Органичное лидерство. Как быть руководителем, с которым хочется работать

Екатерина Иртикеева, 2022

Путь лидера – это постоянные движение, рост и готовность вести за собой команду. А еще это неизбежные трудности, которые необходимо преодолеть, чтобы подняться на новую ступень развития. Екатерина Иртикеева – профессиональный руководитель с управленческим опытом более 25 лет, возглавлявшая проекты федерального значения, – создала теорию о том, как сделать процесс становления лидером органичным, с опорой на себя и принимая во внимание свои сильные и слабые стороны. В этой книге вы узнаете: • почему важно найти собственный стиль управления и как это сделать в хорошие и непростые времена; • как развивать авторитет и иметь возможность формировать свой райдер как управленца; • как осознанно пройти внутреннюю трансформацию и усложнение логики мышления лидера; • почему органичное развитие лидера способствует масштабным изменениям команды и компании. А также найдете набор инструментов для построения развивающих отношений с коллегами, друзьями и членами семьи. И самое важное – с самим собой. Ведь, как ни странно, именно в этих отношениях кроются главные ответы на управленческие вопросы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Органичное лидерство. Как быть руководителем, с которым хочется работать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Как понять, что ты лидер?

Итак, тебе впервые предлагают руководящую должность. Тебе страшно, и одолевают сомнения. За 25 лет до написания этой книги на пороге принятия этого судьбоносного решения оказалась и я. Если бы я могла вернуться в прошлое и задать вопрос себе сегодняшней, то первое, что бы я спросила:

Каждый ли может стать лидером?

И сразу ответила бы: ты не можешь им не быть.

Я начала свою карьеру в 20 лет помощником главы города. Такое неожиданно удачное начало можно назвать счастливым стечением обстоятельств. Я оканчивала юридический факультет по государственно-правовой специализации в Самарском государственном университете. Руководителем моей преддипломной практики была известным ученым в области государственного права, депутатом регионального парламента. Так как училась я на отлично, впечатление производила адекватное, она предложила мне проходить преддипломную практику в Думе. Было непросто принять это решение, так как я уже работала (довольно престижно по тем временам) в банке. Но мой муж сказал важную фразу: «Ты всегда об этом мечтала, иди, я поддержу». Я взяла на работе отпуск без содержания и рискнула. И ни разу не пожалела.

Поэтому, когда другой депутат — и по стечению обстоятельств глава региональной столицы — спросил у своего коллеги по парламенту, нет ли у него на примете «толкового мальчика» ему в помощники, заведующая кафедрой сказала, что мальчиков нет, а есть я — «толковая девочка». Так я получила предложение буквально со студенческой скамьи занять должность помощника главы города и с радостью, гордостью и отчасти с недоверием его приняла.

Конечно, первое время моя помощь на этой работе была минимальной. Я решала небольшие юридические вопросы, просматривала документы на предмет ошибок, которые мог заметить начинающий юрист моего уровня.

Тем не менее должность была ответственная, поэтому никто со мной не собирался нянчиться и делать скидку на мой возраст. Это было хорошо для моего профессионального роста: я работала рядом с умными и взрослыми людьми, и мне самой очень хотелось с ними сравняться, достичь этого уровня. Поэтому я много работала и не ждала никаких поблажек. И работала, надо сказать, в удовольствие. Даже так — я просто кайфовала от своей работы.

Постепенно я освоилась. Изучала и составляла сама все более важные нормативные документы, отвечала за взаимодействие с региональной и городской думой, проведение мероприятий с участием главы города, работала в законотворческих группах на федеральном уровне и выполняла много других важных задач.

Как помощник главы города я находилась в свете его авторитета. Все, что от меня исходило, звучало как «по поручению главы города». Но, с другой стороны, на мне не было той высокой ответственности, которую несут на себе руководители. Я была профессиональным юристом и ответственным подчиненным. Отвечала за результат, а не за процессы и людей. И в этом статусе для меня были своя выгода и удовольствие.

Отчасти именно поэтому, когда спустя четыре года после моего первого рабочего дня мне в первый раз предложили стать руководителем, я отказалась. На тот момент это предложение показалось мне понижением на служебной лестнице. Еще бы! Или решать интересные важные задачи, помогая главе города, или…

Помню, я тогда подумала, что руководитель — это неинтересная хозяйственная работа. Наверное, моей задачей будет следить, чтобы у всех были бумага, вода, ручки и т. п. «Нет-нет, это не для меня», — твердо решила я и осталась на своей прежней должности — помощником.

Руководить я все-таки начала, но уже позже. Сейчас, оглядываясь назад, я считаю, что это был лучший, но и весьма предсказуемый поворот в моей карьере. Предсказуемый, потому что, повторюсь, я не могла не стать лидером.

СЕГОДНЯ МНОГО ГОВОРЯТ О ТОМ, КАК ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЛИДЕРА. ЕСТЬ, НАПРИМЕР, ЛИТЕРАТУРА И КУРСЫ ПО УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ. СОГЛАСНА, ЧТО ЭТО ВОЗМОЖНО, НО ДЛЯ НАЧАЛА НУЖНО ПОНЯТЬ, НАСКОЛЬКО ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ ТВОЕ.

И, продолжая размышление, пишу свой следующий вопрос:

Правда ли, что лидерами рождаются?

Думаю, что многое все-таки заложено генетически. Человек не появляется на свет как чистый холст, на котором можно нарисовать что угодно. С момента рождения в нем заложены таланты, которые ведут по его пути. И способность руководить, быть лидером — не исключение.

Наследственность ли или опыт наработок предыдущих жизней влияют на это, но однозначно можно утверждать, и, думаю, вы со мной согласитесь — лидера можно заметить еще в песочнице.

Мама рассказывала, что, когда я родилась и на нее посмотрела, она сразу поняла, что я — главная.

Обычно девочки мечтают стать балеринами, артистками или врачами. А я, как только научилась говорить и чуть подросла, все время приставала к маме с вопросом: «Скажи, как мне стать директором?» Мама удивлялась и отвечала, что не может мне помочь, потому что она — не директор. Но я не сдавалась и продолжала ее расспрашивать. Казалось, никакие другие профессии для меня вообще не существовали. С детства я всем говорила, что, кому, когда делать. Не могу сказать, что это всегда воспринималось окружающими взрослыми благосклонно, но это была моя неисправимая черта. Мне хотелось все контролировать и за всех отвечать.

Более того, я не терпела никакого диктата в отношении себя. Как говорил впоследствии мой муж: «Если ты хочешь, чтобы Катя что-то сделала, скажи, что ты ей это запрещаешь».

В школьные годы я стремилась быть старостой или руководителем отряда. Когда меня спрашивали, почему после школы я решила поступить на юридический, я отвечала: «Юридическая профессия очень подходит для того, чтобы быть руководителем». И приводила бесспорный аргумент: «Ленин тоже был по образованию юристом, и это помогло ему руководить целой страной». И хотя сейчас к его способности управлять страной я отношусь по-другому, я по-прежнему считаю, что юридическое образование, во-первых, приучает тебя мыслить, во-вторых, помогает думать структурно и креативно и, в-третьих, дает почувствовать силу мысли. Все эти качества пригодятся в любой профессии. К слову о наследственности — в моей семье все так или иначе были руководителями. Бабушка, дедушка, мама, папа — все были наделены потребностью руководить и были лидерами — формальными или неформальными.

Как проявляется лидерство в жизни?

Когда ты лидер, ты всегда организуешь вокруг себя людей, и это происходит как-то само собой. В любом фильме, особенно в критических ситуациях, сразу видно, кто из героев проявит инициативу, начнет действовать. От лидера исходит какая-то особая энергия, сила, которые считываются всеми окружающими.

Моя подруга, тоже руководитель по жизни, участвовала в каком-то тренинге. Во время занятия группу из пяти человек завели в темное помещение и попросили выполнить коллективное задание, не используя голос. «Тут я поняла, что они все рассчитывают, что я организую выполнение этого задания, — делилась она. — Ну и пришлось!» Я спрашиваю: «А как ты это поняла, если разговаривать нельзя?» Она говорит: «Ну я почувствовала!» То есть в ней изначально была ответственность за других. Этот маленький гордый набат в ее сердце включается самостоятельно, даже несмотря на то, что она сейчас ушла из большого бизнеса и работает на себя.

ЭТО И ЕСТЬ КАЧЕСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ: КОГДА ТЫ УВЕРЕН, ЧТО ДОЛЖЕН ЧТО-ТО ОРГАНИЗОВАТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ ТЕБЯ НИКТО ПРЯМО ОБ ЭТОМ НЕ ПОПРОСИЛ.

Мои родители тоже всегда были центром любой компании, собирали людей вокруг себя. В этом проявлялись их организаторские способности, которые передались и нам с сестрой. Даже на праздники все приходили именно к нам.

Позже так поступала и я, когда вышла замуж в 20 лет. Мы учились с мужем на третьем курсе, и именно у нас дома проводились все студенческие вечеринки. Я собирала наших друзей, даже когда мужа забрали в армию, и всегда ощущала себя как активный организатор, хозяйка гостеприимного дома.

Моя сестра, которая живет в Америке, тоже устраивает самые классные вечеринки у себя «на районе». Поддерживает эмигрантскую тусовку, принимая всех на День благодарения. В Америке не сказать, что принято ходить в гости и готовить, но к ней все постоянно приходят, чтобы угоститься домашней едой, а друзья сына вполне могут провести у них все лето. Так, даже несмотря на то, что сестра в большей степени посвятила себя семье, она дает проявиться своим организаторским способностям.

Помните, есть такой сериал — «Друзья». Одна из героинь сериала, Моника, всегда собирает вокруг себя друзей и называет их «Команда Моники». Мои друзья в шутку говорят, что тоже чувствуют себя «командой Моники». Кстати, в отношениях с ними это моя зона роста: иногда неплохо просто расслабиться и получать удовольствие от общения, а не пытаться снова и снова что-то организовать. И на самом деле это так и есть. Я — организатор, и люди вокруг это чувствуют.

ЛИДЕРСТВО — ЭТО КАК ЗАВОДСКАЯ НАСТРОЙКА, КОТОРАЯ НИКОГДА НЕ ОТКЛЮЧАЕТСЯ.

Как понять, стоит ли вступать в руководящую должность?

Если тебе нужно принять решение — брать ли на себя обязанности руководителя (например, ты получил интересное предложение или увидел вакансию), и если до сих пор ты не замечал в себе такого стремления, стоит понаблюдать, прислушаться к себе.

Судьба ежедневно преподносит какие-то моменты, где можно проявить лидерские качества или не проявить. Нужно спросить себя: хочется ли мне этого?

Если ты стараешься уйти от вопросов и ситуаций, когда необходимо взять чуть больше ответственности за других, если говоришь: «Нет, нет, давайте это буду не я», тогда, может, тебе не стоит брать на себя роль руководителя. Если же ты кайфуешь от того, что собираешь вокруг себя людей, если тебе нравится создавать команду, организовывать работу, распределять задачи и вдохновлять на их выполнение, то — да, несомненно, пробуй.

Чтобы устранить сомнения, можешь предварительно потренироваться.

ПРОБА ПЕРА СЦЕНАРИСТА — НАПИСАТЬ СЕРИЮ К СУЩЕСТВУЮЩЕМУ СЕРИАЛУ. ПРОБА ПЕРА РУКОВОДИТЕЛЯ — ИСПОЛНЯТЬ ОБЯЗАННОСТИ ВЫШЕСТОЯЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Ты можешь возглавить интересный тебе проект, или, например, стать председателем родительского комитета у ребенка в школе, или же просто организовать вечеринку. В таких небольших ролях ты точно ощутишь, по вкусу ли тебе решать лидерские задачи.

Во мне понимание того, что я лидер, было всегда. Но окончательная уверенность, что я действительно могу руководить, пришла со временем.

Спустя пять лет работы помощником главы города я почувствовала, что дальше не расту. Все в этой работе уже было для меня предсказуемым и знакомым до мелочей: елки, учебный год, детские каникулы, бюджет, отопительный сезон и снова елки. И все по кругу.

Пришло понимание, что интересно было бы освоить что-то другое, новое. Что мне, возможно, хочется работать не только с бумагами. Рискнуть и начать отвечать за других людей, а не только за себя и свои задачи.

И когда это внутреннее чувство достаточно во мне укрепилось, я поняла, что готова попробовать себя в новой роли. Поэтому на второе предложение о повышении — стать заместителем руководителя департамента управления имуществом — ответила согласием. Хотя, если честно, опять очень сомневалась.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Органичное лидерство. Как быть руководителем, с которым хочется работать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я