В пособии содержится практический материал по дифференциации сонорных звуков, который может варьироваться взрослым в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка с учетом его психического развития, степени сформированности других звуков речи, возраста. Предназначено для логопедов ДОУ и логопедических пунктов общеобразовательных школ, воспитателей, а также родителей, желающих принимать активное участие в процессе устранения неправильного звукопроизношения у своих детей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дифференциация сонорных звуков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Речевой материал по дифференциации звуков
Дифференциация звуков [л] — [л’]
В слогах
Ла-ля, ла-ля-ла, лы-ли-лы.
Ло-лё, ля-ла-ля, ли-лы-ли.
Лу-лю, лу-лю-лу, лё-ло-лё.
Лы-ли, лю-лу-лю, ло-ле-ло.
Ал-аль, ал-аль-ал, уль-ул-уль.
Ол-оль, аль-ал-аль, ыл-иль-ыл.
Ул-уль, ол-оль-ол, иль-ыл-иль.
Ыл-иль, оль-ол-оль, ел-ель-ел.
Ел-ель, ул-уль-ул, ель-ел-ель.
В словах
Лапа — ляпа, ел — ель, пола — Поля.
Лог — лёг, был — быль, юла — Юля.
Лук — люк, цел — цель, галка — галька.
Лысый — лисий, дал — даль, полка — полька.
Мол — моль, скалка — калька.
Мел — мель, класть — клясть.
Угол — уголь, клык — клик.
Гол — голь, клон — клён.
Пыл — пыль, мелко — мельком.
В словосочетаниях
Зелёная лампа, ласковый мальчик, летний луг, весёлая полька, голубая даль, школьный мел, лисья лапа, лёгкая лодка, лукавая лиса, маленькая белка, золотой лист, смелый олень, глупый великан, сладкий кисель, полный куль, шаловливый малыш.
В предложениях
Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение предложений.
Лена плавает.
Коля заснул.
Упала линейка.
Выросла ель.
Люда устала.
Клоун развлекает.
Выглянула луна.
Прыгает лягушка.
Летает ласточка.
Клава лепит.
У Луши ленты.
У Славы самолёт.
Поля мыла пол.
Юля играла с юлой.
Клара поймала моль.
Галка прыгала по гальке.
Ель поставили в углу комнаты.
Леня ел котлеты и лапшу.
Я смотрю в голубую даль.
Корабль сел на мель.
Коля дал Славе самолёт.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением белки, сидящей возле дупла; плоскостные изображения шишек, грибов, желудей, на обратной стороне последних наклеены картинки со звуком [л], а на обратной стороне грибов и шишек — картинки со звуком [л’].
Ребенку предлагается вспомнить, где спит белка? Как она готовится к зиме? Какие запасы делает на зиму? Где белочка складывает свои запасы?
Из «дупла» достаются спрятанные запасы, раскладываются на столе. Уточняется, какие слова спрятались в беличьих запасах. Ребенок должен правильно произнести звуки [л] — [л’] в словах, составить с ними предложения.
В загадках[2]
Круглое, румяное с дерева упало,
Любе в рот попало.
Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
Раскаленная стрела дуб свалила у села.
Возле елок из иголок
Летним днем построен дом.
В чистоговорках
Ла-ла-ла — куча мала.
Ля-ля-ля — во дворце у короля.
Ла-ла-ла — вертится юла.
Ля-ля-ля — теплая земля.
Лы-лы-лы — вымыли полы.
Ли-ли-ли — мы по полю шли.
Лу-лу-лу — вертим мы юлу.
Лю-лю-лю — я лапшу люблю.
Ул-ул-ул — ветер с моря дул.
Уль-уль-уль — несу я куль.
Ел-ел-ел — он был смел.
Ель-ель-ель — тут летает шмель.
Ал-ал-ал — я упал.
Ал-ал-ал — выложил пенал.
Аль-аль-аль — наступил февраль.
Ол-ол-ол — был я зол.
Оль-оль-оль — тут летает моль.
Ыл-ыл-ыл — я на поле был.
Ыль-ыль-ыль — вытирали пыль.
В пословицах
Не будь на слова лихим, а на работе плохим.
Сила народа сильнее ледохода.
Голова без ума — что еда без соли.
Исполнительность дисциплину славит.
В скороговорках
На лодке плыли Михаил и Лиля.
Этим летом я в лесу видел белку и лису.
Ломали лед, ломали мы.
Летели клочья от зимы.
В стихах
Голубке голубь угодил:
Ей платье, платок и панаму купил.
В платье над лугом голубка летала…
Не только меня она напугала.
Над нами по небу облако летело.
Облако облик меняло, как хотело.
Было оно акулой, дельфином,
Бульдогом, дятлом и пингвином.
Болонка лайку удивила:
Надела платье, белый бант.
Сказала: «У меня талант:
Могу я лаять, петь, скакать,
Вальс и ламбаду танцевать».
Павел ел ни много, ни мало:
Клубнику и хлеб, молока полбокала,
Булку и лук, лимон и малину,
Похлебку, бульон и блина половину.
Он большой и неуклюжий,
Ходит посуху и лужам,
По бокам большие уши,
Два клыка торчат наружу.
Лоб — две шишки, нос трубой,
Он немножечко смешной.
Кожа толстая, в морщинах,
Рот смеется без причины.
Кто же это? Это слон.
На прогулку вышел он.
Ничему чтоб не случится,
Лучше всем посторониться.
Ходит цапля по болоту —
Цапля вышла на охоту.
— Где же вы, мои подружки,
Драгоценные лягушки?
Выходите поиграть,
Порезвиться, поскакать!
Нет лягушек, тишина.
Снова говорит она:
— Ах ты, рыбка из пруда,
Приплывай скорей сюда!
Я тебя уже заждалась,
Извелась, проголодалась.
Но и рыбка не спешит…
Сильно цапля загрустила,
Клюв печально опустила…
Спешит,
Спешит велосипед.
Из лужи
тянет
Мокрый след.
Мелькают спицы весело:
Спешат,
спешат,
спешат!
Звенит от звонкой песенки
У всех в ушах!
Но
Вот
В траве
один стоит,
Нахмурив руль упрямо…
Своим хозяином забыт.
Пришла с работы
Мама!
В текстах
Мы — валенки. Мы все лето пролежали в кладовке. Нас кусала противная моль. Нам было больно и страшно. Мы плакали, звали на помощь, но нас никто не слышал.
Настала зима. Наш хозяин надел нас на ножки, и мы вышли на улицу. Мы гуляли по пушистому снегу, катались с горки. Как было здорово! А когда вернулись домой, то очень устали и хотели спать. Нас уложили на теплую батарею. Там было уютно и нестрашно. Как было бы хорошо, если бы всегда была зима!
Д. Козин
Так уж случилось, Журавлик был третьим птенцом в семье. Мама-птица два яйца снесла больших, а третье маленькое. И тепла Журавлику досталось меньше. Мама-птица как снесла первое яйцо, так сразу и села греть его. А потом залетела на журавлиное болото буря. Самого маленького, самого легкого птенца ветер выхватил из гнезда и бросил в камыши. Папа-журавль еле отыскал своего меньшего сына.
С той поры Журавлик рос хуже других: меньше ел, меньше пил, меньше бегал, перья у него выросли позже, чем у родных и двоюродных братьев и сестер. Все они были Журавли, а его называли Журавликом…
В. Бахревский
Мама взяла нас за шарфики и, как маленьких лошадок, вывела во двор.
— Гуляйте, дети! — сказала мама.
Но мы не стали гулять, мы начали ловить снежинки. А потом… потом мы съели всего по одной сосульке.
Мама узнала об этом.
Она сказала:
— Теперь будете сидеть дома до тех пор, пока не растают сосульки.
Вот мы и сидим дома уже второй день и ждем, когда же солнышко все сосульки съест.
Нам нисколько не жалко. Не такие они и вкусные!
А. Седугин
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И они ему очень нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать посчитала сливы и видит, одной не хватает. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
— Нет, — сказали все.
Ваня покраснел, как рак, но тоже ответил:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Л. Толстой
Дифференциация звуков [л] — [л’], [в] — [в’]
В слогах
Ла-ва, ли-ви, ла-ва-ла, лы-вы-лы, ля-вя-ля.
Ло-во, ле-ве, ва-ла-ва, вы-лы-вы, вя-ля-вя.
Лу-ву, ле-ве, ло-во-ло, ли-ви-ли, лю-вю-лю.
Лы-вы, ля-вя, во-ло-во, ви-ли-ви, вю-лю-вю.
Лю-вю, лу-ву-лу, лё-вё-лё.
Ву-лу-ву, вё-лё-вё.
В словах
Лето — вето, Лена — вена, лейка — вейка.
Лист — вист, лилия — Ливия, класс — квас, стал — ставь.
Лев, лов, вал, выл, Лёва, ствол, ливень, левкои, сталь, февраль, щавель, свирель, ковыль, взлёт, павлин, вафли, ловко, складывать, сплав, сплавить, свекла, вокзал, взял, завыл, новосёл, слово, весело, волы, вилка, складывать, склон, склониться, сплутовать, Клава, кладовка, клавиши, весло, вслух, Слава, плавать, пловец, плавник, плов, вышла.
В словосочетаниях
Славин класс, сладкий квас, ванильные вафли, величественный лев, весёлые слова, славный пловец, столовая вилка, Светланина лилия, далекая Ливия.
В предложениях
Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение предложений.
Начался ливень.
Наступил февраль.
Слава сплутовал.
Сварили плов.
Взлетел вертолёт.
Светлана плавает.
Приехали на вокзал.
Светлана поливала левкои.
Слава и Клава пололи свёклу.
Слава ловко клал лещей в ведро.
В загадках
Через реку поперек великан бетонный лег.
Железный нос в землю врос.
Роется, копается,
За корни хватается;
Кончит, отряхнется,
За то же возьмется.
Этот конь не ест овса.
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем.
Только лучше правь рулем!
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я… (свёкла).
В чистоговорках
Ла-ва-ла — Света вошла.
Ва-ла-ва — выучил слова.
Лу-ву-лу — заводили юлу.
Ву-лу-ву — видели сову.
Ло-во-ло — на улице светло.
Лы-вы-лы — паслись волы.
В пословицах
Что в лицо сказано, со злом не связано.
Слово сказать — как ломоть отрезать: не приставишь назад.
Глубокая река молчалива, а мелкая река шумлива.
Болтнешь — не воротишь.
Бывает, и дурная голова порой рождает умные слова.
Злое слово — в глаза соль.
Иглой не выкопаешь колодца.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.
Мал соловей, да голос велик.
Много слов — кладь для ослов.
Обещал — сделай, дал слово — выполни.
В скороговорках
На скамейку Соня села.
Справа — Сева, Слава — слева.
В стихах
Шагает Божия коровка,
Она тиха, скромна, неловка.
Но только крылья распахнет —
Так в высь взлетит, как вертолет!
Не красив, но очень горд,
На спине он носит горб,
С небольшою головой,
Шея выгнута дугой.
Его поступь равномерна,
Смотрит он высокомерно.
Иногда, открывши рот,
С высоты на всех плюет.
Смирить его — рецепт простой:
Погладить нужно ласково рукой.
Он доверяет лишь тому,
Кто проявляет щедро доброту.
Веселой стайкой, кувыркаясь,
Плывут дельфины без забот
И нам улыбки посылают
Во весь большой стозубый рот.
Вышел утром на балкон —
В небе облако-дракон
Вдаль плывет над нашим домом…
Я скорее за альбомом.
Срисовать его хочу —
Вот подарок получу!..
Нелегко сестренке Оле
Привыкать учиться в школе:
Цифры, правила, слова —
Просто кругом голова!
Говорит учитель всем:
«Пять плюс два — получим семь».
Оля в классе не зевает
И про семь запоминает.
Все понятно, все в порядке —
И записано в тетрадке.
А на следующий день
Вовсе вышла дребедень.
И запуталась совсем
Оля с этой цифрой семь.
Семь-то, как ни посмотри, —
К четырем прибавить три.
А вчера совсем другое…
Объясните, что такое?
День весенний,
Суетливый,
День веселый
И красивый —
Это мамин день!
День торжественный,
Нарядный,
День подарочный,
Наградный —
Это мамин день!
День взволнованный,
Прилежный,
День цветочный,
Добрый, нежный —
Это мамин день.
С горки сани,
С горки лыжи,
Лезу в гору —
К солнцу ближе!
И без лыж,
И без саней
Съеду с горки
Всех быстрей.
Весело!
Весело!
Держу равновесие.
А внизу
не устоял,
Головой
в сугроб
Попал.
Раз нога,
Два нога,
Из сугроба,
Как рога.
Вот потеха!
Вот потеха!
Все
Валяются от смеха.
В текстах
Летом листья помогают дереву расти. К зиме постепенно замедляется рост деревьев. Листья становятся ненужными.
Солнце уже не согревает землю. В почве становится очень мало влаги. У деревьев уже нет достаточного количества сока. Листья вянут и опадают.
Г. Гуляева
Летела ворона над озером; смотрит — рак ползет. Цап его! Села на вербу и думает закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит:
— Ай, ворона! ворона! знал я твоего отца и мать, что за славные были птицы!
— Угу! — говорит ворона, не раскрывая рта.
— И сестер и братьев твоих знал — отличные были птицы!
— Угу! — опять говорит ворона.
— Да хоть хорошие были птицы, а все же далеко до тебя.
— Aгa! — крикнула ворона во весь рот и уронила рака в воду.
К. Ушинский
В поле между комьями холодной земли проснулся Жаворонок. Он вскочил на ножки, встряхнулся, огляделся и полетел вверх.
Полетел и запел. И чем выше он поднимался в небо, тем радостнее и звонче лилась и переливалась его песня.
Все, что он видел под собой, казалось ему необыкновенно замечательным, красивым и милым. Еще бы: ведь это была его родина, и он долго, очень долго ее не видел!
Он родился здесь летом прошлого года. А осенью с другими перелетными улетел в далекие страны. Там он провел в тепле всю зиму — целых пять месяцев. А это долгий срок, когда вам всего десять месяцев от роду. И вот уже три дня, как он вернулся наконец домой. Первые дни он отдыхал с дороги, а сегодня принялся за свою работу. А работа его была — петь.
В. Бианки
Вселенная — это все бескрайнее пространство вокруг нас, которое включает в себя все небесные тела и их скопления, все виды материи, а также межзвездную пустоту. Это пространство бесконечно разнообразно в своих видах и проявлениях. Существует и еще одно его определение — космос, из которого люди исключают Землю с ее атмосферой.
Современные ученые считают, что Вселенная возникла миллиарды лет назад в результате так называемого Большого взрыва, когда взорвалась огромная масса космического вещества. В результате его образовались все небесные объекты — галактики, звездные системы, планеты и более мелкие космические тела, которые до сих пор продолжают разлетаться от эпицентра взрыва в разные стороны; поэтому Вселенная постоянно расширяется.
Из детской энциклопедии Кирилла и Мефодия
Дифференциация звуков [л] — [л’], [г] — [г’]
В слогах
Ла-га, ли-ги, ла-га-ла, лу-гу-лу, ле-ге-ле.
Ло-го, ле-ге, га-ла-га, лы-гы-лы, ге-ле-ге.
Лу-гу, лё-гё, ло-го-ло, гы-лы-гы, гя-ля-гя.
Лы-гы, ля-гя, го-ло-го, ги-ли-ги, ля-гя-ля.
Лю-гю, гу-лу-гу, ли-ги-ли, лю-гю-лю.
Ал-аг, ил-иг, лга-лго-лгу-лгы.
Ол-ог, ел-ег, лге-лги-лгю-лгя.
Ул-уг, ёл-ёг, гла-гло-глу-глы.
Ыл-ыг, ял-яг, гля-гли-глю-гля.
Юл-юг.
В словах
Лад — гад, лаз — газ, мол — мог, мал — маг.
Бел — бег, Лена — Гена, балет — багет.
Лог, луг, гол, голь, гул, Галя, Глаша, Глафира, гонял, плуг, слуга, голубь, галка, галстук, белуга, слоги, заслуга, флаг, глаза, галушки, гладиолус, гладкий, гладить, глупый, голый, голубой, глубокий, голодный, шланг, шлагбаум, лязг, лягать, лягушка.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дифференциация сонорных звуков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других