Психология альпинизма

Диамар Наумович Пясик

Актуальность книги обусловлена многочисленными заявлениями ведущих альпинистов мира о необходимости исследования проблем психологии альпинизма для использования в практике горовосхождений. Книга предназначена для альпинистов, горных туристов, спелеологов, тренеров, спасателей и всех, кто интересуется психологией экстремальной деятельности человека.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология альпинизма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3.Как психологически подготовиться к восхождению

Если делать всё грамотно, нужно сначала полностью восстановиться после…

цикла восхождений, потом приступать к тренировкам. Хороший график — это когда в неделю 4—5 тренировок.

Ю. Кошеленко

Давно кануло в лету то время, когда альпинист начинал тренироваться за месяц до выезда в горы. Теоретики и практики альпинизма, опытные спортсмены давно поняли, что без круглогодичных тренировок в современном альпинизме нельзя. Более того, опасно.

Альпинисту необходима выносливость марафонца и взрывная реакция хоккейного вратаря, гибкость и координация движений гимнаста, сила тяжелоатлета. Кроме того, быстрая адаптация к высоте, психологическая устойчивость, высокий уровень технической и тактической подготовки, опыт и интуиция. Проявлять эти качества восходителю приходится не на зелёном поле стадиона, не на ледовом катке или в спортивном зале, а на крутых горных склонах, часто в непогоду, под аккомпанемент лавин и камнепадов, при ураганном ветре, причём на высоте, где не растёт ничего.

Ничто так не побуждает к тренировкам, как предвкушение восхождения на грани невозможного, острое ожидание приключения. Альпинисты и их тренеры прекрасно понимают, что жить большую часть времени в комфортных условиях современного города, а затем вдруг сменить их на агрессивную среду высокогорья — это риск.

3.1 Психологические проблемы в горах

Необъяснимое придаёт жизни смысл.

Р. Месснер

Психологическая подготовка альпинистов перед выездом в горы, как и другие виды подготовки, должна максимально моделировать те ситуации, которые ожидают восходителей при подъёме и спуске с запланированных вершин. Кроме того, подготовка предусматривает освоение тех приёмов, техник и способов, которые должны соответствовать персональным потребностям отдельных альпинистов, каждой связке и группе в целом. Какие психологические проблемы и задачи могут возникнуть на маршруте? Перечислим их.

— Ухудшение психологического климата и возникновение конфликтной ситуации в группе.

— Психологическая несовместимость членов группы.

— Низкий уровень надёжности и схоженности партнёров по связке.

— Сложный характер рельефа, порождающий страх.

— Стрессовая ситуация.

— Низкая психологическая устойчивость участников.

Эмоциональный срыв.

— Неадекватная оценка опасной ситуации. Неоправданный риск.

— Тревожность.

— Усталость. Запасы прочности участника, связки, группы.

— Просчёты руководителя группы в психологической подготовке и при аварийной ситуации.

— Использование аутогенной тренировки в горах.

— Возрастные ограничения альпиниста на разных высотах.

— Специфика психологии одиночки в горах.

— Проблемы парапсихологии в горах.

3.2. Психологическая подготовка — неотъемлемая часть общей подготовки

Что человек подсознательно ожидает, то и получает, и происходит это быстрее мысли.

В. Леви

Психологическая подготовка — основа серьёзного альпинизма. Лучшие в мире физические тренировки, блестящее освоение техники и тактики альпинизма не помогут нам, если мы не умеем принять вызовы психологического характера: страх, боль, стресс, тревожность, повышенное возбуждение, чрезмерное напряжение в ситуациях, в которых, напротив, нужно расслабиться, и т. д.

Психологическая подготовка наиболее результативна, если она постоянно сопровождает физическую, техническую и тактическую подготовку на всех её этапах.

Подготовка альпиниста начинается с атлетической гимнастики, упражнений для выработки силы, гибкости, координации, реакции, с работы на шведской лестнице, с различных прыжков и т. д. При этом постоянной мотивировкой для всё большего усложнения упражнений является подготовка суставов к работе в горах, избежание в будущем травм, создание базы для других видов подготовки (бег, скалы), выработка способности организма быстро восстанавливаться, умение носить подолгу тяжёлый рюкзак и т. д. [51].

Одним из основных видов подготовки альпиниста является регулярный бег по пересечённой местности в течение 1—2 часов. «Я, как правило, бегал по очень крутым склонам», — вспоминал Р. Месснер. Бег вырабатывает выносливость, столь необходимую при восхождении. Кроме того, он моделирует кислородное голодание, характерное при восхождениях в высоких горах. В. Шопин вспоминает, как готовилась команда СССР перед Эверестом в 1980 году: «Распорядок дня жёсткий. Подъём в 6.30. Сначала бег, изнуряюще быстрый получасовой бег. После бега — гимнастика, футбол… Физическая подготовка включает в себя… подтягивание на перекладине и отжимание от пола… С нетерпением ждём начала соревнований… — бег 30—40 минут в гору на гребень пика Петровского с 3600 м до 4200 м…» [58]

Систематический бег на 10—20 км отодвигает порог усталости. Пример долголетия в альпинизме С. Бершова, которому сейчас 61 год, во многом объясняется тем, что он ежедневно бегает длинные дистанции. Двухчасовой бег для слабо подготовленного спортсмена — это преодоление психологического барьера, когда так трудно уйти от соблазна досрочно закончить дистанцию! Выработка такой установки помогает в горах не сойти с тяжёлого маршрута восхождения.

Мы с Лёней сегодня договорились пробежать полумарафон — 21 км. Сначала всё было хорошо. Когда позади остались 15 км, Лёня вдруг говорит:

— Ты знаешь, я, наверное, сойду с дистанции — очень болит правое колено!

Я советую ему отдать энергичный мысленный приказ своему колену и настойчиво попросить его не болеть! Он так и делает. Мы благополучно заканчиваем намеченную дистанцию. Лёня в восторге.

Перед восхождением на пик Ленина (7134 м) мы несколько раз бежали трассу в окрестностях Бейт-Шемеша, где был участок с перепадом высот 400 м. Позже, при восхождении на вершину, Лёня часто вспоминал эту трассу и говорил, что благодаря ей он себя чувствовал на высотах 6000—7000 м прекрасно!

Психологи и альпинисты знают, что истинный характер человека проявляется во время стрессовой ситуации. Основным моментом любой стрессовой ситуации служит страх. Есть два вида страха:

— страх как элементарная осторожность, предупреждающая об опасности. Это полезный инстинкт сохранения жизни, готовность к быстрым действиям;

— страх ложный, иллюзорный. Он рождается из неадекватного восприятия самого себя и окружающей действительности. В основе его — заниженная самооценка, недоверие к себе, сомнение в успехе.

Нужно уметь различать эти страхи. Так как ожидание опасной ситуации порождает её, то важно вовремя остановить поток «страшных» мыслей и спросить себя: для чего этот страх нужен?

Как «организовать» стрессовую ситуацию в период предгорной подготовки? Скальные и ледовые соревнования по технике альпинизма в значительной мере отвечают на этот вопрос. Работа в связке во время соревнований, необходимость безусловно правильного выполнения всех приёмов страховки и самостраховки в ограниченное время существенно повышают возбудимость нервной системы каждого участника, приближая его состояние к стрессовому. Умело организованные соревнования на полосе препятствий в гимнастическом зале, в лесу, ориентирование на местности, эмоции при игре в футбол, баскетбол в значительной мере нацеливают каждого альпиниста психологически «раскрыться».

При подготовке группы к восхождениям следует широко применять обсуждения разных вариантов подъёма, мысленное моделирование прохождения каждого участка (снег, лёд, скалы, транспортировка рюкзаков, кто на каком участке идёт первым, кто — последним, методы страховки и самостраховки, места ночёвок и т. д.).

Одним из методов психологической подготовки является заполнение каждым участником специальной анкеты. Вопросы анкеты могут затрагивать предпочтения каждого альпиниста на различных типах горного рельефа, его желания по составу связок, по экипажу палаток, его мнение о маршруте, его степень уверенности в успехе, самооценку и т. д. Анкеты должны быть, как правило, безымянные, на каждый вопрос — варианты ответов. На основании анкетирования комплектуются связки и учитывается фактор возможной психологической несовместимости.

Важно каждому участнику альпинистской группы иметь зафиксированную письменно задачу на период восхождения. Многие говорят: она у меня в голове. Но это не работает. В среднем в уме обычного человека за сутки проносится более 50 тысяч мыслей. И когда мы записываем свои цели, мы выделяем из десятков тысяч несколько главных. Мы как бы ставим большой маяк, и ум устремляется к нему, концентрируется на нём. Более того, подсознание, получив чёткую установку, начинает активно помогать нам.

Очень полезно анализировать несчастные случаи в данном горном районе и, конкретно, на выбранной в качестве объекта восхождения вершине.

3.3. Психология альпинистской группы

Лезть на высокую гору без всякой подготовки — это самоубийство.

А. Никифоров

Альпинистская группа принадлежит в психологии к категории «малых групп», т. е. небольших по размеру объединений людей, связанных непосредственным взаимодействием [32, 33]. Альпинистская группа чаще всего — это неформальное объединение, состоящее из 2—3 и более — до 20 человек. Оптимальный состав её — 5—9 человек. Создаётся она на базе личных симпатий, привязанностей, общих целей и примерно одинакового опыта участников. Ею управляет лидер — инструктор.

Успех или неуспех восхождения в горах, а также безопасность участников, во многом зависит от тех социально-психологических факторов, которые установились в группе ещё в период подготовки, до выезда в горы. Перечислим эти факторы.

— Взаимный контроль и взаимная ответственность членов группы. Вот негативный пример. Д. Кракауэр так описывает трагические события в мае 1996 г на Эвересте, когда погибло 8 человек [24]:

«Как команда мы существуем только на бумаге. Через несколько часов группа покинет лагерь 7900 м, но каждый будет двигаться вперёд сам по себе, не связанный с остальными ни верёвкой, ни особой симпатией. По правилам, руководитель обязан назначить срок, когда все члены группы, независимо от того, где находятся, должны повернуть назад, чтобы успеть благополучно вернуться в лагерь. Однако никто из нас этого часа не знал…»

— Влияние поведения одного члена группы на других. Например, невыполнение правил безопасности инструктором, основным проводником этих правил, ведёт к пренебрежению правилами участников. Дело существенно усложняется, если кроме формального лидера (инструктора!) в группе есть неформальный лидер, обычно альпинист такой же или даже более высокой квалификации, чем инструктор. Из психологии известно, что поступкам и поведению неформального лидера обычно охотно подражают другие члены малой группы. Возникает двоевластие. Неформальный лидер должен знать наличие этой закономерности и выбирать такие способы поведения, которые способствовали бы не только его личной безопасности, но и безопасности всей группы. Лучший из вариантов — тесное сотрудничество и единодушие двух лидеров, как это было у Тамма и Овчинникова в 1982 г на Эвересте.

— Уровень общения. Например, отсутствие у инструктора контактов с группой. Установлено: чем ниже уровень общения, тем чаще возникают несчастные случаи.

— «Психологический климат» в группе. Сплочённый, с хорошими традициями альпинистский коллектив не знает конфликтов, и, как правило, восхождение проходит успешно и безаварийно.

Почему возникают конфликты в группе? Вот главные причины:

1.Утрата общей цели.

2.Образование микрогрупп противоположной направленности.

3.Преобладание личных интересов, эгоизм отдельных лиц.

4.Люди ссорятся. Возникает психологическая несовместимость, особенно в период акклиматизации.

5.Самоуверенность, переоценка своих сил.

6.Недостаточная дисциплинированность, низкие требования к себе. Дисциплина в альпинизме — святое дело!

7.Непризнание правил горовосхождений, неверие в них.

8.Отсутствие мотивации безопасности, ненадёжность партнёра в связке.

9.Разные мнения по маршруту, питанию, меню и т. д.

10.Свобода выбора. Чем больше у человека возможностей участвовать в выборе микромаршрута или при решении других вопросов (место для бивуака, метод страховки и т. д.), тем меньше у него шансов попасть в аварийную ситуацию.

Профилактику конфликтов можно и нужно проводить ещё до выезда в горы. Если конфликт возник, его нужно погасить в зародыше. Иногда конфликт следует пресечь, применив авторитет руководителя. Часто конфликт угасает сам, и на это можно рассчитывать, если он не связан с безопасностью.

Рассказывает С. Бершов [6]:

«Лучший психологический тест — восхождение… В 1978 г. при восхождении на Памире на пик „Московской правды“ (6075 м) произошло следующее. Два парня начали считать, кто больше выкладывается на маршруте. Обоим казалось, что партнёр сачкует… Усталость, напряжение, у ребят сдали нервы… Я принял решение — идти вниз! Оба сразу успокоились, и мы прошли сложную стену…»

Таким образом, психологическая подготовка группы должна быть направлена на то, чтобы ещё до выезда в горы она представляла собой сплочённый коллектив, чтобы все участники хотели вместе идти в горы, предвкушая радость от общения в горах!

3.4.Психология альпинистской связки

Связка в горах — основа спортивной идеологии коллективизма. Однако есть и другие мнения. Ю. Визбор приводит слова одного западного альпиниста [8]:

«Когда я иду наверх вместе с партнёром, я предпочитаю обходиться без связки. Я полагаюсь только на себя, как и все мы в этом мире. Тебя не связывает сила или слабость партнёра. Его темп. Его раздражающая склонность то и дело останавливаться и делать снимки. Его техника. Максимально быстро иду вперёд. Если он отстаёт, это его личное дело. Почему я должен страдать или подвергать себя риску из-за того, что кто-то плохо дышит? Из-за того, что кто-то оступился? Поэтому я всегда предпочитаю, чтобы примус был в моём рюкзаке. Примус — это вода, вода — это жизнь. В конце концов, смерть — явление чисто индивидуальное, не так ли?»

Оставляю эти слова без комментариев. Хочу только сказать, что требования к партнёру по связке очень высоки, и чем восхождение сложнее, тем эти требования выше. Связка — это микрогруппа в составе альпинистской группы. Если она впереди, за ней право выбора микромаршрута, на ней ответственность за надёжность перил и безопасность всей группы. От её успеха во многом зависит успех экспедиции.

Оптимальный состав связки — двойка с равными по квалификации партнёрами. «Альпинизм — это работа первого», — как-то сказал С. Ефимов. Поочерёдно выходя вперёд, каждый из партнёров стремится, с одной стороны, обеспечить максимальную скорость прохождения определённого участка маршрута, а с другой — не подвергать опасности находящегося внизу на страховке партнёра, например, не сбросить камень. Что значит работать быстро? Это значит работать надёжно, без суеты и спешки, но непрерывно, без пауз! В итоге получается быстро!

У альпинистов, которые привыкли ходить впереди, телепатическая связь со своими равными по мастерству партнёрами. Об этом много писали: связки В. Шатаев — В. Кавуненко, С. Бершов — М. Туркевич, В. Балыбердин — В. Шопин, К. Маури — В. Бонатти, Р. Месснер — О. Оэльц, К. Валиев — В. Хрищатый и др. [5,35,39,56,58]

Работа в связке при кажущейся простоте, когда первый лезет, а второй страхует, таит в себе много неожиданностей. Если первый в связке испытывает в основном технические и физические трудности, то на второго ложится главная психологическая нагрузка. Он должен мысленно слиться с ведущим, одинаково с ним видеть, чувствовать, думать. Его обязанность не просто держать верёвку на случай срыва первого, а тонко понимать состояние партнёра, предвидеть его действия, в том числе и срыв, и всячески помогать ему в работе. Казалось бы, как можно помочь на расстоянии 10—15 м, иногда даже не видя партнёра за выступом? Но верёвка — не просто отрезок капрона, но и связь между людьми, нерв, соединяющий оба организма в единое целое. Взаимоотношения в связке со стороны почти незаметны. Минимум стандартных команд («выдай», «выбери», «закрепи»), скупой набор движений, — но точность действий и понимание должны быть не меньше, чем у воздушных гимнастов. Страхующий должен чувствовать прочность опоры ведущего, усталость его пальцев, надёжность только что забитого крюка, хватит ли верёвки до ближайшей удобной полки. Он должен правильно оценить снизу сложность маршрута и вовремя подсказать направление движения. Страхующему приходится подолгу стоять или висеть неподвижно, часто в неудобной позе, на сильном морозе, на ветру или под струями воды, и при этом он постоянно находится в нервном напряжении, не может отвлечься и расслабиться. Ведь в любую секунду может произойти внезапный, непредвиденный срыв. Ситуация, хотя и редкая, но чрезвычайно опасная. Страхующий должен успеть оценить силу рывка и рассчитать свои усилия.

Кавказ. Зимнее восхождение на Ушбу. Рассказывает В. Шатаев [56]:

«Мороз — 300 С. Траверс Ушбы. 11 часов ночи. Но я, страхуя партнёра, не чувствую мороза даже в бездействии. Напротив, то и дело бросает в жар — психическая энергия срабатывает не хуже механической…»

Таковы эмоции страхующего.

Можно ли смоделировать такие ситуации в предпоходный период? Можно и должно! Зимние тренировки на закрытом и открытом скалодромах, восхождения в связках в Крыму или на других скалах зимой во многом помогают сделать каждого из партнёров в связке более надёжным, у каждого появляется уверенность в своих силах, прецедент прохождения сложных участков, появляется умение и опыт в управлении собственными эмоциями.

3.5.Психология альпинистов в экстремальной ситуации

Предусмотренная опасность —

уже наполовину не опасность.

М. Галлай

Никогда человек не соображает так быстро, ясно, решительно, как в минуту опасности.

Фаны. Мы спускаемся с вершины Малая Ганза (5030 м). Скалы, по которым мы спускались, перешли в мелкую осыпь, а дальше — крутой, покрытый снегом ледник.

Я подхожу к огромному, как дом, камню, как-то неуютно стоящему на нашем пути. Что-то в нём интуитивно мне не понравилось. «Камень может „пойти“», — подумал я.

— Ира! Не трогай этот камень, — прошу я свою партнёршу по связке, спускающейся первой. Потом оборачиваюсь к идущей за мной связке и кричу:

— Камень «живой»! Не трогать!

Мы пошли дальше, стараясь обойти опасный «кубик» ниже по склону. Ира уже на снегу. Вдруг сзади слышу крик:

— Камень! Камень!

Я быстро обернулся: прямо на меня четырьмя метрами выше медленно надвигалась не понравившаяся мне громадина. В немыслимом прыжке я лечу вперёд на снег и кричу Ире:

— Держи!

Пролетев 4 метра по воздуху, я падаю рядом с Ирой и всаживаю ледоруб в снег… За спиной прошелестел камень — дом и, набирая скорость, с грохотом покатил вниз. До сих пор не могу понять, как я с тяжёлым рюкзаком и в громоздкой альпинистской амуниции смог прыгнуть эти 4 метра. Наверное, внезапный стресс стал источником взрывной энергии. И ещё — немного счастья.

Мы уже говорили о стрессовой ситуации, в частности, подчеркнули, что характер альпиниста лучше всего раскрывается в период стресса. В альпинизме стресс — это состояние психической напряжённости, вызванное опасностями или другими причинами. Стресс проявляется в горах как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение внешней нагрузки или опасности. В результате стресса происходит ряд физиологических сдвигов, повышающих энергетические возможности альпиниста.

С нарастанием стресса продуктивность поведения человека повышается до определённого критического уровня, выше которого нарушается механизм врождённой саморегуляции человека, вплоть до её срыва.

Отметим отрицательно действующие факторы в альпинизме, так называемые ситуативные стрессоры:

— Условия работы (сложность, продолжительность, интенсивность, резкое изменение условий из-за непогоды, землетрясения или при внезапной нетрудоспособности одной из связок и др.).

— Длительные экстремальные ситуации (спасательные работы, выполняемые силами группы на крутых скалах, в ледопаде и др.).

— Давление фактора времени (лавиноопасный склон, камнеопасный кулуар и др.).

— Изолированность друг от друга, недостаточные контакты участников связки, связок между собой.

— Монотонная работа (на высоте, на глубоком снегу и др.).

— Недостаточная двигательная активность (на стенных маршрутах, на вынужденных бивуаках из-за непогоды и др.).

— Различные внешние воздействия (удары молнии, ураганный ветер и др.).

— Изменение стереотипной системы действий (переход от глубокого снега ко льду при подъёме или спуске).

Освоение этих стрессоров осуществляется в процессе обучения или подготовки ещё до выезда в горы.

Перечисленные стрессоры, а чаще их сочетание, порождают экстремальные ситуации. Укажем два крайних характерных типа экстремальных ситуаций:

— Необходимость интенсивной работы при жёстком ограничении во времени вынуждают предельно напрягать силы и мобилизовать внутренние резервы, что способствует возникновению стресса. В результате роста требований возрастает конфликт между ними и возможностями человека. Пример — авария в трудных погодных условиях.

— Недостаток информации, контактов между альпинистами. Конфликт возникает из-за снижения возможностей человека при выполнении поставленных задач, альпинист не реализует своего потенциала и своих запросов.

Эти конфликты могут порождаться и психологическими стрессорами:

— Неопределённость роли; т. е. альпинисту неизвестен круг его обязанностей.

— Недооценка возможностей участника инструктором.

— Перегрузка участника группы, когда задача слишком сложна для него или задач слишком много.

— Недостаточность ресурсов или данных группы (или отдельного участника) для их использования (нет или не хватает снаряжения, незнаком технический приём и др.).

— Небезопасность продолжения работы (спасательные работы на лавиноопасном или камнеопасном склоне).

— Неучастие в работе; нет возможности для самопроявления, выражения своего мнения.

В любых спасательных работах без должного порядка возникновение этих стрессоров неизбежно.

3.6. Аутотренинг для алипиниста

Скрытые резервы выявляются экспериментально.

В. Леви

Одной из главных составляющих психологической подготовки перед выездом в горы является выработка умения управлять своим состоянием путём самовнушения. Самовнушение хорошо действует, когда вопрос стоит «или — или», когда чаша весов колеблется. Самовнушение должно успеть внедриться в подсознание, мобилизовать резервы, развить цепную реакцию. Организм наш должен привыкнуть работать через наши мысленные приказы путём самовнушения, через аутогенную тренировку (АТ). Что такое АТ? Психолог В. Леви определяет АТ так [28, 29]:

«АТ — сознательное управление бессознательным. Tрезвый самоанализ, чёткая постановка внутренней задачи — условие успеха».

Автор хочет сделать АТ всеобщей физической культурой. Спортсмены часто применяют АТ перед соревнованиями под названием «психорегулирующей тренировки».

АТ путём самовнушения родилась не на пустом месте, она имеет глубокую историю. Древние целители Востока широко пользовались приёмами АТ при лечении людей [11]. В этом лечении главное — внушение и самовнушение, активизация и мобилизация внутренних сил самого человека на подавление недуга. «Иначе не помогут ни трава, ни порошки, ни вода, ни диета, ни йога…» [28].

Существуют лечебные молитвы. «Молитва — это божественный стих, вызывающий определённые виды энергии из Космоса…» [4].

Кавказ. Мы спустились с вершины Адай-Хох на перевал Сказский. Нас 14 человек. Основная сложность перевала — ледово-снежный спуск с большим зигзагообразным бергшрундом. По перилам все участники спускаются ниже трещины. Затем я спускаюсь последним с нижней страховкой. таков план. За суетой приказаний я не успеваю одеться. Стою в мокрой от дождя рубашке. Пошёл снег с обязательным на перевале ветром. Прошу всех одеться, а сам не могу — руки заняты страховкой. Я мёрзну не на шутку. Зубы выбивают барабанную дробь, а вниз идёт только третий участник! Снег то прекращается, то снова бьёт картечью по моей спине. Что-то нужно придумать, а то заработаю воспаление лёгких! Вспоминаю про аутотренинг. Мысленно убеждаю себя: «Мне тепло, я не чувствую снега и ветра», «Мне хорошо, мне совершенно тепло!», «Моим мокрым ногам тепло!», «Мои руки налились теплом!», «Моя мокрая спина чувствует тепло!»… Ещё не спустились 3 человека… Снова продолжаю свою спасительную молитву: «Мне жарко! Я сгораю от жары!». С удивлением обнаруживаю, что мне в самом деле стало не так холодно. На спуске идёт последний участник. Надеваю рюкзак, пристёгиваю к себе верёвку и медленно начинаю спуск, страхуясь ледорубом.

АТ — рабочий инструмент, позволяющий добиться внутренней гармонии нашего организма, снимающий боль, болезни, усталость. Самовнушение — не что-то сверхобычное, а постоянно действующий и потому почти незаметный механизм психики. Внушение извне действует только тогда, когда переходит в самовнушение. Самовнушение выявляет скрытые в нас резервы, но выявляется это только экспериментально, поэтому каждому альпинисту нужно испытать эффективность АТ, поверить в АТ, прежде чем пользоваться им в горах. Управление психикой требует иного подхода, нежели наращивание бицепсов. Этому нужно учиться, набираться опыта.

Основа АТ — освобождение мускулов от напряжения. Умение в нужный момент освободить мышцы, расслабиться — навык огромной ценности. Состояние мышц — это и психическое состояние: все мышцы имеют свои мозговые представительства, получающие сведения и отдающие распоряжения.

Чего человек подсознательно ожидает, то и получает, и происходит это быстрее мысли!

Укажем основные достоинства АТ, приведённые в книге Н. Н. Петрова [43]:

— АТ может снять физическое и психическое напряжение.

— АТ позволяет быстро отдохнуть. Восстановление сил идёт быстрее, чем во время сна.

— АТ может регулировать кровообращение, частоту пульса, дыхание, кровоснабжение мозга.

— АТ позволяет бороться с болью и снимать боль.

— АТ позволяет активизировать внимание, память, способность к физическим усилиям.

— АТ активизирует интуицию.

— АТ побеждает вредные привычки.

— АТ позволяет познать себя.

Есть определённые условия для создания аутогенного состояния.

— Нужно выбрать тихое место с комфортными условиями.

— Нужно расслабиться в удобной позе (поза «кучера» или лёжа). Закрыть глаза. Вдох и выдох спокойные, через нос.

— Нужно пассивно концентрировать внимание на спокойствии, отключиться от окружающего мира. Только пассивная концентрация даёт физиологический успех.

Расслабление мышц даёт ощущение тяжести тела, тепла в конечностях, концентрации тепла в области солнечного сплетения, оно уменьшает частоту пульса, успокаивает дыхание.

Занятия АТ станут желанными, особенно когда вы почувствуете, что накапливается усталость.

3.7. Статистика для размышления

На двух взошедших на Эверест приходится один погибший.

Соотношение страшное даже для войны…

Ю. Рост

В конституции каждой страны сказано о праве её граждан на свободу передвижения. Значит, никто не имеет права запрещать людям ходить в горы. Молодые люди, которых привлекают по тем или иным причинам горы, часто не хотят изучать теорию альпинизма — дескать, это скучно, лучше лазить, а там как получится! Но это всё равно что посадить за руль автомобиля необученного водителя и заставить его проехать по улицам города с оживлённым движением!

Конечно, нужна очень сильная мотивация для изучения теории альпинизма. такой мотивацией может быть анализ статистики несчастных случаев в разных горных районах Земли, в первую очередь в горных регионах, наиболее часто посещаемых альпинистами.

Так, например, популярная среди альпинистов всех стран вершина Маттерхорн (4478 м) имеет «на своём счету» свыше 500 человеческих жизней, а высшая точка Западной Европы, не менее популярная вершина Монблан (4807 м) отняла свыше 1000 жизней альпинистов всех возрастов. Более 245 человек погибло на пути к пику Кука (3764 м) — высшей точке Новой Зеландии. Грозную статистику имеет и высотный полюс мира — Эверест (8848 м), где погибает каждый второй восходитель. Вторая по высоте вершина мира К-2 (8611 м) тоже имеет дурную славу: каждый третий альпинист остался на горе навсегда. Недаром Р. Месснер после восхождения на К-2 в 1979 г заявил, что «Эверест-78 был прогулкой по сравнению с К-2» и что на К-2 он почувствовал предел своих возможностей.

Для того чтобы понять характер и причины несчастных случаев (НС — индекс, обозначающий несчастный случай, когда гибнет один альпинист), мы приведём статистику за 10 лет (1969—1978) в СССР [9].

84% всех НС приходится на июль-август. Зависимость НС от времени дня имеет два явно выраженных пика: 8—11 и 16—20 часов.

Причины первого пика:

— повышенная интенсивность работы;

— снижение прочности льда и снега;

— бóльшая вероятность камнепадов;

— физическая и психологическая несобранность альпинистов.

Причины второго пика:

— физическая усталость после 10—12 часов работы;

— притупление внимания;

— наступающая темнота.

Перечислим причины НС в процентах к общему числу НС.

— Нарушение страховки и самостраховки — 22%.

— Ошибки в технике — 18%.

— Ошибки в тактике — 18%.

— Грубые нарушения правил горовосхождений 8—12%.

— Нарушение учебного процесса — 8—11%.

— Плохое знание маршрута — 3—5%.

— Неумение учитывать стихийные бедствия в горах — 12%.

— НС из-за болезней, переутомления или охлаждения — 5%.

Из приведённого перечня видно, что ошибки в страховке занимают первое место среди причин НС в горах.

На рис. 3—1 приведена диаграмма ошибок в страховке за 10 лет [9]. Цифры по вертикали показывают число ошибок, а порядковые номера по горизонтали — приёмы, при которых ошибки происходят:

1.одновременное движение связки по опасному ледово — снежному склону;

2. выход первого более 5 м вверх от точки страховки;

3. поражение второго в связке от камней первого или при его падении;

4. отстёгивание от страховочной верёвки;

5. страховка на льду ледорубом, без крючьев;

6. второй в связке без самостраховки;

7. одновременное движение по крутым скалам;

8. партнёры по связке без зрительного контакта;

9. страховка 4—8 человек через один крюк;

10. ненадёжная страховка вторым на снегу;

11. выбор первым ненадёжного выступа;

12. второй идёт раньше, чем первый организует страховку;

13. на перилах без самостраховки;

14. первый без самостраховки;

15. страховка вторым без протравливания верёвки;

16. страховка по одну сторону снежного гребня;

17. «плохой» крюк или «жёсткая» страховка;

18. символическая забивка скальных крючьев;

19. связка с одним ледорубом по льду;

20 хождение без связок по закрытому леднику;

21 страховка на одинарном репшнуре;

22. зависание на схватывающем узле;

23 отсутствие беседки;

24. неумение самостоятельно задержаться на снегу.

Наибольшее число НС наблюдается на ледово-снежных склонах из-за психологически не подготовленного представления о технике на подобных участках.

Группа поднимается по крутому снежному кулуару без кошек по хорошим снежным ступеням. В верхней части снег переходит в лёд. Надевать кошки неудобно, а близкие, казалось бы, скалы уже совсем «рядом» (4—5 м). В следующий момент происходит проскальзывание первого, который не может задержаться на льду. В результате — срыв второго и падение обоих.

Всегда нужно надеяться на лучшее, на успех, но нужно быть готовым к худшему! Удача редко награждает того, кто недостоин её. Говорят, что удача встречается на перекрёстке подготовки и возможности. Если это так, то любой может искать удачу, будучи подготовленным и помещая себя в ситуации, где есть возможность. Без серьёзной работы не бывает чудес.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология альпинизма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я