Лирика в школьном изучении. Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов

Е. Н. Колокольцев, 2022

В книге рассматриваются некоторые вопросы изучения лирики в школе в средних и старших классах. Особое внимание уделяется путям изучения лирических произведений: композиционному анализу, стилистическому разбору, анализу от строфы к строфе. Большое место занимает приём сопоставления лирических произведений, созданных Державиным, Пушкиным и Лермонтовым. Автор не проходит мимо этапов изучения лирических стихотворений, уделяя внимание организации вступительных занятий, чтению произведений, выявлению особенностей их восприятия учениками, разбору стихотворений и характеру заключительных занятий. Анализу поэтических произведений сопутствуют наблюдения учеников над особенностями ритма и рифмы в стихотворном произведении, а также определение двухсложных и трёхсложных стихотворных размеров. Анализ ряда стихотворений сопровождается обращением к картинам художников и иллюстрациям, способствующим углублённому проникновению школьников в образный мир стихотворных произведений. В разделе «Репродукции» воспроизводятся картины, иллюстрации и автографы стихотворений. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Композиционный анализ «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина

«Песнь о вещем Олеге» является первым пушкинским произведением, написанным в результате обращения поэта к историческим источникам. Но до сих пор у исследователей творчества А. С. Пушкина нет единой точки зрения на то, какой именно источник послужил сюжетной основой «Песни». Пушкинисты называют и «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, и «Повесть временных лет», и так называемую «Львовскую летопись» (1792). Б. В. Томашевский подчеркивает, что «исторический колорит является предметом особой заботы Пушкина», который «старается соблюсти возможную точность в упоминаемых событиях» (1, с.147).

Летописный сюжет об Олеге интерпретирует и статья Карамзина «О случаях и характерах в Российской Истории, которые могут быть предметом Художеств», которая была опубликована задолго до «Истории Государства Российского», в 1802 году, и которая, как полагают исследователи, была хорошо известна Пушкину. В этой статье знаменитый историк пишет: «Во всяких старинных летописях есть басни, освященные древностию и самым просвещенным историком уважаемые, особливо если они представляют живые черты времени или заключают в себе нравоучение, или остроумны. Такова есть басня о смерти Олеговой» (2, с.105). В «Истории Государства Российского Карамзин, ссылаясь на Летописца, так передает рассказ о кончине Олега: «Волхвы предсказали Князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. С того времени он не хотел ездить на нем. Прошло четыре года: в осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила князя, и Герой скончался» (3, с.86). В школьном изучении пушкинской «Песни» ее сопоставление с летописными источниками стало традицией, которая поддерживается публикацией в учебниках-хрестоматиях фрагментов из летописей или из «Истории Государства Российского» Карамзина, где дается переложение летописного сюжета. Нельзя не отметить, что историческая основа «Песни о вещем Олеге» была дополнена и живыми впечатлениями поэта — его длительными путешествиями с семьей генерала Н. Н. Раевского по Поднепровью, Приазовью, Предкавказью, Причерноморью, степному Крыму, во время которых его внимание привлекли большие и малые курганы, или холмы, которые упоминаются и в «Кавказском пленнике», и в «Братьях разбойниках», и в «Цыганах», и в письмах поэта. Они представляли собой насыпи над древними захоронениями, сделанными в бронзовом веке или в средние века. Такой «холм крутой» упоминается поэтом и в «Песни о вещем Олеге».

Пушкинская баллада, повествующая о давно прошедших исторических событиях, требует вдумчивой подготовки учащихся к восприятию произведения. Хороший материал для вступительного занятия содержится в одном из изданий «Песни о вещем Олеге» (2, с. 23–24), который принадлежит перу писателя Георгия Шторма.

«Олег был одним из первых русских князей. За тысячу лет до нашего времени княжил он в Киеве. Олег объединил под своей властью разрозненные славянские племена.

С дружиной — отборным войском из близких ему людей — защищал он славян от вражеских нападений. Олег успешно воевал с хазарами (старинное написание слова: хозары) — народом, обитавшим в южнорусских степях и постоянно разорявшим славянские земли. Хазары заставляли славян платить им дань.

Олег разбил хазар и навсегда избавил от их набегов жителей Поднепровья. Под защитой Олега древняя Русь стала богаче и сильней.

В те времена русские купцы часто ездили со своими товарами за море. Они возили продавать меха, воск, мед, лен и рыбу. Путь купцов лежал по Днепру и Черному морю, которое тогда называлось Русским. На своих широких ладьях ходили они в богатый Царьград — столицу греческого государства — Византии.

Но греки мешали русским купцам торговать, притесняли их.

Чтобы положить этому конец, Олег снарядил для похода на Царьград большой флот. Около двух тысяч ладей спустились по Днепру в Русское море.

Ладьи подошли к Царьграду. Греки заметили княжеский флот и, чтобы не допустить его к городу, заперли гавань цепями.

Тогда Олег приказал вытащить ладьи на сушу и поставить их на колеса. Как только дунул попутный ветер, паруса наполнились им, и русский флот двинулся по земле на Царьград.

Греки испугались, заключили с Олегом мир, поклялись не притеснять русских купцов, приезжающих в Византию, и дали князю и его дружинникам богатую дань.

По преданию, в знак победы Олег повесил свой щит на цареградских воротах.

С данью — золотом и дорогими тканями — он возвратился в Киев. На многих его ладьях были шелковые паруса.

Народ изумлялся военным удачам Олега и прозвал его «вещим», то есть мудрым, предвидящим все случайности и поэтому всегда побеждающим врагов…

О славных делах Олега мы знаем из русской летописи — подробной записи событий, которую из года в год вели летописцы на Руси.

Великий русский поэт Пушкин горячо любил свою родину, изучал ее историю и ее старинные народные предания. Из русской летописи он взял легенду о смерти Олега, будто предсказанной ему волхвом (волшебником). Эту легенду Пушкин передал в своем чудесном стихотворении — «Песни о вещем Олеге».

После чтения «Песни» школьники назовут ее основные эпизоды, которые фиксируются на доске сначала в виде предварительного чернового плана, который может приобрести следующий вид:

1. Олег отправляется в поход.

2. Встреча с кудесником.

3. Предсказание кудесника.

4. Прощание Олега с конем.

5. Пир.

6. «И хочет увидеть он кости коня».

7. Смерть Олега.

8. Тризна.

Этот черновой план передаёт сюжет «Песни», то есть систему событий, запечатлённых в произведении. Недостатком этого чернового плана является отсутствие единообразия — в словесном оформлении его основных пунктов используются назывные, повествовательные предложения и цитаты. Емкость пушкинского предложения невольно располагает к составлению цитатного плана, который ведет учеников не только к осмыслению последовательности эпизодов, но и к запоминанию лаконично данных в отдельных стихах характеристиках событий и героев произведения. На правой половине классной доски (левая половина пока остается незаполненной) фиксируется цитатный план, который может приобрести следующий вид.

1. «Как ныне сбирается вещий Олег…».

2. «И к мудрому старцу подъехал Олег…».

3. «Но примешь ты смерть от коня своего…».

4. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга…».

5. «Пирует с дружиною вещий Олег…».

6. «Вот едет могучий Олег со двора…».

7. «Спи, друг одинокий!».

8. «Бойцы вспоминают минувшие дни…».

Но и этот план еще не отражает композиционных особенностей пушкинской «Песни», то есть не акцентирует внимания школьников на смысловой завершённости и цельности отдельных частей произведения. Следующий шаг в работе над планом будет связан с обозначением порядкового номера каждой строфы стихотворения, что даст возможность установить, какие строфы объединяются в тех или иных частях стихотворения. В «Песни о вещем Олеге», состоящей из семнадцати строф, движущей пружиной в развитии действия является любовь князя Олега к своему коню. Не случайно Пушкин в своих немногочисленных комментариях к стихотворению подчеркивал именно этот мотив: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия…» (5, с. 97). В каких же строфах стихотворения эта «товарищеская любовь» князя к «верному другу» находит наиболее яркое выражение? «Заботливость о его судьбе» особенно ярко проявляется в сцене прощания с конем, в 8–10 строфах, которые занимают центральное место в стихотворении. Им предшествуют семь строф, которые составляют первую часть «Песни» и героями которых являются кудесник и Олег. Центральная часть стихотворения открывает путь к его третьей части, которая так же, как и первая часть, состоит из семи строф. Композиционная цельность заключительной части «Песни» подчеркнута повтором стихов в 11 и 17 строфах:

…поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Начальный этап работы над стихотворением завершится повторным обращением к плану: в его левой половине ученики обозначат те части «Песни о вещем Олеге», которые соединятся с уже найденными пунктами плана. В итоге план приобретет следующий упорядоченный вид:

Этот план, который можно назвать композиционным планом, подчеркивает гармоничность и соразмерность пушкинского произведения и открывает путь к разбору стихотворения по частям, к последовательному использованию внутритекстовых сопоставлений.

Обращаясь к универсально значимым подходам в методологии и методике анализа художественного произведения, литературоведы все более настойчиво говорят о научном описании как первоначальном этапе исследования. «Исходная задача филолога по отношению к художественному тексту состоит в описании того, что в нем формализовано (речевые единицы; обозначенные предметы и действия; композиционные сцепления)» (6, с.299). По сути дела, эта задача — окинуть произведение «первым взглядом» — стоит и перед учителем-словесником, который, опираясь на впечатления школьников о произведении и на свои профессиональные навыки, определяет исходную позицию разбора произведения. Такой исходной позицией, например, может быть обращение к композиции произведения, составление композиционного плана как средства систематизации элементов произведения, открывающего путь к анализу художественного текста.

В повествовательной ткани пушкинской «Песни о вещем Олеге» большое значение имеет путь героя. В произведении повествуется о двух поездках Олега, что находит отражение и в составленном учениками плане: «Как ныне сбирается вещий Олег…» (первый пункт плана первой части) — «Вот едет могучий Олег со двора…» (шестой пункт плана третьей части). Первый раз Олег выезжает для того, чтобы «отмстить неразумным хозарам», его поездка устремлена к воинским победам, к славе. Второй выезд князя — это путь к исполнению предсказания, к «смерти от коня своего» (7, 84). Эти два выезда Олега разделены большим временным промежутком, что подчеркнуто изображением пира. Олег предстает в этой картине убеленным сединой: в сравнении «И кудри их белы, как утренний снег / Над славной главою кургана…» местоимение «их» относится не только к дружине, но и к самому князю. Седина кудрей является своеобразным знаком протяженности событий между предсказанием кудесника и пиром. Именно на пиру Олег, вспомнивший своего «ретивого» коня, узнает, что «на холме крутом / Давно уж почил непробудным он сном». Таким образом, два выезда князя, отделенные друг от друга большим временным отрезком, рельефно выделяют в пушкинской «Песни» путь Олега-«воителя» от молодости к старости и смерти, от предсказания «мудрого старца» к исполнению пророчества.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я