон. Один такой воин стоил 20 обычных воинов. Норманны так любили воевать, что думали будто на том свете, в раю, только и будут делать, что биться да пировать.

Норманны научились из морей по рекам проникать внутрь разных земель. Так, в Восточной Европе ими был проложен морской торговый путь из Балтийского, или Варяжского, моря по рекам и озерам в Черное море, который называли путь «из варяг в греки».

К западу от славянского мира находились европейские народы. Западные славяне — поляки и чехи — граничили с Германией, которая в то время была под духовной властью римского папы. Это соседство в конечном счете повлияло на выбор ими католической веры и западноевропейской культуры.

На юге от славянской земли было Черное море и греческая земля. Еще до Рождества Христова, когда на северных берегах Черного моря жили скифы, греки основали здесь много своих колоний: Пантикапей (на месте теперешней Керчи), Ольвию (в устье Южного Буга), Херсонес (недалеко от Севастополя) и другие. Потом эти земли вошли в состав Римской империи, а когда она распались, греки наследовали её восточную часть, так называемую Византийскую империю. Греки были народ богатый, а их империя — обширной и сильной. В ее состав входили земли на Балканском полуострове, Малая Азия, Палестина, Сирия и Египет. Их столица называлась Константинополем. Русские за величие называли этот город Царьградом. Вначале славяне воевали с Византийской империей, а потом стали с ней торговать и поддерживать культурные связи. В отличие от язычников-славян, византийцы, или греки, как их называли на Руси, были православными христианами. Византия была страной с высокой культурой, впоследствии она оказала благодатное влияние на историю южных и восточных славян; именно от нее сербы, болгары, а потом и русские переняли православную веру и книжную грамотность.

К югу от земель восточных славян, в Северном Причерноморье и в Приазовье, на степных просторах, жили различные кочевые народы. Они не имели своих домов, потому что со своими стадами переходили с места на место. В места, куда приходили кочевники, они ставили свои кибитки или шатры и в них жили до поры до времени, пока не истощалась трава для скота. Кочевники были не прочь поживиться за счет военной добычи, поэтому часто нападали на соседние оседлые народы, уводя у них скот и пленных. Эти степи были не только около Черного моря, а шли дальше к востоку на многие тысячи километров до части света, которую называли Азией. По этим степям долгие годы различные кочевые народы шли один за другим с востока на запад, выгоняя один другого с просторов южных степей.

Вначале здесь господствовали кочевники индоевропейского (арийского) происхождения, т.е. люди белой расы. Примерно до VII века до Р. Х. здесь господствовали киммерийцы, потом, с VII века до Р. Х., Северным Причерноморьем и Приазовьем владели скифы, но во II веке до Р. Х. их вытеснили сарматы. Скифы и сарматы были родственными племенами, они имели общее туранское (иранское) происхождение. Они пришли сюда с востока, из Северного Ирана (Турана). Но вот после Рождества Христова южнорусские степи стали заселяться новыми завоевателями, на сей раз с севера. В I веке в бывшую Скифию пришли аланы, или асы-аланы, потом сюда пришли готы, вытесненные славянами из Центральной Европы, и поселились среди алан. Аланы и готы были племенами германского происхождения. Здесь же, в лесостепной полосе Северного Причерноморья, обитала восточная ветвь славян — анты.

Надо сказать, что в первые века после Рождества Христова вся Европа и часть Азии были заселены народами европейской расы. Одни из них жили в пределах Римской империи, другие — на её окраинах (германские и славянские племена). Но вот постепенно в Азии, а потом и в Европе стало заметно присутствие кочевых народов желтой расы.

В Сибири, Центральной Азии и на Дальнем Востоке до Рождества Христова жили многочисленные племена людей белой расы. Они создали очаги древних культур и цивилизаций. Так, на Алтае и в Западных Саянах (Минусинская котловина) археологи находили поселения людей с признаками высокой культуры, которая по своей древности и развитости не уступала древним культурам Египта и Междуречья (Афанасьевская культура III тыс. до Р. Х.). Но вот в первые века после Р. Х. сюда начинают проникать кочевые племена людей желтой расы, и европеоидное население стало уходить в Европу, например, народы уральской языковой семьи, к которым относились финны.

Теперь обширные степные пространства Южной Сибири и Средней и Центральной Азии оказались заняты различными кочевыми племенами, из которых впоследствии образовались тюркские и монгольские народности. Отсюда, как из кипящего котла, начиная с IV века от Р. Х. в течение более тысячи лет выплескивались на Европу орды различных завоевателей. Как правило, первые удары кочевников принимали славянские народы.

Первыми, кто начал движение новых кочевников, были гунны. Историки, описывая гуннов, говорили, что они чрезвычайно дики, свирепы и безобразны внешне. Славяне называли их «дыевыми людьми», т.е. людьми дьявола. В 370 году гунны появились на Северном Кавказе и на Дону. Подчинив себе алан и антов, они с их помощью разбили готов. В V веке гунны, а также значительная часть антов, алан и готов ушли в завоевательный поход на Запад, положив начало великому переселению народов. Их главная орда остановилась между реками Дунаем и Тисой (современная Венгрия). В этой местности на короткое время образовалась сильная гуннская держава, царем которой был Аттила. Аттила начал войну против Западной Римской империи, но потерпел поражение от римско-германского войска в битве на Каталанских полях в 451 году. А после смерти Аттилы в 453 году гуннское государство распалось, часть гуннов поселилась на берегах Дуная, другая часть вернулась в черноморские степи. От тех времен на Северном Кавказе сохранились аланы, предки осетин, и касоги, предки адыгов.

В VI веке от Р. Х. в Монголии произошло объединение племен, которые создали свое государство под названием Тюркский каганат. Он оказал огромное влияние на судьбу народов, населявших Великую степь. Вождь этой державы назывался каганом. Тюркские каганы враждовали с киргизами (хакасами), жившими в верховьях Енисея и в горах Алтая. Тюркский каганат распался, и огромные орды кочевников, которых называли тюрками, начали свое движение на запад, в Европу.

В VI веке, как вы уже знаете, на славянских землях в Прикарпатье появились авары, они подчинили своей власти славян и обложили их непосильной данью. Славяне начали покидать свою территорию, и это послужило началом славянского расселения по Европе. Но недолго просуществовал и Аварский каганат, он был разгромлен соседними народами, и авары откочевали на Северный Кавказ. От них ведут свое родословие лезгины.

Вслед за аварами в Европу пришли новые тюркские кочевники — болгары. Вначале они поселились в Прикаспийских степях. В VII веке союз болгарских племен распался под ударами новых кочевников — хазар. Часть болгар, во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай. Здесь болгары были поглощены южными славянами, но передали им свое племенное имя и стали во главе образовавшегося Болгарского государства. Другая часть болгар ушла в верховья Волги. Здесь, на землях, расположенных в нижнем течении Камы и на средней Волге, они образовали самостоятельное государство — Волжскую Булгарию.

Оставшиеся в Прикаспии болгары и другие народы подчинились хазарам, которых возглавила тюркская династия Ашина (царственные волки). Так возникло новое государство — Хазарский каганат. Хазары вели полукочевой образ жизни. Зимой они жили в городах, а весной выходили со своими стадами в степи на пастбища. Скотоводство оставалось их главным занятием, но наряду с ним они занимались земледелием и разводили виноградники. Во главе Хазарского государства стоял каган (царь), окруженный богатыми сановниками. Каган жил в городе Итиле, расположенном недалеко от устья Волги. Другим значительным хазарским городом был Саркел на Дону.

В VIII веке в Хазарский каганат из Закавказья проникает большое количество евреев. В короткое время евреи взяли в свои руки богатую торговлю каганата, а затем они пробрались к власти в результате принятия хазарской знатью иудейской религии. Теперь, помимо кагана, страной управлял каган-бек. Власть кагана стала символической, фактически и тайно страной управлял каган-бек, который должен быть обязательно иудеем. Каган-бек командовал армией, объявлял войну, заключал мир. Каган обязан был входить в покои каган-бека только задом и босыми ногами. Но, кроме иудеев, в Хазарии было много христиан и магометан.

Хазары победили славянские племена, которые жили к ним поближе, и заставили их платить им дань. Летописец Нестор говорит о дани, которую хазарам платило славянское племя полян.

Из «Повести временных лет» о том, как хазары брали дань с полян: «И нашли их [полян] хазары сидящими на горах этих и в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма [дома] по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и старейшинам и сказали им: «Вот новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань, княже: мы доискивались её оружием острым только с одной стороны — саблями, и у этих оружие обоюдоострое — мечи. Станут они когда-нибудь собирать дань и с нас и иных земель». И сбылось сказанное ими, так как не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Держава Рюриковичей. Первая часть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Гоминиды от латинского слова hominis «человек» и греческого idos «подобие», т. е. человекоподобная обезьяна.

2

Грехом считается нарушение воли Божьей, противление его заповедям.

3

Археология — наука, изучающая жизнь первобытных людей по материальным останкам.

4

Абстрактное мышление — мышление, при котором люди могут представлять и воспроизводить виденное, фантазировать, создавать новые образы.

5

Племя Иафета, сына Ноя, согласно Библии, считается родоначальницей белой расы.

6

Этот район в древности назывался Семиречье.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я