Знаниево-мыслительная активность. Дидактическая практика для педагогов и родителей

З. Н. Ичин-Норбу

В данной книге педагоги, родители и прародители найдут ответы на злободневные вопросы из области дошкольного, школьного образования и семейного воспитания подрастающего поколения. Что даёт коммуникативно-регулятивное сотрудничество детям и взрослым? Почему ИГРОВАЯ деятельность не может быть ведущей в возрасте до 7 лет? Почему УЧЕБНАЯ деятельность не может быть ведущей в возрасте от 7 до 12 лет?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Знаниево-мыслительная активность. Дидактическая практика для педагогов и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЗНАНИЕВО-МЫСЛИТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЁНКА

Пятилетняя Нирмала удивляется, а значит, осознаёт свойства ингредиентов состава теста для блинов

1. Частицы, из которых состоит мука и сахар имеют разные размеры.

2. Сахар быстрее растворяется, чем мука.

3. Если мука образует некое вязкое вещество, то кристаллы сахара не только исчезают, но и не меняют прозрачность, бесцветие воды.

4. Венчик ускоряет растворение веществ в воде.

5. При круговорете теста образуются некие слои круга.

6. Густота теста зависит от количества муки.

7. Молоко разжижает тесто и т. д.

Сказанное, описанное, не в меньшей мере, относится не только к речевому мышлению, но и мыслительной активности, имеющей прямое отношение к когнитивно-образовательной деятельности, в ходе которой ребёнок пополняет базовый объём словарного запаса и житейского социокультурного опыта.

Между тем, в область подсознания уходит любое понятие:

— жидкое тесто;

— густое тесто;

— количество муки, сахара;

— гладкость теста;

— распылённость муки;

— объём, толщина и высота;

— глубина;

— концентрация;

— пропорция и состав;

— ингредиенты и свойства веществ;

— ёмкость сосуда и т. д.

Пятилетняя Нирмала видит, как порошок растворяется в воде — диффузия — взаимное проникновение молекул порошка в молекулы воды

Следовательно, для неё не составляет никакой трудности понятия: «молекула» и «диффузия».

Она наглядно и доступно может объяснить — почему пятно исчезает быстрее при намыливании грязного носочка, чем, если бы она стирала только в растворе порошка?

Она может легко объяснить без пояснений взрослого — почему грязная вещь быстрее и качественнее отстирывается в горячей воде, нежели в холодной. Девочка довольно просто оперирует понятиями:

— «температура»;

— «скорость растворения»;

— «время растворения»;

— «время стирки»;

— «трение»;

— «вес»:

— «ёмкость тазика»;

— «комфортная высота» и т. д.

Пятилетняя Нирмала не просто вытирает пыль с книг, она понимает, что: пыль оседает на предметы из-за того, что на неё действует «Сила тяготения Земли»,"Сила трения»

1. Обложка книги имеет:

— ширину;

— длину;

— высоту.

2. Можно даже вычислить периметр и площадь обложки.

3. Книга имеет:

— размер;

— вес;

— форму;

— объём;

— шероховатую или гладкую поверхность.

4. Объём книги зависит от количества листов, которые можно посчитать или посмотреть номер страницы. Вес книги зависит:

— от количества страниц;

— от качества бумаги;

— от толщины листа.

5. Обложка книги обязательно иллюстрирована. Сюжет картинки подскажет содержание книги.

Вместе с тем, многие трудности ребёнка в понимании речи взрослых и, особенно в овладении чтением и письмом, зависят от того, насколько он овладел умениями — вычленять языковые явления как самостоятельные, употребления, не связанные с контекстом. Владение этим умением часто недооценивается при начале самообучения ребёнка.

Приведу для полноты картины реальные диалоги детей дошкольного возраста из «семейного дневника».

Диалог американских малышей

Дети спрашивают у отца:

— Это правда, что Бог заботится о нас?

— Правда.

— И к вам нас принёс аист?

— Да.

— А подарки раздаёт Санта Клаус?

— Конечно.

— Тогда зачем с нами живёте вы?

Диалог никарагуанского малыша

Мама поинтересовалась у своего малыша:

— Что бы ты хотел получить на день рождения?

— Лошадку, пистолет и три дня не умываться.

Диалог арабского малыша

Семья смотрит скачки. Сын спрашивает:

— Мама, а за кем бегут эти кони?

— Не за кем, а за победой. Первая получит большой приз.

— Первая? А зачем тогда бегут остальные?

Собственно говоря, вышепредставленные диалоги уже в очередной раз наглядно демонстрируют факт — у детей по природе их развития не может быть и речи о «ведущей игровой деятельности».

Я не знаю, как ещё доказать неправильность этого абсурда. Играют взрослые, например.

1. В примерных и преданных работников-подчинённых, затаив и завуалировав собственную зависть к успехам начальника-работодателя.

2. В умных и начитанных «всезнаек», понимая то, что невозможно всё знать, а только много знать, и то относительно кого-то.

3. В успешных бизнесменов, которые легко и бессовестно обкрадывают наивных, а потому и чистых, доверчивых людей.

4. В преданного ДРУГА или ПОДРУГИ, чтобы сделать несчастными тех, кто доверяет им всецело.

Этот список можно продолжать и продолжать, но вряд ли учёные психологи согласятся с моими доказательствами. Но не это главное, а то, что родители, в конце концов, должны понять, что ребёнок не умеет играть, он целиком и полностью поглощён ПОЗНАНИЕМ МИРА реалий.

Резонно поинтересоваться тем, что в дошкольных учреждениях должны работать ПРОФЕССОРА, в истинном смысле этого слова. Именно об этом пойдёт речь в моих статьях на сайте и в электронных книгах:

1. Личностно-интеллектуальный процесс самообучения.

2. Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности.

3. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество.

4. Психические функции развития самообучающейся личности ребёнка.

5. Знаниево-мыслительная деятельность самообучающейся личности ребёнка.

6. Речевое мышление самообучающейся личности ребёнка.

7. Мыслительная речь самообучающейся личности ребёнка.

Напомню, что эти книги уже представлены в электронном варианте с множеством практических авторских методик, апробированных в ходе психолого-этнодидактических экспериментов дошколят и школьников начальных классов на Таймыре, в Москве, в Московской области.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Знаниево-мыслительная активность. Дидактическая практика для педагогов и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я