Вовка Ясный Сокол

Екатерина Абдуллова, 2020

Книга о дружбе мальчишек, об отношениях с родителями и о том, как это здорово – читать и узнавать новое. В увлекательной форме здесь поданы несколько технологий, которые помогут детям в учёбе. Вовка Соколов – обычный ученик начальных классов, но истории с ним происходят совсем не обычные. То ему надо проверить на крепость замёрзшее бельё и сберечь молоко с помощью лягушки, то поймать зайца и спасти от воров раритетные книги соседа. А ещё исправить двойку за диктант, совладать с английским и запомнить стихи. В учёбе Вовке помогают мнемотехники и принцип «что делаешь, то и тренируешь».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вовка Ясный Сокол предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Где настоящая жизнь?

Первое сентября, когда у меня начинался второй класс, я ждал со смешанными чувствами. Здорово же увидеться с ребятами, поболтать о том, о сём, встретиться с Галиной Ивановной. Кругом цветы, банты, белые рубашки, домашку не спрашивают… Одним словом — праздник!

Зато за первым сентября приходит второе. А это уже совсем не то. На окнах и на учительском столе ещё стоят вчерашние букеты, на улице ещё зелено, ещё можно гонять мяч и кататься на великах, ещё наливаются яблоки в бабушкином саду, а мы должны сидеть, глядеть на доску и слушать. Должны писать, считать, отвечать… Тоска!

Поэтому, когда нас отпустили после линейки и классного собрания, я тут же вскочил и закричал:

— Айда на стадион! Мне мяч футбольный купили, поиграем!

Я думал, что мальчишки обрадуются, но никто меня и не слушал. Все сгрудились около Леньки Горохова и галдели, как стая сорок:

— А у меня диагональ больше!

— А у меня зато пятнадцать гигабайт интернета!

— А у меня вообще безлимит!

Я вклинился в толпу одноклассников. Все были со смартфонами и хвастались. Лёнька важно тыкал в экран огромного смартфонища, который только двумя руками и удержишь, и говорил:

— Так, Женьку я в друзья добавил, Серёжку тоже… Валерка и Сашка с прошлого года есть. Ну, кто ещё из продвинутых?

Я смотрю, а они в ВК зашли и друг друга, в друзья, значит, добавляют. Тут Лёнька заметил меня и говорит:

— О, Вовка! У тебя как с современными технологиями?

Я хотел сказать, что телефон имею. Обычный, правда, кнопочный, мне ж звонить только, но Валерка вдруг засмеялся:

— А у него мяч! Футбо-о-ольный…

Все тоже почему-то засмеялись.

Я стоял, как дурак, а ребята обсуждали какую-то игрушку на компьютере.

Но я всё же спросил:

— Так в футбол будет кто-нибудь?

— Ты, Вовка, совсем отстал, — ответил Лёнька. — Сейчас вся жизнь здесь, — он потряс своим смартфонищем.

— И футбол? — спросил я.

— И футбол. Ну, пока, — на прощанье он хлопнул меня по плечу и ушёл, тыкая пальцем в экран.

Дома я посидел у окна, поглазел на пустой стадион. Потом взял мяч и вышел. Попинал немного в ворота, но быстро заскучал и вернулся.

За ужином мама спросила:

— Ну что, Вовка, поиграли в мяч?

Я тяжело вздохнул, вытащил из супа длинную капустину, съел и только тогда ответил:

— Знаешь, мама, лучше бы вы мне смартфон подарили.

— Чем же он лучше? — удивился папа. — Там ведь всё ненастоящее!

— Может и ненастоящее, но там теперь вся жизнь. — Я опять вздохнул.

— О как!

Мама с папой переглянулись.

— Вовка, ты уже большой парень, — начал папа, — поэтому поймешь. Я тебе как врач расскажу. Вот мозг возьмём. В нём миллиарды нейронов и каждую секунду между ними образуются связи. Так мы узнаём и запоминаем новое, так мы думаем. За счёт связей между нейронами! Понимаешь? Хорошо… Идём дальше. Связи создают этакую сеть или карту — базу. База формируется примерно к двадцати годам, а потом только достраивается мелкими деталями. Представь себе, — папа внимательно посмотрел на меня и медленно, выделяя каждое слово, произнёс: — База закладывается в детстве. У взрослых мозг не способен на такую активную работу.

— И чем помешает смартфон? — спросил я. — В интернете же куча информации, хоть десять карт в мозгу построишь.

— Ха, информация! Как будто все сидят и научные статьи читают! Ага, держи карман шире. Смотрят фотки, видео, да короткие сообщения. Эту информацию мозг не усваивает! Ты скользнул глазами по картинке, по надписи и уже через пять минут забыл. Это просто короткое развлечение. Не формируется база! Понимаешь? Связи не создаются! И в итоге человек выходит во взрослую жизнь ничего не умея, не зная. Он не приспособлен и боится этой жизни. Ему проще продолжать сидеть напротив монитора. Тут ему все понятно, тут не страшно… Но разве это жизнь, а, Вовка? Тебе не кажется, что это обман?

Я промолчал. Наверное, все так. Мне и самому кажется, что лучше погонять в футбол по-настоящему. Падать и подниматься, догонять противника и убегать от него, пинать по упругому круглому боку мяча и ликовать, когда тот влетает в ворота. Что из этого можно испытать в виртуальной игрушке?

— Про влияние гаджетов на мозг можно часами говорить, — продолжил папа. — Почитать об экспериментах… Или вон мама расскажет, почему она перестала рисовать графику для игр. А, Светлан, поделись с сыном, из-за чего ты уволилась с такой замечательной работы?

Мама пожала плечами:

— Мне и дома хорошо работать… Но вообще-то, да, Вов, сначала мне очень нравилось то, что мы делаели — интересно же, когда из твоих рисунков игра получается. Но потом я узнала — психологи специально разрабатывают методики и приёмы, чтобы человека затягивало и он не мог оторваться, чтобы в любую свободную минутку спешил к игре… Вообще, смартфон для детей — это одна большая игрушка. Их мозг получает дофамин, гормон радости, и так вырабатывается зависимость. Человек получает удовольствие и от самой игры и от предвкушения её. Это наркотик…

Мама замолчала, печально глядя в пространство. Мне стало неуютно, я заёрзал на табуретке, швыркнул супом и спросил:

— И ты ушла?

— И я ушла, — подтвердила мама.

— А ещё здоровье подрывают эти твои смартфоны, — сказал папа.

— Они не мои, — открестился я и решил блеснуть знаниями: — Зрение портят?

— И зрение в том числе, — кивнул папа. — И если бы дети сидели в телефонах по часу, то это ладно, ерунда. Но ведь многие ночами из-за них не спят! Не дают мозгу отдохнуть, грузят его всяким информационным мусором, и в итоге — нервный срыв, агрессия! Да и вообще… Вот Корея, к примеру. Она первая подсела на иглу гаджетов. И что ты думаешь? Там уже школьникам диагноз ставят цифровая деменция!

— Деменция же у стариков, — возразил я.

— В том-то и дело, Вовка, в том-то и дело! Уже у детей мозг разрушается… Слушай, Вовка, нам с мамой будет очень грустно…

Мама поправила:

— Нет, мы будем в ужасе!

— Да, — согласился папа, — будем в ужасе, если тебя затянет в этот наркотический цифровой мир. Мы хотим, чтобы ты был счастлив. По-настоящему счастлив, понимаешь?

— Понимаю, — кивнул я.

Что тут не понять? Нервным типом с разрушающимся мозгом и мне быть не хотелось. Так и представляется Голлум из «Властелина колец». Только он над кольцом трясся, а я над смартфоном буду: «Моя прелес-с-сть…» Бр-р-р. Так себе будущее.

— Лучше читай книги, — сказала мама. — И интересно, и пища для ума.

— Ла-а-адно, — протянул я и выхлебал остывший суп через край. — Только у меня так друзей не останется.

— А думаешь, друзья в соцсетях настоящие? — хмыкнул папа. — Нет, брат, дружба познаётся не через записочки и фоточки. Дружба — это плечом к плечу! Ладно, пей чай и иди уроки делать. А в мяч мы с тобой в выходные поиграем и дядю Саню с сыновьями позовем. Во игра будет!

Я радостно кивнул, глотнул чаю и побежал в комнату. Там меня ждали «Приключения Буратино». Папа, видимо, забыл, что сегодня первое сентября и уроков Галина Ивановна не задала.

Но сначала я всё же выглянул в окно. Стадион по-прежнему пустовал. А жаль. Я бы и книгу отложил — рванул бы к ребятам. Приключения приключениями, а настоящая-то жизнь, она там — плечом к плечу!

Эксперимент с людьми

Американские учёные из Техасского университета в Остине провели эксперимент на трёх группах людей. Все выполняли одни и те же тесты, но одну группу попросили положить телефон на стол экраном вниз, вторую — убрать телефоны в сумки, а третью — отдать наблюдателям в соседнюю комнату. Телефоны ставили на беззвучный режим.

В итоге третья группа выполнила тесты лучше всех. Намного лучше!

Исследования показали, что чем ближе телефон, тем больше внимания на себя он оттягивает, ведь подсознательно мы ожидаем сигнал. Такой режим ожидания использует ресурсы мозга и истощает его.

И ещё одна зависимость: чем чаще мы используем телефон, тем больше он нам нужен. А раз нужен, то внимания на него уходит больше и учимся мы хуже — тратим на урок много времени, а толку мало.

Эксперимент с крысами

Учёные провели такой эксперимент: крысе к определенному участку мозга прикрепляли электрод, а в клетке ставили педаль, при нажатии на которую в мозг посылался слабый разряд электричества. Таким образом у крысы стимулировался отдел мозга, отвечающий за выработку дофамина.

Дофамин называют гормоном ожидания счастья, гормоном интереса.

Когда крыса поняла связь педали и своего удовольствия, то она принялась нажимать без остановки. Она забыла обо всех потребностях, и скоро эксперимент закончился. Крыса просто умерла от голода и обезвоживания.

У человека тоже вырабатывается дофамин, и человек тоже может попасть в зависимость ожидания счастья.

Именно это происходит с людьми, которые много времени проводят на развлекательных сервисах, например, на Tik-Tok. При просмотре ролика человек так же, как и бедная крыса, ждёт счастья. Он смотрит ролики дальше и дальше. Счастье всё не настаёт, но человек его ждёт и ждёт… А жизнь проходит мимо.

Как же хорошо, что мы не крысы и можем остановиться!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вовка Ясный Сокол предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я