В данной книге педагоги, родители и прародители найдут ответы на злободневные вопросы из области дошкольного, школьного образования и семейного воспитания подрастающего поколения. Что даёт коммуникативно-регулятивное сотрудничество детям и взрослым? Почему ИГРОВАЯ деятельность не может быть ведущей в возрасте до 7 лет? Почему УЧЕБНАЯ деятельность не может быть ведущей в возрасте от 7 до 12 лет?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Знаниево-мыслительная активность. Дидактическая практика для педагогов и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЗНАНИЕВО-МЫСЛИТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЁНКА
Пятилетняя Нирмала удивляется, а значит, осознаёт свойства ингредиентов состава теста для блинов
1. Частицы, из которых состоит мука и сахар имеют разные размеры.
2. Сахар быстрее растворяется, чем мука.
3. Если мука образует некое вязкое вещество, то кристаллы сахара не только исчезают, но и не меняют прозрачность, бесцветие воды.
4. Венчик ускоряет растворение веществ в воде.
5. При круговорете теста образуются некие слои круга.
6. Густота теста зависит от количества муки.
7. Молоко разжижает тесто и т. д.
Сказанное, описанное, не в меньшей мере, относится не только к речевому мышлению, но и мыслительной активности, имеющей прямое отношение к когнитивно-образовательной деятельности, в ходе которой ребёнок пополняет базовый объём словарного запаса и житейского социокультурного опыта.
Между тем, в область подсознания уходит любое понятие:
— жидкое тесто;
— густое тесто;
— количество муки, сахара;
— гладкость теста;
— распылённость муки;
— объём, толщина и высота;
— глубина;
— концентрация;
— пропорция и состав;
— ингредиенты и свойства веществ;
— ёмкость сосуда и т. д.
Пятилетняя Нирмала видит, как порошок растворяется в воде — диффузия — взаимное проникновение молекул порошка в молекулы воды
Следовательно, для неё не составляет никакой трудности понятия: «молекула» и «диффузия».
Она наглядно и доступно может объяснить — почему пятно исчезает быстрее при намыливании грязного носочка, чем, если бы она стирала только в растворе порошка?
Она может легко объяснить без пояснений взрослого — почему грязная вещь быстрее и качественнее отстирывается в горячей воде, нежели в холодной. Девочка довольно просто оперирует понятиями:
— «температура»;
— «скорость растворения»;
— «время растворения»;
— «время стирки»;
— «трение»;
— «вес»:
— «ёмкость тазика»;
— «комфортная высота» и т. д.
Пятилетняя Нирмала не просто вытирает пыль с книг, она понимает, что: пыль оседает на предметы из-за того, что на неё действует «Сила тяготения Земли»,"Сила трения»
1. Обложка книги имеет:
— ширину;
— длину;
— высоту.
2. Можно даже вычислить периметр и площадь обложки.
3. Книга имеет:
— размер;
— вес;
— форму;
— объём;
— шероховатую или гладкую поверхность.
4. Объём книги зависит от количества листов, которые можно посчитать или посмотреть номер страницы. Вес книги зависит:
— от количества страниц;
— от качества бумаги;
— от толщины листа.
5. Обложка книги обязательно иллюстрирована. Сюжет картинки подскажет содержание книги.
Вместе с тем, многие трудности ребёнка в понимании речи взрослых и, особенно в овладении чтением и письмом, зависят от того, насколько он овладел умениями — вычленять языковые явления как самостоятельные, употребления, не связанные с контекстом. Владение этим умением часто недооценивается при начале самообучения ребёнка.
Приведу для полноты картины реальные диалоги детей дошкольного возраста из «семейного дневника».
Диалог американских малышей
Дети спрашивают у отца:
— Это правда, что Бог заботится о нас?
— Правда.
— И к вам нас принёс аист?
— Да.
— А подарки раздаёт Санта Клаус?
— Конечно.
— Тогда зачем с нами живёте вы?
Диалог никарагуанского малыша
Мама поинтересовалась у своего малыша:
— Что бы ты хотел получить на день рождения?
— Лошадку, пистолет и три дня не умываться.
Диалог арабского малыша
Семья смотрит скачки. Сын спрашивает:
— Мама, а за кем бегут эти кони?
— Не за кем, а за победой. Первая получит большой приз.
— Первая? А зачем тогда бегут остальные?
Собственно говоря, вышепредставленные диалоги уже в очередной раз наглядно демонстрируют факт — у детей по природе их развития не может быть и речи о «ведущей игровой деятельности».
Я не знаю, как ещё доказать неправильность этого абсурда. Играют взрослые, например.
1. В примерных и преданных работников-подчинённых, затаив и завуалировав собственную зависть к успехам начальника-работодателя.
2. В умных и начитанных «всезнаек», понимая то, что невозможно всё знать, а только много знать, и то относительно кого-то.
3. В успешных бизнесменов, которые легко и бессовестно обкрадывают наивных, а потому и чистых, доверчивых людей.
4. В преданного ДРУГА или ПОДРУГИ, чтобы сделать несчастными тех, кто доверяет им всецело.
Этот список можно продолжать и продолжать, но вряд ли учёные психологи согласятся с моими доказательствами. Но не это главное, а то, что родители, в конце концов, должны понять, что ребёнок не умеет играть, он целиком и полностью поглощён ПОЗНАНИЕМ МИРА реалий.
Резонно поинтересоваться тем, что в дошкольных учреждениях должны работать ПРОФЕССОРА, в истинном смысле этого слова. Именно об этом пойдёт речь в моих статьях на сайте и в электронных книгах:
1. Личностно-интеллектуальный процесс самообучения.
2. Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности.
3. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество.
4. Психические функции развития самообучающейся личности ребёнка.
5. Знаниево-мыслительная деятельность самообучающейся личности ребёнка.
6. Речевое мышление самообучающейся личности ребёнка.
7. Мыслительная речь самообучающейся личности ребёнка.
Напомню, что эти книги уже представлены в электронном варианте с множеством практических авторских методик, апробированных в ходе психолого-этнодидактических экспериментов дошколят и школьников начальных классов на Таймыре, в Москве, в Московской области.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Знаниево-мыслительная активность. Дидактическая практика для педагогов и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других