Родительский клуб «Теплые встречи» в детском саду. Организация работы родительского клуба в дошкольном учреждении

Евгения Полякова

В пособии представлена модель организации и работы родительского клуба в детском саду: положение о клубе, тематика заседаний, образцы документации, диагностический блок и сценарии заседаний. Материалы в полной мере соответствуют практике дошкольного воспитания. Работа клуба способствует установлению сотрудничества между родителями и педагогами, позволяет комфортно чувствовать себя на территории детства.Предназначено педагогам, психологам образовательных организаций, полезно родителям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Родительский клуб «Теплые встречи» в детском саду. Организация работы родительского клуба в дошкольном учреждении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Евгения Полякова, 2019

© Анастасия Кривцева, 2019

ISBN 978-5-0050-7716-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, каких я только могу вообразить себе, но чтобы тогда не было детей, или такими людьми, как теперь, но с детьми, — я бы выбрал последнее.

Л. Н. Толстой.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №24 «Золотая рыбка» в этом году после ремонта распахнул двери еще для пяти групп детей-дошколят — малышей раннего возраста. Теперь в нашем детском саду стало 13 групп, из них — 2 группы детей с ОВЗ (старшая и подготовительная).

Детский сад расположился в спальном районе курортного города Ессентуки в живописном месте: много зелени, воздуха, рядом — питьевой минеральный источник, благоустроенный городской парк Победы. Территория детского сада утопает в зеленых насаждениях — плодовых и лесных деревьях, декоративных кустарниках и цветах. Родители и дети, не первый год посещающие детский сад, с удовольствием идут сюда.

А вот новые «жители» ясельных групп пока чувствуют себя не очень комфортно: они еще не привыкли к своим воспитателям, помещению, коллективу малышей. Да и родители теряются, тревожась и переживая за своих детей. Они забрасывают педагогов вопросами о том, как себя чувствует их чадо, что надо сделать дома, чтобы ребенок не плакал, как уговорить малыша собраться утром в детский сад.

И тогда появилась необходимость создания на базе учреждения родительского клуба «Теплые встречи», где основная цель — расширение и пополнение базы родительских знаний о развитии и воспитании ребенка, установление доверительных отношений «педагог-родитель», создание активного родительского коллектива.

Листовка-объявление о заседании клуба на сайте психолога

Листовка-приглашение на заседание клуба

Как любая встреча, любой психологический тренинг, урок начинаются с приветствия, так и заседание родительского клуба начинается с приглашения-объявления. Уделите этому особое внимание: ведь встречаем по одежке, а провожаем по уму! Продумайте форму приглашения. Может быть, это будет объявление на стенде в детском саду, листовка-приглашение на сайте учреждения, напоминание в календаре на сайте педагога-психолога, именные пригласительные билеты для участников заседания — все они должны быть красочными, запоминающимися, несущими минимум необходимой информации и, главное, вызывающими желание прийти на встречу.

Объявление о заседании клуба

Родительский клуб как форма сотрудничества с родителями

Семья — первый и основной фактор успешной социальной адаптации ребенка. Ее включенность в работу образовательного учреждения, степень контакта родителей и специалистов, наличие общих целей и алгоритмов действий показывают качество воспитательно-образовательной работы в детском саду, эффективность запланированных мероприятий, уровень психологического комфорта в детском и взрослом коллективе.

Сегодня изменилось отношение государства к семье. Стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании» сказано, что именно родители являются первыми наставниками и педагогами своих детей, а ДО активно помогает семье.

Сегодня необходимо говорить о семейной адаптации к детскому учреждению. Если родители «принимают» детский сад, положительно относятся к его сотрудникам, укладу жизни, то это уже половина успеха адаптации малыша к детскому коллективу, детскому учреждению как к еще одной важной стороне жизни. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах адаптации к изменившимся условиям быта, режима, контактов — одна из важнейших задач клуба.

Современные родители должны понимать, что воспитание ребенка в большей мере зависит именно от семьи. К сожалению, воспитательная функция современной семьи в настоящее время реализуется недостаточно. В наше время родители уделяют все свое внимание материальной стороне, считая, что главная их задача — обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а воспитание и развитие — дело детского сада и школы.

Проведенные исследования показали, что подавляющее большинство родителей не уделяют должного внимания семейному воспитанию (65% родителей считают своей главной заботой материальное благополучие ребенка), но в то же время подтвердили возросший интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу ДО (до 80% опрошенных выразили желание принять в нем активное участие). 90% родителей согласны с тем, что семейное воспитание ребенка важно и нужно, но отметили свою педагогическую некомпетентность в этой области.

Проанализировав взаимодействие педагогов и семей, мы выявили следующие проблемы:

— все мероприятия для родителей носят массовый характер (родительские общие и групповые собрания, конференции, семинары-практикумы). Эти формы недостаточно отвечают запросам родителей и педагогов по установлению взаимного сотрудничества в воспитании детей;

— круг родителей, участвующий в образовательной деятельности детского сада, ограничен;

— использование педагогического потенциала воспитателей и специалистов ДО недостаточное;

— родительский и педагогический опыт воспитания пересекаются недостаточно, освещение и обмен информацией происходит без должной мотивации к совместному сотрудничеству.

Поиск наиболее эффективных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада стал актуальной проблемой для педагогов. И родители, и педагоги заговорили о создании сообщества, объединении взрослых, где вопросы воспитания и образования детей будут освещаться со всех сторон, прорабатываться в разных формах. Причем, все высказывали мнение, что встречи в таком сообществе должны носить постоянный, творческий характер, помогать в деле воспитания детей, решать возникающие проблемы, способствовать появлению нового коллектива «родители-педагоги».

Провели «тихую» акцию — опрос всех участников образовательного процесса — с целью выяснения предпочтений, как лучше построить взаимное сотрудничество воспитателей, родителей и специалистов, какую форму работы считать основной и приемлемой. В холлах, коридорах детского сада поместили листовки-опросники (рядом поставили стаканчики с цветными маркерами), где взрослые отмечали:

— красный плюс — да, согласен, это здорово;

желтый плюс — это надо хорошо все обдумать;

синий плюс — не согласен.

Позже педагоги провели подсчет голосов по всем опросным листам и объявили совместное решение: на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №24 «Золотая рыбка» открывается клуб для родителей, детей, педагогов и специалистов. Это оказалась наиболее эффективная форма по числу голосов. Такая форма сотрудничества даст возможность пробудить интерес родителей к жизни детей в ДО, активизировать их к участию в совместной деятельности с детьми, к возможности на практике совершенствовать свои родительские компетенции.

В этот же день был объявлен конкурс на лучшее название клуба, победителей ждали призы. Родительский клуб получил название «Теплые встречи». Активная группа родителей и педагогов занялась разработкой Положения о родительском клубе (приложение 1).

Родительский клуб — особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.

В основе организации взаимодействия детского сада и семьи должно лежать принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании ребенка. В связи с этим в рамках родительского клуба инициативной группой был разработан Примерный план работы родительского клуба. Целью плана стало изучение образовательных запросов родителей дошкольников, опыт их осуществления, а также развития разных форм социально-педагогического партнерства, психологической помощи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Родительский клуб «Теплые встречи» в детском саду. Организация работы родительского клуба в дошкольном учреждении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я