Пузыри. Айти для детей и их родителей

Иван Бевуч

Автор начал работать в IT в 2008 году. Видел отрасль с разных сторон, видел много смешного и грустного. Видел, как системы создавались и как они разваливались на части… И теперь готов поделиться этим всем с вами, чтобы вы тоже понимали, как оно было, есть и будет. Эта книга поможет приподнять занавес магического мира айти и проникнуть за кулисы. Для всех, кому интересно это по разным причинам. Тем, кто уже все знает сам, эта книга тоже будет полезна, потому что всего не знает никто.

Оглавление

Пузырь опыта

Борис Николаевич Соснин стоял на кафедре (возвышении) в большой аудитории 422 и готовился начать рассказывать своим студентам лекционный материал. Студентам было откровенно скучно еще до начала первой лекции по новому предмету. «История информационных технологий» была будущим инженерам и программистам интересна не более, чем философия или культуроведение. Что было странно, ведь тут хотя бы слова знакомые были.

Бориса Николаевича за идентичность имени, отчества и похожесть фамилии студенты называли исключительно «Ельциным» или «Президентом». А то и «бывшим». Да и преподавательский состав не брезговал. Борис Николаевич негодовал, если слышал подобные прозвища, поэтому называли так исключительно за глаза. Борис Николаевич каждый новый учебный год ждал, что новый поток молодежи до этих прозвищ не додумается. Но текущий поток студентов родился почти целиком уже в постъельцинские годы, а прозвища все еще фигурировали, пусть и полушепотом.

Борис Николаевич был мужчиной средних лет. Носил звание профессора на кафедре информатики и вычислительной техники своего вуза. То есть он был средних лет для профессора. В этом вузе он отработал более шестнадцати лет. Занимался «всякими штуками по обучению будущих программистов и всех остальных», как он сам любил отвечать. В принципе, у него было всего два предмета: история ИТ для будущих программистов и базовый курс компьютерной грамотности для всех остальных.

Еще несколько лет назад у него было лишь восемь академических часов в неделю, а остальное время он тратил на работу в коммерческом сегменте. Разумеется, и доход был несопоставим, даже если бы часов было бы поровну. Но больше года назад случилось что-то плохое, из-за чего он уволился с коммерческого места работы и целиком сосредоточился на некоммерческом образовании молодежи. Увеличив при этом количество академических часов до двадцати четырех в неделю. На кафедре ИиВТ были рады такому повороту. Профессора, знаете ли, на дороге не валяются. Тем более целый президент. Ой.

Борис Николаевич никогда не был блестящим оратором. В ходе коммерческой деятельности он достаточно неплохо общался тет-а-тет или с небольшими группами коллег и партнеров. Но когда перед ним была пара сотен скучающих глаз — это же другое. Быть блестящим оратором в такой ситуации не получалось совсем. На своих лекциях и семинарах старался развлекать публику как мог, но студентам всегда было скучно. Мог, видимо, не очень или старался, может быть, плохо. Каждый новый поток приходил без интереса, сидел на парах без интереса и уходил. Без интереса. Этим летом Президент (позвольте автору за глаза так его немного поназывать) подготовился основательно. Борис Николаевич знал, что это его последний год перед пенсией. Заслуженной очень даже. Вариант с продолжением работы он рассматривал, но главным условием было получение удовольствия от работы, от лекций и от семинаров. А какое удовольствие от очередного года монотонного вещания в сторону пары сотен пустых, сонных глаз?

Во-первых, Борис Николаевич за лето обучился на новомодных курсах ораторского мастерства. Давно об этом думал, но как-то потребности не возникало: уровень его ораторствования был достаточным для деятельности и там, и тут. Но раз он целиком сконцентрировался на «тут», то есть на вузе, то принял решение повысить собственный уровень с достаточного на приличный. А потом еще и на более новомодных курсах сторителлинга1 отучился. Лето выдалось бурным. Многое для себя узнал. Вот уж действительно: век живи, век учись. Почти двадцать лет читал лекции, но вообще не понимал, как захватить внимание аудитории и как его удержать на протяжении полутора часов. А теперь понимал и рвался в бой, чтобы проверить эти навыки на практике.

Во-вторых, профессор решил готовиться к каждой лекции отдельно. А еще выстроить весь курс в формате детектива, что ли. На первых лекциях всех заинтриговать, дальше в течение всего года давать терминологию и наводки, чтобы в конце прийти к драматической развязке. С дворецким в качестве убийцы. Но ведь убийство произошло на конференции дворецких! Борис Николаевич готов был двигаться в светлое будущее, отбросив учебные пособия и методички, которые сам писал много лет назад. Готовиться планировал основательно. Размышляя, чем зацепить своих студентов. Придумывая шутки и другие якоря внимания и записывая их в специальный блокнот.

В-третьих, Борис Николаевич запланировал позвать нескольких знакомых на свои лекции. Знакомых, знакомых с отраслью, историю которой он и преподавал. Вообще, среди знакомых Бориса Николаевича айтишники абсолютно преобладали. Даже жена профессора — Анна, и та была в отрасли. Что, собственно, неудивительно — ведь они были знакомы, а большинство знакомых, как вы помните, были айтишниками.

Пенсия была условная, на самом деле. До современного пенсионного возраста было еще жить да жить. Но год назад, переметнувшись целиком в преподавание, он договорился с заведующим кафедры и даже с ректором вуза о том, что делает это на два года. А дальше все вместе посмотрят и решат — продолжать или нет.

За год до этой условной пенсии его все равно никто не уволит. Предположительно. Тем более учитывая заслуги профессора. К тому же Борис Николаевич владел некоторым компроматом на ректора и пару проректоров. Конечно же, такой серьезный и уважаемый член научного сообщества, как Борис Николаевич, никогда бы не воспользовался этими знаниями, чтобы обогатиться или нажиться на сложной ситуации другим способом. А вот подстраховаться от увольнения за «новые, экспериментальные веяния в академическом обучении» все-таки стоило. Нет, не подумайте, что он планировал прийти на свои занятия с зеленым ирокезом и без штанов. Но всерьез раздумывал вставить в свои рассказы несколько, возможно, даже не совсем печатных слов. Ну и приглашение третьих лиц было исключительно его инициативой, и она явно могла быть не поддержана деканатом.

Декан факультета, Иван Алексеевич, знал о том, что ректор вуза явно чересчур благосклонен к Борису Николаевичу, но в подробности не лез. Ему достаточно было знания, что профессору Соснину самому предлагали место декана, но тот уступил это место Ивану Алексеевичу. Однако Иван Алексеевич вместо благодарности за столь широкий жест испытывал гораздо больше опасений — ведь в любой момент Борис Николаевич мог прийти к ректору и сказать, что передумал. И тогда Ивана Алексеевича аккуратно подвинут.

Опыт подсказывал Борису Николаевичу, что ничего хорошего из его затеи с новым форматом лекций не получится, не случится чуда. Но на курсах этот многолетний опыт обозвали «зоной комфорта» и потребовали срочно из нее выйти. Развиваться не поздно даже в предпенсионном возрасте. Попробуйте сделать свою монотонную работу разнообразной. Попробуйте сделать ее совершенно новым образом. А если получится какое-то говно — следующего потока не будет, будет огород и домино во дворе. Тоже неплохая перспектива. В коммерческий сектор профессор все равно не сможет вернуться. Ну и про «домино» — это, конечно, для красного словца. Со знакомыми айтишниками гораздо сподручнее играть в другие игры. Не такой Борис Николаевич еще старый, чтобы сидеть во дворе с настоящими стариками.

Профессор, наплевав на опыт и предчувствия, обвел аудиторию глазами, громко хлопнул в ладоши и крикнул: «Поехали!»

Примечания

1

Сторителлинг — умение рассказывать истории.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я