Трезвая Сибирь

Евгений Батраков

Сборник статей послужит ценным подспорьем не только для желающих встать на путь трезвости, и для тех, кто ведет в России неустанную трезвенническую работу, но и как образец публицистики представит несомненный интерес для самого широкого круга читателей.

Оглавление

Время временщиков

От кого вы получаете деньги — от того невольно и будете зависеть.

Н. Е. Введенский

— Может ли быть выгодным, если люди умирают?

— Так ведь только это нам и приносит доход! — говорят гробовщики.

— А выгодно ли убивать людей?

— А то как же! — изумляются торговцы оружием. — Смерть — самое рентабельное, что есть в мире. Самое нерентабельное — все то, что дает жизнь: сельское хозяйство, культура, трезвость…

Выгодно ли в селе Аскиз производить спирт — оружие массового уничтожения и убивать односельчан? Конечно, выгодно! Но — для кого это выгодно?! Для матерей, потерявших своих детей? Для детей, чьи родители спились, сели в тюрьму, наложили на себя руки?

«Нет, — говорит посланец усть-абаканской фабрики смерти г-н Х., производящей спирт, — не им!»

«Нет-нет, — вторит ему незадачливый директор АО „Сыродел“ г-н К., — это нам, нам выгодно!».

Да, действительно, для последних это выгодно… Но самое прискорбное заключается в том, что эти последние пытаются уверить, будто бы и остальным всем тоже выгодно поглощать спирт, который эта парочка вознамерилась производить?!

Ну, в крайнем случае, говорят они, какая вам разница что пить? Вы ж все равно пьете?! Вы только разрешите нам вас травить этим самым спиртом, а там уж — кто хочет пить, тому — пожалуйста, кто не хочет — насильно в рот заливать никто не станет!..

А между тем, проблема-то ведь не только в том — пьют люди или нет. Поощряет ли власть ядопитие — вот, что важно! Соответственно, недопустимо замалчивать вопрос о растлевающем влиянии самого факта появлении в Аскизе филиала усть-абаканского спиртзавода, о растлевающем влиянии на всех тех, кто хотел бы отличать черное от белого? Если власть «Сыродела», власть села, района думает лишь о том, как бы ей получше выглядеть в финансовом ракурсе, она старается достигать этого в том числе с помощью такого такими варварского средства, как производство алкогольного яда. Если же она думает, прежде всего, об улучшении жизни всего населения в целом, она напрочь отметает все то, что способно вредить одним, принося сомнительную пользу лишь некоторым. И в самом деле, почему это многопьющая часть сельчан должна уподобиться навозу, на котором будет произрастать благополучие части сельчан малопьющих или даже не пьющих вовсе? Об этом, кстати, великим писателем Ф. М. Достоевским написан целый роман «Преступление и наказание», в котором показана вся порочность и нелепость арифметики Родиона Раскольникова, считавшего, что 1 — меньше 100. И поэтому, дескать, ради счастья сотни, можно укокошить одну-единственную старуху-процентщицу. Оказалось, что нельзя осчастливить одних за счет гибели других. Кровь и алкоголь — весьма ненадежное основание для возведения дворца благоденствия.

У директора «Сыродела» и посланца «Мибиэкса», по всей видимости, по русской литературе была твердая и всегдашняя тройка…

Так вот, очень важно, какого курса придерживается власть: она ориентирована на шкурную целесообразность или же на укрепление здоровья и социального благополучия всех? Важно знать: курс однозначен и принципиален, или же он по типу «двойной бухгалтерии»? Именно это-то и важно, поскольку выжить можно только с властью, которая не только тверда, но еще и не гоняется за двумя зайцами одновременно. Только такую власть поддерживает столь же однозначно и сам народ.

Вспомните мусульман: стоило мусульманской элите 15 веков тому назад заявить о своей принципиальной позиции в отношении спиртного, не смотря на тогдашнюю нищету, как все население это поняло и приняло. Народ и человек язык однозначный и ясный — понимали всегда. Если же некто начинал наводить тень на плетень: дескать, тазик — вредно, рюмку — можно, он неизбежно получал и рюмку, и тазик, и все иное в придачу. Вспомните притчу о тибетском монахе, перед которым встал выбор: либо переспать с женщиной, либо выпить вина, либо зарезать козу. Для этого монаха, давшего обет безбрачия и трезвости, было грехом и первое, и второе, и третье. Но нужно было непременно что-то выбрать. И он решил, что выпить вина — это грех наименьший. И он — выпил. И что? И выпив, после этого и с женщиной ночь провел, и козу прирезал. Т. е., пытаясь выбрать наименьшее зло, он, в результате, выбрал все в совокупности. Совершенно очевидно, что замена одного средства на другое никогда не должна проходить по принципу замены очень плохого на плохое. Если из двух зол мы пытаемся выбрать меньшее, то, в конце концов, мы выбираем весь ассортимент. Только желающий выбрать именно зло, выбирает нечто из двух зол.

Не ищите выгодны на путях неправедных!

Лукавый посланец усть-абаканского спиртзавода г-н Х. по аскизскому телевидению очаровывал: «Отходы производства с удовольствием возьмут фермеры». Не те ли, часом, фермеры, Владимир Яковлевич, которых вы предварительно и старательно отравите своей продукцией? Нечто похожее мы уже встречали в знаменитой повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Этот жид был известный Янкель. Он уже очутился тут арендатором и корчмарем; прибрал понемногу всех окружных панов и шляхтичей в свои руки, высосал понемногу почти все деньги и сильно означил свое жидовское присутствие в той стране. На расстоянии трех миль во все стороны не осталось ни одной избы в порядке: все валилось и дряхлело, все пораспивалось, и осталась бедность да лохмотья; как после пожара или чумы, выветрился весь край. И если бы десять лет еще пожил там Янкель, то он, вероятно, выветрил бы и все воеводство».

Хорошенькая перспектива нечего сказать!

Стоит иным, колеблющимся, в этой связи вспомнить и еще одну старинную притчу о двух извозчиках, которые с нагруженными телегами ехали друг за другом.

— Что везешь? — спросил ехавший вторым.

— Спирт, водку да пиво.

— О, тогда я по праву следую за тобой.

— Значит, закуску везешь?

— Не-е, надгробные камни.

Стоит иным, колеблющимся вспомнить и о словах великого немецкого поэта Генриха Гейне: «В бутылках я вижу ужасы, которые будут порождены их содержимым: мне представляется, что передо мною склянки с уродцами, змеями и эмбрионами в естественнонаучном музее…».

Ох, не дай Бог, если вам, нынешним Янкелям, позволит развернуться в своем воеводстве глава администрации Аскизского района Михаил Алексеевич Саражаков!

Впрочем, я не думаю, что он вам так уж и позволит: ведь еще совсем недавно М. А. Саражаков, выступая на сессии Верховного Совета РХ, не без тревоги и не без оснований констатировал: «народ спаивают!». Если ж он за этот малый период так круто изменит свою позицию, как тут не подумать, что деньги «Мибиэксы» со своей задачей справились? Справились же они, эти вонючие, пьяные деньги с чиновниками рангом покрупнее? Справились. Иначе как объяснить то, что фабрика смерти, отравляя все вокруг, убивая население Хакасии и Юга Красноярского края, не только продолжает творить свое черное дело, но еще и предпринимает настырные попытки расширить свое влияние? И это при том, что торговля спиртом в Хакасии запрещена. Законодательно. Запрещена, но — представители государственных структур, включая прокурора республики, только разводят руками: как же нам сие пресечь, коль спирт, производимый на спиртзаводе, называют не спиртом вовсе, а средством для мытья окон? Господин Крутиков, а ежели начну я, скажем, производить и приторговывать динамитом с трехпроцентной добавкой кремниевого песка да назову оное не динамитом, а кирпичами для бань, неужто вы меня так на свободе и оставите? Наверно, оставите, если я вас и околовашинскую политическую верхушку включу в число своих акционеров…

Кстати, хотелось бы попутно узнать у вас и о том, почему это мелкого халявщика за продажу усть-абаканского спирта строгому административному наказанию подвергают — штраф аж до 100 минимальных зарплат, а главного торговца тем же самым спиртом — директора ОАО «Мибиэкс» г-на К. фактически за то же самое не смеют даже пожурить? Не потому ль, что она, эта «Мибиэкса», как писала отважная женщина, редактор газеты «Абакан» О. Ширковец, и впрямь стала «меккой криминальных структур»?

И это ведь о вам подобных, г-да торговцы праведный Иоанн Кронштадтский писал с свое время: «Виноторговцы суть — человекоубийцы. Как так? — Очень просто. Человек, особенно простой, необразованный, да и всякий — слаб, грешен: его легко втравить во всякий грех, во всякий порок. А содержатели питейных домов втравливают бедный народ в пьянство. Горе строющим и умножающим питейные дома. Люди гибнут и телесно, и душевно, как мухи в мухоморной жидкости, от умножения питейных домов и винной продажи: а содержатели этих домов виновны в их погибели».

О вам подобных, г-да ядоторговцы написаны и строки Елены Уайт: «Из-за любви к наживе и для удовлетворения своей похоти, зерно и фрукты, данные нам как средство к существованию, люди превращают в яд, который приносит несчастье, нищету, болезни, вырождение, похоти, преступление и смерть. Продавец спиртного навлекает на семью пьяницы нищету и несчастья.

Дома терпимости, притоны преступников, суды, тюрьмы, приюты для бедных, дома для умалишенных и больницы постоянно переполнены благодаря деятельности людей, торгующих спиртным. Деньги этих людей обагрены кровью. На них лежит проклятие».

И это к вам, жители Аскизского района, к вам, Михаил Алексеевич Саражаков из XIX столетия обращается великий мыслитель Лев Николаевич Толстой: «Если сцепились рука с рукой люди пьющие и наступают на других людей и хотят споить весь мир, то пора и людям разумным понять, что и им надо схватиться рука с рукой и бороться со злом, чтобы и их детей не споили заблудшие люди.

Пора опомниться!»

1998 г.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трезвая Сибирь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я