Признание… Сказка в стиле сентиментальный цинизм

Евгений Лиманский

Когда я озвучиваю свою очередную глобальную идею, я каждый раз боюсь, что говорю банальные вещи, известные всем. Темы коррумпированной бюрократии и проституции, пожалуй, самые объезженные и заезженные темы в любом шоу и любом стенд-апе.То есть, все это знают, но помалкивают себе и в силу своих способностей стараются приспособиться к окружающей действительности, а озвучивают только в качестве набивших оскомину шуток. Но я все-таки попробую изобрести колесо и открыть собственную Terra Incognita.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Признание… Сказка в стиле сентиментальный цинизм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Пирамида потребностей Маслоу в применении к социологии. Матрица возможностей и угроз для Евы

Мне по роду своей работы приходилось заниматься маркетинговыми исследованиями товаров и услуг и использовать для этого, как и многим моим коллегам, универсальные инструменты: пирамиду потребностей и матрицу возможностей и угроз. Работая с ними, я как-то подумал, что это не только маркетинговые понятия, но и социологические, и они могут быть применимы для социологических исследований. Это прекрасные инструменты для оценки человеческой личности. Пирамида очень хорошо определяет человека с точки зрения уровня, на который он претендует, а матрицы не менее точно дают категорический ответ на вопрос, имеет ли конкретный человек в принципе право (возможность) претендовать на этот самый уровень.

Я позволю себе напомнить суть этих маркетинговых понятий. Пирамида человеческих потребностей Маслоу показывает, что человек постепенно движется вверх: от удовлетворения элементарных физиологических потребностей, таких как голод, жажда, а также воздух, сон и секс, к более сложным. На второй ступени это безопасность и комфорт, на третьей — принадлежность к группе, сопричастность делу (в том числе любовь, дружба, сотрудничество), затем — положение в обществе, уважение и, наконец, — самореализация (рис.).

Пирамида Маслоу

Пожалуй, стоит еще оговориться, что многие настоящие художники и творцы нарушали классическую и последовательную схему достижения ступеней в пирамиде Маслоу и со ступени удовлетворения самых элементарных потребностей, или минуя даже эту ступень, сразу достигали ступени самореализации. Больше того именно творения, созданные таким путем, если следовать логике Шопенгауэра в его «Афоризмах житейской мудрости», являются самыми что ни на есть гениальными, потому что чаще всего бывают по-настоящему оценены уже потомками после смерти автора. Именно эти творения и их авторы постепенно вытесняют из пантеона мировой славы тех авторов и те творения, которые получили признание еще при жизни.

Но мы здесь все-таки будем рассматривать классическую схему развития личности с преодолением поэтапно всех ступеней удовлетворения потребностей. Тем более что области, которые будут рассматриваться в этом повествовании, такая, например, как искусство вокала, относятся скорее к духовной сфере, или такая как искусство секса, которое вообще непонятно куда отнести, но в любом случае к нематериальной сфере. Поэтому по достоинству эти таланты могут быть оценены именно только современниками. А в истории могут сохраниться только уже как мифы и легенды. Вернее, с не очень давним появлением звукозаписывающей аппаратуры (меньше 150 лет назад) вокальное искусство уже получило возможность быть сохраненным в истории, и только искусство секса пока еще может быть оценено и сохранено в истории только благодаря субъективным мнениям сексуальных партнеров. И тут возникают два варианта оценки. Либо это мнение неоспоримого и признанного авторитета в области секса, такого, например, как Чингиз-Хан, Казанова, Лорд Байрон или Джек Николсон. Или же это может быть совпадение оценок множества обычных мужчин, которым выпала возможность заниматься сексом с оцениваемым сексуальным талантом женского пола. Но это мы отвлеклись.

Итак, самореализация или творчество в любом его проявлении — это вершина человеческих потребностей. Как я уже сказал, пирамида Маслоу — это не узко используемый инструмент маркетинговых исследований, а универсальное средство для определения уровня каждого человека как личности. Посмотрите внимательно на каждую ступень, и вы поймете, чего вы стоите в этой жизни. Удалось ли вам воплотить юношеские беспредельные мечты, или вы так и завязли у подножия пирамиды? Основная масса населения, в силу социальных и экономических условий, пребывает именно у основания пирамиды, а в силу невозможности преодоления этих обстоятельств по различным причинам многие просто не в состоянии перейти на более высокую ступеньку. До каждой следующей ступени удается добраться только самым лучшим представителям предыдущей. Мне кажется, реальное соотношение каждой последующей ступени к предыдущей — 1 к 10. Исходя из этого нетрудно посчитать, что право на самореализацию в любом ее проявлении получает один из десяти тысяч. (Все время всплывает это число — 10 000!) Говорить, конечно, имеет смысл только о самореализации, которая каким-то образом зафиксирована в истории8.

***

Выше был упомянут Государственный секретарь США Генри Киссинджер. Его заслуга и мировая известность, конечно, не в том, что он смог перебраться из среднего класса в высший. Это всего лишь побочное явление его карьеры. Главное, что благодаря своему дипломатическому таланту он мог стоять у руля внешней политики великой страны и делал это гораздо успешнее, чем все предшественники и последователи. То есть это классический пример достижения вершины человеческих потребностей.

К чести моей героини надо заметить, что стремительный подъем по социальной лестнице также не являлся для нее самоцелью, а лишь средством достижения вершины пирамиды человеческих потребностей — самореализации.

Мне кажется, здесь будет уместно вспомнить гениальную формулу Федора Михайловича Достоевского, которой можно описать движение от низшей ступени потребностей к высшей: «Тварь я дрожащая или право имею?» Если по шкале потребностей «тварь дрожащая» принять за ноль, то «право имею» — это максимум, дающий возможность самореализации. Каждый человек сам выбирает, на какой ступени пирамиды ему остановиться, где ему наиболее комфортно. Под комфортом в данном случае подразумевается минимальное количество усилий и способностей, которое необходимо для достижения определенного уровня.

Если объединить формулу Федора Михайловича, пирамиду потребностей Маслоу и матрицу возможностей и угроз, то получается универсальный тест, по которому каждый человек может определить, что он собой представляет на текущий момент, кем он был некоторое время назад, а главное — что с ним будет еще через некоторое время. С этим тестом надо знакомить детей в как можно более раннем возрасте и таким образом, чтобы знание это осело в сознании как таблица умножения. По окончании средней школы, то есть на пороге взрослой жизни, человек должен твердо понимать, к какому уровню он стремится. Причем здесь не страшно ошибиться в большую сторону, большие амбиции в начале пути еще никому не вредили.

Конечно, используя формулу Федора Михайловича, я немного лукавлю, потому что они изначально имели в виду нечто совсем другое. Но мы в данном случае отбросим жестокую криминальную составляющую истинного значения формулы и понятия «Право имею» и оставим, применительно к данной ситуации, только ее положительную часть, а именно, право на самореализацию, то есть право на творчество.

С другой стороны, возможностей коснуться именно криминальной составляющей в этом повествовании будет предостаточно. Может быть, не применительно к главной героине, а тем, кто ее окружает. Поэтому, если представится случай, мы поговорим и об этой стороне тоже.

От пирамиды Маслоу мы плавно переходим к матрице возможностей и угроз, маркетинговому методу оценки этих самых возможностей и угроз.

Если пирамида для каждого человека — это сетка координат с обозначенной на ней точкой, в которую стремится человек, то матрица — это то, с помощью чего он может понять, доступна ли вообще для него указанная точка. Попробуйте сами для себя честно заполнить эту матрицу, и, уверяю вас, вам сразу станет ясно, на какой именно уровень пирамиды вы можете претендовать. Конечно, ни один человек этого не делает, а жаль. Или, например, представим сотрудника некоего Высшего отдела кадров, к которому приходит человек, чтобы занять свое место в жизни, подразумевая при этом, что он претендует, например, на третий уровень удовлетворения потребностей в пирамиде Маслоу. При этом претендент максимально честно заполняет анкету, из которой сотрудник Высшего ОК составляет на него эту самую матрицу. Потом сличает матрицу с пирамидой и безапелляционно заявляет: «Эээ, батенька, эк Вы замахнулись! Третий уровень, да с вашей матрицей… Вы и до второго не дотягиваете».

Моя же героиня родилась со знанием этих понятий, или, как говорят, впитала их с молоком матери: все ее поступки обусловлены знанием матрицы возможностей и пирамиды потребностей на уровне инстинктов.

Для того чтобы подробно разобрать путь к успеху Евы, я составил для нее матрицу возможностей и угроз. В самом общем виде она выглядит так (см. с. 25).

Матрица возможностей и угроз

Я постараюсь все эти сильные стороны Евы раскрыть, чтобы доказать, что она действительно достойна хотя бы уровня высшего-низшего подкласса и вершины пирамиды Маслоу — самореализации.

Что касается слабых сторон, я сначала хотел написать «не обнаружено», но потом покопался и нашел одну: неумение или нежелание признавать свои ошибки и неправоту. Но с точки зрения достижения конечного результата я даже не уверен, что это слабая сторона.

Низкую самооценку я оставляю под вопросом, поскольку еще не разобрался с этим моментом до конца; возможно, я смогу прояснить его ближе к концу своего повествования.

В целом, если суммировать все сильные стороны моей героини, можно резюмировать, что это просто феноменальное сочетание рациональности и естественности. Она просто действует по заложенной программе, но при этом создается полная иллюзия, что в данный момент все это делается для вас и ради вас.

Хронологически, а также по сути происходящего я бы выделил четыре основных этапа короткой биографии Евы: 1) детство и отрочество; 2) «пехота»9; 3) «гетера»; 4) «сбор урожая». Все, кроме первого, поименованы метафорически.

Еще один забавный факт о Еве я случайно выяснил, когда узнал дату ее рождения. В молодости я прочел исследование академика Евгения Викторовича Тарле о Бонапарте Наполеоне. Кроме всего прочего, мне запомнились даты рождения и смерти Великого Императора — 15.08.1769‒05.05.1821. Так вот, Ева родилась 15 августа. Черт его знает, может, у Евы с императором звезды стоят в одинаковой последовательности и в одинаковой последовательности влияют на их судьбу.

Если судить по отдельным фактам биографии Евы, то ее жизнь можно назвать даже трагической. Мужчины, с которыми ей приходилось выстраивать отношения, отличались патологическим нарушением психики и морали. Однако, несмотря на извращенность и уродливость этих отношений, она смогла сохранить нравственную чистоту и душевное равновесие.

Еще один талант Евы — это удивительная способность сделать вашу жизнь комфортной. Даже если это не жизнь, а всего лишь мгновенья. Она без всяких усилий и даже искренне делает так, что вам становится хорошо только от того, что она просто находится рядом. Все для вас, любое ваше желание моментально становится важным для нее. Вы главный, вы любимый, вы единственный. Для всего этого надо одно лишь маленькое условие — вы должны быть ей интересны.

Каждая представительница любительского флирта использует его для достижения одной конкретной цели, соответствующей потребности по пирамиде Маслоу. Ева же использовала флирт, поэтапно достигая каждого уровня потребностей, вплоть до самого высшего — самореализации. Кроме того, флирт, с точки зрения Евы, — это инструмент для изучения и последующего применения в своих целях мужской психологии, нравственности и морали.

Наше повествование затрагивает и такой необъятный вопрос о вседозволенности: что и кому позволено в этой жизни. Этот вопрос возможен к рассмотрению и в рамках этого текста. Но пока у меня нет мыслей, как именно он может быть использован. Сейчас я просто добавляю пространную цитату из «Преступления и наказания», вложенную Достоевским в уста Порфирия Петровича, а дальше посмотрим, что нам с ней делать:

— Да-с, и настаиваете, что акт исполнения преступления сопровождается всегда болезнию. Очень, очень оригинально, но… меня, собственно, не эта часть вашей статейки заинтересовала, а некоторая мысль, пропущенная в конце статьи, но которую вы, к сожалению, проводите только намеком, неясно… Одним словом, если припомните, проводится некоторый намек на то, что существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые могут… то есть не то что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан…

— Нет, нет, не совсем потому, — ответил Порфирий. — Все дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно, потому, что они необыкновенные. Так у вас, кажется, если только не ошибаюсь?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Признание… Сказка в стиле сентиментальный цинизм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

Я с помощью моего опытного редактора заметил в этой сентенции Алекса сразу два противоречия. Дело в том, что Алекс говорит о внешнем проявлении самореализации личности, то есть о ее фиксации в истории. В то время как главным в любой самореализации является ее внутренняя часть, что, собственно, подчеркивает первая часть слова «само-». И, например, самореализация безвестного волонтера, ухаживающего за больными и немощными, не менее значима (или: не менее истинна), чем самореализация известной певицы. Ключевые слова здесь «безвестного» и «известной». С другой стороны, самореализация талантливого художника может быть неполной, если он сам не ощущает удовлетворения от своего творчества (хотя удовлетворение творчеством — это вообще нонсенс, потому что означает его конец), а какой-то плотник, изготавливающий красивые резные наличники и известный этим на все округу (но не более), вполне удовлетворен своим творчеством, то есть находится с собой в гармонии. Но тут от осознания глобальности темы у меня даже закружилась голова. Поэтому мы не будем развивать ее более в рамках этой книги, но я обещаю обязательно вернуться к этому вопросу в дальнейшем. — Примеч. Евг. Лиманского.

9

«Пехота», в принятой еще в древнем мире терминологии, означает проституток, работающих на потоке и оказывающих услуги самым низшим слоям населения; кроме секса, они, собственно, ничего не могли предложить. О них еще говорится «ни петь, ни рисовать». Вот как об этом этапе биографии византийской императрицы Феодоры отзывался Прокопий Кесарийский: «…Как только она подросла и созрела, она пристроилась при сцене и тотчас стала гетерой из тех, что в древности называли „пехотой“. Ибо она не была ни флейтисткой, ни арфисткой, она даже не научилась пляске, но лишь продавала свою юную красоту, служа своему ремеслу всеми частями своего тела». См.: https://wiki2.org/ru/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0.Примеч. Евг. Лиманского.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я