Риторика от медиаспикера (спикера медиа)

Денис Шевчук

Риторика – искусство говорить свободно, красиво и убедительно, а главное – результативно.Каждый знает, как это непросто. С помощью представленных в этой книге рекомендаций, советов, упражнений, техник отработки навыков и многочисленных примеров Вы очень быстро овладеете искусством говорить свободно и убедительно, познакомитесь с практической риторикой. Книга основана на опыте обучения лекторов и медиаспикеров. Медиаспикер (спикер медиа) – человек, регулярно выступающий в СМИ, эксперт.

Оглавление

Введение

Введение служит для того, чтобы установить контакт со слушателями и привлечь их внимание. Оно должно вести к теме, не затрагивая непосредственно содержания.

В речи-убеждении и сообщении по теме к вводной части относятся:

приветствие и обращение к слушателям;

оригинальный зачин;

тематически связанный переход к основной части.

В речи по случаю после обращения обычно сразу же следует повод.

Приветствие и обращение

Всегда начинайте свое выступление с обращения к слушателям. Приветствие и обращение — это Ваш первый шанс установить контакт с аудиторией. Поначалу между Вами и слушателями возникает невидимый барьер, который Вам необходимо как можно быстрее преодолеть. В этом Вам поможет удачное обращение. Каждый раз выбор обращения зависит от повода выступления и круга слушателей. «Уважаемые дамы и господа» звучит несколько отстраненно, однако всегда корректно. В любом случае такая формулировка лучше, чем переход к теме выступления без обращения. Обращение должно присутствовать, а приветствия может и не быть. Хорошее впечатление на слушателей производит обращение, которое непосредственно связанно с присутствующими.

Пример

«Дорогие сотрудники» или «Добрый день, дорогие сотрудники»

«Дорогие коллеги»

«Дорогие новобрачные, дорогие гости»

«Дорогие члены клуба»

«Дорогие сограждане»

В том случае, если присутствуют высокопоставленные лица, к ним необходимо обращаться отдельно, с указанием имени или титула (или и того и другого):

«Многоуважаемый господин президент, дамы и господа»;

«Уважаемый господин…, дорогие члены местного совета».

Выясните точно, кого следует приветствовать особо, и старайтесь избегать слишком длинных списков имен. Если при приветствии Вы используете имя и титул, заранее узнайте, как именно это должно звучать. Удостоверьтесь, что Вы правильно произносите имя, сделав соответствующую пометку в плане выступления.

Важно первое предложение

Помимо обращения у Вас есть еще одна возможность преодолеть барьер между Вами и слушателями — вступление. Под вступлением мы понимаем первое предложение после обращения. Именно от этого первого предложения в значительной мере зависит заинтересованность и концентрация внимания слушателей далее по ходу Вашего выступления. Неудачное, скучное вступление чревато тем, что слушатели сразу же утратят интерес к нему, заскучают. Поскольку вступление играет особо важную роль в успехе всего выступления, мы рассмотрим этот вопрос отдельно.

Войти в тему

После приветствия, обращения и вступительного слова слушателей необходимо ввести непосредственно в тему выступления. В сообщениях по теме и речи-убеждении часто используются следующие варианты:

указание на цель доклада;

ограничение темы;

изложение композиции;

формулировка тезисов;

указание на то, что последует.

Направленность на слушателей

Подумайте и выберите такое вступление, которое заинтересовало бы слушателей. Многие выступающие при этом руководствуются собственными интересами. Но совпадают ли Ваши интересы с интересами Ваших слушателей? Вступление должно побудить слушателей

внимательно следить за развитием выступления. Этого можно достичь только в том случае, когда аудитории предлагается нечто, вызывающее неподдельный интерес. Еще раз подумайте, какой эффект вызовет Ваше вступление у слушателей, представьте себя на их месте.

Скажите несколько слов о себе

Если речь идет о докладах по той или иной специальности, ситуация нередко требует, чтобы выступающий кратко представился. Насколько подробным должно быть такое представление, зависит от конкретной ситуации. Эта информация может ограничиваться именем говорящего, а может также включать происхождение, название предприятия, занимаемый пост и походить на краткую автобиографию. Тем не менее данные о собственной персоне в любом случае должны быть как можно более краткими. Конечно, слушатели хотят знать, кто стоит перед ними, но ведь привел их сюда главным образом интерес к освещаемой в докладе проблеме.

Ничего лишнего

Как можно быстрее переходите к сути дела, избегая не относящихся к теме высказываний:

«Прежде чем перейти к нашей сегодняшней теме, я хотел бы сказать несколько слов о…»

Таких формулировок быть не должно. Люди пришли послушать сообщение по вполне определенной теме, так что не рискуйте понапрасну, чтобы их интерес не пропал еще до того, как Вы начнете говорить по делу. И еще одно важное замечание: не обещайте во вводной части больше того, что Вы реально сможете представить за время выступления.

Основная часть

Главным идеям место в основной части. В речи-убеждении и сообщениях по теме фигурируют объективные данные, мнения и противоположные мнения, доказательства,

примеры и сравнения. Что же касается речи по случаю, то основная часть посвящается здесь оценке одного или нескольких человек (день рождения, юбилей, крестины, свадьба) или определенного события (новоселье, получение аттестата зрелости). Основная часть выступления должна быть соответствующим образом структурирована. При этом возможны два подхода: с точки зрения логики и с точки зрения психологии. При логическом подразделении большее внимание уделяется материальным аспектам, в то время как психологическое подразделение определяется скорее степенью концентрации внимания. Однако эти принципы не взаимоисключающие. Следующие примеры свидетельствуют, что очень часто в структуре выступления прослеживаются оба упомянутых аспекта. При подразделении выступления на те или иные части Ваша фантазия ничем не ограничивается.

Внимание аудитории обеспечено Вам в том случае, если Ваши мысли подчинены определенной логике, а выступление строится по принципу нарастания напряжения.

Пример

Из всего многообразия возможных видов членения мы выбрали для Вас несколько примеров, которые особенно часто встречаются на практике:

вчера — сегодня — завтра;

постановка цели — планирование — исполнение — контроль;

от частей к целому (либо наоборот);

от простого к сложному;

от общего к частному;

причина — следствие — решение;

реальное положение дел — запланированный результат — анализ;

за — против — итог;

проблема — причины — возможные решения;

от начала до наших дней.

Заключение

То, что завершает речь, дольше всего остается в памяти. Поэтому заключение обычно формулируется в виде краткого и легко запоминающегося обращения, побуждения

или призыва к действию. В заключении речи по случаю очень часто произносятся

благие пожелания на будущее. Также довольно обычным является призыв всех присутствующих к какому-либо совместному действию (спеть вместе). В речи-убеждении и в сообщениях по теме гораздо большее количество вариантов завершения. Заключение должно быть связано с основной частью, однако при этом ни в коем случае не следует повторять заново уже сказанное.

Пример

Наиболее распространенные варианты заключения.

Подводится итог.

Кратко формулируются основные положения.

Приводятся варианты дальнейшего развития темы.

Подчеркивается значимость сделанных выводов.

Приводится небольшая история или подходящая цитата.

Ставятся новые задачи.

Повторяется и обосновывается исходный тезис.

Выражаются пожелания или надежды.

Формулируется призыв.

Закончить вовремя

Краткость — сестра таланта! Кто не знает эту пословицу? Правда, далеко не все выступающие придерживаются этого правила. В особенности это характерно для докладчиков, очень хорошо знающих свою тему. Они подводят итог, используя его в качестве отправной точки для новых обоснований и примеров. Однако для этого существует основная часть. Все, что говорится теперь, обесценивает высказанные ранее мысли. Бегун, которому необходимо преодолеть пять километров, не поворачивает назад, почти достигнув цели. Тот, кто вышел на финишную прямую, стремится как можно быстрее прийти к финишу. Когда слушатели замечают, что доклад близится к завершению, или когда об этом сообщает сам выступающий, внимание аудитории снова повышается. Пользуйтесь этим и хорошо подумайте, что сказать в заключение!

Соблюдайте пропорцию

Очень часто ставится вопрос о соотношении введения, основной части и заключения. Что касается речи-убеждения и сообщений по теме, эти три составных части выступления соотносятся следующим образом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика от медиаспикера (спикера медиа) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я