Большие грехи. Перевод на русский язык

Захир Бигиев

«Великие грехи» – время написания точно не известно. Предполагается в 1887—1889, в годы учебы автора. В первый раз произведение было напечатано 1890 году в типографии Г. М. Вячеслава сопроводительными словами («Гонахе Кабаир»). Роман. Произведение сына покойного ахуна мелла Жаруллы Мухаммадзахира Бигиева. На титульном листе по русский было написано: «Смертные грехи». Роман из уголовной хроники. Сочинение Могамет Загиръ Бигиева». Издавался еще 1896 и 1906 годах в советское время 1925 году.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Большие грехи. Перевод на русский язык предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 1

Так как в нашей истории участвуют Габделгафур, напишем кто он такой. Габделгафур Мансуров — сын муллы-имама. Не желая разглашать имя отца, в нашем романе назовем его просто Накэс2 мулла. Родина сына Накэс-муллы деревня в Нижегородской губернии Сергачевского уезда. Так как мы не открыли имя отца, также не будем называть название деревни и обозначим ее просто буквой «К».

Основное занятие деревни — считается земледелие, но многие из них уезжают в другие города, например: Нижний Новгород, Казань, Москва, Петербург, Ростов-На-Дону. Занимаются торговлей или другими делами.

В вышеназванной деревне есть три мечети и четыре имама. Накэс мулла много лет является имамом, и путем «хэйляи шаргый»3, ришвэт4, риба5 накопил какое-то богатство и жил жизнью зажиточного человека. У него было две жены и пятеро детей. Габделгафур, о котором мы рассказываем был его старшим, 17 летним сыном.

День джумга6. Приближается время намаза7. Махалля8 Накяса муллы по одному собираются в мечети. Один из них — Габделраззак бабай. Он взял тахарат9, но из-за отсутствия обуви пошел босиком в мечеть. Из-за грязи на дороге, ноги его замарались, и он около двери мечети повторно помыл ноги набрав воды в сосуд, служащей кумганом и только после этого зашел в мечеть. Кроме таких бедных людей, идущих по пути АЛЛАХА, в этой деревне живут также не мало бедных людей, которые не читают намаз, мурдары10. Если кого-нибудь из них позовешь на намаз или таравих11 они говорят: — “ пусть АЛЛАХ даст мне одежду и богатство, потом мы пойдем в ваши мечети и намазы.»

Азан12 прозвучал и люди уже приготовились к намазу, только нет Накяса муллы. Через 5—10 минут пришел и он. Сразу приступил к намазу, ни вагаз13, ни насихат14, ни хутба15. «Элхамдуллилях, Элхамдуллилях, Элхамдуллилях раббиль галямиин16” — сказал, и быстро закончил намаз.

После намаза два человека около мечети поздоровались с муллой. Они были парнями из этой деревни «К» приехавшие из Ростова-На-Дону. Мулла сразу позвал этих денежных людей к себе на чай. И вот они уже пять человек: хозяин сам, его сын Габделгафур, двое мусафир17 и моэзин18. Сидят и пьют чай. Когда сели вокруг стола мулла обратился к мусафирам:

— Как съездили? Все ли хорошо в Ростове?

— Слава АЛЛАХУ все хорошо.

— Как наши односельчане? Жив, здоров ли мулла Ростова? Слышали, что он ездил в хадж19? Как приехал? Какие там новости?

— Ездил, ездил. Гыйззатулла-хазрат стал хаджи. Пусть благословит АЛЛАХ.

Сидевший до этого молча моэзин спросил у мусафиров:

— Мы слышали, что мулла Ростова молодой благонравный, благочестивый человек, правда ли это?

— Молодой, молодой, не больше 26—27. Сам такъва, муттакый20, ученый, каждый раз прихожанам махалле говорит проникновенные вагазы-насихаты. Джумга намазы и повседневные намазы проходят вместе с общиной махалле в джамиг21 мечети. А ведь всего 4—5 лет тому назад в Ростове было мало кто придерживался ислама, не удерживали от запретного и не призывали к благому, и мало кто жил по шариату — ответили мусафиры и начали рассказывать о делах в Ростове.

— Вот, из нашей деревни многие уезжают в поисках работы или торговли в далекие города — продолжил разговор моэзин, — те, кто переехал в Ростов, будь он молодой или старый, встает на путь ислама, сторонятся харама22, выполняют повседневные намазы вместе с джамагатом. Некоторые наши беспутные люди, пожив несколько лет в Ростове исправляются и возвращаются смиренными, скромными людьми. Афарин!23

Потом мулла обратился к мусафирам:

— Мы тоже отправляем нашего сына в Казанское медресе.

— Когда? Скоро ли провожаете? — спросил один из мусафиров.

— Скоро, в течение 2—3 дней, хотели еще в прошлом году, но все откладывали. Нынче поедет ин ша АЛЛАХ24. Если будет здоров, следующий джумга намаз будет читать в Казани.

После того как посидели за разговорами 15—20 минут, мусафиры, отдав свои садака25, вышли из дома имама эфенде26.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Большие грехи. Перевод на русский язык предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Грубый, жадный

3

Обманный вердикт, якобы основанный на шариате

4

Взятка

5

Ростовщичество

6

Пятница — день обязательной для мусульман коллективной молитвы в мечети

7

Молитва

8

Здесь обитатели района

9

Ритуальное омовение перед молитвой

10

Возможно, имеется ввиду Муртады — вероотступники

11

Дополнительный намаз в мечети, которые верующие совершают в месяц Рамадан

12

Призыв на молитву который звучит с минарета мечети

13

Проповедь перед пятничной молитвой

14

Наставление, призыв к благому, оставление порицаемого

15

Вступительное слово перед проповедью

16

Хвала Аллаху, Хвала Аллаху, Хвала Аллаху Господу миров

17

Путник, путешественник

18

Муадзин — человек произносящий призыв к молитве

19

Паломничество в Священный город Мекку

20

Богобоязненный

21

Джамагат — община

22

Запретное

23

Молодец

24

Если пожелает Аллах

25

Милостыня

26

Уважаемый

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я