Нижний Новгород. Краткая история

Эдуард Михальков

Эта книга представляет собой лаконичный и доступный обзор истории Нижнего Новгорода с момента основания города в 1221 году до настоящего времени. В краткой и живой форме автор рассказывает об основных вехах становления и развития города как крупнейшего политического, экономического и культурного центра России. Книга адресована самой широкой аудитории читателей, интересующихся историей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нижний Новгород. Краткая история предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

EN

© Эдуард Михальков, 2023

ISBN 978-5-0060-5198-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

RU

Город Нижний Новгород был основан в 1221 году князем Юрием Всеволодовичем на месте слияния рек Волги и Оки. Первоначально он назывался Нижний Новгород, что означает «Нижний город». На высоком правом берегу Оки была построена деревянная кремлевская крепость.

В 1300-х годах Нижний Новгород становится важным торговым центром, связывающим Центральную Россию с Уралом и Сибирью. Стратегическое положение города на пересечении крупных рек способствовало развитию торговых связей. Первые каменные стены были возведены вокруг кремля в 1350 году.

При Иване Грозном в 1500-х годах внутри треугольного Кремля были построены новые массивные каменные стены, башни и церкви. За стенами, вдоль рек, сформировался торговый квартал и рынок. В 1583 году был построен первый водопровод.

К 1700-м годам Нижний Новгород превратился в процветающий торговый город, где проводилась Макарьевская ярмарка — один из крупнейших рынков России. Появилось купеческое сословие, которое способствовало строительству церквей, особняков и культурных учреждений. К 1760-м годам население достигло 30 тыс. человек.

В 1817 году Нижний Новгород стал столицей собственной губернии. По приказу Александра I город был реконструирован, в том числе построена новая красивая каменная набережная Волги. Были построены первые мосты через Оку, открыта духовная семинария.

Индустриализация ускорилась в конце 1800-х годов со строительством металлургических заводов, пароходов и железных дорог. Знаменитый инженер Владимир Шухов построил новаторские металлоконструкции по всему городу. К 1897 году население города составляло 115 тыс. человек.

После большевистской революции 1917 года некоторые церкви были разрушены, но основные отрасли промышленности были национализированы и процветали при коммунистическом режиме. Во время Второй мировой войны в город было эвакуировано более 500 заводов. В 1985 году началось строительство метрополитена.

В советский период Нижний Новгород превратился в один из крупнейших промышленных центров страны.

В 1930-х годах был построен Горьковский автомобильный завод, ставший важнейшим автопроизводителем в СССР. К 1980-м годам на ГАЗе работало около 100 тыс. человек, ежегодно выпускалось более 650 тыс. автомобилей.

В годы Великой Отечественной войны многие нижегородские предприятия были эвакуированы из западных областей СССР. В частности, Харьковский паровозостроительный завод был эвакуирован на завод «Красное Сормово». После войны завод стал одним из крупнейших в Европе по производству подвижного состава для железных дорог.

В 1950-1960-е годы был построен ряд новых гигантов индустрии — заводы «Сокол», «Теплообменник», радиозавод имени Ленина и другие. Развивалось производство радиоэлектроники, приборостроения, химической промышленности.

В 1970-1980-е годы продолжалось техническое перевооружение нижегородских предприятий. На крупнейших заводах (ГАЗ, «Красное Сормово», «Сокол») осваивался выпуск новых моделей продукции, увеличивались объемы производства.

Железнодорожное машиностроение — Нижний Новгород являлся центром разработки паровозов и дизель-поездов. Он обеспечивал более 50% локомотивов, используемых в СССР.

После 1991 года и распада СССР нижегородская промышленность пережила спад, вызванный системным кризисом. Многие предприятия сократили объемы производства, некоторые из них были закрыты.

В постсоветский период Нижний Новгород пережил возрождение, получив диверсифицированную экономику с ориентацией на торговлю, аэрокосмическую промышленность, радиоэлектронику и автомобилестроение. Была проведена масштабная реставрация исторического центра города.

Нижний Новгород сохранил свою историческую архитектуру и значение торгового центра. Среди достопримечательностей города — огромные стены Кремля и здание Арсенала, Дом губернатора, соборы XVIII века, современная Чкаловская лестница на Волжской набережной. В городе есть театры, музеи и крупные университеты.

Нижегородский машиностроительный завод — разработчик и производитель первых советских основных танков, в том числе революционного танка Т-34 времен Великой Отечественной войны.

Авиационный завод «Сокол» — разработчик и производитель первого в мире самолета-десантника, бомбардировщика ТБ-3 и бипланов ПО-2, широко применявшихся в годы Великой Отечественной войны.

Судостроительный завод «Красное Сормово» — построил первые советские атомоходы, в том числе ледоколы и прототипы подводных лодок.

Автомобильный завод «ГАЗ» — массовый производитель грузовых автомобилей, автобусов, легковых автомобилей и автокомпонентов под маркой «ГАЗ» с 1930-х годов.

Сейчас в Нижнем Новгороде проживает около 1,2 млн. человек. Город является важным экономическим, культурным и туристическим центром России.

EN

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нижний Новгород. Краткая история предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я