В данной книге читателю предстоит узнать ответы на вопросы, о которых мало кто говорил и писал. Кто такой «этнопедагог-дидакт»? Какими профессионально-знаниевыми компетенциями он должен обладать? Что представляет собой образовательная этнодидактическая модель самообучения? Как возникла эта идея? Что первично: знаниево-мыслительная деятельность личности или её волевая регуляция?Часть текста ранее была опубликована в книге «Профессиональный бизнес этнопедагога».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этнопедагог-дидакт. Практическое руководство для современной кафедры этнопедагогической дидактики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Описание проблемного поля
В настоящее время контур проблемного поля определяется довольно грустными фактами.
1. Высокий уровень безработицы (более 80%) в тундровых посёлках Таймыра.
2. Отсутствие у школьников мотивации к учению.
3. Невозможностью родителей заботиться о детях по 8—9 месяцев в году, и так долгих и мучительных 7 лет, травмирующих психику родителей и детей.
Из отчёта Администрации Красноярского края известно, что в тундровых посёлках численность населения не столь высокая и местные органы власти ограничиваются приспособлением жилых помещений под детский сад, начальную малокомплектную школу.
Традиционная инфраструктура дошкольного и школьного образования не отвечает требованиям современного рынка труда. В этой связи необходима иная, этнодидактическая модель образования, в которой будет осуществляться преемственная система обучения и воспитания: детский сад → начальная школа → основная школа → средняя (специально-профессиональная) школа→ повышение профессиональной квалификации →
профессиональная переквалификация в результате географической мобильности.
Ничто так не дисциплинирует ум и поведение ребёнка, как общение и взаимодействие с родителями
Однако для апробации этнодидактической модели нет тех педагогов, которые могли бы осуществлять педагогическую деятельность в новых условиях личностно-интеллектуального процесса самообучения ребёнка.
О наличии проблемы работы педагогов с детьми аборигенного населения свидетельствуют факты исследования «Этнопедагогическая и этнодидактическая ситуация в Хатангской общеобразовательной средней школе-интернате», проведённые в 2011-ом году на Таймыре.
Исследование выявило три ключевые проблемы
Первая проблема — нет чётко и грамотно спланированного взаимодействия между педагогами, детьми и их родителями (100%).
Вторая проблема — низкий процент качества обучения (19%).
Третья проблема — отсутствие уважения к взрослым у детей этнических групп (87%).
Четвёртая проблема — отсутствие желания у детей познавать окружающий мир (92,4%).
Пятая проблема — педагоги не владеют этнодидактическим подходом к личностно-интеллектуальному процессу самообучения и саморазвития детей аборигенного населения (100%).
Следовательно, данные факты, очерчивающие проблемную зону в образовании детей аборигенного населения Таймыра, свидетельствуют актуальность подготовки этнопедагогов-дидактов.
Заранее прошу прощения за конкретизацию, но, чтобы не быть голословной, я должна привести конкретный пример того явления, которое я привожу в своих статьях. Например, педагоги Хатангской средней школы-интерната постоянно жалуются.
Во-первых, на плохую память своих воспитанников.
Во-вторых, на неумение организовать процесс восприятия учебного материала.
В-третьих, неумение самостоятельно обрабатывать и осознавать сложную информацию.
И наконец, неумение управлять своими знаниями. Вновь вернёмся к результатам формирующего эксперимента на Таймыре, когда дети действительно продемонстрировали:
— скоростное чтение, потому что текст описывал этнокультурную среду семейного взаимодействия;
— осознанное понимание текста;
— прекрасное запоминание содержания всех трёх интеллектуальных программ этнопособия самообучения математике.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этнопедагог-дидакт. Практическое руководство для современной кафедры этнопедагогической дидактики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других