Производство сундуков в Вятской губернии (XIX – начало XX века). История, мастера, произведения

Глеб Пудов

В книге рассматривается история производства сундуков, существовавшего в Вятской губернии. Приводятся основные факты, краткие биографии мастеров, анализируются конкретные произведения.This book deals with the history of the production of chests that existed in the Vyatka province. The author gives the main facts, short biographies of the masters and also analyzes artistic items.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Производство сундуков в Вятской губернии (XIX – начало XX века). История, мастера, произведения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Редактор Наталия Ивановна Ковалева

Рецензент Алексей Валерьевич Чевардин

Рецензент Ирина Андреевна Колобкова

© Глеб Пудов, 2022

ISBN 978-5-0053-4462-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

В настоящем издании речь пойдет о вятском сундучном промысле XIX — начала XX века. Это один из самых ярких периодов его истории, период расцвета кустарной промышленности. В России, в частности, в Вятской губернии, она приобрела немалое значение. Экономист и историк А. А. Исаев справедливо полагал, что если бы даже кустарная промышленность не приносила материальной выгоды, она была бы исключительно необходима для заполнения досуга в зимнее время, сохранения крестьянской семьи (в отличие от отхожих промыслов), морального и физического здоровья населения и т. д.1

Несмотря на то, что по поводу термина «кустарная промышленность» до сих пор ведутся дискуссии, в предлагаемой книге под ним будет пониматься «вид мелкой обрабатывающей промышленности, с преобладанием ручного труда, как с семейной организацией производства (домашняя промышленность), так и с применением наемного труда, ориентированный на рынок, необлагаемый налогом и не подчиненный ведению фабричной инспекции»2.

О производстве сундуков и шкатулок в Вятской губернии известно давно. Его изучение началось во II половине XIX столетия. Деятели местного земства и сотрудники Статистического комитета тщательно описали промысел с организационной, технической и экономической сторон. В очерке Николая Александровича Спасского3 приведены исторические и статистические сведения о промысле: количество мастеров, распространенность изделий, места их сбыта и т. д. Однако сундучное производство рассматривалось лишь как часть столярного промысла (в ряду других промыслов, распространенных в Вятской губернии). В работах земского врача И. А. Казаченко4 встречаются упоминания о производстве сундучных изделий в разных уездах губернии. Они имеют немалое значение как свидетельства широкого распространения «дела» сундуков и шкатулок.

Особо следует выделить исчерпывающую статью земского статистика Федора Григорьевича Кучина, опубликованную в 1890 году5. Она остается отправной точкой для всех изучающих вятское сундучное производство; это база, без которой невозможно любое исследование вятского сундука. Ф. Г. Кучин вникал во все мелочи сундучного промысла, ни один аспект технологии и организации не избежал его пристального внимания. Тем не менее, как в других работах земских статистиков того времени, в этой промысел не рассмотрен с художественной стороны.

Краткие сведения о вятских мастерах можно встретить в каталогах выставок, например, Казанской (1890) и Нижегородской (1896). В каталоге Вятского отдела на Казанской научно-промышленной выставке6 приведены сведения о сундучниках и их мастерских (местонахождение, экспонаты, представленные на выставку): М. И. Вылегжанине, Н. В. Дерендяеве, Л. Е. Кокореве, К. Г. Лютикове, Д. И. Никулине, А. И. Попове, Н. Юдникове. А в Подробном указателе выставки в Нижнем Новгороде7 указаны сведения о мастерах А. Ф. Кокореве, Л. А. Кокореве, К. Г. Кормщикове, Л. Ф. Кормщикове, П. Г. Кормщикове, А. Д. Никулине, С. Д. Новокшенове, И. Салтыкове и Д. Е. Чугунове.

Ценным источником являются также выпуски «Календаря и памятной книжки Вятской губернии», в которых публиковались сведения о кустарных промыслах, в том числе сундучном. Цифровые данные в некоторых случаях дали возможность проследить динамику развития сундучного производства. В очерках представителей земства описана ситуация, сложившаяся в кустарной промышленности губернии во второй половине XIX — начале XX века. Таким образом сундучный промысел был помещен в определенный контекст, что позволило прояснить некоторые его аспекты.

Немаловажное значение имеют прейскуранты Вятского кустарного склада, в которых указаны не только цены, но и виды продаваемых сундуков8.

Серьезные научные труды вновь появились в 1970-80-е годы. Это блестящие статьи и монографии московского исследователя Василия Алексеевича Барадулина, касающиеся росписей Приуралья и Урала9. Тщательность исследования, глубина искусствоведческого анализа, достоверность сообщаемых сведений сделали эти работы образцовыми. Однако посвящены они были в основном домовым росписям, и, кроме того, сундуки в них рассматривались в ряду других предметов, украшаемых росписью и окрашиванием.

Одной из последних по времени работ, связанных с обозначенной темой, стала статья Надежды Николаевны Менчиковой, вышедшая в свет в 2004 году10. Автор, основываясь на материале экспедиций в Кировскую область, условно разделила вятскую роспись на шесть типов, определила их основные композиционные и колористические особенности. Также Н. Н. Менчикова привела множество сведений, касающихся технологии вятской росписи. При этом она основывалась на вышеназванном труде Ф. Г. Кучина. Н. Н. Менчикова справедливо отметила, что «основные элементы декора (квадрат, ромб, круг, крест, розетка) имеют геометрический характер, а значит, древние корни. Различное сочетание этих элементов по размеру, цвету, ритму, пропорциям создает массу неповторимых вариантов декора вятских расписных сундуков»11.

В 2017 году была опубликована статья автора настоящей книги12. Была предпринята попытка проанализировать художественные особенности вятских сундуков. При этом для анализа привлекались не только расписные сундуки, но и вещи, декорированные листами «мороженой» жести. Как правило, вторые находятся в тени по отношению к первым. Однако объем статьи не позволил прояснить многие нюансы, особенно вопрос отношения вятского промысла к другим русским сундучным центрам. Исправленный и дополненный вариант этой статьи был опубликован в другом издании13.

Таким образом, библиографии вятского сундука свойственны на сегодняшний момент следующие особенности: он мало анализировался как художественный предмет — либо сундук рассматривался как бытовая вещь, либо объектом исследований была только роспись, украшающая его (необходимо отметить, что она была не единственным способом украшения сундуков); основное внимание уделялось социально-экономической стороне производства; в названных работах не затронуты важные с точки зрения изучения вятского сундука вопросы и проблемы, например: роль сундучного производства в общей истории вятской кустарной промышленности II половины XIX — начала XX века; взаимосвязи с другими местными промыслами; взаимосвязи с другими сундучными центрами России; соотношения сельского, городского и заводского производства сундуков в Вятской губернии и проч.

Количество сохранившихся художественных произведений делает возможным их изучение. Вятские сундуки находятся в Русском музее, Российском этнографическом музее, Кировском областном художественном музее, Вологодском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, Костромском музее-заповеднике, историко-этнографическом музее-заповеднике «Шушенское», музее фресок Дионисия (Ферапонтово, филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника), особенно много их в коллекциях уральских и прикамских музеев (поскольку вятские мастера часто работали на Среднем Урале и в Прикамье). Большое число встречается на интернет-аукционах. Кроме того, множество вятских сундуков и в настоящее время используется в деревенском хозяйстве.

В предлагаемой работе на основе обобщения сведений из специальной литературы, информации из РГИА и анализа конкретных художественных произведений дана характеристика вятского сундучного центра в XIX — начале XX века, определена его роль в истории производства сундуков в России. Настоящее издание является первой попыткой подобного рода, поэтому в дальнейшем возможны некоторые дополнения и исправления.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Производство сундуков в Вятской губернии (XIX – начало XX века). История, мастера, произведения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Исаев А. К вопросу о кустарной промышленности в России// Русская мысль. — 1880. — №11. — С. 97.

2

Карташова М. В. К вопросу о термине «кустарная промышленность» в исторической литературе (см.: http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/01_2007/Kartashova.pdf). Обзор историографии кустарной промышленности см.: Новиков Е. А. К вопросу об историографии кустарной промышленности в России// Вестник КГУ. — 2017. — №3. — С. 56 — 58.

3

Кустарная промышленность Вятской губернии: стат. очерк / сост. для Всерос. пром.-худож. выст. 1882 г. в Москве секр. Губ. стат. ком. Н. Спасским. — Вятка: Губ. тип., 1882, С. 23, 24.

4

Кустарная промышленность Вятской губернии / сост. И. Казаченко. — СПб., 1884. — (Тр. ком. по исследованию кустар. пром-сти в России; вып. 11). — С. 171, 172, 376, 377; Кустарная промышленность Вятской губернии / сост. И. Казаченко. — СПб., 1884 — (Тр. ком. по исследованию кустар. пром-сти в России; вып. 12). — С. 507, 512, 517, 649; Кустарная промышленность Вятской губернии / Сост. И. Казаченко. СПб., 1887 (Тр. ком. по исследованию кустар. пром-сти в России; вып. 16). — С. 14, 113, 114, 115.

5

Кучин Ф. Г. Сундучный промысел//Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. Вып. II. — Вятка, 1890, С. 44 — 97. О земских статистиках, методах их работы, роли в общественной жизни России см. многочисленные работы С. В. Лёвина.

6

Каталог Вятского кустарного отдела на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г.: краткий очерк кустар. пром-сти Вятской губернии. — Вятка, 1890. — С. 15, 16.

7

Подробный указатель по отделам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. — 1896. — Отд. 11: Кустарные промыслы. — 15, 90 с. С. 40, 41, 42, 44, 45.

8

Прейс-Курант кустарных изделий Яранского отделения Вятского кустарного склада Губернского земства. Яранск: скоропечат. тип. А. Н. Глушкова, 1907, С. 33 — 34; Прейс-курант кустарных изделий Вятского кустарного склада губернского земства. Вятка: типо — лит. М. М. Шкляевой, 1915, С. 15 — 16.

9

Барадулин В. А. Отхожий малярный промысел на Среднем Урале (вятские мастера рубежа XIX — XX веков) //Сообщения ГРМ. Вып. XI. — М., 1976; он же. Искусство Прикамья. Народная роспись по дереву. Альбом. Автор-составитель В. А. Барадулин. — Пермь, 1987; он же. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. — Л.: Художник РСФСР, 1988.

10

Менчикова Н. Вятская сундучная роспись (по материалам экспедиций Кировского областного художественного музея имени В.М. и А. М. Васнецовых по районам Кировской области в 2000—2003 гг.) //Кировский областной художественный музей имени В.М. и А. М. Васнецовых. Материалы и исследования. — Киров, 2004, С. 98—105.

11

Там же, С. 104.

12

Пудов Г. А. О вятских сундуках XIX—I половины XX века//Петербургские искусствоведческие тетради. АИС. Вып. 46. — СПб, 2017, С.145—151.

13

Он же. О производстве сундуков в Вятской губернии (история, технология, художественный стиль) // Герценка. Вятские записки. — Киров, 2017. — №32.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я