Мышь больше слона: как заметить, сберечь и развить детскую креативность

Дмитрий Чупахин, 2023

Однажды ваш ребенок повзрослеет. Ему, как и любому взрослому, нужно будет почти ежедневно решать жизненные и профессиональные задачи, действовать в условиях неопределенности, а иногда и кризисов. Для этого очень пригодится развитое креативное мышление. Основы этого развития вы можете заложить уже сейчас – с помощью игр, упражнений и практик из этой книги. Родители смогут легко встроить их в ежедневное расписание: дома, на прогулке, перед сном и в отпуске, – креативное мышление можно развивать в любой момент. Предлагаемые задания использует в своей педагогической практике и автор книги Дмитрий Чупахин – сертифицированный педагог по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), тренер изобретателей в роботостроительной и космической областях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышь больше слона: как заметить, сберечь и развить детскую креативность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава третья. Как развитию креативного мышления ребенка мешает школа

Мой любимый анекдот о преподавателях и преподавании такой.

В преддверии выпускного на факультете авиастроения несколько преподавателей вуза, в основном профессора-инженеры, были приглашены принять участие в первом полете нового самолета. После того, как все удобно устроились на своих местах, пассажиров проинформировали, что авиалайнер был полностью спроектирован и построен студентами.

После услышанного все присутствующие в панике, с криками и визгами ломанулись к выходу. И только один преподаватель не поддался общему безумию и в абсолютном спокойствии остался сидеть на своем месте. Ему задали резонный вопрос:

— Скажите, почему вы не испугались?

Профессор ответил:

— Вы знаете, я полностью уверен в своих студентах, так как прекрасно их знаю! Лично у меня нет ни тени сомнения, что этот кусок железяки даже не взлетел бы!

Анекдот, конечно, не о том, что все учителя плохие. Он о том, что большинство из них чистосердечно обучают детей тому, что им никогда не пригодится в жизни. Они обучают так, как обучали их, и не видят в этом ничего дурного.

Я не являюсь адептом хоумскулинга и не считаю, что общеобразовательные школы не выполняют возложенных на них функций. Отнюдь. Правда, я склоняюсь ко мнению, что самый важный функционал школьного образования — это не столько предметные компетенции, сколько социализация и получение положительного опыта общения с представителями разных поколений (разновозрастные активности в современных школах, к сожалению, почти не практикуются).

Но моя главная претензия к российским школам состоит в том, что во время обучения школьники решают задачи исключительно закрытого типа. Это такие задачи, где правильный ответ только один, и заранее известен механизм получения этого ответа. В каком году было Бородинское сражение, как звали няню Пушкина, какая формула у водорода. Выучить стих, сдать тест, написать изложение — все это примеры задач закрытого типа. Сочинения на уроках литературы и проектная деятельность не слишком спасают ситуацию, так как система оценки конечного результата жестко регламентирована, а значит, это тоже закрытая задача.

Опыт решения закрытых задач, безусловно, тоже необходим ребенку для укрепления нейронных связей, расширения кругозора, развития памяти. Но одно дело — накапливать знания, а другое — использовать их в жизни. А в жизни закрытых задач не бывает. Точнее, бывает, но от их решения редко зависит наша судьба. Программистов на собеседовании в крупную компанию почему-то не просят назвать год изобретения Интернета — их просят выполнить тестовую работу, подразумевающую творческий подход к делу. А бизнесмена, чей бизнес рушится у него на глазах, не спасает знание о том, что такое ребрендинг, фандрайзинг и порог рентабельности. Его спасает только действие. Потому что ему предстоит решить нестандартную задачу, которая (иногда) находится за пределами формул, числителей и знаменателей.

Сложность в том, что мозг человека изначально не создан для работы с такими задачами. Эволюционно мы привыкли мыслить ресурсно. То есть при решении задачи мы ориентируемся на набор наличествующих в условиях задачи ресурсов. Мама в детстве говорит вам: «Иди купи хлеба, вот тебе деньги». Это обычная ресурсная задача, не требующая творческого подхода (если не считать выбора конкретной буханки на прилавке). Парадоксальной она станет, если мама попросит купить хлеб, но денег не даст.

Вся жизнь — это набор нестандартных, то есть креативных задач, которые не учат решать в школе. Креативные задачи основаны на парадоксах, то есть в самой формулировке задачи, как правило, имеется неразрешимое, на первый взгляд, противоречие. Как устроиться на работу без опыта работы. Как найти свою любовь, будучи крайне стеснительным. Как запустить рекламную кампанию с мизерным бюджетом.

Не имея опыта и набора инструментов для решения таких задач, человек впадает в ступор или даже стресс. Задача кажется ему неразрешимо сложной. Иногда он даже не в состоянии воспринять ее как задачу. Она — непреодолимая преграда, несправедливость, повод сдаться. Такое мышление противоположно творческому подходу и здоровой заинтересованности в непривычных вызовах. Преподаватели в школах, естественно, не ставят перед собой цель укрепить в учениках такой стиль мышления, но, к сожалению, мало кто из них делает хоть что-то для развития креативности.

Уходить из школы из-за этого не стоит. Нужно сделать так, чтобы получаемую в школе информацию ребенок мог не только использовать для написания домашних и контрольных работ, но и творчески применять в жизни. Чтобы знания становились инструментами локального преобразования окружающего мира. Если совсем просто: прочитал главу из учебника по информатике — написал программу (или сделал попытку), прошел тему по физике — починил телевизор (под руководством старших, конечно же), узнал про рацион зимующих птиц на уроке по биологии — придумал конструкцию оригинальной кормушки и не дал скворцам и снегирям умереть с голоду в морозы.

Да, это звучит утопично: у родителей полно своих дел, дети и без того живут в логистическом аду школьных занятий, тренировок и кружков, но все-таки необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок научился воспринимать информацию не как ценность саму по себе (если только он не планирует стать профессиональным эрудитом и обладателем «Хрустальной совы»), а как инструмент преобразования окружающей действительности. В дальнейшем такая четкая позиция станет прививкой против хаотического образования — получения второго и третьего высшего, покупки онлайн-курсов у не заслуживающих доверия блогеров.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышь больше слона: как заметить, сберечь и развить детскую креативность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я