Психология альпинизма

Диамар Наумович Пясик

Актуальность книги обусловлена многочисленными заявлениями ведущих альпинистов мира о необходимости исследования проблем психологии альпинизма для использования в практике горовосхождений. Книга предназначена для альпинистов, горных туристов, спелеологов, тренеров, спасателей и всех, кто интересуется психологией экстремальной деятельности человека.

Оглавление

2.Как мы попадаем в горы

В жизни каждого человека наступает момент, когда ему необходимо выразиться до конца, дойти до предела своих возможностей…

Френсис Янгхазбенд

В горы я попал случайно — привлекла дешёвая путёвка. Потом захватила романтика: необыкновенно красиво, песни у костра, новые друзья… И только гораздо позже понял: хорошо, что не прошёл мимо альпинизма! Он мне подарил и продолжает дарить много счастливых минут, дней и лет. Горы всегда во мне и постоянно подпитывают мою жизненную энергию.

Возможность провести три зимних недели летом, ощутить кожей двадцатиградусный мороз, почувствовать запах жёстокого горного ветра делает жизнь другой. Крутые, первозданной белизны снега возвращают остроту восприятия красок природы. Скалы заставляют думать не по горизонтали, а по вертикали. Высота будоражит и обновляет кровь. Страх улететь с острого, как нож, гребня учит быть собранным. Ледоруб внушает верность и постоянство. Рюкзак убеждает в необходимости терпеть.

Образ будущих гор заставляет выпрямить спину и приготовить молитву во спасение. Воображение рисует приключения. И тогда себе приказ: тренируйся до седьмого пота! Иначе не будет тебе мечты, а молитвы не спасут!

Каждый, кто испытал сладкие страдания подъёма на красивую вершину, кто, переводя дыхание, падал грудью на ледоруб, кто с трудом переставлял ноги в кошках, стесняясь попросить о привале, обязан рассказать всё себе и друзьям. Всё, что думал, что пережил. Всё — честно и до конца.

После гор не идёшь, а летаешь! После гор хочется новых вершин. После гор жизнь живёшь, а не проживаешь. После гор стихи не говорятся, а поются, мир становится шире, а небо — выше, а море — глубже, а обиды — мельче, а радость — вся в изумрудных капельках росы…

Горы — рай для сумасшедших, желающих (в который раз!) вернуться в молодость.

2.1. Миф о происхождении гор

Н. К. Рерих, великий художник и учёный, привёз с Востока и подарил нам много древних легенд и сказаний. Среди них — миф о рождении гор.

Вот он.

«Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, Он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь Мира, стоящая во главе Великой Иерархии Света Земли, сказала: «Правда, люди найдут на равнинах и хлеб, и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота».

И Создатель ответил:

«Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением»».

И чуть позже Н. К. Рерих добавляет:

«Народы знают, что место Святых людей на горах, на вершинах. От вершин откровения. Пусть высоты Кавказа, Алтая и Гималаев будут обителями Прекрасного Братства!»

2.2 Подсознательная мотивация

Известного французского альпиниста Люсьена Бернардини спросили в интервью:

— Зачем вы… ходите в горы?

Покоритель вершины Пти-Дрю в Альпах ответил:

— Хотя бы затем, что там никто не задаёт глупых вопросов!

Один из основателей казахского альпинизма Сарым Кудерин оставил нам своё стихотворение-завещание [48]:

Коль палатку рвёт свирепый ветер

И летит в клокочущую тьму,

Значит, снова можно жить на свете

Без осточертевших «почему».

Мокрый снег и мёрзлая обвязка,

Пара книг в кармане рюкзака.

Всё. Уходит вновь дорога в сказку,

Синяя дорога ледника.

Если шевельнётся на рассвете

Прежних мыслей мелкое дрянцо,

Размети его, свирепый ветер,

Режь сильней обмёрзшее лицо.

Мотивация альпиниста во многом зависит от того, как он представляет себе, что такое горовосхождение. В начале пути человек чаще всего на подсознательном уровне, когда информации ещё мало, решает «попробовать», получится или нет? Это поверхностное увлечение для 80% новичков заканчивается ничем, и только примерно 20% решают и дальше совершенствоваться в этом виде спорта. И тогда хобби перерастает из необязательной, случайной игры — в образ жизни, тогда-то и начинаются систематические тренировки и восхождения.

В качестве примера приведём результаты анкетирования альпинистов Петербурга для выявления мотивов их первой поездки в горы. Самая большую группу составили любители природы — 40%; примеру товарищей последовали 35%. Но 20% вообще пришли в альпинизм случайно. Дальше были такие ответы:

— жажда острых ощущений,

— желание увидеть незнакомое,

— стремление преодолевать трудности,

— любопытство,

— романтика,

— стремление познать первозданную природу,

— возможность заниматься спортом в немолодом возрасте. Интересно, что из числа опрошенных альпинистов основная масса (80%) была в возрасте 25—40 лет, а 14% были даже до 50 лет! Стаж активной альпинистской деятельности у 32% был около 10 лет, у 31% — 15 лет, у 17% — 20 лет, у остальных превышал 25 лет.

В чём смысл этой подсознательной тяги к горам? Именно опасность влечёт в горы! Горные красоты, чистый воздух, общение с друзьями в этом случае второстепенны. В горы идёт азартный человек, которому жизнь в городе кажется пресной. Уберём риск — и горы обезлюдят! Мотивация со временем меняется, ибо вчера цели были одни, а сегодня уже другие. И не только потому, что возраст. Сама жизнь меняет её.

Мотивация альпинизма — основная интрига при очередном посещении гор. 36-летний Р. Месснер, имея опыт восхождений уже более чем на 2000 вершин, в том числе на 8 восьмитысячников, смотрел на Эверест, как восторженный юноша. Он добавляет: «Эти вылазки в горы мне нужны ещё и потому, что я безумно боюсь потерять физическое здоровье!» [39].

«Меня привлекало и долгое путешествие к подножью горы: бездумное движение вперёд, необозримые ландшафты, в которые я мог войти… Я не бегу от людей, я просто в пути… Я открываю заново мир…» [38]

Подсознательная мотивация — удел не только начинающих альпинистов, но и мэтров. Один из стимулов — первопрохождение, неизвестность, непредсказуемость ситуации на восхождении.

Но вот ещё одна мотивация: «…Дело не только в самой вершине. Речь идёт о подсознательной мотивации, о противодействии искусственно вызванной смерти — сама природа здесь мерило человеческого мужества» [39].

Достигнув вершины, люди удовлетворены не потому, что победили скалы, лёд, снег, сумасшедшую крутизну, а потому, что спорили с собой и победили себя.

Альпы. Мы с Лёней поднимаемся по снежному гребню на вершину Вайсмисс (4020 м). Догоняем связку — двое молодых мужчин идут с высоким стариком, заботливо опекая его. Кто они? Сыновья, родственники, гиды?

Осторожно обогнав их по узкому гребню, мы вышли вперёд, часто оборачиваясь, непривычные к подобным картинам. Выпив чаю на вершине, мы начали спуск. Навстречу — знакомая связка! Идут медленно, для старика это нелёгкое испытание. Последние метры он идёт, опираясь руками на плечи своих молодых спутников. Когда мы приблизились, он поднял голову. Как молодо, каким юношеским азартом светились его глаза!

2.3. Сознательная мотивация

К сожалению, у нас ещё недостаточно занимаются вопросами психологии альпинизма.

А. Кузнецов

Альпинизм — игра с самим собой. Здесь нет стадиона, телевидения, есть только ты сам и несколько близких тебе людей. Начинается эта игра ещё дома. За столом ты с друзьями внимательно рассматриваешь фотографии будущего маршрута. Красивая, но страшная стена. Борются два чувства: очень почётно пройти такой маршрут, но хватит ли сил и умения? Глаза страшатся, а душа тянется.

Сознательная мотивация в альпинизме складывается обычно у зрелых спортсменов, у которых уже есть опыт, мастерство, интуиция — и ещё есть силы, приумноженные тренировками и огромным желанием продолжать ходить. Тем не менее, какой-то элемент подсознания всё же и здесь имеет место: вершина, выбранная для восхождения, завораживает альпинистов необъяснимым притяжением. «Неуёмный азарт толкает на преодоление опасности.» [56]

Сознательная мотивация отличается от подсознательной в основном тем, что альпинист на 60—80% знает, что его ожидает в горах. Восхождения уже вошли в привычку, стали частью жизни, из хобби превратились во вторую профессию.

Если в основе мотивации альпинизма рассматривать два главных критерия — эмоциональный и спортивный, — то следует, видимо, отнести преобладание эмоций к ранней, подсознательной мотивации, а спортивного азарта — к более поздней, сознательной мотивации. Здесь строгое разграничение провести трудно, т. к. и то и другое часто присутствуют одновременно в разные периоды увлечения альпинизмом.

Мотивационная ориентация оказывает прямое влияние на успех восхождения. Если альпинисты слишком много внимания уделяют прежним ошибкам, стремясь избежать их в дальнейшем, то это часто переходит в состояние «ожидания ошибки» [17] и психологически подготавливает неудачу. Наоборот, нацеливание группы на успех подготавливает достижение успеха. Мысль материальна: что ожидаешь, то и получаешь! Если на пути к вершине звучит уверенность в победе, это улучшает психологический климат в группе и позволяет совершать восхождение оптимальным образом.

Методы развития мотивации успеха следующие [40, 50]:

— Создание мысленного образа того, к чему стремимся.

— Для достижения конечной цели — вершины — устанавливаются промежуточные цели — этапы. Успех в достижении промежуточных целей привносит уверенность в конечном успехе.

— Цель определяется реальная. Альпинисты и психологи утверждают, что мотивация наиболее сильна, когда шансы на успех перевешивают шансы на неудачу. Чем больше мы тверды в намерении добиться успеха, тем с большей вероятностью поднимемся на вершину.

Из швейцарской горной хижины Мюнх (3660 м) мы вышли ещё затемно, в 5 часов утра. В 6 часов были уже у подножья вершины Юнгфрау. Мы — это Лёня, Саша и я. Стоим и молча смотрим на нашу Гору: каким маршрутом будем подниматься? Прямо в лоб от ледника Юнгфрау, через большой бергшрунд и крутой лёд с нависающими ледовыми башнями, или же в обход слева с подъёмом по С-В скальному отрогу?

Первый путь короче, но опаснее и сложнее, второй — длиннее, но проще. В обоих случаях статистика несчастных случаев высока. Выбор пути за мной, я руководитель.

Я мог бы выбрать для восхождения другую, более безопасную гору, но… Выбранная вершина манит именно своей трудной доступностью, своими капризами, непростой репутацией.

Смотрю на гору, а в голове масса вопросов. Достаточно ли я акклиматизировался, привык к высоте, чтобы сделать такую вершину? Я плохо спал в эту ночь на 3660 м, как, впрочем, и в предыдущую. Не отразится ли это на темпе и безопасности восхождения? И, наконец, какой маршрут выбрать для подъёма? У меня нет права на ошибку!

Решаем идти прямо в лоб, по ледопаду. Маршрут логичный, красивый, прямой и, мне кажется, нам по силам. Ребята молча соглашаются со мной. Выбор сделан. Восхождение должно дать ответ на многие вопросы. Для меня главный: каков сегодня я? Мы надели кошки, связались верёвкой и пошли.

Через 4 часа мы были на верхней точке Юнгфрау. Мы победили! Кого? Свои сомнения и страхи. Победили ли? Предстоит ещё спуск. Лёня вдруг бросается ко мне, тыча пальцем мне в грудь, и, возбуждённый, громко кричит:

— Пусть кто-нибудь из нас в твои 72 года сделает подобную вершину!

2.4 Задачи современного альпинизма

Задачи альпинизма… — в обогащении человека новыми инстинктами и способностями.

Р. Месснер

Если рассматривать альпинизм как некое организующее начало, помогающее людям освоить науку горовосхождений, удовлетворить потребности человека при путешествии в горах, то главным приоритетом здесь должна быть безопасность. Иначе альпинизм безнравственен

В 1984 году вышел в свет учебник по альпинизму, в котором его автор Рейнхольд Месснер излагает свои принципы поведения в горах:

— Максимальная безопасность.

— Бережное отношение к природе.

— Приверженность альпинистским традициям. Большой спорт становится всё более профессиональным.

«Не сожалеть об этом нельзя — исчезает романтика спорта, но понять можно: современные достижения близки к запредельным… Не исключение и альпинизм». [49]

Задачи современного альпинизма можно представить себе в виде следующей иерархической лестницы:

1. Пропаганда и обучение основам альпинизма по этапам сложности.

2. Разработка проблем безопасности восхождений с учётом инфраструктуры в каждом горном районе мира.

3. Разработка оптимального снаряжения и питания для альпинистов.

4. Исследование психологии альпинизма применительно к различным условиям квалификации: учебный, среднегорье, высотный, в команде, в двойке, соло и т. д.

5. Разработка правила бережного отношения к природе применительно к районам восхождений.

6. Исследование проблем акклиматизации для вершин различной высоты.

7. Исследование предельных возможностей человека при восхождении на вершины различной высоты.

8. Исследование проблем оптимальной комплексной подготовки при восхождениях на вершины различной высоты.

9. Исследование проблем долголетия в альпинизме.

10.Регистрация несчастных случаев в каждом горном районе мира.

11. Использование достижений парапсихологии в практике альпинизма.

12. Разработка правил восхождений для участников ком — мерческих групп на вершины различной высоты.

13. Разработка программ для школ подготовки гидов при восхождениях на вершины выше 7000 м.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я