Семнадцатилетняя школьница Надя, уставшая от нравоучений мамы, подает документы в ВУЗ далеко за пределами Петербурга. Исполняется давняя мечта о самостоятельной жизни, вот только никто не предупреждал о ее сложностях и о том, что выбранная профессия может оказаться бессмысленной. Что делать, когда совершен импульсивный поступок? Последовать советам мамы или смириться и попытаться найти смысл жизни? «Заповедник» — не только история противостояния отцов и детей, но и история поиска жизненного пути, формирующегося на фоне дикой природы России. Природа, как и главная героиня борется за свое будущее, каким оно будет и от кого зависит попытайтесь узнать из этой истории. Автор дарит читателю не только историю, но и пищу для размышления о проблемами охраны природы в России, знакомит с профессиями государственного инспектора и полевого эколога.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Заповедник» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
***
Двадцать первого июня группа студентов отправилась на первую трехнедельную учебную практику. После восемнадцати часов в поезде, следующем до небольшого поселка в Карелии, на вокзале их встретили инспектора заповедника на спецтранспорте. От вокзала до заповедника было не больше часа езды. Кряхтящий автобус быстро съехал с асфальтированной дороги на серпантин и затрясся, словно погремушка. Внимание студентов привлек забор, вернее, натянутая на деревянные столбы сетка, а вверху — колючая проволока, вдоль которой на десятки километров тянулась вспаханная крупной техникой земля.
— Как будто в тюрьму везут, — произнес студент по имени Антон, пристально вглядываясь в окно.
— Съездили, называется, на практику, — подыграл Женя.
— Дураки, — ответила одногруппница Света.
— Дураки-и-и, — передразнил игриво Антон.
— Отстань, — ответила Света и, слегка закатив глаза, отвернулась.
— Вер Петровна! — обратился Женя. — А зачем тут забор установили?
— Чтобы ты сбежать не мог.
Раздался хохот на весь салон.
— Ну серьезно.
— Мы на границе с Финляндией.
— А кто кого боится, мы их или они нас?
Ответ повис в воздухе.
— А как животным передвигаться? Через забор что ли прыгать? — задалась вопросом Надя, вглядываясь в виды из окна.
— Походу по визе. Добрый день, я Лось Лосяшный, я хочу попутешествовать по чужестранным лесам, вот мой мультипаспорт7, — кривлялся Антон. Салон разразился хохотом.
— Ну чего как кони гогочите, — выкрикнул другой преподаватель.
Приглушенные споры продолжались до тех пор, пока автобус не заехал на территорию кордона и группа не вышла на свежий воздух. Студенты тут же стали разминать ноги, кряхтеть и жаловаться на боли в пояснице, ягодицах, ногах. Пока инспектор заповедника разговаривал с преподавателями, студенты, бросив на траву рюкзаки, сели за стол на неотшлифованные и пережившие не один дождь темно-серые скамейки. Другие же, увидев на границе с лесом туалет, поспешили занять очередь. Взгляду в этом месте особо негде было разгуляться. Одноэтажный деревянный коричневый дом с небольшими двухстворчатыми окнами и двумя входами по краям. Напротив дома, в нескольких метрах от стола, располагался небольшой дровник, где стоял битый не от одного удара пень с воткнутым топором; чуть поодаль, по другую сторону стола, — огороженное булыжниками кострище, а рядом, напротив друг друга, — сложенные друг на друга лежали по два кирпича, накрытые досками.
Слабые лучи солнца пробивались к земле, не давая тепла. В восьмом часу утра студенты сидели, скукожившись, в окружении хвойной тайги, в десятках километров от цивилизации, ожидая возможности войти в дом. Ожидание разбавляли разыгравшимся воображением: необитаемый остров, аборигены, Пятница8. Если бы не пением птиц могло показаться, что природу поставили на паузу, сосны, ели, молодые осины стояли неподвижно.
— Да он в первые десять минут окочурился бы от этой холоди-и-н-н-ны, — дребезжа зубами поддержал разговор про Пятницу Антон.
Когда амбарные замки с дома были сняты и автобус уехал, студенты поторопились заселиться. Преподаватели отправились заселяться на другой конец дома.
Зайдя в дом, студенты увидели маленький коридор с настенной вешалкой, тремя дверьми, у входной двери — небольшое окно, у которого стоял пыльный стол, неизвестно сколько раз покрытый коричневой краской, судя по облупившемся слоям. Комнаты выбирали по принципу: кто успел, того и тапки. Первые вбежали ловко, прямиком в дверь напротив входной двери. Среди них была Надя.
Небольшая, светлая комната с двухстворчатым окном имела по краям две двухъярусных деревянные кровати, две тумбы и холодный, сырой воздух. На кроватях лежали тонкие, серые полосатые матрасы, а через всю комнату висела слабо натянутая веревка. Другие комнаты не отличались разнообразием.
Ниже от кордона, за тонкоствольным и стройным хвойным лесом, пряталось пресное озеро, к которому пару студентов привела слабовыраженная тропинка.Спускаясь, студенты увидели сквозь деревья первые блики водоема. На берегу открылся вид на крупное озеро с небольшими островками, словно с картин А.И. Мещерского «У лесного озера», только менее не такими частыми и крупными валунами. Каменистый берег плавно уходил в прозрачную воду, чистота которой позволяла разглядеть дно с его редкой растительностью.
— Бли-и-н. Красиво, — восхитилась Света, оглядываясь.
— Интересно, теплая? — задалась вопросом Оля.
— Сейчас узнаем, — с любопытством ответила Надя, снимая кроссовки. Как только ступня коснулась мокрых камней, Надя вжала голову в плечи. — Брр.
— Ты еще воды даже не коснулась, — засмеялись девочки.
— Давайте кто-нибудь со мной.
— Да без проблем, — и, скинув кроссовки, Света пошла вслед за Надей. — Вот блин, — завопила студентка.
— Кошмар-р-р, — дребезжа зубами, сказала Надя и выскочила из воды.
— Холодная? — спросила Оля.
— Лед-д-д, — произнесла уже выбежавшая из воды Надя.
— И как нам мыться? — спросила раздраженная Оля.
— Ведро, костер, ковшик, — протараторила как девиз Света.
— Да здравствует первобытный век, — заключила Надя.
Крик с кордона привлек внимание, и девочки вернулись на поляну, где студентов уже собирали за столом преподаватели. Студенты сели. Атмосфера напомнила Наде детский лагерь со своим распорядком дня, с дежурными и прочими казарменными традициями. Слово взяла Вера Петровна, профессор, женщина строгого нрава. Озвучила бытовые вопросы, дежурство, план лекций, походы по северной тайге, ознакомила с перечнем методик научных исследований. Особых эмоций или интереса Надя к предстоящему не испытывала, мотивация была подкреплена лишь тем, что, если она хорошо усвоит материал, шанс поехать на Дальний Восток к морю будет выше; по крайней мере, она так думала.
После слово взял кандидат географических наук Наталья Вениаминовна. Сбегав за тетрадями, в первый же день студенты приступили к занятиям. На свежем воздухе, под лучами солнца стало морить; подпирая руками головы, студенты изо всех сил старались слушать преподавателя, не закрывая глаз; кто-то писал лекцию лежа, кто-то — усердно, стараясь ничего не упустить, Надя же — с переменным успехом. Природный комплекс северотаёжной подзоны, моренные холмы, пирогенные ландшафты, голова перегружалась от профессиональной лексики. Два часа непрерывных лекций перешли в выбор первых дежурных, готовку ужина, варенойкартошки с тушенкой, хлеба и крепкогочая с печеньем «Мария».Электричества на кордоне не было, заповедная территория все же, к счастью; белые ночи облегчали жизнь. Перед отбоем соседки устроили банный день при свечах, в тазу, посреди комнаты за шторкой, с под коптившемся на костре ведром воды.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Заповедник» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других