Монополистическая деятельность, оказывая негативное воздействие на рыночную экономику, подавляет конкуренцию, которую принято считать сердцем рынка. На ограничение монополистической деятельности и поддержку конкуренции направлено антимонопольное законодательство, сформировавшееся в России в 90-е годы, когда были приняты законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите конкуренции на финансовых рынках», определившие организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции органами государственной власти. Дальнейшее развитие законодательство получило в связи с принятием 26 июля 2006 г. Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который объединил два ранее действовавших закона и ужесточил наказание за нарушение конкурентного права. В книге рассматриваются практически все виды монополистической деятельности, функции и полномочия антимонопольного органа (ФАС России и его территориальных органов), а также ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Принятые поправки (1-й, 2-й и 3-й, 4-й) антимонопольные пакеты делают правовой инструмент борьбы с антиконкурентными действиями более эффективным, позволяют выйти на качественно новый уровень защиты конкуренции, также предусматривают расширение полномочий антимонопольного органа. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по правовым дисциплинам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовая защита конкуренции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
законодательство, направленное на защиту конкуренции
Учащиеся по данной теме должны
Знать:
— методы поиска, систематизации и обработки правовой информации;
— основные правила работы с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере предпринимательства и актами антимонопольного регулирования;
— основные понятия и закономерности возникновения конкурентных отношений;
— нормативно-правовую базу в сфере конкурентных отношений;
— основы антимонопольной политики;
Уметь:
— анализировать международный опыт защиты конкуренции;
— оценить возможности его использования в отечественной практике;
— знать основные нормативные правовые акты, используемые с наибольшим эффектом в этих странах.
Владеть:
— Основными понятиями, используемыми в антимонопольном законодательстве.
— Навыками ориентироваться в действующем законодательстве.
2.1. Международный опыт защиты конкуренции
Антимонопольное законодательство, направленное на поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности, присутствует более чем в 100 странах мира. В рамках учебного пособия рассмотрено российское и зарубежное антимонопольное законодательство на примере следующих стран: США, Германия и Франция. Большинство законов вне зависимости от страны, где они применяются, имеют общие объекты регулирования и общие положения. Из этого следует, что в направлении антимонопольного регулирования возможно активное международное сотрудничество, а также является допустимым совершенствование отечественного законодательства при использовании зарубежной правоприменительной практики в данной сфере.
Первостепенная роль, которую играет конкуренция в развитии рыночной экономики, обусловила проведение в большинстве развитых стран государственной политики по поддержке конкуренции на базе специальных (антимонопольных) законов через специально созданные институты. Законы о конкуренции обеспечивают юридическую основу не только для процветания конкуренции, но и для эффективного развития демократических институтов и основ общества. Именно поэтому политика конкуренции сегодня активно реализуется почти в 100 странах мира.
Лучший пример эффективного международного законодательства о конкуренции — законодательство ЕС. Оно утверждено ст. 85, 86 Римского договора (1957), включающими условие, гласящее, что после отмены национальных защитных мер в торговле стран — членов ЕС частные фирмы не станут воздвигать индивидуальные барьеры на пути развития торговли и оказывать влияние на ограничение или нарушение конкуренции на общем рынке. Опыт ЕС иллюстрирует эффективное влияние законов о конкуренции на динамику и рост международной торговли, а также на прогресс промышленного развития.
Регулирование конкуренции антимонопольными органами подчинено главной задаче — недопущению монополизации рынка фирмами. В то же время экономические исследования теории отраслевых рынков и организации промышленности продемонстрировали высокую эффективность функционирования крупных производств на олигополистическом рынке.
В экономической и юридической литературе понятие «антимонопольное регулирование (законодательство)» наполнилось новым содержанием и трансформировалось в понятие «конкурентная политика», или «законодательство о конкуренции» или «конкурентное право».
В мире можно выделить два основных типа антимонопольного законодательства — американское и западноевропейское.
Американский тип законодательства, начиная с закона Шермана, отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным — в нем объектом противодействия выступает не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка.
Рассмотрим особенности регулирования конкуренции на примере США, Германии, Франции, Венгрии и Китая.
2.1.1. США
В США — на родине антимонопольного законодательства — в настоящее время действуют три основных закона в сфере конкуренции; закон Шермана (Sherman Act) (1890 г.), закон Клейтона (Clayton Act)
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовая защита конкуренции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других