Перед вами справочник по обществознанию, который поможет старшеклассникам и абитуриентам самостоятельно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по этому предмету. Справочник состоит из следующих блоков курса обществознания: «Человек», «Познание», «Общество», «Экономика», «Политика и политическая система общества», «Право», «Социальные отношения», «Духовная жизнь общества». Пособие содержит теоретический материал, изложенный в лаконичной форме, а также в виде таблиц и схем. Подобная структура способствует систематизации, углублению и обобщению ваших знаний. Каждый блок завершается вопросами для самоконтроля, ответив на которые вы сможете проверить, как усвоен прочитанный материал.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Человек
Человек является биосоциальным существом. Антропосоциогенез — процесс превращения человека как биологического существа в члена общества.
Основные отличия человека от животного
Бытие человека
Бытие человека — философская категория, которая обозначает существование человека, его реальность.
Различают следующие формы бытия человека:
индивидуальный аспект бытия — жизнь человека от рождения до смерти;
• личностный аспект бытия — включённость человека в культуру;
• духовное бытие — внутренний мир человека, плоды его духовной деятельности;
• социальное бытие — бытие отдельного человека (индивида) в обществе, природе, истории и бытие человеческого общества.
Бытие отдельного человека представляет собой единство его тела и духа. Оно ограничено во времени и пространстве. Будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него — позитивно или негативно.
Потребности, интересы и способности человека
Потребность — это нужда в том, что необходимо для существования человека, его нормального функционирования. Потребности разделяют на первичные и вторичные. Потребности человека не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйства.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными.
Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе.
Вторичные потребности являются по своей природе психологическими.
Экзистенциальные потребности — это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлетворены.
Социальные потребности — это потребности в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.
Престижные потребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности.
Духовные потребности — это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Потребности человека составляют основу его интересов.
Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).
Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.
Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.
Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.
Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Основные формы деятельности человека
Деятельность человека — это его активность, направленная на достижение поставленных целей, которые связаны с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
Деятельность человека:
— носит сознательный характер (человек осознаёт цель и способы её достижения, предвидит результат);
— связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда;
— носит общественный характер; она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива.
Основными компонентами деятельности являются субъект и объект. Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность. Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность.
Деятельность имеет определённую структуру.
Мотивы
↓
Цель
↓
Средства достижения цели
↓
Действия
↓
Результат
Мотивы деятельности — это внутренние побудительные силы субъекта деятельности. Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.
Цель — это то, чего субъект деятельности хочет достичь.
Средства достижения цели — это сумма знаний, которой обладает субъект деятельности: орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация.
Деятельность состоит из ряда действий. Действием называется процесс, который направлен на достижение поставленной цели.
Различают следующие виды действий:
• целенаправленное действие — действие субъекта деятельности, которое отличается рационально поставленной целью и продуманными средствами;
• ценностно-рациональное действие — действие, при котором субъект деятельности поступает в соответствии со своими убеждениями о долге, доброте и зле;
• аффективное действие — действие, связанное с душевным волнением, при котором субъект деятельности стремится удовлетворить свою потребность в чём-либо;
• традиционное действие — действие, связанное со сложившейся привычкой.
Результат является завершающим звеном в структуре деятельности, которое подтверждает достижение поставленной цели.
Виды деятельности
Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.
Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми.
Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.
По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.
При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией.
При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).
Прямое общение — личные, непосредственные контакты.
Косвенное общение — общение через посредников.
По субъектам общения различают следующие виды общения:
— общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
— общение реального субъекта с иллюзорным партнёром (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
— общение реального субъекта с воображаемым партнёром (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);
— общение воображаемых партнёров (например, литературных персонажей).
Функции общения — социализация, познавательная функция, психологическая функция, функция отождествления или противопоставления, организационная функция.
Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.
Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.
Труд имеет свойственные только ему черты:
— целесообразность;
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— практическая полезность;
— наличие результата;
— развитие человека;
— преобразование внешней среды обитания человека.
Классификация деятельности
Существуют две основные формы деятельности: материальная и духовная.
Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностноориентировочную и прогностическую деятельность.
Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.
Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.
Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.
Есть различные критерии классификации деятельности.
По объектам и результатам деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей.
По субъекту деятельности — индивидуальная и коллективная.
По характеру самой деятельности — репродуктивная и творческая.
По соответствию правовым нормам — законная и незаконная.
По соответствию моральным нормам — моральная и аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом — прогрессивная и реакционная.
По сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая.
По особенностям проявления человеческой активности — внутренняя и внешняя.
Творчество — это деятельность, в результате которой получается новый, оригинальный продукт, имеющий общественную ценность: техническое изобретение, художественное произведение, методы лечения, обучения, воспитания.
Механизмами творческой деятельности являются:
• комбинирование уже имеющихся знаний;
• воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании;
• фантазия — плод воображения, яркость и необычность создаваемых представлений и образов;
• интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.
Деятельность может носить:
• сознательный характер — сознательное выдвижение целей деятельности и предвидение её результата;
• продуктивный характер — стремление получить конкретный результат;
• преобразующий характер — изменение окружающего мира и самого человека;
• общественный характер — в процессе деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения.
Мышление
Мышление — это активный процесс отражения объективного мира через понятия, суждения, теории. Средством мышления является язык.
Различают следующие формы мышления:
— понятийные и категориальные;
— ассоциативно-образные;
— вербальные;
— деятельностно-орудийные.
Типы мышления
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида
Индивид — это биологический организм, носитель общих наследственных социальных и психологических черт человечества, таких как разум, воля, потребности, интересы.
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, которое подчёркивает исключительность, многосторонность, гармоничность и естественность его деятельности.
Личность (от лат. persona) — это индивид, сформировавшийся в результате усвоения общественных форм сознания под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Первоначально слово «личность» обозначало маску, которую надевал актёр в античном театре. Затем его стали применять к самому актёру и его роли (отсюда — «персонаж»).
Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.
Различают следующие этапы социализации:
• начальный — семья, детские дошкольные учреждения;
• средний — школа;
• завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.
На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.
Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.
Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными — СМИ, армия, Церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений.
Агенты и институты социализации:
— обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
— осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены людьми.
Элементы социального контроля — это:
— поощрение в форме положительных оценок;
— наказание в форме отрицательных оценок.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализация — восстановление утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение личности к нормальному образу жизни.
Внутренний (духовный) мир человека
Внутренний (духовный) мир человека — это формирование им культурных ценностей, усвоение, сохранение и распространение этих ценностей.
Структура внутреннего мира человека
К элементам внутреннего (духовного) мира человека относятся:
— духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, в использовании достижений культуры и др.;
— знания о природе, обществе, человеке;
— убеждения, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех её проявлениях;
— вера в истинность своих убеждений;
— способность к различным формам социальной деятельности;
— чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;
— цели, которые человек сознательно ставит перед собой;
— ценности, лежащие в основе отношения человека к окружающему миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
Научными методами эмпирического исследования являются: наблюдение, описание, измерение и эксперимент.
Наблюдение — это целенаправленное восприятие явлений.
Описание — это фиксация сведений об объекте.
Измерение — это сравнение объекта по сходным свойствам или сторонам.
Эксперимент — это наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которое позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Мировоззрение — это совокупность обобщённых взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.
К элементам структуры мировоззрения относятся:
— духовные ценности;
— идеалы;
— убеждения;
— идеи;
— знания;
— принципы.
Различают следующие типы мировоззрения:
обыденное (житейское) — опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;
• религиозное — в основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
• научное — опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
• гуманистическое — объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.
Мировоззрение всегда связано с убеждениями.
Убеждение — это форма мыслительной деятельности человека, которая базируется на устойчивости имеющихся знаний.
Менталитет (от лат. mentalis — «образ мыслей») — это совокупность всех результатов познания, их оценка на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека и, в свою очередь, формирует их.
Основные разновидности менталитета — национальный, конфессиональный, профессиональный, возрастной.
Интуиция — это специфическая способность человека, непосредственно приводящая его к новому знанию.
Интуитивную способность человека характеризуют:
— неожиданность решения поставленной задачи;
— неосознанность путей и средств её разрешения;
— непосредственный характер постижения истины.
Заблуждение — это содержание знания субъекта, которое не
соответствует реальности объекта, но принимается субъектом за истину.
Ложь — это сознательное искажение реальности объекта.
Сознание
Сознание — это способность человека целенаправленно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
К элементам структуры сознания относятся:
— восприятие органами чувств человека окружающего мира и самого себя;
— логические и понятийные способности и знания, получаемые на их основе;
— эмоциональные компоненты (личные переживания, воспоминания, предчувствия);
— ценностно-смысловые компоненты (высшие мотивы деятельности, духовные идеалы).
Самосознание — это явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Самопознание
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Виды самопознания — опосредованное и непосредственное.
Опосредованное самопознание совершается с помощью анализа собственной деятельности.
Непосредственное самопознание имеет форму самонаблюдения.
Результатом самопознания является самооценка. Различают два вида самооценки:
• реалистическая — у людей, ориентированных на успех;
• нереалистическая — у людей, ориентированных прежде всего на избегание неудач. Эта самооценка может быть завышенной или заниженной.
Социальное поведение
Социальное поведение — это совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Деятельность состоит из действий, а поведение — из поступков.
Действие — процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Поступок — действие, которое рассматривается с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.
Различают следующие виды социального поведения:
— массовое и групповое;
— просоциальное и антисоциальное;
— помогающее и конкурентное;
— девиантное и противоправное.
Массовое поведение — неорганизованная активность масс, которая не имеет определённой цели.
Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, которое является результатом происходящих в ней процессов.
Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат мотивы, связанные с оказанием людям помощи.
Антисоциальное поведение связано с антиобщественными действиями человека.
Помогающее поведение связано с помощью другим людям в различных областях: на работе, в личной жизни, в спорте.
Конкурентное поведение связано с соперничеством с другими людьми на работе, в личной жизни, в спорте.
Девиантное поведение — поведение людей, связанное с отклонением от общепринятых в обществе норм и принципов.
Противоправное поведение — поведение людей, связанное с совершением поступков, противоречащих нормам права.
Условия социального поведения определяют принятые в обществе нравы и обычаи.
Нравы — это реакции на определённые события, которые являются типичными и повторяются многими людьми, а также преобразуются по мере изменения сознания людей.
Обычаи — это форма поведения людей в определённой ситуации, которой они следуют, совершенно не задумываясь о том, почему следует поступать именно так.
Свобода и ответственность
Свобода — это специфический способ бытия человека, который связан с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на знании объективных свойств и закономерностей окружающего мира.
Ответственность — это объективный, конкретный вид взаимоотношений между человеком, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Социальная ответственность — это склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
К социальным условиям реализации свободы относятся:
— социальные нормы;
— формы общественной деятельности;
— уровень развития общества;
— место человека в обществе.
Вопросы для самоконтроля
1. Нужда, которую человек переживает в чём-либо, — это:
— благо;
— интерес;
— потребность;
— ценность.
2. Выберите из предложенного списка лишний признак в характеристике человека как личности:
— убеждения;
— разумное поведение;
— вероисповедание;
— ценностная ориентация.
3. Выберите из предложенного списка виды самопознания:
— опосредованное;
— реалистическое;
— нереалистическое;
— общественное.
4. Выберите из предложенного списка научный метод эмпирического исследования:
— дедукция;
— описание;
— анализ;
— синтез.
5. Верны ли эти суждения о характере деятельности?
А) Общественный характер деятельности проявляется в том, что в процессе деятельности человек вступает с другими людьми в различные отношения.
Б) Преобразующий характер деятельности проявляется в том, что деятельность направлена на получение конкретного результата.
1) верно только суждение А
2) верно только суждение Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли эти суждения о бытии человека?
А) Бытие человека — это философская категория, которая обозначает существование человека, его реальность.
Б) Бытие отдельного человека представляет собой единство его тела и природы.
1) верно только суждение А
2) верно только суждение Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли эти суждения о мотивах деятельности?
А) Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью.
Б) Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.
1) верно только суждение А
2) верно только суждение Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Впишите слово, пропущенное в схеме.
9. Впишите слово, пропущенное в схеме.
10. Найдите в приведённом ниже списке мотивы деятельности:
— интересы;
— желания;
— влечения;
— эмоции;
— убеждения;
— жизненные принципы.
11. Найдите в приведённом ниже списке компоненты сознания:
— воспоминания;
— рефлексы;
— предчувствия;
— духовные идеалы;
— инстинкты.
12. Найдите в приведённом ниже списке виды деятельности:
— общение;
— игра;
— плавание;
— труд;
— субъект;
— учение.
13. Найдите в приведённом ниже списке социальные потребности:
— экономические;
— экзистенциальные;
— индивидуальные;
— престижные;
— идеальные.
14. Найдите в приведённом ниже списке элементы структуры внутреннего мира человека:
— познание;
— идеи;
— эмоции;
— чувства;
— мировоззрение;
— идеалы.
15. Установите соответствие между биологическим существом и его характеристиками: к каждой позиции, обозначенной цифрой, подберите соответствующие позиции, обозначенные буквами.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО:
1) человек;
2) животное.
ХАРАКТЕРИСТИКИ:
а) может осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность;
б) приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни;
в) воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность;
г) преобразует окружающий мир, создаёт материальные блага;
д) может изготавливать орудия труда.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других