Клуб анонимных перфекционистов начал работу в ноябре 2014 года в качестве страницы на Facebook. На заседаниях члены клуба учатся управлять перфекционизмом и получать удовольствие от жизни, вместе разрабатывают методики выживания в условиях, приближенных к реальной жизни. Книга «Заседания Клуба анонимных перфекционистов. От А до Я» – плод совместных усилий тысяч участников проекта. Елена Тамазова – бизнес-тренер и коуч с 15-летним опытом работы в сфере связей с общественностью и маркетинговых коммуникаций. Автор популярных мастер-классов и тренингов в области развития коммуникационных навыков, управленческих компетенций и повышения личной эффективности. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Заседания Клуба анонимных перфекционистов. От А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
В
Восемь уровней слушания
На очередном заседании Клуба анонимных перфекционистов мы обсуждали, что значит правильно слушать. Ведь перфекционист все должен делать правильно, тем более, что правильное слушание — неотъемлемая часть правильной коммуникации (освежите в памяти шесть правил Глеба Жеглова. О них говорится в главе про коммуникации).
По этому поводу вспоминается анекдот о том, как очень одинокий человек решил купить попугая, чтобы было с кем поговорить. Прошло какое-то время, он встретил друга, который спросил:
— Ну как, заговорил попугай?
— Нет.
— Так что же ты его обратно в магазин не отнес?
— Он, конечно, не говорит, зато как слушает!
Так вот, именно со слушанием у нас чаще всего возникают сложности. Зачастую потому, что мы заранее знаем, что нам скажет собеседник и к чему он клонит. Особенно искушенными становятся те, кто прошли тренинг по противодействию манипуляциям.
Итак, давайте разбираться. Я услышала идею про разные степени слушания у Александра Дудорова на конференции по фасилитации. Половину не поняла, половину прослушала, поэтому решила дать свою трактовку.
Уровень 1 — игнор.
С этим все понятно. Это тоже форма коммуникации. Осознанно или бессознательно игнорируя собеседника, мы причиняем человеку дискомфорт, так что это своего рода насилие. Да-да. Именно поэтому достойный отпор агрессору в соцсетях — отправить его в игнор.
Уровень 2 — квазислушание.
Это когда мы делаем вид, что слушаем, а сами мыслями витаем где-то в более приятном месте. Формальные признаки такого слушания — междометия и выражения вроде: «Надо же, как интересно!»
Если ваш собеседник не дурак, он сразу вас раскусит и очень обидится. Но стоит отметить, что многим собеседникам вполне достаточно формального слушания, им важнее выговориться, чем быть услышанным. Поэтому вас еще не бросили подруги, которые любят жаловаться на свекровь и цены в магазинах.
Только вот дети не любят формального слушания, потому что их невозможно обмануть и потому что у них все всерьез, так что они сделают все, чтобы привлечь ваше внимание. Будьте готовы к кошачьим воплям или разрисованным обоям.
Уровень 3 — «Слушаю, чтобы сказать, что Я по этому поводу думаю».
В таком случае человек с нетерпением ждет логической паузы или момента, когда у собеседника кончится воздух, чтобы встрять со своим мнением. Такой диалог особенно характерен, когда один пытается убедить другого, что он не прав. Как вы понимаете, никто никого не слушает и не слышит. Это наименее продуктивная форма общения, когда оба тратят уйму энергии впустую. На втором уровне хотя бы один собеседник не напрягается (до поры до времени).
Уровень 4 — «Слушаю, чтобы понять содержание (слова)»
Человек внимательно слушает, чтобы понять, что ему говорят: куда нужно со всем этим пойти, что взять, как заправить машину дизельным топливом, если в наличии только бензин… Так обычно слушают инструкции. А еще так разговаривают с иностранцами.
Уровень 5 — «Слушаю, чтобы понять смысл»
На этом уровне собеседник действительно старается понять, о чем речь и кто в этой истории злодей, а кто — герой. Собеседник может даже делать записи, чтобы запомнить, обобщить информацию, сделать выводы, воспроизвести или передать другим содержание. Так слушают на пресс-конференциях или на интервью. Если бы я в школе так слушала, то закончила бы с золотой медалью.
Уровень 6 — «Слушаю, чтобы понять, ЗАЧЕМ человек это говорит».
Пытаюсь понять, что именно он хочет сказать.
— Я не виноват (это они все напортачили).
— На самом деле я хороший (а все вокруг уроды).
— Я крутой (потому что у меня большой внедорожник, который надо заправлять дизелем).
— Пожалейте меня, я такой несчастный! Весь мир против меня (пробки образуются именно вокруг меня, колготки рвутся нарочно, а начальник — тиран и сумасброд).
Далее — по списку.
Здесь спрятана ловушка: как только понимаете, зачем все это, обычно становится скучно и не всегда хочется продолжать общение.
Уровень 7 — «Слушаю и сопереживаю»
Далеко не всегда люди добираются до этого уровня в общении, да и не всем это нужно. Тем более, что это не очень экологично для того, кто сопереживает. Нужно сопереживать не всем и уметь заземляться. Однако именно этот уровень близости в общении наиболее ценен, именно за этим мы приходим к друзьям и родным. Уровень 7 имеет потрясающий терапевтический эффект.
Уровень 8 — «Слушаю не я»
Это такой уровень, когда слушающий убирает свою личность куда подальше и не мешает собеседнику быть собой, просто поддерживает чуть-чуть. Создает атмосферу комфорта, безопасности и доверия. И все. При таком общении собеседник может многое про себя понять и принять важные для себя решения. Когда я училась быть коучем, нас не учили работать именно на этом уровне, это я уже с практикой сама дошла, как мама Дяди Федора до Простоквашино.
Я нащупала еще и девятый уровень — «тишина». Это когда можно молчать вместе. Такое бывает только с друзьями детства и с любимым человеком, с которым прожито полжизни.
Возникает резонный вопрос: а нужно ли со всеми включаться сразу на шестой уровень? Нет, конечно! Сегодня 90 % информации — мусор, так что пусть остается в игноре.
Просто знание о восьми уровнях слушания очень помогает в общении. Если диалог не складывается, вы можете сказать: «Ты сейчас на каком уровне меня слушаешь? Перейди хотя бы на четвертый»
Или: «Нам надо поговорить на седьмом уровне, так что приготовь коньяк!».
Время
И можно ли им управлять
Мы уже договорились, что управлять временем невозможно, можно только управлять собой.
Но зато можно выстроить продуктивные взаимовыгодные отношения со временем, если вспомнить, что у времени две ипостаси — линейное время, то есть Хронос, безжалостно отсчитывающий минуту за минутой и год за годом, и Кайрос.
Хронос — радикальный интроверт, в диалог не вступает, мольбы не слышит, так что давайте оставим его в покое.
Кайрос — это нелинейное время, умение делать несколько дел одновременно, приходить вовремя, встречать нужных людей в нужном месте, избегать пробок и успевать на самолет. Кайрос экстраверт и холерик, так что с ним можно договориться. Кайрос умеет сжимать время так, что вы не замечаете его течения, и именно он отвечает за то, что иногда минуты тянутся бесконечно долго.
Секрет успеха в том, что с Кайросом нужно дружить и ни в коем случае нельзя ссориться. Кайрос не любит, когда убивают время. Хуже преступления нельзя придумать. Самая мелкая пакость, которую устроит Кайрос в таком случае — начнет растягиваться. Если у вас выдалась свободная минутка, займитесь чем-нибудь полезным: почитайте книгу, поспрягайте итальянские глаголы, позвоните маме…
В свободное время Кайросу должно быть легко, приятно и интересно. Очень полезно посвятить его отдыху. Даже в метро можно закрыть глаза, расслабить лоб, глаза, рот, щеки, считать дыхание… Дома можете даже телевизор посмотреть, но четко отдавая себе отчет в том, что вы отдыхаете, а не забиваете мозг информационным ширпотребом. Кайрос любит релакс. Время, использованное для отдыха, — это инвестиции в отношения.
Кайрос не любит, когда его напрягают. Если вы выскочили из дома, хлопнув дверью, проклиная все и всех… Если с остервенением раскидываете снег с машины или ищете в недрах сумки проездной, будьте готовы к тому, что Кайрос вам отомстит. Вы споткнетесь на пороге о кроссовки, потеряете ключи от квартиры, сломаете скребок, порвете колготки, а по дороге соберете все пробки. Чем сильнее раздражение, тем вреднее пакость. Может даже голубь какнуть.
Еще Кайрос не любит, когда вы делаете что-то в последний момент. Ведь он пять раз уже напоминал, что пора выходить (приступить к работе, закончить отчет, погладить брюки), а вы его проигнорировали. Обидно ведь. Так что не удивляйтесь, если лифт сломается, компьютер зависнет, в принтере кончится картридж, а на брюки случайно прольется кофе.
Больше всего Кайрос не любит, когда его подгоняют, он ведь лучше знает, когда и что надо делать.
Что делать, чтобы помириться с Кайросом?
Взять паузу. Присесть. Сделать пять глубоких вдохов, задействовав живот, ребра и ключицы. Извиниться перед Кайросом и пообещать исправиться. Принять ситуацию и делать свои дела. Да, кстати, нужно ли говорить о том, что обещание придется выполнить, потому что Кайрос не любит, когда его обманывают?
Зато, когда вы живете с Кайросом душа в душу, у вас все получается. Подворачивается удачный момент, все происходит, как надо. Не успеете подумать о ком-то — встретите его на улице. Вспомните любимую мелодию — тут же услышите ее по радио. Решите что-то сделать — ситуация сложится в вашу пользу.
Надо еще добавить, что Кайрос умеет обманывать Хроноса. Он умеет сделать так, что вы выпадаете из текущего момента и оказываетесь далеко в прошлом, в будущем или вообще в другом измерении. Кайрос умеет сжимать и растягивать время.
Но мы не были бы перфекционистами, если бы не задумались о том, как эти знания помогают повысить эффективность. Так вот.
Обычно человек находится в двухмерном измерении — время и место. Со временем мы знакомы уже близко, а у пространства нет собственного бога и собственного названия, так что давайте назовем его Топос (тоже греческое слово). Если к системе координат «Хронос-Топос» добавить еще «Кайроса», получится трехмерная объемная картинка. И жизнь засверкает новыми красками.
Если отказаться от иллюзии, что можно купить или выиграть время и дружить с Кайросом здесь и сейчас, то именно он помогает войти в состояние потока, когда все получается само собой. Именно третья система координат позволяет все успевать, ловить удачу, использовать шанс, встречаться с нужными людьми, выполнять несколько задач одновременно и т. д.
Предлагаю приступить к практическим занятиям. Пожалуйста, сообщайте о своих результатах.
Обычно человек находится в в двухмерном измерении — время и место
Вызов
Вернее, планка вызова
Давайте поговорим о планке. Не о той, которую нужно держать по три минуты в день, а той, которую мы сами себе задаем при постановке задач.
Постоянное повышение планки — это не погоня за несбывшейся мечтой, а поступательное движение вперед. В общем, все как мы любим.
Что такое планка?
По сути, это вызов. То, что побуждает нас взяться за задачу. То, благодаря чему мы видим разницу между достижениями и рутиной, то, что приносит удовлетворение и позволяет праздновать победу. Каждая взятая высота приводит к улучшениям, приносит что-то новое и вообще заставляет выйти из набившей оскомину «зоны комфорта». Если все осталось как прежде, значит, планка была поставлена слишком низко, а если мы задрали планку слишком высоко, то страшно даже браться за дело.
Зачем нужна планка?
Чтобы жить полной жизнью. Это когда вы говорите себе: «А вот это интересно! Надо попробовать!» или «Мы всех порвем!»
В общем, она нужна, чтобы развиваться.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Заседания Клуба анонимных перфекционистов. От А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других