Все – в одном. Книга основана на реальных событиях, но не имеет с ними ничего общего

Еркегали

Как разобраться, что хорошо и что плохо? Почему одно поколение считает – честь превыше всего, а другое возводит деньги на пьедестал, практически поклоняясь им? Почему мы сегодня ради наживы готовы ломать судьбы других людей? Как вернуть все на круги своя? Мы любим своих родителей, но не уважаем чужих, в воспитании ли дело, или это следствие окружающей нас действительности? Для понимания этого недостаточно одной истории, но все же автор берется за эту тему, пытаясь разобраться, что к чему.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все – в одном. Книга основана на реальных событиях, но не имеет с ними ничего общего предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

На родине

Приехав на родину, Сеит-Баттал устроился на работу учителем, параллельно печатался в различных местных печатных изданиях, а также принимал активное участие в политической жизни «Алаш-Орды»3. Спустя несколько лет встретил близкого друга. У них состоялся странный разговор:

— Тут надо бы помочь людям, — начал Камбар, потупив взгляд. Он чувствовал себя сводником — не пристало мужчине заниматься такими делами. Но на кону, возможно, стояла чья-то жизнь.

— У них есть племянница, красавица, ей нужен муж.

— Ну хорошо, а при чем здесь я? — удивился новоиспеченный педагог — у меня в планах нет женитьбы, работы очень много, мне дня и ночи не хватает.

— Ну понимаешь, они из состоятельных людей, а на таких сейчас охотятся. Им бы пристроить племянницу. Можешь потом развестись, когда она встанет на ноги. Да ты их, скорее всего, знаешь — это племянница Райымжана…

— Да ты с ума сошел! Она же еще ребенок и, к тому же, младше меня на двенадцать лет! Мне с ней в куклы играть прикажешь что ли?

— Понимаешь, если она останется в той семье, то может погибнуть. Сделай доброе дело, женись…

Еще долго они говорили об этом и, наконец, невольный сводник уговорил товарища жениться, но с одним условием — тоя4 не будет. В назначенный день невеста просто переступила порог своего нового дома. Вид у нее был испуганный, муж показал ей комнату, а сам удалился в кабинет. Умрахия не так себе все представляла и от обиды проплакала до утра.

Встав утром, новоиспеченный муж почувствовал вкусный запах еды. Выйдя в столовую, увидел накрытый стол, за ним сидела его жена.

— Это ты приготовила? — спросил он.

— Да, конечно, а кто же еще? — обижено проговорила она.

— Просто мне говорили, что дядя не подпускает вас к кухне и…

— Так и было. Но его вторая жена учила нас всему, втайне от него, — не дала договорить рассерженная Умрахия.

— Ты не обижайся, для меня наша свадьба неожиданность, да и с новыми людьми мне тяжело сходиться.

— Я могу переехать в твою комнату?

— Давай пока поживем в разных. Привыкнем друг к другу, — покраснел он. Вообще он надеялся, что все утрясется само собой и девушка никогда не зайдет к нему…

Вскоре Умрахия прославилась как хорошая жена, соседи ставили ее в пример своим дочерям. У нее всегда было чисто, готовила она просто великолепно, учила ее татарка. А татарки, как известно, готовят очень вкусно — таких блюд в этих местах не видели. Новые подруги приходили и учились хитростям кулинарии. Особенной популярностью пользовались такие татарские блюда как беляши (вак бэлиш), учпучмак (эчпочмак) и, конечно же, сладости — коштеле, чак-чак. Между делом жена доучилась, и стала работать в школе. Постепенно Сеит-Баттал привык к ней, и через некоторое время у них родилась дочь.

Работал Мустафин на учительских курсах в техникуме и был учителем в школе. Деятельность его не ограничивалась преподаванием. Он занимался политической деятельностью, переводами с турецкого языка, писал книги, статьи в газетах и журналах, изучал историю. В нем жил тот юноша, который стремился к знаниям и старался передавать их другим. Как и большинство педагогов того времени, он пытался облегчить путь к знаниям подраставшему поколению. Как-то, возвращаясь домой из командировки, он увидел маленького горбатого мальчика лет шести, который читал обрывок старой газеты.

— Здравствуй! — обратился он к нему, — что ты делаешь?

— Здравствуйте, ага5! Я читаю газету, — последовал ответ.

— А можешь вслух прочитать? Я тоже хотел бы узнать, что нового есть на свете.

Мальчик медленно, запинаясь прочитал текст.

— Скажи пожалуйста, кто тебя научил читать?

— Никто, — пожав плечами, ответил ребенок

— Можешь проводить меня к твоим родителям? Мне хотелось бы с ними поговорить, — спросил Сеит-Баттал.

Мальчик привел странного человека домой. Педагог увидел старую юрту, в которой дыр было больше чем кошмы. Было видно, что семья бедствует. Вышел отец мальчика.

— Ассалам Алейкум6! — поприветствовал он незнакомца.

— Добрый день! Вот увидел, как Ваш сын читает газету, и решил с Вами поговорить. Кто его научил читать?

— Да никто. Сам он. Где-то подслушал, где-то увидел. Мы — то не обучены грамоте, не можем научить, — потупил взгляд отец

— У меня есть к Вам предложение: я учитель, а ваш мальчик очень сообразительный. Отдайте его мне, я устрою его в интернат — там сытно кормят и учат наукам, он получит специальность, станет уважаемым человеком.

— Заходите попейте чаю, я посоветуюсь с женой.

Муж с женой совещались недолго, они знали его заочно. Ходили слухи, что учитель собирает детей и учит их. Кормить лишний рот было тяжело, так у мальчика будет крыша над головой. А поскольку он умен, может действительно, станет большим человеком.

— Мы согласны, берите его: мясо Ваше — кости наши, — согласились наконец родители.

Сборы были недолгими: сыну дали лепешку и немного курта7, больше ничего и не было. Некоторое время он жил у своего учителя, потом его устроили в интернат. Мустафин на всем протяжении обучения контролировал талантливого мальчика, даже когда он пошел учиться дальше. Этот ученик стал академиком и единственным, кто впоследствии, не побоявшись гонений, напишет: «менің ұстазым Сеит-Баттал гази Мустафин» (мой наставник Сеит-Баттал гази Мустафин). Это был не единичный случай. Педагог нашел много талантливых людей, многим помог.

Однажды он увидел, как один из молодых учителей очень строго, даже со злостью, отчитывал ребенка, а испуганный ученик явно не понимал, чего же все-таки от него хотят.

— Баке, ты же видишь, он тебя не понимает. Скажи ему на казахском языке, — заступился он за ученика.

Учитель ничего не сказал, только злобно посмотрел в его сторону и ушел. Вечером того же дня в город приехал друг Сеит — Баттала, Магжан. Они собрались у общего знакомого — директора местной школы. Посидели, поговорили о том, о сем. Утром Магжан уехал в Петропавловск. А через два дня вышла статья, в которой говорилось о собрании Алаш-ординцев, — среди них был Магжан Жумабаев, — которые планировали какой-то заговор. В другой газете вышла статья о педагоге шовинисте, который не позволяет проводить занятия на русском языке. Реакция властей была мгновенной, заслуженного педагога вызвали в НКВД к следователю. После короткого разговора его отпустили, заверив, что все это ошибка и ничего более.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все – в одном. Книга основана на реальных событиях, но не имеет с ними ничего общего предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я