Протоапостол. Благовествование Гермы. О ком свершилось 14-е чудо Христово?

Дмитрий Логинов

Все знают, что у Христа был предтеча: Иоанн Креститель. Забыто, что предтеча был также и у апостолов. Благовествование Гермы, гадаринского скифа, имело далеко идущие исторические следствия, с которыми связаны как становление Русколанской церкви, так и богомильской духовной школы. В контексте таковых следствий крещения Руси – Бусово, Бравлиново, Аскольдово, Владимирово – предстают как единый последовательный многовековой духовно-исторический процесс.

Оглавление

В Апостоле нынешнем…

Бог видит каждое движение сердца каждого человека — живущего ныне; жившего когда-либо; того, кому еще только суждено прийти в эту жизнь.3 Бог ведает сердце Гермино в том числе — и вот Феофан причастился ведению сему, и не потому ли проникновенен столь сказ Феофанов об ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ Гермы свойствах? Они выделяют его из ряда прочих святых, поименованных в послании Павловом.

«Особенное Божье благоволение» имел Герма, — говорит Феофан. — И удостоен был свыше «особенных» же «видений и откровений». А к этому еще присовокупляет: «слагается из которых вся жизнь его»! (Если б вот моя жизнь, грешная, — слагалась из видений и откровений, мне посылаемых свыше!.. то не была бы грешной… но грешник есмь, увы мне.)

Итак, Феофан свидетельствует истотность, богорожденность писаний Гермы. Святой не видит в них ни блазнений, ни отсебятины. Он чувствует человека этого — Герму — всетвердо ставшим на путь растворения себя в Боге.

Такого сорастворения, которое врата Домой взыскующим растворяет. Поэтому говорит Феофан о Герме ученикам своим: «преискренняя простота веры и беспрекословная покорность внушениям Божиим» — качества, которые привлекают «особенное Божье благоволение»!

Скажут: а почему бы Феофану тогда не назвать Герму прямо ПРОТОАПОСТОЛОМ? почему не просветить современников, коль скоро уж обнаружилась в затворе святителю такая о Герме истина?

Тут можно только гадать. Возможно, потому не употребил такое слово святитель, что забыто было оно ко времени Феофанову. Что толку так величать, коли люди смысл величания разуметь не смогут?

А может и САМОВИДНЫМ почел сие святой русский, в затворе-то пребываючи? Затвор ведь… особый мир! То есть и не мир уже даже суть, а… НАДМИРИЕ.

Прижизненная ГОТИМНА (говоря языком духовидца Даниила Андреева), где праведный как у Бога в горсти покоится (тогда как окаянному татю-грешнику, напротив, невыносимее кары нет, чем одиночное заключение).

Затвора сила такая: что тайна суть за семью печатями в миру — в затворе благословенном явится как на ладони поданное! Вот и представляется самозаточнику открывающееся там — не требующим каких-либо пояснений.

Но хоть слова «протоапостол» нет, светится в писании Феофановом такое местечко четкое, из коего ясно явствует: самоочевидным Затворнику представало протоапостольство Гермы. «Умертвите вы уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, лихоимание…гнев, ярость, злобу, хуленье и срамословие…ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления, — как слышали вы сие в нынешнем Апостоле: Кол. 3:4—11». Заметим это начертание Феофаново: «как слышали в Апостоле НЫНЕШНЕМ»!

Что есть Апостол-книга? — корпус писаний, включающий творения апостолов от двенадцати (плюс к ним Павел). И вот его, корпус этот, официальный нынче, — святой в толковании на Герму определяет: Апостол НЫНЕШНИЙ! Что может означать сие, как ни то, что некогда существовал и корпус ПРЕДШЕСТВОВАВШИЙ? Апостол ПРЕЖНИЙ. То есть ПРОТОАПОСТОЛ.

Протоапостольский свод писаний… тема сие отдельная… А по текущей поминание оного Феофаном позволяет сказать уверенно: Затворник ясно увидел Герму ПРЕДТЕЧЕЙ святых апостолов. Особенный сей святитель взором своим духовным проник в утраченное теперешним официозом церкви. «Пастырь» протоапостола входил в свод, который может быть назван ПРОТОАПОСТОЛОМ.

Толкуя «Пастырь», святой Феофан обильно его цитирует. Примечательно, какие именно места Затворник посчитал нужным не только прокомментировать, но и воспроизвести полностью.

Примечания

3

Св. Иоанн Кронштадтский: «Как все создавший и един Сый, Господь, знает всех, как Себя, — все мысли, желания, намерения, слова и дела людей настоящие, прошедшие и будущие. Как бы я ни забежал вперед своими мыслями, своим воображением, Он там прежде меня, и я всегда, неизбежно в Нем совершаю свой бег, всегда имею Его свидетелем путей моих. Очи Его отверсты на вся пути сынов человеческих (Иеремия 32:19). Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу (Пс 138:7)?» — Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Том 1, п. 230.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я