Учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика». Разработано для организации практических и семинарских занятий по дисциплинам, изучающим жанры периодической печати и ориентированным на обучение журналистскому мастерству. Пособие содержит практические советы и упражнения по развитию навыков наблюдательности и эффективного слушания, а также рассматривает работу с текстами в жанрах натурной и портретной зарисовки и репортажа, которые содержат не только фактологическую, но и описательную информацию. Основываясь на общности методики их создания, автор предлагает объединить их в условную группу «визуальных жанров». Издание может представлять интерес для медиапедагогов и широкого круга читателей, заинтересованных как в развитии умений получать информацию из окружающей предметно-вещественной среды, так и в развитии навыков яркого и емкого описания событий и их участников. В формате А4 PDF сохранён издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Визуальные жанры журналистики. Как и зачем развивать наблюдательность в эпоху искусственного интеллекта» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Зорин К. А., 2024
© Знание-М, 2024
Введение
Стремительное развитие искусственного интеллекта заставило журналистов искать ответ на вопрос, останется ли у них работа. Опасения не напрасны: еще в 2015 году, когда алгоритмы стали внедрять для написания новостных заметок медиагиганты вроде информагентства Reuters, конкуренция с роботами — дело далекого будущего. Сегодня мы постоянно получаем сообщения об очередном прорыве искусственного интеллекта: нейросети пишут тексты, генерируют картинки, создают видео, в том числе очень реалистичное. В Китае уже даже сняли мультсериал без участия человека — на всех этапах был задействован только искусственный интеллект.
Однако вся работа нейросетей основана на использовании разнообразных кодов — слов, символов, изображений — и на линейных последовательностях причинно-следственных связей. Нейросети, безусловно, эффективны при работе с большим массивом данных. Но человеческий мозг сложнее: мы воспринимаем мир не только с помощью рационального познания, но и разных органов чувств, воспринимаем и передаем другим не только то, что описывается с помощью слов, но и то, что сложно выразить с помощью символов и знаков. Это так называемые «неявные», или «личностные» знания. Например, они порою связаны с тем, что мы называем интуицией. Именно благодаря личностному уникальному восприятию мира журналист может найти неожиданные ассоциации, взаимосвязи между фактами, символ, выражающий суть ситуации или явления. И здесь искусственный интеллект не может быть конкурентом человеку.
Развивать подобные способы мышления и восприятия мира помогает тренировка навыков наблюдения и эффективного слушания. А именно эти качества необходимы журналисту при работе с жанрами, которые автор обозначил как «визуальные». Это натурная и портретная зарисовки, репортаж, очерк, жизненная история, корреспонденция. Хотя в привычных классификациях нет такой группы, объединить их в нее позволяет подход, упомянутый Г. В. Лазутиной и С. С. Распоповой: жанр, с их точки зрения, — это не только устойчивый тип текста, но и определенный способ деятельности, необходимый для создания произведения.
Изложенную в данном пособии информацию и методики автор искал методом проб и ошибок, работая со студентами в рамках практических дисциплин с 2004 года и в рамках подготовительных курсов для абитуриентов с 2010 года. Если вначале на занятиях совместно разбирались профессиональные тексты, то постепенно акцент сместился на тренировку наблюдательности, навыков эффективного слушания и умения описывать в тексте увиденное и услышанное (то есть знакомство с приемами отображения с помощью слов места, человека, действия и события). В итоге, даже когда учащимся давался минимум теории (в частности, на подготовительных курсах), они достаточно успешно осваивали эти техники и начинали создавать интересные тексты. Конечно, результаты не всегда были одинаковыми и часто напрямую зависели не столько от владения языком, сколько от уровня наблюдательности. Но так или иначе в большинстве случаев они заметно улучшались при усердной работе на занятиях. Своеобразной независимой экспертизой разработанной методики стало регулярное поступление абитуриентов на бюджет на факультеты журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета.
Структура пособия отражает еще один методический подход, обнаруженный автором на практических занятиях: до начала работы над конкретными текстами важно слегка изменить образ мышления. Именно поэтому в первых трех главах объясняется, в чем польза от развития навыков наблюдения и слушания, описываются основные трудности на этом пути, даются упражнения, которые позволяют проверить себя и немного эти навыки улучшить. Последующие три главы последовательно описывают работу над натурной и портретной зарисовкой и репортажем, объединенными в группу «визуальных жанров». В этих главах в заданиях использованы не только профессиональные тексты, но и некоторые работы абитуриентов и первокурсников. Как показала практика, это оказывает важный психологический эффект. Если тексты профессионалов начинающие авторы воспринимают как слишком сложные и полагают, что такой уровень недостижим, то знакомство с работами (пусть и не самыми совершенными) сверстников или тех, кто младше, доказывает, что научиться создавать подобные работы вполне реально.
Пособие может быть использовано на занятиях курсов журналистского мастерства, а также для самостоятельного изучения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Визуальные жанры журналистики. Как и зачем развивать наблюдательность в эпоху искусственного интеллекта» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других