О чем молчат автошколы и догадываются профессионалы

Иван Соколов

В этой книге вы не прочтете о том, как выиграть в ночных уличных гонках, не узнаете, как уйти от преследования полиции или избежать уплаты налогов. Этот текст преследует иную цель – простыми способами повысить безопасность и вашу, и окружающих, и при этом не быть «белой вороной», замедляющей движение всего потока. Да, здесь рассказывается о том, как начать движение быстрее, чем сосед по светофору, как избежать многих неприятностей, но ни скучных методик, ни мудреных графических схем не найдете.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О чем молчат автошколы и догадываются профессионалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Не умеешь стартовать — проиграешь

25 августа 2007 года. Взлетно-посадочная полоса аэропорта

«Ржевка» Ленинградской области. Солнечная погода, толпы народа, рев моторов и грохот музыки — масштабное мероприятие для тех, кто хочет померяться мощностью двигателя на дистанции 402метра. Множество «заряженных» машин, визг резины и дым. Зрители оценивают машины, обмениваются мнениями, но немногие оценивают именно то, как стартует участник.

— Хорошая машина, мощнее соперника, но с таким стартом водитель не выиграет, — говорит мне стоящий рядом Андрей Герасенков, мастер спорта международного класса по ралли. Он не участвует в дрэг-рейсе5, но многократно выигрывал крупные раллийные гонки, — Посмотри, как человек сцепление бросает!

Приглядевшись, замечаешь, как много водителей даже на городских дорогах в стремлении быстро уехать выжимают педаль сцепления до пола и очень быстро отпускают ее, когда зажигается зеленый… нет, даже желтый свет. Однажды на лекции один из таких водителей, слушавший меня, на слова о зеленом сигнале светофора бросил реплику: «Дядя, на „зеленый“ уже вторую втыкают!» Что происходит, когда кровь кипит, а опыта и знаний нет? Ведущие колеса начинают буксовать, а более подготовленный соперник уезжает, даже если двигатель его автомобиля не такой мощный. Тоже происходит и на наших городских дорогах: водители, выстроившись в линию перед светофором в стремлении занять удобный ряд и оказаться впереди, газуют и «шлифуют» асфальт. Оказывается, без определенных навыков водителю, который не хочет устраивать гонки, сложно в повседневной жизни.

Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, февраль 2000 года, пробка. Кое-как добравшись до Прачечного моста, обнаруживаю причину затора — на самой верхней точке моста неподвижно стоит «Жигуленок». Водитель газует и хочет двигаться вперед, из-под задних колес сыплются искры — это шипы уже добрались до асфальта. Но его автомобиль стоит на месте. Как только водитель отпускает газ и выжимает сцепление — машина скатывается назад. Вот так и продолжается — тормоз, резкий газ, сцепление, тормоз. Почему он не использовал стояночный тормоз — остается загадкой. Возможно, тот был неисправен, или водитель не умел быстро его выключать при трогании с места. Подбегаю к автомобилю, там вспотевший мужчина, уже с трудом понимающий, в чем дело и, видимо, насмотревшийся тех жестов, которые вместо помощи ему показывали окружающие. Я подставил под его переднее колесо ногу, чтобы автомобиль не скатывался назад.

— Отпустите газ! Уберите ноги с педалей!

— Я тут уже час стою!

— Делайте, что говорю!

— Да, да, конечно…

— Начинайте медленно трогаться, как обычно, плавно прибавляя газ. Машину я держу!

— Но ведь тут лед!..

— Выполняйте, все получится!

Нехотя и не веря в успех, водитель начинает делать то, что ему сказали. Сначала он опять переборщил с педалью газа, но со второй попытки он подавил в себе желание давить «тапку в пол», и машина поехала вперед. Через десять секунд его и след простыл, а на месте, где он стоял, остались следы пребывания — полосы асфальта, оцарапанного ошипованной резиной.

У начинающих молодых водителей принято считать, что быстрый старт с места — это дым и визг резины, расплавленный асфальт или хотя бы рев мотора. Это даже стало среди молодежи этаким «коньком»: не важно, как ты ездишь, главное, чтобы тебя слышали.

Отсутствие умения и понимания того, что можно поехать быстро и вовсе не обязательно «давить педали в пол», служит плохим помощником и в жизни, и на соревнованиях. Если хочется быстро уехать, то необходимо следить, чтобы не давать колесам буксовать на месте, т.е. крутиться вхолостую. Да, на крупных соревнованиях мы часто видим, как пилоты греют резину, которая даже начинает «дымиться», а машина стоит на месте. Но это именно прогрев холодной резины, а не сам процесс старта. Каждый лишний оборот колеса при пробуксовке — потеря времени на старте. Лучше набрать обороты двигателя, соответствующие погодным и техническим условиям. Простое правило: чем более скользкая до — рога и «лысая» резина, тем ниже должны быть обороты. Но, даже если вы на сухом асфальте и на спортивных колесах, все равно не раскручивайте двигатель до предела — начнете буксовать, а все поедут. Не раз проверено и подтверждено спортсменами.

Главное — не суетиться. Движения должны быть четкими и выверенными, а скорость придет со временем. Пусть не сразу, но быстрота появится. Надо просто довести свои действия до автоматизма. Для уверенного и быстрого старта мы должны запомнить следующее:

не нужно «бросать сцепление» — вероятность пробуксовки

увеличивается;

не следует сразу же «давить на газ» — если колеса начнут бук — совать, то изнашивается резина и теряется время.

Грубая ошибка: резкие движения. Автомобиль всегда выполняет то, что требует водитель. Но иногда человек либо не понимает, какое указание дал машине, либо хочет что-то исправить, когда уже поздно. Не знаете, что делать — не де лайте ничего, а если решили рискнуть — делайте это плавно: резкие и быстрые движения — не одно и то же!

Эти правила работают вне зависимости от того, какая резина у вас на автомобиле и какой двигатель — они справедливы для всех видов.

Водителю часто не хватает знания и опыта, просторов, мест для самореализации. Часто ко мне поступают телефонные звонки с просьбой провести соревнования на мастерство вождения, но ведь главное в них — это безопасность, а выигрывать должен не тот, у кого двигатель мощнее, а тот, кто умеет водить автомобиль. Помню, как зимой 2004 года Игорь Малышев на своей «Оке» на соревнованиях по мастерству вождения выиграл у полноприводного «Subaru» на радость нам, судьям, и зрителям. Причем одновременный выезд обеих машин из последнего поворота был красив и зрелищен, но «Ока» остановилась на финише точнее, и не получила штрафных очков за ошибки на дистанции.

Когда меня во время моего преподавания контраварийного вождения просили провести занятия для подростков, то первое, с чего я начинал, это с вопроса на любимую тему всех мальчишек: «С чего начинается тюнинг6?» Их ответы не удивляли разнообразием: с двигателя, с кузова, с салона, с тормозной си — стемы (это, кстати, звучало реже всего). Я объяснил, студенты сначала удивлялись и расстраивались, а затем соглашались, что правильный тюнинг надо начинать с водителя. Согласитесь, что если нас с вами посадить за руль болида Formula-17 или автомобиля WRC8, мы не покажем результатов, даже отдаленно напоминающих результаты Михаэля Шумахера (Michael Schumacher) или Себастьяна Лёба (Sébastien Loeb), а скорее всего, разрушим эти снаряды на первом же круге. И наоборот, если кого-то из великих гонщиков уговорить проехать на нашем обычном автомобиле, то результат будет впечатляющим. Итак, безопасность, как и тюнинг, начинается с себя, с водителя.

Прежде чем пытаться получить от автомобиля комфорт и скорость передвижения, давайте зададим себе вопрос: «Чувствую ли я, что происходит с моей машиной?» Слово «чувствую» необходимо понимать буквально, а не в переносном смысле. Посредством зрения водитель получает бо́льшую часть информации (около 85%) о происходящем на дороге. Информация о том, как располагается на дороге автомобиль, доходит до нас посредством вестибулярного аппарата и тактильных ощущений. Если передние колеса скользят по дорожному покрытию, то сначала водитель это почувствует своими руками и спиной, и лишь после этого увидит изменение траектории.

Не станем приводить здесь длительные рекомендации спортсменов и школ водительского мастерства, ограничимся лишь краткими советами:

1. Позаботьтесь о том, чтобы все органы управления были расположены в доступной близости. Для этого необходимо отрегулировать положение водительского кресла таким образом, чтобы была свобода движения, но до рулевого колеса и педалей при этом не приходилось дотягиваться.

2. Следите за тем, в какой обуви вы управляете автомобилем. Иногда звучат такие объяснения водителей, попавших в ДТП9: «У меня обувь зимняя теплая, я, наверное, нажимая на тормоз, газ тоже зацепил».

3. Если вы движетесь по дороге, то необходимо оставить заботу о том, как вы выглядите или о том, что между зубами осталась часть обеда. Зубочисткой вы сможете воспользоваться после того, как припаркуетесь (можно остановиться специально или выбрать «долгий красный» светофор).

Некоторым водителям принципиально важно, насколько он (или она) будет хорошо выглядеть при аварии. Успокоим их так: «У вас будет много времени для маникюра и макияжа во время ожидания наряда ГИБДД. А чтобы второй участник ДТП не видел, что вы не выбриты или не накрашены, то „наглухо“ затонируйте10 все стекла и не выходите из машины. Вот когда приедут полицейские, тогда вы эффектно появитесь. А то, что ваша тонировка скрывает обзор дороги другим участникам — не важно! Вы же будете хорошо выглядеть!»

Говоря о чувстве дороги (в прямом смысле этого слова), необходимо некоторые факторы, снижающие чувствительность и безопасность, исключить, а добавить другие.

Исключить:

• телефонные разговоры, набор и чтение sms и mms11;

стесняющую одежду и обувь;

• громкую музыку, заглушающую шум скользящей резины или «перекрученного» мотора;

• курение (о снижении безопасности в связи с курением разговор пойдет позже);

• суету и резкие движения.

Добавить:

• анализ ощущений;

• прогнозирование действий окружающих (причем не только автомобилей, но и пешеходов, ожидающих транспорта, детей);

• умение правильно вращать рулевое колесо и нажимать на педали, что поможет в экстренной ситуации думать не о том, «как повернуть и на что нажать?», а скорее «куда и на сколько еще?»

У автора книги нет цели изложить здесь методику правильного руления и педалирования, поскольку без практических занятий под руководством опытного тренера это невозможно. Позволим себе лишь упомянуть несколько важнейших аспектов. Постарайтесь, чтобы в автомобиле обе ваши руки постоянно находились на рулевом колесе, это даст вам больше обратной связи, исходящей от передних колес автомобиля. Удерживая руль «двумя пальчиками», невозможно почувствовать (!) начало пробуксовки или сноса, а значит, ценное время будет потеряно. Правильное вращение рулевого колеса даже в спокойном режиме — залог успеха при возникновении экстренных ситуаций.

Следите за пальцами своих рук на рулевом колесе. Существует несколько видов хватов (расположений пальцев на руле):

• открытый (большой палец располагается рядом с указательным);

• полузакрытый (большой палец лежит на ободе рулевого колеса);

• закрытый (большой палец обхватывает рулевое колесо изнутри).

У каждого способа есть свои преимущества и недостатки (кроме самого первого, — открытого, у которого сомнительное преимущество избежать травму кисти при лобовом ударе, но наша цель — не попадать в ДТП вовсе, а с таким хватом избе — жать его сложнее). Полузакрытый хват позволяет лучше чувствовать передние колеса, особенно на больших скоростях. Это происходит за счет того, что на подушечках больших пальцев много нервных окончаний, которые передают в мозг мельчайшие вибрации от неровностей дороги. Но в том случае, когда скорость снизилась, таким хватом сложнее повернуть руль на большой угол, сохранив точность. Поэтому лучше приучить себя к закрытому хвату, позволяющему дозировать угол поворота передних колес и сохранять усилие, не затрачивая при этом много нагрузки.

С закрытым хватом стартовать с места проще и эффективнее, ведь все пальцы подскажут водителю, насколько его передние колеса едут прямо и где грань пробуксовки.

Косвенным доказательством того, что курение, разговоры и громкая музыка снижают реакцию водителя, может служить тот факт, что машинисту трамвая по внутренним инструкциям запрещено:

• пользоваться радиоприемником и магнитофоном;

• курить;

• отвлекаться от управления;

• вести переговоры.

Если уж этим людям, у которых есть ограничение скорости «15 в кривой», в соответствии с ПДД12 95% преимущества

перед другими участниками дорожного движения, строго определенный маршрут и нет скользкой дороги, во избежание нештатных ситуаций ограничивают действия, то почему водителю автомобиля это может быть разрешено? Сделаем выводы для себя сами. Хотим стать быстрее — сначала станем безопаснее!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О чем молчат автошколы и догадываются профессионалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Dragracing (англ.) — Автомобильные соревнования на дистанции длиной 402м (¼ мили), где в парном заезде выигрывает тот, кто финиширует первым

6

Tuning (англ.) — Настройка, регулировка. Доработка или настройка технических характеристик автомобиля для улучшения его динамических качеств.

7

Formula-1 (англ.) — FIA Formula One World Championship — Чемпионат мира по кольцевым автогонкам, проводимый по протоколу «Формула 1».

8

WRC (англ.) — World Rally Championship — Чемпионат мира по ралли.

9

ДТП — Дорожно-транспортное происшествие.

10

Ограничения на тонирование боковых и лобового стекол на «крутых парней» не распространяются, так как они могут «все вопросы решать на месте».

11

SMS—Short Message Service (англ.) — служба коротких сообщений; MMS — Multimedia Messaging Service (англ.) — служба мультимедийных сообщений.

12

ПДД — Правила дорожного движения.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я