Пузыри. Айти для детей и их родителей

Иван Бевуч

Автор начал работать в IT в 2008 году. Видел отрасль с разных сторон, видел много смешного и грустного. Видел, как системы создавались и как они разваливались на части… И теперь готов поделиться этим всем с вами, чтобы вы тоже понимали, как оно было, есть и будет. Эта книга поможет приподнять занавес магического мира айти и проникнуть за кулисы. Для всех, кому интересно это по разным причинам. Тем, кто уже все знает сам, эта книга тоже будет полезна, потому что всего не знает никто.

Оглавление

Пузырь образования

— Марина, у тебя случайно нет желания помочь провести мне одну лекцию? — спросил Борис Николаевич и потянул к губам кружку с капучино.

— Интригует. Но, наверное, нет, — ответила Марина.

Разговор проходил в кофейне возле здания вуза. Марина — бывшая коллега профессора по другой работе. Конечно же, вуз не был единственным местом работы Бориса Николаевича. Многие годы профессор совмещал, но год назад сконцентрировался исключительно на образовании. Мы про это уже говорили в самом начале. Просто напоминаю.

Но, конечно же, работа в коммерческом секторе очень помогала работе в сфере образования. В мире ИТ все, что технологично сегодня — завтра является историей. «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Кажется, именно так у Кэрролла было. Поэтому чтобы иметь возможность преподавать историю ИТ завтра, нужно сегодня сталкиваться с ней в реальной жизни. С ней — с отраслью. С другой стороны, в предыдущие годы Борис Николаевич давал какие-то свежие новости студентам только в рамках семинаров и лабораторных работ. Лекции с годами практически не изменялись. До этого учебного года. Просто напоминаю.

— Я решил в этом году вести лекции совершенно новым образом. Мне разрешили провести эксперимент на одном потоке. Будущих айтишников. Если он пройдет неудачно — это будет последний сезон преподавания. Если же закончится успехом — то я могу остаться на этом поприще.

— Я была у вас на лекции лет пять назад. Что принципиально изменилось?

— Тебе было скучно?

— Ну… Нет, было весьма познавательно.

— Как человеку, который уже много лет в отрасли — возможно. А как стороннему наблюдателю? Только честно.

— Над подачей материала можно было бы поработать…

— Вот именно. Летом я много работал над собой, знаешь ли. Курсы ораторского мастерства и, прости господи, сторителлинга… Сейчас я постарался сделать лекции по-настоящему живыми и интересными. Первые две, без ложной скромности скажу, получились отличными. Огненными! Я в первый раз за много-много лет увидел интерес в глазах больше чем у десятка человек.

— Ух… Все так сильно изменилось?

— Да. Появилась общая стратегия повествования, если так можно выразиться. У меня не план обучения, а сюжет, что ли. Вначале не очень понятно, что он есть, но ближе к концу второго семестра они должны понять. Понять, к чему это все было.

— Так. И зачем я здесь?

— И в рамках этого самого сюжета я хочу приглашать гостей из отрасли. Чтобы они на живых примерах показывали, как и что. Что и как. Ну что скажешь теперь?

— Попробовать можно. Но у меня нет даже обычного диплома, вы же знаете.

— Это не страшно. Мы же не будем тебя официально устраивать и платить триста рублей за лекцию.

Оба рассмеялись. Принципиальная договоренность была достигнута.

Лекция от 17.09.2019

— Здравствуйте. Сегодня мне будет помогать моя бывшая коллега — Марина. Мы в прошлый раз закончили на теме химии, самое время к ней и вернуться, — Борис Николаевич выступил с приветственным словом и всем своим видом показал, что передает слово Марине.

— Добрый день, уважаемые студенты. Борис Николаевич, когда двенадцать лет назад меня второй раз отчисляли из очень классного химического университета, я тоже обещала, что к химии еще вернусь. И не обманула — возвращалась неоднократно. Но уже не в ходе образования, а в процессе работы. Высшее образование — вообще больная тема для меня9, так что преподавать академические дисциплины никогда не тянуло.

— Но Марина, вы же знаете, почему вы здесь.

— Да. Мне при поступлении на факультет кибернетики химико-технологических процессов шестнадцать лет назад рассказывали про прекрасное будущее, которое наступит через шесть лет. Ровно столько должно было продлиться обучение.

— Вот это совпадение…

— В этом будущем колонизация Марса, наверное, еще завершена не будет, но зато все химическое производство и в стране, и в мире станет полностью роботизированным. Выпускник моего факультета, то есть я спустя шесть лет, будет сидеть перед большим дашбордом10 с кнопочками, мониторами и рубильниками и управлять всем, что происходит на заводе, со своего рабочего места. Если вы когда-либо бывали на Нью-Йоркской фондовой бирже в конце восьмидесятых, то можете представить, как моя работа должна была выглядеть.

— Думаю, по фильмам представление у многих имеется. Про биржу-то.

— Только вместо «продавай бензин», «покупай платину» у меня должно было быть «нагревай бензин», «добавляй платину». И без криков, а спокойным нажатием кнопочек.

— Ну куда ж без криков…

— Те, кто в нагревании нефтепродуктов при добавлении платины опознали каталитический риформинг11 — низкий вам мой поклон, химию в вашем вузе преподают не зря.

Марина рассказывала, а Борис Николаевич рисовал на доске схематичное отличие дашборда брокера от дашборда химика.

— Очень похоже, Борис Николаевич. Реальность оказалась несколько иной. Самым высокотехнологичным прибором, с которым мне удалось познакомиться за шесть полных семестров обучения, была магнитная мешалка. Знаете, что это? Нет?

— Марина, ну у нас же не такой химический вуз, как был у тебя. Потрать пять минут на объяснение.

— Хорошо. Чтобы не воссоздать этот высокотехнологичный девайс дома — не нужно выполнять следующую инструкцию. Возьмите блендер, вставьте насадку-нож, лучше тупой, так, наверное, безопаснее. Во-вторых, нацепите магнит на лезвие ножа, плотно накройте неметаллическим вторым дном, так чтобы магнит был максимально близок ко второму дну. Второе дно должно выдержать вес перемешиваемой жидкости. Теперь наливайте жидкость и кидайте в чашу металлический шарик. Включите это дело в сеть. Если оно не взорвется12, я только химию изучала, а в физике не сильна, магнит начнет бегать по кругу, шарик за ним, перемешивая неподвижную жидкость.

— Марина, внимательный слушатель спросит: «А не мог ли это сделать блендер из коробки?»

— Вот именно! Именно поэтому в своем сверхвысокотехнологичном образовании я была несколько разочарована. Опять же, по дисциплинам академическим, лабораторным, исследовательским, фармацевтическим и т. д. — учили вполне достойно. В первую очередь из-за отсутствия невероятной динамики в данных направлениях. И выпускники этих факультетов могли куда-то даже устроиться по специальности.

— Чем же отличалась кибернетика химических процессов?

— Кибернетика же моя, к сожалению, была в таком отрыве от текущего состояния технологий, что до сих пор кажется — она существовала где-то в параллельном мире. Поэтому я из параллельного мира наверняка прямо сейчас жмет на свои кнопочки в центре управления огромного завода. Но технологии, чтобы подтвердить это заявление фактами, у меня никогда не появится.

— О, я как раз про это тоже рассказывал, спасибо. Марина, значит ли все это, что вы бойкотируете высшее образование?

— Ни в коем случае. Я здесь с другой целью. Вернемся ко мне. Повезло ли только мне так? Про специальность, а не про параллельный мир. Люди не готовы меняться в работе. И продолжают делать то же самое, что делали двадцать лет назад, что делали их отцы, деды и прадеды. Образованием, к сожалению, тоже занимаются люди. И они продолжают делать это так же, как и много лет назад.

— Как отец, дед и прадед признаюсь — это так.

— Ну, разве что уроки безопасности жизнедеятельности и патриотизма добавляются, заменяя гораздо более бесполезные точные науки. Высшее образование хорошо дает устоявшиеся знания — те, которые были известны людям тридцать-пятьдесят лет назад.

— Что же не так с пресловутой кибернетикой?

— С адаптацией под влияние времени дело обстоит гораздо хуже. Опять же, есть исключения, но… Но в большинстве случаев, например на семинарах программирования (если они есть), дают изучать академические языки: бэйсики, паскали и плейн си. У вас же ведь то же самое ведь?

— Не совсем, современные языки тоже есть. Но позже и, наверное, не в том объеме, в котором хотелось бы.

— Важно понимать, что в вузе вам могут заложить базу, понимание алгоритмов, логики. Но настоящая работа разработчиком или системным инженером очень далека от вузовской программы. И если вы сами параллельно не изучаете другие языки, не следите за трендами и технологиями, то устроиться по специальности вам будет очень и очень тяжело. Просто потому, что между вашим первым и пятым курсом технологии ускачут в недосягаемые дали. И хорошо, если вузовская программа устарела лишь на пару лет.

— Спасибо, Марина. Но для гуманитарных специальностей погружение в мир ИТ происходит по следующему сценарию: «Дети, это компуктер. У него есть монитор, манипулятор типа „мыш“ и клавиатура. У компьютеров есть операционная система виндовхз 7 и икспи. Когда мыш кродёться к программе, она открывается. Есть следующие программы: ворд, эксель, косынка попроще, паук посложнее, еще сапер и интернет експлорер. Интернет експлорер служит для того, чтобы серфить на просторах всемирной паутины».

Теперь схему рисовала уже Марина.

— Спасибо, Марина. Очень похоже. На лекциях для других потоков, к своему сожалению, я и преподаю так же. Сложно преподавать компьютерную грамотность, ее основы как-то по-другому. Но давайте вернемся к промышленности. Как с ней дела обстоят?

— А промышленность… А что с ней?

— Что с ней с точки зрения технологий?

— А… С промышленностью я много сталкиваюсь по работе. И с нефтехимической, и с металлургией, и с обрабатывающей. И готова сказать, что с ней-то как раз все хорошо.

— На каждом заводе дашборд с одним оператором, который управляет всем производством?

— Нет, конечно. Но, постепенно к этому идет. Очень многие вещи уже автоматизированы и цифровизированы.

— А какие?

— В первую очередь контроль качества и безопасности. Сюда прям очень сильно вкладываются предприятия. На самом деле, это все действительно сильно сокращает количество несчастных случаев. Ну и брака на производстве.

— Как именно?

— Ну, например, когда на цистерне установлен термометр. Одно дело — когда он, условно, ртутный и, чтобы узнать, что цистерна перегрелась, нужно стоять около него.

— А цистерна в этот момент сделает «бум»!

— Другое же дело, когда термометр сообщает о перегреве тому самому оператору за дашбордом. И он, например, может удаленно снизить давление, открыв клапан. Или срочно отправить туда бригаду пожарных с ледяной водой. Или еще что-нибудь.

— То есть в нашей промышленности не все так плохо?

— Если сравнивать с промышленностью десятилетней давности — все просто великолепно. Технологии постепенно вытесняют…

— Людей?

— Нет, не людей. А опасность. Ошибки. Не со сверхзвуковой скоростью, но все же вытесняют. Когда вы закончите этот вуз, вы, ну то есть многие из вас смогут познакомиться с нашей промышленностью поближе. И вам должно понравиться то, что вы увидите.

— А как дела обстоят по другую сторону границы?

— А примерно так же, как и у нас. Есть суперцифровые заводы, которые очень близки к концепции одного дашборда. А есть предприятия, которые в штате держат несколько сотен бухгалтеров и нормировщиков исключительно для ежемесячного расчета зарплаты всему заводу. Это есть и у нас, и у них.

— Значит, нашим студентам еще хватит точек приложения усилий.

— О, да. Всегда есть куда развивать, всегда есть что автоматизировать и цифровизировать.

— Да… Именно поэтому человечество на грани…

— Что?

— Это я так. Марина, спасибо. Уважаемые студенты, до встречи через неделю.

Примечания

9

Вас самих не утомляет читать писанину от человека с тремя классами средней школы?

10

Дашборд — приборная панель или панель управления. В общем, место с разными кнопочками и переключателями. Либо с кучей графиков, если мы говорим про компьютерную версию.

11

Каталитический риформинг — вы не поверите, но это действительно процесс нагревания нефтепродуктов при добавлении катализаторов (в том числе платины).

12

А оно взорвется. Не повторяйте это дома.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я