В этой книге вы не прочтете о том, как выиграть в ночных уличных гонках, не узнаете, как уйти от преследования полиции или избежать уплаты налогов. Этот текст преследует иную цель – простыми способами повысить безопасность и вашу, и окружающих, и при этом не быть «белой вороной», замедляющей движение всего потока. Да, здесь рассказывается о том, как начать движение быстрее, чем сосед по светофору, как избежать многих неприятностей, но ни скучных методик, ни мудреных графических схем не найдете.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О чем молчат автошколы и догадываются профессионалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вежливость не замедляет движение
У нас почти отсутствует на дороге вежливость и взаимоуважение. Хотя следует отметить, все чаще встречаются воспитанные водители, которые рукой или улыбкой поблагодарят за то, что их пропустили вне очереди. Всегда приятно, когда показав «поворотник» для перестроения и пропуская идущий по нужному ряду автомобиль, вдруг видишь, что его водитель не набирает ход, а чуть снижает скорость и несколько раз моргает «дальним светом», мол, «давай, давай, пропускаю!». Выждав еще пару секунд и убедившись, что ситуация под контролем, перестраиваешься в освобожденное место и включаешь на два-три моргания аварийную сигнализацию, говоря «спасибо!». Вообще моргать «аварийкой» можно во многих ситуациях. Но, когда отстояв в заторе, пропускаешь перед собой машину со двора или с парковки, а этот водитель даже не пытается быстро уехать, не задерживая весь поток, вместо этого разыскивая у себя кнопку включения «аварийной сигнализации», то вспоминаются слова, сказанные А. Герасенковым про такую ситуацию: «Девушка, милая, не надо меня благодарить и теряться в управлении! Лучшая ваша благодарность — сделать так, чтобы после того, как я вам уступил, мне не пришлось нажимать на педаль тормоза!»
В последнее время уровень вежливости водителей все же поднялся, хотя многое зависит от обстановки, напряженности и прочих факторов. Однажды мой московский коллега Алексей Стрекалов, приехав к нам в Петербург в 2007 году, и поездив со мной по городу, удивленно воскликнул: «Да у вас в Питере пешеходы непуганые!». На мой вопрос, что имелось в виду, он пояснил: «Здесь при повороте водители пешеходам уступают, даже если светофора нет! А у нас в Москве пешеход, переходя дорогу на свой „зеленый“, три раза по сторонам оглядится, в нерешительности дорогу перейти, вот как!». С одной стороны, этот рассказ порадовал, с другой — огорчил. Поскольку этот разговор состоялся в то время, когда штраф за то, что водитель не пропустил пешехода, составлял всего сто рублей (против сегодняшних полутора тысяч), то было приятно узнать, что вежливость у нас еще присутствует. Не на всех улицах, разумеется, но все же встречается.
ст.12.18 КоАП РФ18 «Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей19».
Автор убежден, что пешеходов пропускали бы чаще и повсюду, если бы они тоже старались освободить дорогу быстрее. Согласитесь, водителю неприятно, когда он останавливается, чтобы пропустить пешеходов, а те, вместо того, чтобы перейти дорогу, начинают тут жена переходе доставать мобильные телефоны, разговаривать, открывать пивные бутылки или прикуривать. Хочется иногда выйти и «дать прикурить» такому участнику дорожного движения20, при этом надо учесть, что те водители, которые ожидают проезда, зачастую не видят самого пешехода и начинают сигналить. Можно предположить, что на следующем пешеходном переходе водитель не захочет предоставлять преимущество пешеходу, а, скорее всего, проедет без остановки. Вывод один: пешеходам следует скорее освобождать проезжую часть, а водителям — помнить, что они тоже могут быть пешеходами, и им было бы приятно, если бы их пропустили. Я всегда стараюсь скорее преодолеть пешеходный переход, а если вижу, что автомобиль остановился специально для меня, то обязательно кивну водителю: «Спасибо!»
Говорят, что есть в России города, где совсем нет светофоров на перекрестках, а водители сами договариваются, кто и как проезжает. В таких городах нет ни ДТП, ни пробок.
Назовем несколько сигналов вежливости, еще их можно назвать сигналами предупреждения. Некоторые из них упомянуты в ПДД, но на практике в различных ситуациях одно и тоже подмигивание дальним светом фар может иметь различный смысл.
Итак, моргнув пару раз «дальним светом» встречному автомобилю, водитель может предупредить о замеченном ДТП, сужении дороги, о заторе, подстерегающем встречного, или о «засаде» инспекторов ГИБДД, замеряющих скорость автомобилей. Но часто водители так просто приветствуют своих знакомых или подают ложный сигналы, чтобы встречные «не гнали, думая, что там ГАИ с радаром». Интересен факт, что в Советском Союзе этот сигнал был не особо распространен. Но однажды по телевидению выступил сотрудник ГАИ, который рассказал, как «некоторые нехорошие водители подают встречным сигналы о том, что едут навстречу сотрудникам автоинспекции». На следующий день фарами заморгала вся страна!
Некоторые люди высказывают по поводу такого предупреждения недовольство: «Нечего предупреждать, что там гаишники стоят, пусть лучше нарушителей оштрафуют, пусть не нарушают!» Я же придерживаюсь того, что если моргну фарами, предупреждая, то встречный водитель хотя бы несколько минут будет ехать спокойнее, а значит обстановка будет более безопасной. Мне могут возразить: «А вдруг он пьяный за рулем, а ты предупредил, и он свернет, а таких надо лишать прав!» Согласен, за вождение в нетрезвом виде нужно лишать права управления автомобилем, но, во-первых, водитель в этом случае должен быть действительно пьян, а не «разведен» недобросовестными «служителями закона». Во-вторых, возможно пьяный, который увидел предупреждение о грядущей «засаде», либо свернет на менее оживленную дорогу, либо остановится и посадит за руль своего трезвого приятеля. В таком случае мы снижаем вероятность возникновения аварии. Этим приемом не следует злоупотреблять, так как у автомобилистов может выработаться равнодушие к переключению света фар, и люди просто перестанут обращать внимание на сигналы вообще.
В темное время суток кратковременное, длительностью около одной секунды, переключение с дальнего света на ближний выражает просьбу моргающего к встречному автомобилю переключиться со слепящего дальнего света на ближний. Но не стоит ожидать, что свет встречного после вашего сигнала сразу уменьшится, хотя пункт ПДД обязывает водителя к этому:
п.19.2 ПДД «Дальний свет должен быть переключен на ближний:
• в населенных пунктах, если дорога освещена;
• при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
• в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств…»
Возможно, у встречного автомобиля не отрегулирован наклон фар, или установлены не те лампы, может быть автомобиль перегружен и наклонен назад так, что угол света фар изменен. Если вам «моргнули», а вы не можете ничего изменить по каким-то причинам, то «извинитесь», моргнув «аварийкой». Зачастую водители грузовиков, двигаясь с ближним светом и неоднократно получая сигнал с требованием о переключении, кратковременно включают в ответ всю свою иллюминацию, чтобы показать, что у них был «ближний свет», а ослеплены вы были, так как их фары головного света находятся как раз на уровне ваших глаз. Причем в разговорах с «дальнобойщиками» выясняется, что они также моргают легковушкам «из вредности, или со скуки», так как сами сидят в своих кабинах выше и встречный дальний свет от «частников» никак их не ослепляет. Но если вам все-таки «моргнула» «фура», то возьмите себе на заметку, что у вас включен дальний свет, и нужно быть внимательнее к другим.
Иногда навстречу движется автомобиль с ослепительно ярким светом, и создается впечатление, что такому водителю все равно, как это влияет на других. Не смотрите на эти фары, а направьте свой взгляд строго вперед, на дорогу. Если же вы ослеплены настолько, что не можете нормально видеть, то следует поступать согласно тому же пункту 19.2 ПДД:
п.19.2 ПДД « <…> При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться».
Хитрости в рамках ПДД: именно этим пунктом Правил иногда можно воспользоваться в том случае, когда необходимо остановиться, при том, что установлен знак 3.27 «Остановка запрещена». На возмущение инспектора ДПС21 я однажды ответил, что был ослеплен и поэтому остановился. Инспектор обиделся и ушел. Конечно, нельзя так поступать на оживленной трассе, не думая о тех, кто не сможет вас объехать или не успеет затормозить и нанесет вам удар сзади, особенно если вы вдруг решили остановиться за поворотом.
Если же водителя слепит дальний или слишком яркий свет фар автомобиля, движущегося сзади, то чаще всего «моргают» стоп-сигналами или задними противотуманными фонарями. Аварийной сигнализацией «моргают» редко, так как она ассоциируется с благодарностью, и есть риск быть непонятым идущим за вами водителем, который не поймет, что вы хотите ему показать.
Иногда в зеркале заднего вида можно заметить, что автомобиль, идущий за вами «моргает» фарами. Это может быть вызвано в основном, тремя причинами:
1. Он увидел, что у вас что-то отвалилось от машины и болтается снизу автомобиля, или, наоборот, прицепилась какая-то ветка от куста. Возможно, у вас открыт багажник, или кто-то из пассажиров, закрывая дверь, прищемил ремень безопасности или часть своей одежды. Одежда может испачкаться или порваться, а вот если даже на небольшой скорости зацепиться за торчащий из дороги выступ болтающимся ремнем безопасности, то это может привести к серьезным повреждениям и даже к травмам. Деды рассказывали поучительную историю, как «Жигули», переезжая железнодорожный переезд, зацепились болтающимся ремнем безопасности за кусок шпалы и развалились. Сказка — ложь, да в ней намек! Будем же внимательнее.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О чем молчат автошколы и догадываются профессионалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других