Интернет-журналистика

Дарья Устюжанина, 2019

Разработано для сопровождения курса интернет-журналистики – одной из дисциплин общепрофессионального цикла в рамках подготовки бакалавров по направлению «Журналистика» в Сибирском федеральном университете. Включает в себя теоретические и практические материалы, задания для самопроверки и рекомендации к практической работе. Предназначено для студентов, изучающих интернет-журналистику, может быть интересно и более широкому кругу читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

3. Контент интернет-СМИ: структура и навигация

Обсуждение содержания интернет-СМИ мы начнем с их структуры, то есть с организации материалов. Навигация — важная часть проектирования любого ресурса, потому что меню, рубрики, кнопки показывают пользователю, где и что он может найти. Слишком сложная структура сайта может отпугнуть аудиторию, несмотря на интересный контент.

Рубрикация интернет-СМИ, с одной стороны, во многом основывается на принципах рубрикации печатных изданий, с другой — в ней используют приемы, органичные для среды новых медиа. Так, в интернет-СМИ можно увидеть три способа структурирования контента: 1) рубрикацию, основанную на логическом, тематическом или жанровом делении, 2) сюжетирование, построенное на хронологическом принципе объединения частей одной истории, так называемой длящейся новости, и 3) рубрикацию с помощью тегов, ключевых слов, отражающих содержание текста.

Рубрикация в интернет-СМИ

Издательский словарь-справочник А. Э. Мильчина определяет рубрикацию как «систему заголовков издания и возглавляемых ими подразделов (рубрик), выражающую логическую или иную связь и соподчиненность обозначаемых ими частей текста (произведений, разделов, параграфов)» [Мильчин, 1998, с. 9]. В СМИ рубрикация, как правило:

• иерархическая (более обширные или значимые рубрики включают в себя более узкие и второстепенные);

• тематическая (одна рубрика — одна сфера: политика, культура, спорт, общество, экономика и проч.);

• жесткая (изменения рубрик происходят редко, за каждой закреплены своя полоса и периодичность).

Долгое время интернет-СМИ, включая сайты телеканалов, ориентировались исключительно на принципы рубрикации, свойственные печатным изданиям, используя аналогичную последовательность и названия разделов. Поскольку сайты построены не по принципу горизонтального, а по принципу многоуровнего чтения, то сформировалась оптимальная глубина рубрикатора — три шага: главная страница — рубрика — подрубрика. Так пользователь может добраться до нужного материала в три клика, не теряясь в обилии текстов.

Авторы учебника «Интернет-СМИ: теория и практика» [Интернет-СМИ, 2010, с. 274] предлагают разделять рубрикатор СМИ на три блока.

1. Тематический («Политика», «Культура», «Спорт»);

2. Жанровый («Фото», «Видео», «Инфографика», «Мультимедиа»);

3. Служебный («О редакции», «Подписка», «Реклама»).

Эти блоки могут быть смешаны в одном рубрикаторе или выделены в разные. Служебный рубрикатор часто может быть вынесен в отдельное меню.

Нередко рубрикация офлайновой и онлайновой версии одного и того же издания различается. Так, в каждом номере газеты «Ведомости» читатель найдет восемь разделов, при том, что на сайте их 12. Печатной рубрике «Компании и рынки» в электронной версии соответствует «Бизнес», «Карьера и менеджмент» — просто «Менеджмент». Названия разделов в газете «Коммерсант», на ее сайте и в мобильном приложении имеют мало общего между собой. На бумаге мы видим такую структуру: «Экономическая политика», «Новости», «Мировая политика», «Деловые новости», «Первые лица», «Культура», «Спорт». На экране монитора: «Страна», «Мир», «Экономика», «Бизнес», «Финансы», «Недвижимость», «Культура», «Спорт», «HiTech», «Авто», «Стиль». В приложении, кроме разделов, аналогичных сайту, есть еще «Происшествия», «Промышленность», «Потребительский рынок», «Стартапы» и еще с десяток названий. Эти различия могут объясняться разными интересами и способами взаимодействия с контентом у читателей печатной, десктопной и мольной версий одного и того же издания.

Еще одна особенность рубрикации интернет-СМИ состоит в том, что один и тот же материал может быть отнесен одновременно к разным рубрикам. Так, фоторепортаж о театральной премьере может оказаться в разделах «Культура» и «Фото», а новость о товарищеском матче между ветеранами хоккейного клуба «Локомотив» и командой Правительства РФ — в разделах «Спорт», «Политика», «Общество».

Жанровая, тематическая и служебная рубрикация могут выступать в разных конфигурациях. Вот только несколько примеров:

1. На сайте только одно меню, которое включает в себя все виды рубрик (рис. 8).

2. На сайте есть основной рубрикатор и служебный. Основной включает в себя тематические рубрики, служебный — разделы с контактами, с информацией для рекламодателя, правила использования материалов (рис. 9).

3. Основной рубрикатор — жанровый, подрубрики — тематические (рис. 10).

4. В верхней части главной страницы располагается тематический рубрикатор, на странице материалы сгруппированы по жанрам и форматам, в нижней части — служебный рубрикатор и карта сайта (рис. 11).

Особой разновидностью рубрик сайта является архив, открытый или закрытый. Его отличия от других состоят в том, что всегда есть понятные точка входа и навигация. Чаще всего используется навигация на основе обратного календаря.

Рис. 8. Рубрикатор новостного сайта «Проспект Мира»

Рис. 9. Основной и служебный рубрикаторы «Газеты.ру»

Рис. 10. Меню сайта «Такие дела»

Рис. 11. Скриншот сайта РИА Новости

В интернет-СМИ появляется еще один тип рубрикации — динамический, внутри которого материалы группируются на основе разного типа рейтингов: «Самые популярные материалы», «Самые обсуждаемые», «Самые цитируемые», «Материалы, прочитанные вашими друзьями». Такой рубрикатор есть, например, на сайте «РИА Новости».

Многие интернет-СМИ экспериментируют с рубрикацией, превращая способы организации контента в свои оригинальные черты. Так, в 2015 г. Guardian презентовала систему контейнеров, соединив навигацию и дизайн. Контейнеры — это горизонтальные блоки во всю ширину экрана, куда собраны материалы. Каждый контейнер фактически выступает в виде динамической рубрики, куда попадают материалы по соответствующей теме или важнейшие материалы дна. Блоки отделены друг от друга графически и расположены по степени важности. Они могут появляться на любой странице (рис. 12).

Рис. 12. Пример контейнера на сайте Guardian

Закрывшееся несколько лет назад интернет-издание WOS вообще не использовало рубрикацию. Долго без рубрик обходилось и американское медиа Vox, известное своей «объяснительной журналистикой». Другое СМИ из США — Quartz — в главное меню включает только три раздела: «Наш выбор», «Последнее» и «Популярное», то есть задействует динамический рубрикатор в качестве основного.

Несмотря на то, что строгая иерархическая рубрикация проверена временем, у нее есть ряд ограничений. Она не позволяет воссоздать контекст новости и выстроить связи между событиями, тем более следить за их развитием. Рубрики включают в себя слишком много материалов, что усложняет поиск чего-то конкретного, нужного читателю.

Теги

Как мы уже говорили, далеко не всегда в интернет-СМИ используют строго логические принципы рубрикации. В распоряжении сетевых СМИ есть теги — ключевые слова. Тим О’Рейли в статье «Что такое веб 2.0» отмечает, что для сайтов нового типа характерно использование «фолксономии» (в противоположность таксономии), то есть «совместной категоризации сайтов с использованием свободно выбираемых ключевых слов (тегов). Расстановка тегов позволяет выйти за жесткие рамки категорий и использовать множественные, перекрывающиеся ассоциации, наподобие тех, что создает наш собственный мозг. В каноническом примере размещенный на Flickr снимок щенка может быть помечен и как «щенок», и как «милый», что облегчает последующий поиск информации» [О’Рейли, 2005].

Теги присваиваются текстам по ассоциативному принципу и объединяют материалы в группы. Они распределяются неравномерно (может появиться тег, связанный только с одним текстом, а может — с сотней). Часто в интернет-СМИ тегами становятся имена, названия мест и организаций, проблемы и явления действительности. Так, могут создаваться теги: «безработица», «инфляция», «КПРФ», «льготы», «пенсии», «футбол» и т. п.

Интересно, что теги, по всей видимости, нужны для удобства читателей, однако они никак не влияют на прирост трафика. Об этом говорят результаты исследования аналитической компании Parse.ly, проведенного в 2015 г. Согласно данным авторов, 70 % американских медиа используют теги на своих сайтах, в среднем по 5,2 тега на один текст. Parse.1у обнаружила, что издатели находят им все новые применения, отмечая формат контента, платные или партнерские материалы [Ellis, 2015].

На сайте Life.ru материалы структурированы исключительно при помощи тегов. Их можно увидеть над заголовком текста, там, где обычно размещается название рубрики. Например, новость о возможной встрече лидеров США и КНДР отмечена тегами «новости», «корейский полуостров», «КНДР», а текст о профессоре, расставшемся с женой из-за кошек, — тегами «семья», «супруги», «разводы». Однако теги редко выступают в качестве единственного рубрикатора; в основном они играют дополняющую роль. В таком качестве их используют «РИА Новости», «Независимая газета», «Новая газета», The New York Times, Guardian.

Сюжетирование в интернет-СМИ

Создание сюжетов является еще одним способом преодолеть ограничения рубрикации. Оно облегчает читателям восприятие новостей, помогает им восстановить связь событий друг с другом, избавив от информационной перегрузки. Чак Питерс, генеральный директор провинциального американского издания отмечает: «Любой новостной элемент (фото, цитата, другие данные) может относиться ко многим контекстным нарративам. Таким образом, каждый из этих элементов должен быть самодостаточен и при этом связан с насколько возможно большим количеством других. ‹…› Например, цитата из речи мэра города может относиться к сюжету о нем самом, сюжету о городе и собственно событию, по которому он высказывается. ‹…› В противоположность такому гибкому взаимодействию, мы обычно упаковываем информацию в изолированный формат новости, который не дает элементам соединятся друг с другом» [цит. по: Донских, 2010].

Эксперт Nieman Lab Лорен Ребейно среди ключевых тенденций в онлайновой журналистике выделяет контекстуализацию, позволяющую ориентировать читателя внутри большой темы. По словам исследовательницы, один материал не должен быть начальной и конечной точкой знакомства читателя с сюжетом, так как этого недостаточно для понимания новости. У каждой истории есть ключевые точки развития, участники, от которых зависит, как она развернется. Люди забывают об этом, и задача СМИ об этом напоминать, создавая не отдельные статьи, а страницы тем и сюжетов [Rabaino, 2013].

Исчерпывающее определение сюжету дает в своей статье И. Донских: «Сюжет — организационный раздел сайта, объединяющий в себе весь контент издания по одной теме и представляющий логическое развитие события или явления. Менее формальное определение сюжета — полноценная история, рассказанная заголовками. На наш взгляд, именно сюжет является вершиной организации материалов в интернет-СМИ. Сюжет в интернет-СМИ — это уникальный продукт технологической и творческой платформ, не имеющий аналогов в других типах СМИ» [Донских, 2010]. Иными словами, сюжет — это особая страница, где собраны материалы, связанные друг с другом хронологически или контекстуально.

Сюжеты создаются двумя способами:

1) при помощи гипертекста;

2) через создание специальной страницы.

В первом случае материал сопровождается ссылками по теме. Они не всегда отражают развитие события во времени; часто гипертекст отсылает читателя к публикациям со сходной тематикой, проблематикой, действующими лицами. Ссылки на связанные материалы могут размещаться где угодно: как внутри текста, так и после него (рис. 13).

Во втором случае все текстовые, фотовидеоматериалы, мультимедиа, относящиеся к цепи событий, выносятся на одну страницу. Как правило, у этой страницы есть заголовок, публикации могут сопровождаться аннотацией, объясняющей общую суть происходящего. Страница обновляется по мере появления новых подробностей, а для удобства читателей редакции часто создают специальные RSS-потоки, которые позволяют следить за обновлениями. Ссылки на сюжеты часто помещаются в верхней части главной страницы. Когда актуальность сюжета пропадает, ссылки убирают (рис. 14).

Рис. 13. Гипертекстуальное сюжетирование на сайте РБК

Рис. 14. Сюжет «Второй тур региональных выборов» на сайте «РИА Новости»

Пол Грабович, автор руководства по мультимедийной журналистике приводит примерный перечень элементов страницы сюжета [Grabowicz, 2014]:

• краткое содержание сюжета. Часто размещается в верхней части страницы, сопровождается ссылкой на более подробную информацию;

• предыдущие тексты по теме;

• информация об участниках (людях и организациях) — ссылки на другие материалы о них, их профили, базу данных издания с информацией о них;

• фото и видео, связанные с разными аспектами темы;

• базы данных и визуализации данных, связанные с темой. Так, страница, посвященная преступлению, может быть дополнена ссылками на статистику преступлений по типу или месту происшествия;

• таймлинии, которые позволяют следить за развитием события во времени;

• карты;

• ссылки на дополнительные ресурсы (например, на сайты организаций, участвующие в развитии сюжета);

• игры, которые помогают людям лучше изучить тему;

• голосование, дающее возможность почувствовать причастность к теме;

• комментарии или форум.

Примеры страниц сюжетов в онлайновых СМИ:

• Сюжеты в «РИА Новости»;

• Live blog в Guardian;

• Card staks в издании Vox.com;

• Times Topics;

• Topicly на сайте The Washington Post.

Тенденции

Если проанализировать процессы, происходящие в области организации контента интернет-СМИ, то можно увидеть несколько тенденций. В первую очередь, издания стремятся сократить количество разделов на сайте. И если не убирают лишние разделы совсем, то, по крайней мере, скрывают их в меню или в карте сайта. Часто совмещают жанровые и тематические рубрикаторы (по всей видимости потому, что читателю не очень важны эти различия, но ему хочется удобного доступа и к новостям, и к фото). Издания используют возможности гипертекста для улучшения пользовательского опыта, а потому сопровождают публикации тегами и объединяют их в сюжеты. Некоторые медиа создают специальные индексы тегов и сюжетов, чтобы аудитория могла выбрать все, что ей интересно.

СМИ продолжают экспериментировать с навигацией, отказываясь от рубрикаций или создавая нетрадиционные основания для нее. Например, y Buzzfeed есть разделы, отражающие эмоции от прочтения материалов: LOL, Cute, OMG и т. п. Есть и попытки ввести рубрики для комментариев.

Контрольные вопросы

1. Чем рубрикация сайтов СМИ отличается от традиционной рубрикации печатных изданий?

2. Какие виды рубрикаторов используются в интенет-медиа?

3. Что такое сюжет? Какие виды сюжетирования вам известны?

4. Для чего служит структурирование контента с помощью тегов?

Задания для самостоятельной работы

1. С помощью ресурса Internet Archive найдите версии сайтов «Коммерсанта» и «Газеты.ру» трех-, пяти — и десятилетней давности. Как изменялась их структура? Как вы думаете, чем были вызваны эти изменения?

2. Откройте сайты нескольких красноярских телеканалов. Какие виды рубрикации они используют? Оцените, насколько удобна такая рубрикация. Предложите улучшения в системе рубрикации контента и обоснуйте их необходимость.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я