Дорога к рассвету – 1

Елена Васильева

Психологическая драма. Невостребованная любовь маленького мальчика к матери, а затем патологическая привязанность к девушке, внешне на неё похожей, становятся причинами трагедии.Парень попадает в тюрьму, после чего его жизнь летит под откос…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дорога к рассвету – 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Парень с холодным взглядом серых глаз

Только согревшись окончательно, понимаешь,

как холодно тебе было прежде.

Карен Мейтленд. Маскарад лжецов

У него глаза такие,

Что запомнить каждый должен.

Мне же лучше, осторожной,

В них и вовсе не глядеть.

Анна Ахматова

Те же слова звучали в её сознании, когда Полина ложилась спать. И проснувшись утром после тяжёлого сна, не принёсшего ей отдыха, девушка заметила, что её подушка мокрая от слёз. Полина плакала во сне. Такое с ней было впервые. Нужно было вставать и начинать новый день. Но девушка не могла найти в себе силы, ей никого не хотелось сейчас видеть. Сама перспектива видеть кого-нибудь вызывала страх. Ещё никто и никогда не называл её такими грубыми словами, как вчера это сделал Егор. Полина вспомнила вновь в сотый раз злой презрительный взгляд Егора, его жестокие резкие слова. Неужели он так сильно её ненавидит?! Неужели она чем-то заслужила его ненависть, грубость и презрение?

Полина встала, заставила себя принять душ и одеться, хотя в голове мелькнула малодушная мысль: « А если сегодня не прийти, заболеть? Ведь я вчера достаточно долго просидела на холоде без верхней одежды». Но девушка сразу же отдёрнула себя. Это будет действительно трусость и малодушие. Егор всё поймёт. И так он презирает её, а этот поступок заставит его презирать её ещё больше. « Нет, пойду. Пусть будет, что будет», — решилась Полина.

На кухне бабушка уже приготовила завтрак и с тревогой взглянула на Полину, спросив:

— Что с тобой, Полечка? Уж не заболела ли? Глаза опухшие, бледная. Ты не простудилась, внученька? Где ты вчера так долго была? И так поздно пришла…

Если бы спросил посторонний человек, если бы в голосе бабушки не было столько тепла, ласки и участия, то Полина смогла бы сдержать эмоции, взять себя в руки. Но искренняя забота, направленная на неё, сломила девушку. Полина села за стол, закрыла лицо ладонями и разрыдалась.

— Полечка, ну, что ты?! Что случилось? Расскажи. Давай-ка выпей чаю. Я свежий чай заварила, со смородиновым листом. Оладушек испекла. Поешь-ка, внученька. Ну, не плачь! Не стоит оно того! Поешь и расскажи всё, кто обидел тебя.

— Он… Он не обидел…. Я сама… Я сама так виновата перед ним! — и девушка разрыдалась опять.

— Полечка, но ведь всё можно исправить.

— Нет, он не простит. Он презирает меня.

— Кто? — бабушка удивлённо посмотрела на внучку

— Егор… — всхлипнула Полина.

Бабушка помолчала, о чём-то подумав, потом произнесла:

— Что у тебя с ним случилось? Расскажи. Я не верю, что ты могла сделать что-то, за что тебя можно презирать.

— Я встречалась с Егором, но как с другом. Между нами ничего такого не было. А когда он уехал, я думала, что как девушка я ему не нравлюсь, только как друг. И Кирилл… мы с ним… А Егор вернулся, узнал. Увидел нас вместе и… — сбивчиво говорила девушка. — Я не знаю, как я могла забыть его измену и опять встречаться с ним. Я же тогда к Егору подошла, чтобы заставить Кирилла ревновать.

— Полечка, пей чай, успокаивайся. И не реви, пойдёшь с заплаканными глазами, — бабушка придвинула внучке чашку чаю и тарелку с оладьями. — Как я поняла, ты стала встречаться с Егором назло Кириллу? А теперь тебе стыдно за это перед Егором?

Полина кивнула. Бабушка продолжила:

— Ты вчера с Егором была?

— Откуда ты знаешь? — вздрогнула Полина.

— Ну, это же разговор с Егором тебя так сильно расстроил, не с Кириллом. Вот что, Полечка, — бабушка погладила руку девушки. — То, что тебе стыдно перед этим молодым человеком, — это хорошо. Это говорит о твоей порядочности.

— Но он же об этом не знает! И так не считает! — в отчаянии произнесла Полина.

— Он всё поймёт со временем, если он относится к тебе серьёзно. И если ты с ним себя правильно вести будешь.

— А как правильно? — насторожилась девушка.

— Сначала реши, кто из них тебе нужен. Если тебя так расстроило то, что Егор тебе сказал, значит, ты выбрала Егора? Если так, тогда прекрати встречаться с Кириллом.

— А если Егор так и не простит?

— Пока ты рассматриваешь Кирилла как запасной вариант, точно не простит. Ты должна показать ему, что ты серьёзная девушка, а не вертихвостка. Всё, внучка, завтракай быстрее, а то опоздаешь на свои занятия.

После разговора с бабушкой стало легче. Полина пошла на занятия. Вечером в театре опять была репетиция. На этот раз Егор был на рабочем месте. Он сделал вид, что между ними вчера ничего не произошло, холодно поздоровался с ней и всё. Полина ощутила боль внутри, поэтому самозабвенно вжилась в роль. Она вдруг почувствовала её настолько пронзительно, что Батахов не мог не заметить этого. Он восхищённо похвалил девушку после репетиции. Полина смутилась, встретившись взглядом со звукооператором, она ещё и покраснела. Ещё перед началом репетиции Полина позвонила Кириллу и попросила его не приходить за ней. Так что из театра девушка вышла одна, и Егор это заметил. Все последующие дни Полина отвечала отказом на все приглашения Кирилла, ссылаясь на занятость. Он больше не встречал её у входа. Полина и в самом деле была занята. Чтобы отвлечься от того, что было так мучительно для неё, девушка проводила много времени в библиотеке, готовясь к семинарам, учила сценарий и отдавала все свои душевные силы в исполнение своей роли. Батахов был очарован, он восторженно говорил, что Полина раскрылась, в ней появился надлом, который делал её игру на сцене выразительной, ярко эмоциональной, драматичной. Полина старалась не искать взглядом Егора, но всё же она замечала, что он, как и прежде, внимательно наблюдает за ней, с восхищением смотрит на то, как она исполняет роль. Но Егор старался не сталкиваться с Полиной даже случайно.

Так прошла неделя. Мучительная неделя одиночества. В понедельник Полина готовилась к зачёту в библиотеке. Она сидела за столом, разложив книги перед собой, и увлечённо читала про театр времён Возрождения. Пьесы Шекспира настолько увлекли её, что Полина не заметила, как к ней подошёл Егор и сел напротив. Только тогда девушка оторвалась от книги.

— Не помешаю? — спросил он с напряжением в голосе.

Сердце Полины встрепенулось от радости. Но она сдержала себя. Может быть, он подошёл сказать ей, как сильно он её презирает.

— Я заметил, как ты увлеклась чтением, — продолжил Егор, не дождавшись ответа. — Что так могло захватить хорошенькую девушку? — парень глянул на заглавие статьи в энциклопедии. — Шекспировский вопрос. Да, меня в своё время тоже увлекла эта загадка.

— И ты веришь, что великий драматург так ничего и не написал? — неожиданно спросила Полина.

— Да. Но не будем говорить об этом вслух. Нельзя лишать человечество кумира, — улыбнулся Егор.

— А меня лишать права на прощение можно? — запальчиво спросила девушка. Она сразу же отвела взгляд, щёки её предательски покрылись румянцем. Полина почувствовала стыд, поняла, что должна сказать Егору всё и продолжила. — Егор, прости меня… Я виновата перед тобой. С моей стороны это было нечестно.

— Перестань, — неожиданно перебил её молодой человек. — Давай забудем. Это ты, Полина, меня прости за то, что был пьян тогда, начал распускать руки, наговорил кучу гадостей. Хочешь встречаться с ним — встречайся, а я понял, что мне без тебя плохо. Очень плохо, Полина. Вернём всё, как было раньше?

Девушка взглянула в его глаза. В них стоял вопрос и робкая надежда. Полина улыбнулась и ответила:

— Да, я тоже очень переживала.

— Я всю неделю наблюдал, как ты играешь роль. Это очень выразительно. Мне не просто понравилось, я тобой восхищён, — серьёзно сказал Егор.

— То есть это не комплимент? — Полина перевела его слова в шутку, чтобы разрядить атмосферу.

— Нет, — улыбнулся Егор. — Взгляд профессионала. Я видел уже достаточно актрис, мне есть с чем сравнить. Ты лучшая.

— Ну, теперь — то это точно комплимент! — засмеялась Полина.

— Теперь да, — согласился Егор. — Полина, пойдём прогуляемся с тобой по улице до кафе. Тебе не мешает сделать небольшой перерыв. А потом я, так и быть, не стану тебе мешать готовиться дальше к зачётам.

Девушка с радостью согласилась.

Так отношения Полины с Егором снова возобновились. Но опять ничего больше дружеских разговоров и прогулок не происходило. Полина не знала, радоваться ей этому или огорчаться. Неужели она не интересует его как женщина? Кириллу девушка честно во всём призналась — и в том, что ей нравится Егор, и в том, что она вновь стала с ним встречаться. Кирилл с сожалением посмотрел на Полину, а потом подошёл к Егору, настраивающему аппаратуру для съёмки спектакля.

— Можешь радоваться, — сказал запальчиво Кирилл. — Она твоя. Только помни, вчера она была со мной, сегодня с тобой. Ты не можешь быть уверен, с кем она будет завтра. У красавиц много соблазнов. Полинка будет западать на каждого, кто к ней подкатит. А подкатывать будут, не сомневайся.

Егор посмотрел на Кирилла с усмешкой, но ответил серьёзным тоном:

— Возможно, ты даже прав. Но когда на горизонте появится очередной мужик, я, в отличие от тебя, Полину так просто ему не уступлю.

— Я бы мог побороться, только это всё зря. Значит, это не моё, не судьба. Моё от меня не убежит.

— Ну, ну… — задумчиво кивнул Егор. — Будем надеяться, что это так.

Шла прогонка пьесы « Горе от ума». Батахов ещё не решил, кому из студентов дать роли. Когда очередь дошла до женских ролей, Дмитрий Сергеевич пригласил на сцену Полину и Эльвиру, студентку выпускного курса. К Батахову подошёл звукооператор Егор Вольский. Все знали, что режиссёр прислушивается к мнению своего друга, поэтому старались быть в хороших отношениях не только с Батаховым, но и с его звукооператором. И на этот раз Вольский бросил беглый взгляд на юных актрис, ожидающих начала репетиции в коридоре, затем сказал, обращаясь к Батахову:

— Дай роль Софьи Фамусовой Полине.

Батахов удивлённо взглянул на друга, затем посмотрел на Полину, произнося:

— Да, да… В ней есть что-то… И стервозностью это не назовёшь и высокомерием, а всё же… некая холодность, отстранённость, утончённость аристократки. А Эльвиру куда?

— На роль Лизы, конечно, — улыбнулся Вольский.

— Сдаётся мне, Егор, что тебе не по нраву сходство Левиной с Фамусовой, — добродушно рассмеялся Батахов. — Но в этой роли она будет хороша, чудо как хороша!

Батахов раздал слова выбранным студентам, и репетиция началась. Эльвира читала свою роль:

И только? Будто бы? — Слезами обливался,

Я помню, бедный он, как с вами расставался. —

Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь…

А он в ответ: — « Недаром, Лиза, плачу,

Кому известно, что найду я воротясь?

И сколько, может быть, утрачу!» —

Бедняжка будто знал, что года через три…

Полина плохо помнила эту пьесу из школьной программы, но внезапно, слушая чтение Эльвиры, почувствовала смутную досадную тревогу в душе. Она бросила взгляд в зрительный зал, где на первом ряду сидели Батахов и Вольский, и заметила насмешку в глазах звукооператора. Полина сделала вдох, чтобы успокоиться и начала читать:

Послушай, вольности ты лишней не бери.

Я очень ветрено, быть может, поступила,

И знаю, и винюсь; но где же изменила?

Кому? Чтоб укорять неверностью могли.

Здесь Полина сбилась, замолчала.

— Продолжай, Поля, — нетерпеливо приказал Батахов.

— Я не хочу эту роль, — неожиданно для себя произнесла Полина. Щёки её предательски вспыхнули, девушка отвернулась от света софитов, но успела заметить, как губы Егора растянулись в усмешке.

— Полька, не дури! — легко вышел из себя режиссёр. — У меня на эту роль очередь из студенток — выпускниц стоит, живо найду замену.

— Вот и хорошо, — стояла на своём Полина. — Это не моя роль!

Батахов, не ожидавший такого отпора от студентки, стушевался:

— Полина, я уже тебя вижу в этой роли. А если я что решил, меня уже не разубедишь.

— А почему меня?! Что, я самая беспринципная из всего училища?

— Была бы беспринципная, я бы заставил тебя Кармен играть или леди Макбет. А я прошу от тебя только прочитать слова дочери управляющего, ничего больше!

Полина растерянно посмотрела на Егора. Казалось, он наслаждается перепалкой режиссёра и актрисы. Звукооператор скрестил руки на груди, вытянув ноги, он сидел в расслабленной позе.

— Полька, — продолжил Батахов уже более спокойным миролюбивым тоном. — Но не всем же Белоснежек играть. Роль персонажа, у которого есть недостатки, и даже пороки, намного интереснее. Поверь мне, детка.

Егор решил вмешаться и, взглянув на девушку тяжёлым взглядом с насмешливым прищуром, сказал властно, строго:

— Полина, продолжай читать. Времени мало, не задерживай.

Девушка вспыхнула, но подчинилась и продолжила:

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой; но потом

Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюблённым,

Взыскательным и огорчённым!!…

Полина посмотрела в упор на Егора Вольского, он перехватил её взгляд и смотрел на неё, не отрываясь. Девушка знала, что переиграть его в этой игре кто — кого — переглядит очень трудно. Она продолжила:

Остёр, умён, красноречив,

В друзьях особенно счастлив.

Вот об себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него,

Ах! Если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?

— Отлично, Поля! — похвалил Батахов. — Завтра в том же составе я жду вас здесь. Сегодня прочитайте пьесу, кто в школе не читал или забыл. Все свободны.

Студенты начали расходиться, а Батахов, подмигнув другу, спросил:

— Пойдёшь свою Софьюшку Фамусову провожать? Или, может, ко мне на дачу?

— Провожу Полину, на обратном пути заскочу к тебе. Сегодня я на машине.

— Лады, жду. Как мы с тобой твою бабёнку раскуражили! Вот, смотри, губки надула, недовольная. Ах, какая девочка! Просто леденец на палочке! Ну, иди уже к ней, миритесь, — хихикнул Батахов. — Или боишься, что глаза тебе выцарапает?

— Боюсь, Митька, боюсь, — рассмеялся в ответ Егор.

Полина, вопреки прогнозам Батахова, вела себя сдержано. Она почти не разговаривала с Егором, только попрощалась, выйдя из его машины. Дома после ужина девушка достала из книжного шкафа книгу с пьесами Грибоедова и начала читать, чем дальше Полина читала пьесу, тем всё меньше ей нравилось предложение Егора. Дочитав до конца, девушка с раздражением захлопнула книгу, потушила свет и легла спать.

В обеденный перерыв после занятий Полина встретилась с Егором в коридоре на первом этаже. Парень как раз пришёл за ней, чтобы пригласить в кафе. Уже за столиком, допивая чай, девушка осмелилась спросить:

— Егор, я вчера прочитала всю пьесу. Ты всё-таки не простил меня.

Молодой мужчина насмешливо улыбнулся и ответил:

— Это ты в пьесе прочитала?

— Да. Зачем ты предложил на роль пустышки меня?

— Интересное видение роли. Продолжай, Полина.

Но, заметив обиду в глазах Полины, Егор уже спокойно и дружелюбно добавил:

— Полина, не отказывайся. Это интересная характерная роль. Да, я позволил себе вчера немного подразнить тебя, но не будем выносить на сцену личное.

— Егор, всё-таки скажи, неужели я так на неё похожа? Ты уехал, я даже не знала, когда ты вернёшься и захочешь ли продолжать со мной встречаться. У тебя своя жизнь, ты часто в разъездах. Откуда мне знать, может ты там, на Севере, нашёл себе новую подругу? У нас же даже ничего серьезного не было!

Егор прищурившись, внимательно в упор посмотрел Полине в глаза и произнёс:

— А ты хочешь, чтобы это серьёзное было между нами?

Девушка смутилась, отвела взгляд и тихо ответила:

— Егор, пойми правильно, в наших отношениях не было определённости. Но я же не Софья! Я сделала выбор. Или ты этого ещё не понял, Егор? — Полина смело опять подняла взгляд ярко голубых глаз.

— Да, ты сделала первый шаг. Скоро ты сделаешь второй, — загадочно произнёс парень. — И я даже наверняка знаю, какой. Это будет расчётливый поступок.

— Я тебя не понимаю, Егор. Ты говоришь загадками.

— Дай Бог мне в тебе ошибиться, — всё также загадочно произнёс Егор и неожиданно поинтересовался. — Кстати, какая героиня у тебя любимая, Полина?

Девушка задумалась на несколько секунд, затем улыбнулась и ответила:

— Ты, наверное, подумал, что я назову Татьяну Ларину или Наташу Ростову? Ну, или Джульетту с Офелией?

— Вряд ли, — заинтересованно смотрел на Полину Егор. — У всех этих персонажей чего — то не хватает в характере. Стервозности в них нет. Я уверен, для тебя они скучны.

— Вот как? — удивилась Полина. — Да, ты прав. Из русской классики мне нравится купчиха Катенька Измайлова.

Егор рассмеялся и произнёс:

— Да, это неожиданно. Почему меня твой выбор не удивляет? Зло притягательно?

— Не в этом дело. Мне её жаль. Наверное, надо её осуждать, а я её жалею. Не её вина, что ей попались такие мужчины, которые не могли и не хотели её любить. Да и Офелии тоже не повезло с Гамлетом. Его больше интересовали какие-то призраки, чем реальная девушка.

— Так, так, — глаза Егора вспыхнули живым интересом, но оставались серьёзными, внимательно смотрящие на Полину, он вкрадчивым голосом произнёс — Выходит, мужчины везде и кругом виноватые. Полина, ну, неужели нет ни одного персонажа в мировой литературе, чтобы ты испытывала к нему симпатию?

Он, возможно ожидал, что девушка назовёт персонажа пьес Шекспира, которые сейчас как раз ставили в их театре и в которых Полина играла главные роли — того же Ромео, например, — но её выбор оказался очень неожиданным.

— Вакула из « Ночи перед Рождеством», — серьёзно ответила девушка.

Егор снова задумчиво посмотрел на Полину и произнёс:

— Ради каприза взбалмошной красотки чуть душу черту не продал. Это не умно, Полина.

— А мне он всё равно нравится! — упорствовала Полина, — Такой сильный, смелый и всегда уступал Оксане.

— Подкаблучник, — любезно подсказал Егор.

— Нет! — возразила Полина. — Был настолько сильным, что не боялся уступить.

— Получается, Полина, с твоей точки зрения, женщины могут совершить подлость, им это простительно, а мужчины — нет.

— Получается так. Женщины слабые, чтобы защититься, они не могут вступить в равное сражение с мужчинами, поэтому им приходится использовать менее благородные пути для своей защиты. А мужчины так делать не должны. Они сильные, могут честно и открыто отстаивать свои интересы.

— Я, скорее всего, с тобой соглашусь, — примирительно сказал Егор.

— Ты можешь подумать, что мне положительные герои скучны и неинтересны, но это не так. « Добро в чистом виде… Когда его встречаешь в жизни, оно переворачивает всё с ног на голову», — дословно процитировала Полина.

— Откуда эта цитата, Полина?

— Сомерсет Моэм. «Малый уголок». Мы недавно на семинарах по мировой классической литературе читали его рассказы.

— И чем примечателен этот рассказ? — поинтересовался парень.

А когда Полина кратко пересказала содержание, Егор снова скептически рассудил:

— Парень застрелился, когда застал свою девчонку с другим. По моему, глупо. Это ещё глупее, чем к чёрту за помощью бежать.

— Добро в чистом виде кажется глупостью, — возразила Полина. — А вот тебе, Егор, какие герои нравятся? Теперь твоя очередь назвать два персонажа, мужской и женский.

— С какого начать? — включился в игру Егор.

— С женского, — подсказала Полина. — Интересно выявить твои пристрастия.

— Я не оригинален. Скарлет О'Хара. Взбалмошная, но ужасно обаятельная и милая, чем — то похожая на тебя.

— Никогда не сравнивала себя с ней. По-моему, ничего общего, — не согласилась девушка. — А ты, значит, Рет Батлер?

— Да, как и он, я снисходительно отношусь к твоему увлечению малолетним актёрчиком. Это пройдёт, это не серьёзно.

— Надеюсь, ты меня не оставишь, как Рет Батлер? — затаив дыхание, спросила Полина.

— Ты поверила в то, что он её оставил? — с упрямством во взгляде возразил Егор.

— Не знаю, но… это был очень грустный финал истории, — Полина пожала плечами и затем потребовала, — Теперь называй мужской персонаж.

— Овод из романа Войнич.

Его ответ стал неожиданным для Полины. Роман, в котором всё на грани — и любовь и ненависть.

— Разве бывает так, что можно испытывать любовь и ненависть к одному и тому же человеку? — недоумевая, спросила девушка.

— Бывает, Полина, поверь, — тихим голосом произнёс Егор. Взгляд его был серьёзен, когда он продолжил: — Чаще всего мы безумно начинаем ненавидеть тех, кого страстно любили.

Полина вздрогнула, не понимая, что больше напугало её — его слова или его взгляд и быстро спохватилась, глядя на часы:

— Мы заболтались, и я забыла про время. Мне же домой нужно успеть до начала репетиции.

— У меня машина, я тебя быстро подброшу.

Молодые люди встали из-за столика и направились к выходу. Позже, намного позже, через года, Полина будет вспоминать этот разговор, и даже уже потеряет надежду на возвращение своего Рета Батлера…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дорога к рассвету – 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я