Мышь больше слона: как заметить, сберечь и развить детскую креативность

Дмитрий Чупахин, 2023

Однажды ваш ребенок повзрослеет. Ему, как и любому взрослому, нужно будет почти ежедневно решать жизненные и профессиональные задачи, действовать в условиях неопределенности, а иногда и кризисов. Для этого очень пригодится развитое креативное мышление. Основы этого развития вы можете заложить уже сейчас – с помощью игр, упражнений и практик из этой книги. Родители смогут легко встроить их в ежедневное расписание: дома, на прогулке, перед сном и в отпуске, – креативное мышление можно развивать в любой момент. Предлагаемые задания использует в своей педагогической практике и автор книги Дмитрий Чупахин – сертифицированный педагог по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), тренер изобретателей в роботостроительной и космической областях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышь больше слона: как заметить, сберечь и развить детскую креативность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава вторая. Что мешает развитию креативности

Перед тем, как перейти к практикам, которые помогают развить креативность в ребенке, необходимо обозначить то, что ее губит. В педагогике есть такое понятие, как антипример, — это рассказ о том, как делать не нужно, демонстрация ошибки, чтобы ученик научился в дальнейшем этой ошибки избегать. Ниже — несколько антипримеров, или «вредных советов», применяя которые вы гарантированно лишите ребенка желания проявлять креативность или хотя бы творчески подходить к решению любых задач.

Лишите его выбора

Думаю, многие из вас слышали в детстве от своих родителей фразу в духе «тебя никто не спрашивает». Лишенный возможности принимать самостоятельные и осознанные решения, ребенок превращается (возможно) в послушного исполнителя родительских указаний, а скорее, в их точную копию — именно такую цель некоторые родители, сами того не зная, ставят перед собой в процессе воспитания ребенка: учиться надо так-то и там-то, гулять надо с тем-то и тогда-то, играть нужно вот в это и в это.

Отказывать подопечному в бытовом выборе (и шире — в выборе его пути) означает лишать его жизненной инициативы и мотивации мыслить самостоятельно, ведь все решено за него. Разумеется, такой склад характера не способствует творчеству, ведь творчество — это последовательность волевых выборов: целевой аудитории, темы, способов ее реализации, каналов продвижения своей идеи и так далее.

Заметьте, никто не говорит о том, что ребенку необходимо давать выбор «хочешь ешь, хочешь не ешь» (хотя иногда полезно и это) — удовлетворение некоторых базовых потребностей (сон, еда, обучение, безопасность) должны быть возведены в канон домашних правил, исполняемых всеми членами семьи. Но есть сферы, где выбор — абсолютно нормальная и органичная вещь.

Например, позвольте ребенку во время прогулки принять как можно больше самостоятельных решений, начиная с того, в какую сторону идти, и заканчивая выбором игры на детской площадке. Опять же, все должно быть в разумных пределах, и лучше на первых порах ограничить возможность выбора несколькими наиболее комфортными вариантами. Но даже такой формат оказывает положительное влияние на развитие лобных долей мозга ребенка. Они отвечают за чувство ответственности и инициативность, что в свою очередь сказывается, например, на способности контролировать свое поведение, доводить намеченное до логического завершения. В творчестве (и шире — в творческой деятельности) эти способности обеспечивают результативный исход.

Требуйте от него, чтобы все было идеально

Если оценки, то только пятерки; если и участвовать в соревнованиях, то только для того, чтобы занять первое место; если прибираться, то так, чтобы «все блестело». В популярной психологии есть такое понятие, как «синдром отличника». Как правило, приобретенный в школьные годы, во взрослом возрасте он превращается в полноценный синдром самозванца. Думаю, что многим знакомо убеждение, что неидеальный результат не имеет право на существование, что работу нужно выполнить наилучшим образом, что наградой за совершенство станет похвала, восхищение, высшая оценка.

Но для творчества и креативности такие установки губительны. На Востоке говорят, что если у тебя получилась безупречная статуя, то оставь на ней трещину или скол. Ошибки, неточности, промахи — это норма, потому что, во-первых, они неизбежны, во-вторых, на них учатся, а в-третьих, зачастую они становятся отличительной чертой того или иного результата. Программисты в таком случае говорят: «Не баг, а фича».

Одно из заданий, которые мы с учениками выполняем на наших уроках, выглядит так. Мы придумываем забавную опечатку в слове и пробуем ее истолковать. Например, для чего мог бы использоваться могильный телефон? Чем на своей работе занимались бы товароед и дурналист? Какие экспонаты поместили бы в музей ревностей и почему в одном из парков аттракционов появилось колесо оборзения? Упражнение учит не просто быть внимательным к ошибкам, а намеренно совершать их с целью дальнейшего преобразования в креативное решение.

А Джанни Родари придумал интересную методику под названием «перевирание сказки». Иногда любимая сказка, прочитанная ребенком многократно, все-таки надоедает ему. Это отличный повод «переврать» ее, то есть ошибиться в пересказе ее подробностей. Например, что девочку звали Желтая Шапочка, а не Красная. Что пирожки ей нужно было отнести дедушке, а не бабушке. Что в лесу она встретилась не с Волком, а с… Продолжите сами. Задание ребенка в этом случае — объяснить «перевирание»: как бы изменилась сказка при таких вводных и чем бы она закончилась?

Снова оговоримся, что установка адекватных правил поведения и жизнедеятельности — необходимая мера. Не стоит намеренно ошибаться и переходить дорогу на красный сигнал светофора вместо зеленого. А «игра в опечатки» на уроках русского языка, очевидно, приведет к плохим оценкам. Стоит изначально выбрать сферы, где ребенку позволительно и даже желательно ошибаться: рисование, кулинария, рутинные действия вроде подготовки ко сну. А затем попрактиковаться в ошибках, чтобы убедиться, насколько это весело.

Критикуйте результат его творческой активности

Родителей можно понять: если перехвалить ребенка, то у него сложится не слишком объективное представление о своих способностях, недалеко до «звездной болезни». Однако критика еще хуже. Она разоружает ребенка, обнаруживает его уязвимые места. Под каким бы соусом она ни подавалась: «Вот тут ты хорошо нарисовал, но лицо совсем не получилось». Проблема критики даже не в том, что она указывает на недостатки выполненной работы, а в том, что ребенок воспримет ее как истину в последней инстанции. Будь на его месте взрослый человек, он бы смог процедить ваш комментарий сквозь внутренние фильтры, сравнить ваше мнение с другим, да и просто в конце концов не обратить на него внимание. Но ребенок сделал что-то как раз с этой целью — добиться вашего одобрения и благодаря ему убедиться в ценности того, что у него получилось. Поэтому ваша критика ставит точку в возможных интерпретациях творческого результата: он плох. И тут уже ничего не поделаешь.

Во время обучения техникам мозгового штурма на предприятиях я всегда ставлю самое важное и необсуждаемое условие: выдвигаемые идеи на начальном этапе нельзя критиковать. Разумеется, речь не идет о том, что кто-то обидится и перестанет после критики высказывать свои версии (хотя бывает и такое), все-таки здесь собрались взрослые люди, но важнее, что идея, встреченная в штыки, уже не получит своего развития, она будет отброшена и забыта, хотя не исключено, что в ней было зерно истины. Продолжая ботаническую метафору, процесс мозгового штурма можно сравнить с ростом дерева. Отсекая ненужные, по вашему мнению, отростки, вы в перспективе губите сочные плоды, которые могли бы на них появиться. С детской креативностью то же самое.

Если же вам невтерпеж и вы придерживаетесь стратегии всегда говорить правду, то тогда говорите ее от своего лица, упирайте на то, что вот это и это понравилось или не понравилось лично вам — и почему. Например, «твоя идея сделать компьютерную игру, в которой игроки должны будут находить ошибки в коде, мне не очень понятна, потому что я больше люблю стрелялки, но может быть, ты объяснишь, почему такая игра могла бы мне понравиться?»

Наилучшей тактикой будет внимание и поддержка творческих инициатив ребенка. Вашим личным творческим вызовом может стать обнаружение таковых, например, в манере одеваться, выборе фильмов, да хоть в новых обоях на экране телефона. Возможно, это будет стимулом для ребенка проявить себя в дальнейшем. Значит, вы все сделали правильно. Не навредили естественному росту и не сгубили плод.

Приучите его к однообразию

Всегда гуляйте по одному и тому же маршруту, питайтесь одним и тем же, играйте в давно надоевшие игры. Пожалуй, следовать этому вредному совету не получится даже у самых ленивых родителей. Однако стоит пояснить, чем именно однообразие угрожает мозгу (не только ребенка, но и взрослого), а для этого придется ввести в оборот такое понятие, как нейропластичность.

Википедия подскажет, что под этим термином подразумевается свойство человеческого мозга, заключающееся в возможности изменяться под действием опыта. Если такое положение дел вам кажется естественным, то вы, очевидно, более или менее следите за научной повесткой, потому что еще совсем недавно считалось, что структура головного мозга формируется в детстве и после этого остается неизменной.

Нейропластичность обеспечивается синаптическим прунингом — это процесс образования новых и разрушения старых связей между нейронами. Этот процесс происходит в вашем мозге прямо сейчас, когда вы читаете эту книгу: вы получаете незнакомые данные, которые встраиваются в уже известные вам информационные паттерны, — так и образуются новые нейронные связи. Нейропластичность признается одним из главных условий здоровой психики и интеллектуального долголетия. С натяжкой, но ее также можно назвать залогом формирования креативных навыков. И наоборот, люди, занятые монотонным ручным трудом, отказавшиеся от регулярных путешествий и чтения книг, находятся в зоне риска, вплоть до возникновения проблем с памятью, концентрацией внимания, а также ранней деменции.

Дети в эту зону риска не входят, однако в их возрасте формируются важные привычки, в том числе склонность к адекватному восприятию новизны. Как превратить освоение новизны в ряд забавных игр и упражнений, читайте в четвертой главе.

Суньте ему в рот золотую ложку

Ниже будет главка о том, насколько ограничения (иногда создаваемые искусственно) бывают полезны для творчества, а сейчас важно понять, что отсутствие таких ограничений, как правило, не ведет ни к чему хорошему. Вы когда-нибудь пробовали играть в компьютерные игры с чит-кодами? Это когда тебе дается бесконечный запас жизни, оружия и других ресурсов. Сначала процесс кажется довольно веселым, ты можешь не опасаться самого сильного соперника и самой сложной драки, но очень скоро это смертельно надоедает. И игра, которая совсем недавно увлекала, тоже надоедает.

Проблема избалованного ребенка не только в том, что ему хочется все больше и больше внимания, игрушек, впечатлений (и в какой-то момент его уже ничем не удивить), но и в том, что у него нет стимула для самостоятельной активности. Он привыкает получать все и сразу, — и зачем тогда прикладывать усилия для достижения результата. Тем более креативные усилия. Возможно, в будущем эту позицию скорректирует сама жизнь, но в детстве такой индивид не будет восприимчив к обучению творческим методикам. Он просто не сможет осознать их ценность.

Легко вообразить противоположную крайность: ребенок-спартанец, который ходит по одной половице, смеется и дышит только с разрешения родителей и страдает от их гиперопеки. Ранее мы это уже проходили и знаем, что такой путь напрямик ведет к синдрому самозванца. Поэтому не нужно думать, что мы выступаем за модель сурового воспитания или даже дрессировки. Необходимо соблюдать баланс и дать ребенку понять, что не все желания исполняются"по щучьему велению". Как это сделать — отдельный долгий разговор, и будет лучше, если вы обратитесь к мнению экспертов, которые написали множество отличных книг на эту тему. Начните с трудов Юлии Гиппенрейтер и Людмилы Петрановской.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышь больше слона: как заметить, сберечь и развить детскую креативность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я