В гости в Башкирию. История одного круиза

Денис Захаров

Третья книга из серии «История одного круиза». Я продолжаю путешествовать по рекам нашей страны – в этот раз на борту «Принцессы Анабеллы» я иду в круиз из Нижнего Новгорода по рекам Волга, Кама и Белая до Уфы.В этой книге вновь появится Петр Сергеевич Прилуцкий, уже знакомый читателям по рассказу «Московская кругосветка». Также как и я, только на другом теплоходе, он путешествует по маршруту «В гости в Башкирию» из моей коллекции речных круизов «Вся Россия с борта теплохода».

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В гости в Башкирию. История одного круиза предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 4. День второй, 10 мая 2023 года. Марийская Голландия

А спалось на удивление хорошо. И дело не только в том, что вчерашний долгий день вымотал нас своей суетой. Сам ритм движения нашего теплохода не похож на другие: «Анабелла» буквально не разрезает воду, а именно скользит по ней. Характерный для других теплоходов вечно возмущающийся и пенящийся бурун у форштевня «Принцессы» замечен вчера вечером не был. Удивительно, но по этому судовому атрибуту наше судно уступило даже двухпалубному «Сергею Образцову».

Московское время на борту — весьма удачное изобретение круизной отрасли, особенно для жителей, чье местное время опережает столичное. Это позволяет непринужденно просыпаться и вставать до подъема, отдавая бесценные утренние часы на созерцание окружающих пейзажей.

Ход теплохода действительно специфически спокойный. Надо очень постараться, чтобы услышать шум волны. На вчерашнем приветствии экипажа капитан, рассказывая о характеристиках теплохода, обмолвился о достаточно медленной крейсерской скорости «Принцессы». Видимо, это и служило главной причиной такого деликатного движения судна.

До официального подъема, назначенного на половину восьмого, я благополучно успел сначала замерзнуть на балконе, затем согреться кофе из кофе-станции, после чего, основательно одевшись, накрутить тысячу шагов по доступной для прогулок части солнечной палубы. Со мной наверху оказались еще несколько таких же, как я, рано вставших пассажиров, скучающих по утреннему променаду, и, надо признать, за несколько кругов в общем-то получилось весьма недурно приноровиться к ритму: и шаги накручивались, и мы не мешали друг другу. Как я и предполагал, с этой конструктивной особенностью теплохода в виде отсутствия прогулочных палуб вполне можно будет подружиться. Главное, увлекшись перемещениями, не распластаться на палубе ничком, споткнувшись о растяжку тента. Возможность такая есть, проверено на личном опыте сегодняшним утром. Но думаю, рефлекс сформировался и досадный конфуз случиться не должен.

Радио будило туристов душевным переливом птичьих трелей, очень аккуратно и бережливо. На супругу, правда, мало подействовало, она тот еще любитель поспать с утра, но тут в помощь телефонный будильник. Работает безотказно.

Впереди нас ожидал завтрак в формате шведского стола. Признаюсь, давненько не сталкивались с этой формой, наверно, году в девятнадцатом последний раз это и было. Главная задача такого завтрака — постараться удержать себя в разумном и объективном осознании собственных возможностей поглощения пищи. Каюсь, сам иногда с этой задачей не справляюсь, но над собой работаю, уже есть успехи. К тому же присутствие за столом соседей настраивает на повышенную ответственность в оценке объемов набираемых яств.

Вчера за ужином, заполняя карту заказа меню на сегодня, как-то выпало из поля зрения отсутствие блока с комплиментарным напитком на ужин. Оказывается, для этого предназначался отдельный список, который подавался пассажирам для заполнения на завтрак. Пробежавшись по перечню предложений, вина я решил оставить на средние дни, остановив свой сегодняшний выбор на стопке сорокаградусной. Соседи к вопросу подошли также творчески, отчего на ужин сегодня у нас на столе будет полный набор предлагаемых вариантов. Что же, по крайней мере, визуально можно будет оценить и подачу, и соответствие ожидания действительности. Вероятно, пришли к такому выводу все участники нашего узкого клуба завтракающих, что подтвердилось одобрительным кивком друг другу.

Завтрак закрепил сложившееся вчера ощущение, что компания у нас за столом собралась адекватная, интересная и приятная. Большая удача. Каждая трапеза в судовом ресторане хорошего теплохода — это всегда событие. Я уже не раз пытался разобраться в вопросе: то ли ресторан дополняет круизный отдых, то ли вся программа строится именно вокруг ресторана. Во всяком случае, хорошая кухня на теплоходе — половина удавшегося круиза, а хорошая компания за столом — плюс еще четверть.

Первую половину сегодняшнего дня мы были предоставлены сами себе и развлекательной программе круизной команды, а после обеда «Принцессе» предстояла большая стоянка в Чебоксарах. Оператор предложил в качестве альтернативной экскурсии по столице Чувашии поездку в столицу марийскую, чем мы незамедлительно воспользовались. Часто проводя время на форумах любителей речных круизов, я обнаружил множество восторженных отзывов о Йошкар-Оле, так что идея побывать в этом новом для себя городе давно сформировалась в необходимость, которую требовалось разрешить при первой возможности.

Таковая наступила вчера, когда нам раздали экскурсионные проспекты. Помимо нас на поездку в марийские земли записалось даже больше желающих, чем требовалось для ее организации, за что нашим коллегам-туристам большой респект, и теперь требовалось дождаться лишь старта экскурсии.

В самих Чебоксарах последний раз мы бывали ровно двадцать лет назад, в июле две тысячи третьего. «И еще бы век не бывать!» — вердикт Ирины был однозначным. Согласен, в тот раз в этом городе с нами приключилась полукриминальная история, вспоминать о которой не было никакого желания. И даже объективно отдавая себе отчет, что за эти два десятка лет город значительно преобразился и стал совершенно другим, осадок прошлого заставлял относиться к нему настороженно даже спустя столько лет.

Время до обеда я провел на воздухе, окончательно приспособившись к миграциям по верхней палубе. Макарьевский монастырь, который я надеялся увидеть с борта, остался позади еще ночью. Никак не удается мне пересечься с ним хотя бы взглядом. Две стоянки на Волге так и остаются пока недостижимыми мною с начала девяностых — Свияжск и Макарьев. И если в первом мы остановимся в этом круизе на обратном пути, то второй так и ускользает из поля зрения.

В девять утра оставили справа по борту столицу вселенского первенства по шахматам Нью-Васюки, он же Козьмодемьянск. Здесь мы тоже остановимся на обратном пути. Поймал себя на мысли, что город как бы и не изменился за прошедшие годы, разве что причал стал поновее, а чуть выше по течению от него сейчас строят новую большую стационарную пристань.

«Анабелла» действительно идет очень спокойным ходом, бесспорный плюс для желающих более детально рассмотреть берег: он скрывается из вида намного медленнее. Тем не менее мы умудряемся даже периодически обгонять иные грузовые посудины. Помню, путешествуя однажды на двухпалубном судне семьсот восемьдесят пятого проекта, мы могли обогнать только плоты сплавляемого по реке леса, так что наша теперешняя скорость еще не самая маленькая.

Но, как бы не спеша мы ни шли, в порту Чебоксар мы пришвартовались даже немного раньше назначенного времени. Погода радовала ясным небом и ярким солнцем, хотя теплые куртки снимать не хотелось. В них, сразу же по прибытии, и отправились в интригующий город с чудным названием Йошкар-Ола.

Более чем часовой переезд был полностью посвящен обстоятельному рассказу о землях марийских и людях — марийцах.

«О дивный край! — почему-то пришла в голову мысль. — И дивные в нем люди!»

Выяснилось, что земли эти на больших территориях покрыты лесами, в коих и мишки косолапые водятся. Люд местный с лесами и лугами дружен, умеючи и уважая вековые традиции, промышляет медом, ягодами, грибами да травами всякими. Правда, в глубинку к истинным знающим нас не повезут, но «на точку», где таковую продукцию можно было бы приобрести из первых рук, завезти обещали. К башкирскому меду, что ждал нас впереди, мы были подготовлены, стало быть, теперь выпадал шанс и марийский мед продегустировать.

Меня же рассказ гида зацепил несколько с другой точки зрения. Земли эти, наряду с современной Чувашией, вошли в состав растущей Руси после взятия Иваном Грозным Казани в тысяча пятьсот пятьдесят втором году. На тот момент они были под тяжелой дланью казанского хана, и получается, присоединив Казанское ханство, Грозный заодно «обрел» и эти земли. Пытаясь мысленно представить размеры тогдашней Руси и размеры современных Татарстана, Чувашии и Марийской республики, выходило что территория нашей страны увеличилась весьма прилично. При таком взгляде взятие Казани представало совсем в другом, более знаковом в историческом значении свете: мы не только расширяли возможности судоходства по Волге, но и обретали богатые и необходимые для дальнейшего роста регионы.

Вот в таких размышлениях относительно исторических параллелей мы и въехали в Йошкар-Олу. Или Красный город, переводя с марийского на русский. Располагая расписанным буквально по минутам ограниченным количеством времени, наша программа была максимально насыщенной. Совсем подробно я не буду рассказывать о туристических фишках столицы Марийской республики, пусть это останется интригой для тех, кто только думает сюда приехать, скажу лишь, что побывать здесь будет очень интересно. И красочные фотографии в необычных локациях гарантированы. Основные туристические места, обязательные к посещению, — это, конечно же, весь комплекс кремля с мостами и скульптурными композициями, сказочное здание Музея очков на Вознесенской, местная главная достопримечательность — Йошкин кот на лавочке в сквере перед государственным университетом, здесь же рядом магазин с необходимыми сладостями, площадь Оболенского-Ноготкова с городскими часами и, конечно же, еще одни городские часы «Вход Господень в Иерусалим», что рядом с местным театром кукол.

Нам повезло, мы успели побывать всюду и увидеть целые театрализованные представления, показываемые обоими «часовыми механизмами», если можно так высказаться. И — как же без этого — попробовали экзотическое мороженое радикально черного цвета, в котором важен не столько вкус, сколько чернеющие языки. Выглядит необычно.

С кучей фотографий, пакетами с медом, чаем и пряниками, впечатленные и немного уставшие от плотной программы, довольные и уже готовые к ожидающему впереди ужину, наша группа исследователей марийской столицы выдвинулась обратно в Чебоксары. Обратная дорога прошла, как это обычно и происходит, быстрее, чем туда. Тем не менее на пристань нас доставили чуть ли не за двадцать минут до отправления. Успели купить каких-то местных конфет — и бегом по трапу на борт.

Отличный день, отличный город, отличная экскурсия!