Мышь больше слона: как заметить, сберечь и развить детскую креативность

Дмитрий Чупахин, 2023

Однажды ваш ребенок повзрослеет. Ему, как и любому взрослому, нужно будет почти ежедневно решать жизненные и профессиональные задачи, действовать в условиях неопределенности, а иногда и кризисов. Для этого очень пригодится развитое креативное мышление. Основы этого развития вы можете заложить уже сейчас – с помощью игр, упражнений и практик из этой книги. Родители смогут легко встроить их в ежедневное расписание: дома, на прогулке, перед сном и в отпуске, – креативное мышление можно развивать в любой момент. Предлагаемые задания использует в своей педагогической практике и автор книги Дмитрий Чупахин – сертифицированный педагог по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), тренер изобретателей в роботостроительной и космической областях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышь больше слона: как заметить, сберечь и развить детскую креативность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава первая. Диагностика креативных навыков

Общепринятого теста, который позволял бы объективно оценить творческие способности ребенка, конечно же, не существует. Диагностировать любые интеллектуальные таланты или их нехватку ученые так и не научились. Есть возможность измерить вес, рост, остроту зрения, объем легких, размер стопы и другие показатели — и составить более или менее достоверное представление о физическом развитии ребенка, а вот с интеллектом все сложнее. Даже тесты на коэффициент интеллекта (так называемый IQ) часто подвергаются обоснованной критике, например, существует мнение, что высокие баллы в таких тестах получают испытуемые с «усредненным» мышлением.

Больше того, даже если бы централизованная методика существовала, родители, должно быть, не очень-то ей бы доверяли. Причиной этого было бы уже упомянутое отношение к креативности как к тому, что или есть, или нет. Креативность не спрогнозировать и не развить, что уж говорить о ее диагностике, — таково, к сожалению, общепринятое мнение. Поэтому родители и педагоги склонны выдвигать интуитивные версии насчет своих подопечных, предположительно имеющих творческие таланты: «Он будущий художник», «Он станет поэтом», «Она будет актрисой» и так далее. В качестве обоснований чаще всего приводятся интересы ребенка или его успехи на творческом поприще.

Предложенные ниже тесты также не являются истиной в последней инстанции, более того, они не в состоянии подсказать, что успешно справившийся с ними школьник в будущем станет знаменитым архитектором, изобретателем или блогером. Однако они с большей точностью, чем родительская интуиция, указывают на умение ребенка мыслить нестандартно. Точнее, их цель в том, чтобы диагностировать вариативность и глубину мышления, которые в свою очередь упрощают любой творческий процесс. Кроме того, они сами по себе являются неплохой креативной разминкой. Иногда я использую их в качестве входящего тестирования на своих уроках.

Круги Вартега

На листе бумаги нарисуйте 20 кругов и дайте задание ребенку превратить каждый из этих кругов в рисунок. На все двадцать рисунков (кругов) дается 4 минуты. Оценка результатов теста производится по трем показателям. Первый и самый простой — это беглость мышления. За каждый выполненный рисунок (дорисованный круг) испытуемый получает один балл. Соответственно, максимальное количество баллов по этому показателю — 20. Обычно дети младшего и среднего школьного возраста успевают нарисовать около 15 рисунков. Если рисунков существенно меньше, беглость мышления признается низкой.

Далее идет та самая вариативность (или гибкость) мышления. Условно, если все 20 кругов получились фруктами, то уровень гибкости мышления признается низким. Чем больше «сфер» охватывают выполненные рисунки, тем выше гибкость и креативные способности в целом. Сферы могут быть такими: природа, предметы быта, спорт, наука и техника, декоративные предметы, человек, экономика, вселенная. За каждую сферу — 1 балл. Дети среднего и младшего школьного возрастов по этому критерию обычно набирают в районе 4-х баллов — этот показатель считается нормативным.

Наконец, создатели теста предлагают также оценить критерий «оригинальность мышления». Под этим подразумевается способность испытуемого генерировать редко встречающиеся идеи. К таковым, как вы понимаете, не относятся, например, солнце, мяч, апельсин и тому подобное — это в кругах Вартега способен «увидеть» каждый. С другой стороны, достаточно сложно определить, какой рисунок стоит счесть оригинальным. Пояснительных комментариев на эту тему в литературе не найти. Организатору теста, видимо, придется принимать такое решение субъективно. В любом случае за каждый оригинальный рисунок испытуемый получает два дополнительных балла.

Я советую не ориентироваться на перечисленные выше возрастные нормы, а использовать тест для отслеживания динамики креативного развития ребенка. Для этого можно проводить его раз в полгода-год и фиксировать результат на будущее.

Тест Гетцельса-Джексона

Суть теста также проста: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, полотенце. Как и тест Вартега, он оценивает вариативность мысли, однако он более практический.

У изобретателей есть такое понятие, как ресурсный анализ, — это когда ты способен обнаружить скрытую функцию объекта. Например, использовать запасное колесо вместо противоподкатной планки в грузовом автомобиле. Так вот, тест Гетцельса-Джексона, изначально разработанный в рамках концепции дивергентного мышления, как раз указывает на способность ребенка нестандартно воспринимать и использовать имеющиеся под рукой ресурсы, тем самым приумножая количество доступных вариантов решения текущей задачи.

Тестируемому дается 2 минуты, чтобы придумать как можно больше способов непрофильного применения того или иного объекта. Нормативных показателей для теста Гетцельса не существует, однако он так же, как и круги Вартега, подходит для регулярной диагностики.

Тест «Нарисуй человека»

Методика занимает почетное второе место по частоте использования в психодиагностической практике после еще более знаменитого метода чернильных пятен Роршаха. Исходя из названия теста, ребенку предлагается изобразить человека.

Оцениваются, конечно, не художественные достоинства рисунка, а его детализация. Инструкция по оценке теста содержит 73 пункта, на которые следует обратить внимание, среди них: наличие у изображенного человека шеи, ресниц и бровей, линии челюсти, локтей, колен, шнурков на обуви и других подробностей. Мы не станем приводить их здесь все. Но составить представление о развитой креативности ребенка по такому рисунку действительно несложно. Чем рисунок более детальный (не точный, а именно детальный), тем вероятнее, что ребенок в состоянии формировать глубокие представления об окружающей действительности. А вот «палка — палка — огуречик», наоборот, свидетельствует, что есть, над чем работать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышь больше слона: как заметить, сберечь и развить детскую креативность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я