Достучаться до сердец, или «Особенности среднего менеджмента в России»

Иван Критчин

Ваша игра в карьерный рост только начинается? Как и в любом деле, один неверный шаг или упущение приводят к т.н. «концу игры» («game over»). Автор книги доступно и с весомой долей юмора рассказывает об основных аспектах управленческой деятельности. Здесь нет лоска западного делового мира. Это сугубо отечественный продукт, с его реалиями и ментальностью, который поможет вам не допускать ошибок и стать успешным лидером на российском рынке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Достучаться до сердец, или «Особенности среднего менеджмента в России» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Немного психологии

Человеком движут прежде всего побуждения,

которых глазами не увидишь. Человека ведет дух.

Антуан де Сент-Экзюпери

На основе чего создаются различные скрипты для продаж, алгоритмы взаимодействия с клиентом в различных ситуациях, мерчендайзинг на полках магазина, рекламные акции и прочее? Основой служат психокомплексы человека, т.е. тонкие струны души.

Не зря людей, которые могут выгодно договариваться, называют инженерами души человеческой.

Мы тратим колоссальные усилия, чтобы запоминать тексты скриптов и алгоритмов, вместо того чтобы обладать знаниями и подстраивать скрипт под себя.

Человек — это социальное животное, и каждый день мы взаимодействуем друг с другом, отстаиваем свою позицию, оказываем давление, но, несмотря на различие взглядов и статуса, психокомплексы у всех одинаковые.

Изучение струн души человека необходимо не только для продаж, а в первую очередь для управления. Не глобальное стратегическое, а тактическое, или оперативное управление.

Первый раз я обратил внимание и попробовал применить описанный ниже подход на практике, изучив материалы Игоря Вагина (психотерапевт, писатель, бизнес-тренер). Было это давно, в бытность курсанта выпускного курса.

Со временем струны получили апгрейд, изменилась и их последовательность.

Итак, с чего начинается игра на струнах, чтобы она стала мелодичной и звучной?

Психокомплексы:

1. Недовольство. Человек всегда недоволен тем, что у него есть. Недовольство переплетается с завистью. «Зинка сапоги купила новые, а я два года в одних и тех же». Ивановы уехали в Тайланд, а мы на городской пляж два раза съездили. Сидоров купил «Инфинити», а я на старой «Королле» уже четвертый год езжу. Жилье бы мне масштабнее да поэлитнее. Пашу, как раб, а наградили и премию дали другим.

Недовольство, как и другие пороки, — это аксиома. Если цель стоит продать свою идею, продукт, услугу, то первое, что делает опытный манипулятор, — вызывает и усугубляет недовольство.

Рассмотрим пример с женской обувью: «У вас, вижу, хорошая качественная обувь, но наши тротуары и грязь, конечно, сильно влияют на износ. Не помните, за сколько покупали? За такую цену у нас можно посмотреть в новой коллекции. Это будет модно в этом году». Неоднократно таким образом покупали жене сапоги. Сначала она взаимодействует на меня, что обувь износилась и не модная. Затем в обувном магазине ей говорят то же самое. Она смотрит на тебя с вопросом в глазах: «Вот, о чем я тебе и говорила». Она слышит то, что хочет слышать. Не зря говорят: «Истина не в устах говорящего, а в ушах слышащего».

Или, например, услуги в сфере телекома: «Вижу, вы подключены к „Быстронет“, случайно тариф не „ХИТ Интернет 50 + ЦТВ“? А сколько платите? Рублей семьсот, наверное? И это всего за какие-то сто каналов, а скорость вообще 50 Мбит/с? У вас же есть мобильный телефон, планшет? Бывает, что, наверное, и скорости не хватает? Вчера буквально в новом микрорайоне был — так там бум в домах на двухдиапазонный роутер. Это будущее, технологии идут вперед».

Если это турфирма, то в зависимости, куда продают путевки или какой бюджет, то и посыл будет разный: «В наше время люди более одного раза в год не летают на море. Да вы что? Серьезно? Три года, как не были? Это того стоит. Впечатления, здоровье — шикарный отдых. Думаю, что за три года вы это заслужили. Это с Горным Алтаем не сравнится. Море, солнце — другим человеком приедете».

Если это путевки внутри региона: «Сейчас время такое, что на море не выбраться, или если лететь, то потом без штанов сидеть. У нас в Горном Алтае, если разобраться, не хуже сейчас. Воздух, природа роскошная, водоемов много, всё в шаговой доступности. Отдыхай, плавай, загорай. Еще и деньги останутся жене на сапоги осенние. И лететь не нужно, сейчас самолеты видите, какие… Да и случаев, когда заразу хватают всякую, стало много. Видели в новостях, что комар желтолихорадочный укусил туристов? Вот заплати так 150 тысяч и здоровье угробь».

2. Надежда. Это следующая в последовательности воздействия струна человеческой души. Как в песне из мультфильма: «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино». Человек постоянно на что-то надеется. Сейчас год поработаю да на другую работу уйду, где работы меньше, а зарплата больше. Человек, который неизлечимо болен, хватается за любую соломинку и надеется, что какой-то чудо-корень или целитель ему непременно помогут. Проходя под крышей с сосульками, человек надеется, что она на него не упадет. Он надеется, что произойдет чудо и спадет на него слава и миллионы долларов. Надеется, что роутер у одного оператора начнет работать лучше, чем у другого, за те же или меньшие деньги. Надежда равно вера. Без надежды и веры человек не может существовать. Такова природа. Древний человек верил в богов и их влиянию на урожай. Ради этого люди приносили дары и жертвы. Ничего не меняется. В детстве мечтали быть президентами, властителями мира, волшебниками, и надежды на лучшее никуда не исчезли.

Как выглядит манипуляции? После того, как вы вызвали недовольство у человека чем-либо, вы должны дать ему надежду, что вы и есть волшебник, который может изменить его ситуацию к лучшему.

К примеру: потенциальный клиент, в ходе разговора с вами, становится «недовольным», вернее, начал сомневаться соотношением количества каналов, скоростью Интернета и текущей ценой оператора связи. «Клара Захаровна, сейчас у вас ежемесячная абонентская плата 700 рублей за 50 Мб и 100 каналов, так как подключались уже давно, то и оборудование, скорее всего, технологически устаревшее. Как это и бывает — подключат, вы платите, а про вас забыли и никто вам не позвонит и не предложит лучшие условия. Я, конечно, не волшебник, но не зря же у нас столько наград, каналов у нас больше, а каждый четвертый абонент выбирает нас. Давайте я расскажу про нашу линейку — уж за ту сумму, что платите сейчас, у нас есть, из чего выбрать».

Возвращаясь к турфирмам. Если уже известен бюджет, то опытный манипулятор, он же «продажник», дает надежду на шикарный отдых, но который выше бюджета на 15—20%. С одной стороны, это возможность поторговаться и заработать больше. С другой стороны, у клиента всегда есть возможность, если заблестели глаза, найти эти 15—20% сверх планируемого бюджета. Вспомните себя, как часто вы брали с собой на покупку чайника, туфель, телефона определенную сумму и точно в нее укладывались? В итоге, если с вами «поработали», то вы верите и для вас важно мнение «волшебника», который только что продал вам товар немного дороже того, на что вы рассчитывали. Более того, мы сами берем с собой сумму несколько выше планируемых трат и НАДЕЕМСЯ, что потратим меньше. «Надежда — мой компас земной…»

3. Лень. Ничего плохого в этом психокомплексе нет. Так устроена природа, которая призывает организм не тратить энергетические ресурсы. В животном мире жизнь протекает по принципу «здесь и сейчас». Места планированию нет, кроме генетического. К примеру, белки откладывают орехи на зимний период. Делают ли они это осознанно? Если хищник настиг добычу, отведал ее, то нет необходимости сегодня еще куда-либо бежать, догонять, лучше сытым валяться и наслаждаться жизнью до того момента, пока ресурсы не начнут подходить к своему завершению. Смысл бегать и тратить энергию, учитывая, что и охота в следующий раз может оказаться неудачной? Поэтому сытый и одетый человек, находящийся в тепле и которому ничего не угрожает априори, ленив, а выбор из «делать» или «не делать» очевиден. Есть индивиды, конечно, но…

Поэтому для потенциального клиента или подчиненного, или руководства крайне важно донести, что с его стороны особых усилий не требуется и «загребать жар можно чужими руками». «Наши сотрудники из технической службы сами проведут вам кабель, при необходимости можно воспользоваться „люкс“: настроят оборудование, покажут и расскажут, как пользоваться услугой, с вашей стороны важно только личное присутствие, а мы все сами сделаем, и вы будете пользоваться услугой».

Опять же аналогия с турфирмой: «Вам нет необходимости страховать себя, мы сделаем это сами, наша компания сама организовывает трансферт, вам придут оповещающие смс, чтобы не было необходимости в уточнениях, также мы подготовим весь пакет документов, от вас необходимо будет только приложить паспорт».

Это всего лишь три струны, с которых начинается игра. Закрепить успех и достичь результата помогают следующие психокомплексы.

4. Страх. Это двигатель прогресса, как человечества, так и отдельно взятой особи. Страх, что твой социум-государство завоюют, заставляет страны изобретать оружие и устраивать дипломатические и сырьевые ловушки. Страх, что завтра будет нечем платить за жилье, еду, одежду, побуждает нас зарабатывать деньги. Страх потерять свой статус и влияние заставляет людей вести закулисную игру и подавлять оппонентов или тех, кто может составить тебе конкуренцию или приносить в жертву своих подчиненных. Страх казаться несовременным заставляет нас покупать модную одежду, аксессуары, гаджеты, автомобили. Если прийти устраиваться в федеральную компанию в валенках и норковой шапке-ушанке, держа в руке «Nokia 3110», то, сколько ни объясняй, что у тебя два высших образования, десять лет стажа, из которых пять лет — управленческий, и ты смог поднять и развить крутую дистрибьюторскую сеть, путь тебе заказан. Ты не соответствуешь портрету современного человека. Экстрасенсы, гадалки, цыгане, грозящие проклятиями и просящие деньги, тоже вызывают у большинства страх, причем ничем не подкрепленный и необоснованный, но им дают деньги. Они используют только этот психокомплекс, и он работает.

«Клара Захаровна, вы же не пользуетесь сейчас пейджером, технологии шагнули далеко вперед, мы с вами от них зависим. Вы же не хотите продолжать пользоваться отсталой технологией? Причем к новому оборудованию уже совсем другие требования, в том числе по влиянию на организм. У нас есть дополнительные каналы, которых нет у конкурентов, к примеру, канал „Наука“, рассказывающий о новых способах поддерживать здоровье или о лечении болезней века. Смысл платить деньги и оставаться в неведении о тех современных знаниях, которые можно почерпнуть из наших услуг?»

5. Халява. Сколько душ загублено этой струной! Человек лишаются денег, здоровья, жилья и даже жизни, считая себя избранным, которому судьба, по его мнению, уготовила подарок. Авто, которые стоят очень дешево, с призывами «Только сегодня!» Квартиры, дома, выгодный бизнес, казино, финансовые пирамиды — этот список можно продолжать бесконечно. Даже канал, где нужно угадать нелепое и визуально-понятное слово с призом в 15 000 рублей, вызывает ажиотаж и поток телефонных звонков. «Халява, я избранный, сейчас заработаю, я быстрее всех догадался, я же умный, а вокруг дураки», — так думает звонящий. В итоге дураком оказывается он сам.

То же самое с супермаркетами — красный ценник, который на уровне глаз: «Надо брать, халява, больше так не повезет, быстрее, осталось на полке мало». Затем эти бессмысленные покупки пылятся на полках у вас дома, и в свое же оправдание вы их убираете подальше с глаз долой или используете раз в год. Не подкрепив халявой современного человека, так привыкшего слушать о ней, ваша игра будет неполной. «У нас сегодня, Клара Захаровна, специальные условия подключения: во-первых, скидка на абонентскую плату на два месяца, подключение и аренда тоже сегодня по акции — всего 10 рублей за приставку и смешная цена — 2 рубля за настройку и подключение».

6. Справедливость. Это завершающая струна нашей шестиструнной душевной гитары. В любые времена и любому человеку важен вопрос справедливости, как к социуму, где он обитает, так и конкретно к нему самому. Это действенный способ управления. Жажда справедливости, которой остро не хватает каждому из нас, побуждает, не скрывая эмоции, фанатично добиваться правды. «За угнетение веками мы построим халифат, и все будут проповедовать ислам и жить по шариату, держи, брат, автомат»; «Ты не мужик, а тряпка, тобой понукают, ты ради этого два года горбатишься в этой конторе за копейки»; «Ты молодая и красивая, но портишь себе жизнь, проживая ее с придурком, который два МРОТа зарабатывает»; «Тебя обманывают месяцами, сколько ты переплатил за эти услуги, которые уже давно стоят дешевле? Держи, брат, автомат».

Поэтому завершая первую фазу игры, пройдясь по струнам в обозначенной последовательности, закончи ее утверждающей и в то же время вопросительной фразой: «Это хорошее соотношение цены и качества. Считаю, во-первых, предложение адекватным исходя из ваших потребностей и возможностей, а во-вторых, оно справедливо по отношению к вам. Ведь справедливость — это то, чего нам всем не хватает. А вы как считаете?»

Мы рассмотрели только шесть основных струн, которых вполне достаточно, чтобы добиваться результата при любом взаимодействии с людьми. Эта схема подходит и для презентаций различных стратегий. Цель бизнеса — деньги, которых всегда недостаточно — это и есть недовольство, и первый слайд покажет текущее состояние экономики. Второй слайд показывает стратегию, то есть дает надежду. Третий слайд оповещает о необходимых усилиях в разбивке каждого подразделения. При декомпозиции нагрузка на каждого будет казаться незначительной, а лень особо не пострадает, но при условии командной работы. Четвертый слайд символизирует, какие негативные последствия нас ждут, если мы не изменим и не начнем использовать стратегию. Пятый слайд, как у Остапа Бендера, вещающего, что «Васюки переименовываются в Нью-Москву, а Москва — в Старые Васюки… А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный турнир!» Вырастет экономика — вырастут заработные платы. Шестой слайд, показывающий, что все мы с вами заслужили таких результатов, и это будет справедливым вознаграждением за наш плодотворный труд. Фраза известной исторической личности «добавит перца» в любое блюдо под названием «Презентация». К примеру, высказывание Наполеона: «Ни одно сражение не выиграть в обороне!»

Перед тем как идти на переговоры с клиентом, нужно четко представлять, как и с чем вы к нему зайдете. Чем клиент может быть недоволен в текущей ситуации, какие преимущества у вас есть, чтобы нивелировать недовольство, подумайте о его страхах исходя из профильной деятельности, что для него будет считаться халявой, какое место он занимает в рейтинге или какие отзывы получает, справедливы ли они?

По сути, это система координат, или карта клиента.

Теперь разберем правила игры на «душевной гитаре». Вспомним обычную гитару. Мелодия появляется в том случае, если перебирать струны и подбирать аккорды. Последовательность озвучена выше. Если играть только на одной струне, то это будет не то и не так или нужно быть крутым профессионалом. Если забежать к клиенту с возгласом «Мы — самые дешевые: у нас тариф двести рублей!», то успех будет сомнительным. Все знают, что температура тела в норме 36,6 °С градусов. И если идет резкий перепад — организм пошатнется. Так и здесь. Одной халявой не взять: будут затронуты другие струны, к примеру, тот же страх за качество.

Любое общение предусматривает диалог, где есть утверждения и возражения. Если клиент имеет возражение на какую-либо струну, то вы не спорите с ним на этой же струне, а переходите на ту, которая его больше интересует и где заблестели глаза. Если клиент говорит, что у вас дорого, то не нужно говорить, а с чем вы сравнили и почему или вообще начать убеждать, что на самом деле нет. «Дорого? Зато делать ничего не нужно, технология новая, пользоваться высоким качеством — это справедливо». Или: «У вас плохое качество? Мы поменяли технологию, поработали с оборудованием и при этом мы готовы предоставлять услуги дешевле, а так вы просто переплачиваете конкурентам, а могли бы эти деньги откладывать. По году — пусть небольшая, но точно не лишняя сумма».

Какие струны есть еще и чем можно пользоваться?

Чем ниже интеллект человека, тем легче использовать принцип «слабо?»

Если ты случайно продаешь нетрезвому собственнику бизнеса на корпоративе по случаю юбилея фирмы, то со сцены можно прокричать: «А слабо у нас услуги взять, если вы такие крутые?»

Но часто ли мы бываем на чужих корпоративах и продвигаем ли мы там свои услуги?

Флирт. Если вы человек привлекательный и ухоженный, то глупо это не использовать. В школе красивому мальчику девочки дают списать домашнее задание или угощают конфетами, а мальчики провожают красивых девочек до дома и несут портфель. Что-то поменялось из детства? Нет. Все разведки мира используют сексуальный шантаж, и сколько твердили миру, а все равно струна работает. Для человека красивого, привлекательного или харизматичного всегда хочется сделать что-то приятное или показать себя с лучшей стороны.

Ни на одном рекламном билборде или видеоролике вы не увидите страшного и неухоженного человека, призывающего купить услугу или товар. Реклама с бомжом и товаром со слоганом «Он сделал свой выбор» может, и привлечет внимание, но на монетизации бизнеса положительно не скажется.

Любопытство, патриотизм — тоже тонкие струны души человека. Они активно используются. Любопытство часто берет верх при использовании гендерных отличий, и дамы зачастую готовы платить за это. В период сложностей, чрезвычайных происшествий, выборов всегда взывают к патриотизму в совокупности с другим психокомплексом — надеждой.

На кого практически невозможно повлиять и с кем возникают трудности?

Это самодостаточные люди, а также профессионалы. Этих людей отличает низкая, практически отсутствующая эмоциональность. Замечали людей, которые молча выполняют работу и в случае трудностей не впадают в панику? Профессиональный токарь молча, со знанием дела, вытачивает деталь. Если у него не получилось или сломался резец, то он также без эмоций его заменит, даст оценку своим действиям и начнет заново. То же самое касается лесорубов, сантехников, топ-менеджеров и других специальностей, включая военных. Если есть приказ выполнить зачистку, сопряженную с уничтожением невинных или гражданских, они (профессионалы) сделают это молча, по отработанному алгоритму. Во внерабочее время они могут быть эмоциональны и амбициозны, но при выполнении работы или поставленной задачи — нет, только холодный расчет и отточенные движения.

Самодостаточность — это редкость современного общества, но определенная тенденция уже закладывается. Если обратить свой взор на новое подрастающее поколение, то нетрудно заметить отсутствие у них каких-либо ожесточенных споров, они меньше играют в войнушку, они не протестуют, меньше убегают из дома, меньше кому-то что-то доказывают. Они заинтересованы, чтобы их меньше трогали, если им что-то не нравится, они это меняют. Но это новое поколение, а сможем ли мы изменить свою психологию?

Замечали ли вы таких людей, которых все устраивает? Думаю, что нет. А людей, которые отбрасывают предрассудки и ими движет здравый смысл и они исходят из своих возможностей? Этакие современные лидеры, приходящие на работу в дешевых кроссовках, легко со всеми устанавливающие контакт, убежденные в какой-либо идейности, которые, общаясь с вами, заряжают вас же какой-то энергетикой простоты и полета мысли, довольствующиеся тем, что есть, но при этом стремящиеся к лучшему? Они общаются с вами и соглашаются, но озвучивают то, что им нужно и чем они располагают. Будьте уверены, таким людям вы продадите только то, что нужно им, и, вероятнее всего, по той цене, по которой нужно будет им, а не вам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Достучаться до сердец, или «Особенности среднего менеджмента в России» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я