Административные барьеры на пути развития малого бизнеса в России

Е. В. Бессонова, 2010

Данная книга основана на результатах опроса руководителей 2000 малых предприятий из 20 регионов России и посвящена изучению влияния на деятельность предприятий изменений в законодательной и нормативно-правовой базе, направленных на снижение административных барьеров и формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса. В книге анализируются проблемы, связанные с лицензированием, проверками и инспекциями, сертификациями и техническими регламентами, налоговым администрированием, арендой и покупкой помещений и земельных участков и возможностями внешнего финансирования предприятий малого бизнеса. Предлагаются рекомендации по совершенствованию экономической политики. Книга адресована представителям исполнительной и законодательной власти, исследователям, преподавателям, аспирантам, студентам, а также широкому кругу читателей, интересующихся ходом реформы государственного регулирования и проблемами малого бизнеса.

Оглавление

Из серии: Экономическая политика: между кризисом и модернизацией

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административные барьеры на пути развития малого бизнеса в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Проект выполнен в рамках тематики экспертного совета при Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики

© Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской, Федерации, 2010

Введение

Развитию малого бизнеса уделяется большое внимание в подавляющем большинстве стран. Программы его поддержки существуют как в развитых[1], так и в развивающихся странах, ряд международных организаций также оказывает содействие развитию малого бизнеса. Межстрановые сравнения показывают, что более богатые страны имеют и более высокий показатель доли малого бизнеса в промышленном производстве, хотя мы не располагаем эмпирическими подтверждениями, что развитие малого бизнеса напрямую влияет на экономический рост в стране[2].

Для России поддержка малого бизнеса особенно важна, так как в период плановой экономики он практически полностью отсутствовал в отличие от некоторых стран Восточной Европы, где, например, в сфере услуг сохранялась высокая доля малых частных предприятий. С начала переходного периода в течение длительного времени не реализовывались масштабные программы поддержки малого бизнеса, поэтому до сих пор мы наблюдаем в России незначительное присутствие малых предприятий в отраслях, в которых доля малого бизнеса традиционно высока в других странах, например в пищевой и легкой промышленности.

С 2001 г. на федеральном уровне началась реформа по снижению административных барьеров и формированию благоприятного климата для предпринимательской деятельности и инвестиций. В действие вступили законы, предусматривающие упрощение процедур регистрации, лицензирования и проверок малых и средних предприятий. Существенные изменения, внесенные в законы о лицензировании, проведении контрольно-надзорных мероприятий и регистрации предприятий, упростили процедуры государственного регулирования малых и средних предприятий. Данная реформа идет постепенно, ежегодно вводятся новые законы, направленные на снижение административных барьеров и развитие малого предпринимательства. Практика введения новых законодательных норм и степень развития малого бизнеса сильно различаются по регионам и существенно зависят от политики, проводимой региональными властями.

В выступлениях представителей российских властей наблюдается тенденция к определению развития малого бизнеса как одной из ключевых задач для стабильного и долговременного развития страны, а сам бизнес рассматривается как база предпринимательской активности[3].

В условиях финансового кризиса малый бизнес может играть стабилизирующую роль в развитии регионов РФ, так как:

● он предоставляет возможность для создания рабочих мест и обеспечения постоянной или временной работой тех, кто был сокращен в кризисный период (самозанятость населения, семейный бизнес);

● малые предприятия быстрее реагируют на изменение конъюнктуры и могут быстрее приспособиться к изменениям спроса;

● в некоторых отраслях малые фирмы могут быть источником развития новых технологий или способов производства.

Вместе с тем финансовый кризис сильнее сказывается на возможностях доступа малых фирм к внешним источникам финансирования по сравнению с крупными или средними предприятиями. Исследования показывают, что доступ к внешнему финансированию для малых фирм является гораздо более серьезной проблемой, чем для крупных. Например, Beck, Demirguc-Kunt, Laeven, Maksimovic (2006), используя данные World Business Environment Survey (WBES), показывают, что малые предприятия гораздо чаще, чем средние и крупные, называют финансирование в числе основных препятствий роста бизнеса. В условиях кризиса менее выгодное положение малых фирм может усугубиться.

Недавние опросы, проведенные в странах Европейского союза, показали, что доступность внешних источников финансирования в условиях текущего кризиса оказывается одной из наиболее острых проблем для малого бизнеса. В данной работе мы анализируем, как изменилась ситуация с развитием российского малого бизнеса в кризисный период, уделяя основное внимание проблемам кредитования малых предприятий.

Проект ЦЭФИР по опросу руководителей малых предприятий в регионах России ставил целью разработать рекомендации, нацеленные на совершенствование экономической политики. Задача опроса состояла в оценке затрат малого бизнеса, направленных на преодоление административных барьеров, и в разработке экономических мер по их снижению. Эти меры должны значительно улучшить эффективность деятельности существующих компаний, стимулировать выход на рынок новых, а значит, способствовать экономическому росту. Отдельный раздел анкеты посвящен вопросам доступности внешнего финансирования в кризисный период.

Для анализа мы использовали результаты опроса малых предприятий, проведенного ЦЭФИР в конце 2009 — начале 2010 г. Опрос проводился в 20 регионах Российской Федерации[4]. По каждому региону сделана выборка из 100 предприятий, разбитых по следующему принципу: 20 недавно зарегистрированных предприятий (в большинстве случаев во II и III кв. 2009 г.) и 80 давно существующих. Всего было задействовано 2056 предприятий.

Вначале мы даем краткий обзор зарубежного опыта реформы государственного финансирования и программ государственной поддержки малого бизнеса, а также анализируем изменения в административных барьерах для малого предпринимательства, происшедшие в 2009 г. в России. Затем сравниваем доступность внешнего кредитования малых и средних предприятий в России и странах ЕС, а в заключение предлагаем некоторые экономические меры. Детальное описание инструментария, использованного при анализе административных барьеров, представлено в приложении А. Приложение Б содержит подробное описание полученных в ходе опроса результатов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административные барьеры на пути развития малого бизнеса в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

EU Small Business Act.

2

Thorsten Beck, Asli Demirguc-Kunt. Small and Medium-Size Enterprises: Overcoming Growth Constraints.

3

См. выступление Д.А. Медведева на выездном заседании Президиума Государственного совета РФ 27 марта 2008 г.

4

Алтайский край, Амурская область, Калужская область, Красноярский край, Курганская область, Ленинградская область, г. Москва, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Пермский край, Приморский край, Республика Коми, Ростовская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Смоленская область, Хабаровский край, Челябинская область.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я