Психология альпинизма

Диамар Наумович Пясик

Актуальность книги обусловлена многочисленными заявлениями ведущих альпинистов мира о необходимости исследования проблем психологии альпинизма для использования в практике горовосхождений. Книга предназначена для альпинистов, горных туристов, спелеологов, тренеров, спасателей и всех, кто интересуется психологией экстремальной деятельности человека.

Оглавление

4. Психология — главная интрига в альпинизме

Управлять собой трудно тогда, когда это особенно нужно.

В. Леви

11 месяцев в году большинство из нас живёт в городе под надёжной крышей. Под рукой телефон, телевизор, радио, работа (часто сидячая!), интересная книга, свежая газета. Если болит голова, пошёл к врачу, принял таблетку. Если холодно — включил отопление. Если жарко — включил кондиционер или вентилятор. «Жизнь в городе — это огромный театр абсурда, где каждый живёт, руководствуясь выдуманными ценностями, играя чужую, не свойственную ему роль. И так заигрывается, что теряет себя, свою неповторимую индивидуальность… Раз человек не реализован как Личность…, значит, во многом его мировоззрение ошибочно» [42].

Но в один прекрасный день, когда вам невмоготу (болячки, седина, морщины), вы на один месяц вдруг приходите в Горы, открываете дверь в другое измерение и уходите в тот мир, где время течёт вспять… За короткий период вы начинаете обновляться, потому что там действует закон компенсации! За 2 недели пребывания в высокогорье у вас полностью обновляется кровь. В горах нужно жить иначе, чем в городе. Иначе есть, иначе спать, ходить иначе, смотреть иначе, одеваться иначе. Здесь нужно дышать иначе, думать иначе и иначе принимать решения. Потому что в Горах люди всё ещё только гости. В горах наши обычные 5 чувств обостряются до предела и возрождается шестое — забытая нами интуиция…

В горах легко и полезно развивать у себя интерес к людям. Много нового узнаёшь о партнёре по связке, о людях из группы, о соседях по лагерю, о встречных на тропе… Интерес всегда выигрышен, это мост между эгоизмом и альтруизмом. «Интерес не предполагает любви, но любовь предполагает интерес». [28]

Альпы. 13 часов. Мы с Лёней и Сашей спускаемся с вершины Юнгфрау. Нам навстречу поднимаются ещё две группы. Не поздно ли? По закону альпинизма, мы уступаем им снежную тропу на узком гребне, страхуясь ледорубами. Слышим в ответ:

— Бонжур!

— Мерси!

— Хеллоу!

— Сенк ю!

Мы улыбаемся друг другу и расходимся в разные стороны.

Психология людей в горах — один из главных источников Интриги в альпинизме…

4.1.«Правила игры»

В горах мы обязаны соблюдать «правила игры», правила человеческих взаимоотношений. При этом в критических ситуациях иногда быстрее и естественнее, чем в повседневной жизни, обнаруживаются наши слабости и недостатки.

T. Хубер

Есть много «правил» на свете, которые мы вольно или невольно соблюдаем. Есть правила уличного движения, которые горожане привыкли соблюдать с детства. Во флоте есть правила совместного плавания. В авиации есть правила группового полёта. Есть правила технической эксплуатации атомных электростанций и т. д. «Правила игры» в горах — это совершенно особые правила, непохожие на другие. Их главная отличительная черта — добровольность. Человек ещё до приезда в горы знает, что там, в горах, он обязан вести себя иначе, чем в городе, — так, как этого требуют «правила игры». Почему? Потому что этого требует самый надёжный критерий истины — практика альпинизма!

Мы выше уже говорили о статистике несчастных случаев в горах. так вот, «правила игры» в горах написаны кровью. Неудача в горах может быть случайной, удача же — настоящая, большая удача — случайной быть не может. Везение в горах нужно делать! А. В. Суворов говорил: «Сегодня — везение. Завтра — везение. Помилуй бог, когда-нибудь надобно и умение!»

«Правила игры» в горах — это, чаще всего, неписаные правила благородных людей. Приоритет здесь — безопасность. Дилетанты часто говорят об альпинистах: «смелый», «храбрый». Среди альпинистов в ходу совсем другие оценки: «он лазит грамотно, профессионально», и, как высший комплимент, — «надёжный». Сегодня как никогда ясно: безопасность в горах и профессиональное отношение к альпинизму стоят рядом!

И ещё — безопасность неразрывно связана с дисциплиной. «Свобода» — любимая идея многих, особенно молодых, альпинистов — антипод «правилам игры». И прав Г. Хубер: «только внутренняя дисциплина формирует самоограничения в понятии свободы» [55]. Проблемы дисциплины в горах особенно важны — слишком высокой может быть цена нарушений. «Демократия — не анархия. Если пустить на самотёк альпинистские мероприятия, начнём таскать трупы» [5]. Известный мастер альпинизма М. Ануфриков часто говорил: «Дисциплина нужна всегда и везде. Если в ней сомневаться и соблюдать дисциплину на выбор, то практически это значит вообще отвергнуть её как метод коллективной деятельности людей… Дисциплина — такое понятие, что, усомнившись частично, развалишь полностью…».

Как понимать провозглашённую Р. Месснером «приверженность традициям альпинизма»? Как-то у него спросили [38]:

— Вы, вероятно, зарабатываете на Эвересте кучу денег?

— Если бы это интересовало меня, когда я шёл на Эверест, то наверняка бы погиб, — ответил он.

Красивую, сложную вершину, опасную стену не может человек преодолевать ради выгоды, не потерпят его горы. Альтруизм — не последнее в «правилах игры» в горах обстоятельство!

Принцип постепенности при восхождении неоднократно доказывал свою правоту в практике альпинизма. Правильно поступает тот, кто проходит чисто и грамотно, например, маршрут 3-й категории трудности, и лишь в том случае, если он чувствует себя готовым, стремится к более трудным восхождениям.

Среди альпинистских традиций честность, искренность играют немаловажную роль. Говорит Ю. Кошеленко [23]:

«Это, прежде всего, насколько ты честен перед собой, честен с горой и с партнёрами. Горы вообще любят честность. Их кристально чистая прозрачная природа — как совесть. Для меня в горах её присутствие чувствуется гораздо сильнее, чем в городских условиях. В горах следовать своим принципам иногда бывает гораздо труднее, потому что цена этому может быть очень высока».

Самоотверженность в экстремальной ситуации, рыцарство по отношению к женщине, больному всегда были в традициях альпинизма. Тем более поражают отступления от этих правил. Альпинист и психолог Эрик Монастерио рассказывает о трагических событиях на Эвересте в 2006 г., когда более 40 альпинистов с кислородом, аптечкой и рацией прошли мимо альпиниста из Англии Дэвида Шарпа, который обращался к ним за помощью. Покорение вершины оказалось для амбициозных альпинистов важнее человеческой жизни. Иначе поступил Алексей Никифоров на вершине К2 (8611 м). На спуске ночью он случайно наткнулся на Шанталь Модюи из Франции, которая решила пересидеть ночь в снежной нише. От холода и физического истощения она уже была в полузабытьи, и Алексею стоило немалых усилий привести Шанталь в сознание. Он сам, будучи на пределе сил, всю ночь боролся за жизнь женщины, тормошил её, заставлял идти вниз. только в 8 часов утра они спустились к палатке верхнего лагеря [18].

Принцип единоначалия в горах уже обсуждался выше как неотъемлемая часть альпинизма. «Командовать и советовать могут в горах только профессионалы, при этом втянутые в ситуацию» [56].

Вера в успех, оптимизм — залог безопасности. Ни при каких обстоятельствах не говорить себе: «Всё, конец!», даже когда шансов не осталось…

Важное место в альпинизме занимает юмор. Юмор — бо — жественный дар делать из больших проблем маленькие, которые потом можно легче решить, помогает держать свой страх в узде. Рассказывает У. Нойс [59]:

«В высотных лагерях редко можно было слышать дискуссии о судьбе Вселенной… Характерным было изобилие весёлых анекдотов… И неизменно на протяжении всей экспедиции царствовал смех».

4.2. Альпинизм — всегда риск?

Альпинизм не риск, альпинизм

— искусство с помощью опыта, техники и тактики устранять всякий риск.

А. Кузнецов

Анализируя нарушения альпинистских правил, когда при этом альпинист подвергает себя и партнёров повышенной опасности, нужно раскрыть мотивы такого поведения.

— Мотив выгоды. Он заключается в желании победить в соревнованиях, выполнить требования для получения спортивных званий.

— Мотив удобства. Он проявляется в выборе более «лёгкого» пути, где нужны меньшие энергетические затраты и психические напряжения. Например — отказ от «ненужной» страховки!

— Мотив удовольствия от процесса восхождения на престижную вершину.

— Мотив «нивелирования». Он проявляется в том, чтобы в группе быть не хуже других. При этом человек не ждёт ни наград, ни наказаний, но, если в группе пренебрегают теми или иными требованиями безопасности, то он поступает «как все».

— Мотив ответственности, долга, когда успех товарищей и их безопасность превалируют над личными мотивами выгоды. Пример — отказ от восхождения на вершину связок Ильинский — Чепчев и Шопин — Чёрный на Эвересте в 1982 г.

Если альпинист недостаточно чётко представляет себе опасности, характерные для данного восхождения, то мотивация к использованию в нужной мере приёмов страховки, самостраховки, правильной тактики будет невысока.

На силу мотивации безопасности оказывает влияние и навык. Вырабатывая навыки обеспечения безопасности, альпинист усиливает мотивацию, а сильный мотив, в свою очередь, способствует становлению этого навыка!

Фаны. Группа из 9 человек спускается с вершины Чап-дара. Тактика спуска из-за обилия падающих камней выбрана такая: спуск по сдвоенной верёвке, в конце которой вся группа собирается под защиту очередного скального карниза и т. д.

6 часов вечера. Группа на очередной скальной полке под карнизом. Смотрю вниз — спускаться или нет?

— Дима, давай ещё на одну верёвку спустимся, время есть! — предлагает Валя.

Я осматриваюсь. Над нами — надёжный карниз. Полка, на которой стоим, узкая, но сидя разместиться можно. А что внизу — неизвестно. Если оставаться здесь, то предстоит сидячая ночёвка, а сидя не поспишь. Это понимают все. Но тут есть надёжная нависающая скальная крыша, а это немало.

— Остаёмся здесь! Бейте крючья для самостраховки. Палатку привяжем к крючьям.

3 часа ночи. Я вдруг просыпаюсь без видимой причины от внутреннего толчка… Предчувствие? Тишину нарушает гул точно над головой. Шум приближается. Что это? Самолёт? Камни! Огромные камни, как снаряды, бьют вокруг нас слева и справа, в темноте видны искры, пахнет серой, мы в какой-то горелой пыли. Ад! Невольно каждый из нас прижимается спиной к скале. Каменная полка под нами ходит ходуном. Лишь бы не вырвало крючья! Что бы с нами было, если бы не нависающий над нами карниз?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология альпинизма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я